В помощь учителю и ученику. Устное собеседование
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Гокова Елена Михайловна

В помощь учителю и ученику. Устное собеседование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Процедура собеседования: как проходит и из чего состоит

Собеседование — одно из самых простых испытаний, ожидающих девятиклассников в новом году. Читать и пересказывать текст своими словами, описывать фотографию, размышлять на отвлечённые темы или выстраивать рассказ о конкретном событии — вот те умения и навыки, которые вам пригодятся. Экзамен состоит из 4 КИМов:

чтение текста;

пересказ текста;

монологическое высказывание;

диалог с экзаменатором.

На всю процедуру отводится около 15 минут (по 2 минуты на 1 и 2 задание, по 1 минуте — на 3 и 4 задание и время на ответы).

За все четыре задания можно получить 20 баллов, а проходной минимум, за который выставляется зачёт, — 10 баллов. Как видите, для успешной сдачи собеседования достаточно набрать хотя бы половину от максимального количества баллов. В случае недобора возможна пересдача с первой или второй попытки. Только после успешного прохождения собеседования учащийся получает допуск к основному государственному экзамену по русскому языку.

1 этап (чтение): на что обратить внимание

Первое задание предполагает умение чётко, внятно, в хорошем (не слишком быстром и не слишком медленном) темпе читать текст, не допуская орфоэпических ошибок. Обратите внимание на «зоны риска» — эти слова и выражения следует несколько раз произнести про себя во время подготовки к ответу:

- имена собственные (не перепутайте имя и отчество, постарайтесь не пропустить буквы или слоги в иностранных онимах);

- названия художественных произведений (незнакомые заглавия читайте внимательно, не торопитесь);

- даты (если вы не умеете читать числа, записанные римскими цифрами, научитесь этому прямо сейчас);

- термины (во время подготовки тихо произнесите их по буквам, не заменяйте слово «индивид» словом «индивидуум», если не на сто процентов уверены, что это синонимы);

- редко употребляемые слова (диалектизмы, архаизмы, историзмы, неологизмы) (над ними, как правило, проставлены знаки ударения — не пропустите подсказки).

За 2 минуты, отведённые на подготовку, вы успеете увидеть сложные места и прочитать их про себя. При ответе не спешите. Экзаменаторы высоко ценят размеренное чтение, когда в голосе чувствуются спокойствие и уверенность.

2 этап (пересказ): лайфхаки для запоминания текста

Пока читаете текст, мысленно готовьтесь к его пересказу. Для этого сформулируйте на специально отведённых полях микротемы каждого абзаца. Обычно их три. Если перед вами биография, план будет стандартным:

- детство и юность героя;

- достижения и подвиги описываемой личности;

- значение этих достижений в истории и современности.

Текст-описание или текст-рассуждение тоже легко делятся на микротемы. Примерно так же мы работаем при написании изложения. Когда план намечен, выделите опорные слова. Не забывайте о конкретных деталях: какими открытиями прославился Михаил Ломоносов или сколько часов провёл Юрий Гагарин на орбите. Постарайтесь запомнить важные даты, имена, топонимы. Дословный пересказ не нужен, выбирайте главное, но не сводите ответ к поверхностным фразам вроде: «Язык — великое достояние человечества» или «Без Пушкина не было бы русской культуры».

Важный момент при подготовке пересказа — цитата, которую предлагается органично встроить в свой ответ. Её можно использовать в начале, середине или конце текста. Лучше упомянуть цитату сразу, чтобы не забыть о ней и не потерять на этом балл. Помните, что цитирование должно быть уместным. Например, слова Пушкина о том, что Ломоносов «сам был нашим первым университетом», можно сразу обосновать тем, что ломоносовский гений был разносторонним, а открытия учёного оставили след в физике, химии, геологии, географии, металлургии, астрономии, литературе.

3 этап (монолог): как составить хороший рассказ

Каждому из пунктов третьего задания соответствует один из трёх типов речи:

- описание;

- повествование;

- рассуждение.

В процессе подготовки стоит заранее определить, что получается у вас лучше: описывать фотографии, вспоминать истории из жизни или размышлять на абстрактные темы.

