Аннотация к рабочей программе по русскому языку 10-11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Аннотация
Программа по русскому языку для средней школы предназначена для учащихся 10-11классов, изучающих предмет «Русский язык». Рабочая программа по предмету «Русский язык» (углубленный уровень) для учащихся 10-11 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 в действующей редакции); с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з); авторской программы Львова С. И. Русский язык и литература. Русский язык. Рабочая программа для общеобразовательных организаций (базовый и углубленный уровни). Предметная линия учебников С. И. Львовой, В. В. Львова. – М.: Мнемозина, 2014; Учебники: Львова С. И. Русский язык.10 класс: учебник для общеобразовательных организаций (базовый и углубленный уровни)/С. И. Львова, В. В. Львов. – М. : Мнемозина, 2020; Львова С. И. Русский язык.11 класс: учебник для общеобразовательных организаций (базовый и углубленный уровни)/С. И. Львова, В. В. Львов. – М. : Мнемозина, 2020;
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Федерального государственного образовательного стандарта через распределение часов по разделам и темам курса. Планирование рассчитано для классов, изучающих русский язык на углубленном уровне уровне, на 102 часа из расчета 3 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya_10-11_fgos_russkiy_yazyk.doc | 192.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Программа по русскому языку для средней школы предназначена для учащихся 10-11классов, изучающих предмет «Русский язык». Рабочая программа по предмету «Русский язык» (углубленный уровень) для учащихся 10-11 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 в действующей редакции); с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з); авторской программы Львова С. И. Русский язык и литература. Русский язык. Рабочая программа для общеобразовательных организаций (базовый и углубленный уровни). Предметная линия учебников С. И. Львовой, В. В. Львова. – М.: Мнемозина, 2014; Учебники: Львова С. И. Русский язык.10 класс: учебник для общеобразовательных организаций (базовый и углубленный уровни)/С. И. Львова, В. В. Львов. – М. : Мнемозина, 2020; Львова С. И. Русский язык.11 класс: учебник для общеобразовательных организаций (базовый и углубленный уровни)/С. И. Львова, В. В. Львов. – М. : Мнемозина, 2020;
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Федерального государственного образовательного стандарта через распределение часов по разделам и темам курса. Планирование рассчитано для классов, изучающих русский язык на углубленном уровне уровне, на 102 часа из расчета 3 часа в неделю.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
Выпускник на углублённом уровне научится:
- воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
- рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
- анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
- отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
- иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
- оценивать стилистические ресурсы языка;
- сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
- владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
- создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
- соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
- использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться:
- проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
- выделять и описывать социальные функции русского языка;
- проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
- анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
- характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
- проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
- проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
- критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
- выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
- осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
- использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
- проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
- редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
- определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.
Содержание учебного предмета русского языка в 10 - 11 классах (углублённый уровень)
10 класс Введение
Концепт как отражение языковой картины мира. Справочный аппарат учебника.
Цели и задачи углубленного изучения русского языка.
Язык как средство общения Русский язык – хранитель духовных ценностей нации
Язык как отражение исторического опыта народа, культурных достижений всего человечества. Социальная роль языка в обществе. Словари как результат лингвистических исследований языка. Формы национального языка: литературный язык, территориальные диалекты, городские просторечия, разновидности жаргона.
Основные функции языка: коммуникативная, когникативная, кумулятивная, эстетическая. Функциональные разновидности языка.
Русская словесность. Идиостиль А.С. Пушкина. Орфографический блок «Правописание морфем». Речевое общение как социальное явление
Понятие речевого общения, цель и задачи речевой коммуникации. Вербальные (словесные) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства общения. Графические знаки. Речевая ситуация.
Интернет как новое средство массовой информации. Искусственные языки, эсперанто.
Разновидности речи: монолог, диалог, полилог. Культура восприятия устной монологической и диалогической речи. Роль орфографии и пунктуации в речевом общении.
Текстоведческий анализ. Идиостиль Н.В.Гоголя.
Обучение сочинению части С ЕГЭ: композиция, критерии оценивания. Виды вступления и заключения.
Орфографический блок «Орфограммы в корне слова».
Речь устная и речь письменная
Две формы речевого общения (общее и различное). Интернет-речь. Особенности устной речи. Интонация. Стили речи: научный.
речи ».
Основные требования к письменному тексту. Типы речи.