Определившись с типом речи, учтите, что описание опирается прежде всего на факты, а не на домыслы. Не следует применять дедуктивный метод Шерлока Холмса и рассказывать, что алые блики на окнах здания, изображённого на заднем плане, свидетельствуют о бушующем пожаре, а «испещрённое морщинами» лицо третьего в первом ряду спортсмена говорит о том, что его здоровье подорвано на соревнованиях. Если хотите пофантазировать, выбирайте рассуждение. Описание больше подойдёт внимательным спокойным созерцателям.

Если не знаете, как нарастить объём текста, пользуйтесь такими понятиями, как «передний план», «центр композиции», «цветовые акценты», «свет» и «тень». Описывая людей, упоминайте о выражении лиц, позах, одежде, расположении по отношению к другим персонажам и объектам.

Текст типа повествование предполагает последовательное развитие сюжета от начала к середине, а затем — к концу. Соблюдайте принцип единства места и времени (если вы сказали, что пошли в кино на новогодние праздники, в рассказе не должно быть упоминания о запахе сирени, который кружил вам голову по дороге домой). Используйте такие слова, как «однажды», «сначала», «потом», «затем», «в итоге». Избегайте междометий и слов-паразитов «ну», «вот», «как бы», «как сказать», «типа того» и им подобных. Если используете слова или термины, которые могут быть непонятны более взрослому собеседнику, поясните их значение.

Рассуждение — это устный фрагмент, идентичный тому, что будет в сочинении формата ОГЭ. Вам тоже будет предложено вслед за автором текста поразмышлять о дружбе, вражде, добре, зле, предательстве или ответственности. Примерный план может быть таким:

- начните с определения понятия;

- приведите конкретные примеры;

- противопоставьте выбранному явлению что-нибудь близкое, но не идентичное, чтобы лучше выявить нюансы (например, размышляя о силе духа, опишите ситуации, в которых проявляется это качество, объясните, чем сила духа отличается от физической мощи).

Такое рассуждение похоже на вводную часть итогового сочинения, так что устный ответ можно воспринимать как репетицию перед июньским испытанием.

Примерный объём — 10 предложений. Время, отведённое на высказывание, — 3 минуты.

4 этап (диалог): что важно учитывать

Диалог — это продолжение монолога. Учитель задаст вопросы по теме вашего рассказа, опираясь на вопросы, предложенные в бланке. Вопрос может быть уточняющим, например, если вы рассказывали о праздновании Рождества, экзаменатор может спросить, каким было самое запоминающееся Рождество в вашей жизни. Если вопрос покажется слишком личным и ответ на него будет связан с болезненными воспоминаниями, можно прямо сказать об этом учителю и предложить поговорить о другом аспекте темы.

В целом разговор должен быть непринуждённым и естественным. Постарайтесь расслабиться, не относитесь к завершающему этапу собеседования слишком формально. Постарайтесь получить удовольствие от беседы — это поможет чувствовать себя свободно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет-ресурсы в помощь учителю и ученику

Ссылка на образовательные сайты и ресурсы...

Пакет электронных приложений к урокам ИИКТ (в помощь учителю и ученикам)

Содержание пакета мультимедийных приложений к урокам по ИИКТ, разработанных учителем ИИКТ МБОУ СОШ №17 г. Белая Калитва Ростовской области Коваленко Еленой ГермановнойПриложения  содержат ка...

Интернет-ресурсы в помощь учителю и ученику. Различные методы и формы работы на уроках иностранного языка

В данной работе представлен обзор полезных интернет источников для изучения и преподавания иностранного языка и  различные методы и формы работы на уроках иностранного языка....

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ И УЧЕНИКУ

Видеоматериал к урокам литературы.  Вы можете использовать на уроках интересные факты из биографии, правильное прочтение стихотворений, прослушать романсы, посетить музеи известных поэтов и писат...

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ И УЧЕНИКУ

Электронные ресурсы по русскому языку...

Цифровые образовательные ресурсы в помощь учителю и ученику

Пожалуй все согласятся со мной, если спросить любого ученика, подростка , на что он больше всего тратит своё свободное время, то в своём большинстве они скажут : «Комьютерные игры. Интернет. Вир...

Цифровые образовательные ресурсы в помощь учителю и ученику

             Краткая аннотация: методы обучения могут тогда называться активными, когда осуществляется совокупность педагогических приёмов, способствующих орг...