Лингвистический анализ художественного текста. Идиостиль М.Ю. Лермонтова.
Обучение сочинению части С ЕГЭ: виды комментариев к проблеме.
Орфографический блок «Слитное и раздельное написание Не с разными частями
Основные условия эффективного общения
Условия эффективного общения. Характеристика коммуникативного акта.
Коммуникативный барьер. Правила говорящего и слушающего. Национальные особенности невербальных средств общения.
Признаки разговорной речи. Диалекты, говоры. Устаревшая и заимствованная лексика. Орфоэпические нормы. Речевой этикет. Русский фольклор о правилах общения. Фразеология. Речевые ошибки.
Интерактивное общение.
Идиостиль И.С. Тургенева.
Обучение сочинению части С ЕГЭ: Способы формулирования проблемы.
Грамматические и синтаксические нормы.
Виды речевой деятельности. Информационная переработка текста Виды речевой деятельности
Чтение и аудирование, говорение и письмо как виды речевой деятельности. Четыре этапа речевой деятельности. Значимость речевой деятельности в воспитании человека. Речь внешняя и внутренняя.
Идиостиль Ф.М.Достоевского.
Обучение сочинению части С ЕГЭ: определение позиции автора и способы её формулирования.
Анализ текста. Сжатие мини-текста.
Чтение как вид речевой деятельности
Виды чтения: поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее.
«Национальная программа поддержки и развития чтения». Эффективность работы с письменным текстом. Типы читателей.
Изучающее чтение: способы маркировки материала, определение идеи, составление плана текста.
Просмотровое чтение: определение темы, проблематики текста. Ознакомительное чтение: определение точки зрения автора текста. Реклама и её виды (социальная, настойчивая). Образ-символ.
Афоризмы. Развёртывание афоризма (упр.252). Идиостиль А.Н.Островского. Алгоритм анализа поэтического текста. Идиостиль А.Фета, Ф.И. Тютчева.
Обучение сочинению части С ЕГЭ: способы выражения согласия или возражения автору и аргументации собственной позиции.
Пунктуационный блок «Простое предложение».
Аудирование как вид речевой деятельности
Два способа аудирования: нерефлексивное и рефлексивное. Основные приёмы рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, резюмирование, проявление эмоциональной реакции. Три вида аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное. Правила хорошего слушания и типичные ошибки слушания.
Чтение вслух. Звукопись как изобразительное языковое средство.
Аудиозапись. Русские лингвисты П.Я.Черных, М.Ю.-Ф. Фасмер. Трудности аудирования устного выступления.
Идиостиль И. Гончарова.
Обучение сочинению части С ЕГЭ: Подбор аргументов
Орфографический блок «Слитное, дефисное, раздельное написание».
Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста
Языковое и смысловое сжатие текста. Основные способы информационной переработки текста: план, тезисы, аннотация, конспект, реферат, рецензия. Собственно авторские знаки. Основные правила составления плана, тезисов и конспекта.
Виды планов: назывной, вопросный, тезисный, цитатный.
Виды конспектов: текстуальный, тематический. Конспектирование аудиотекста: правила сокращения слов при конспектировании.
Словарная статья.. Составление тезисов.
Аннотации на книги разных стилей. Средства организации текста. Поэтические достоинства текста.
Структура реферата. Основные требования к реферату и этапы его написания.
Идиостиль М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Обучение сочинению части С ЕГЭ: виды аргументов, введение аргументации из читательского опыта.
Пунктуационный блок «Сложное предложение».
Говорение как вид речевой деятельности
Признаки говорения: мотивированность, активность, целенаправленность, связь с другими видами деятельности человека. Качества устной речи: правильность, ясность, чистота, точность, выразительность, богатство. Отражение процесса говорения в художественных произведениях («Скучная история» А.П.Чехова).
Риторика. Публичное выступление: основные требования к нему, критерии оценивания устного высказывания. Стилистика ритора. Основные элементы интонации, интонационная разметка. Стратегия речевой ситуации. Функции обращения.
Жанрово-тематическая классификация публичной речи. Панегерик.
Лингвистический комментарий к художественному тексту ( А.С.Пушкин
«Евгений Онегин»).
Практикум «Устное сообщение на основе презентации». Идиостиль Н.С.Лескова.
Обучение сочинению части С ЕГЭ: логическая связь микротем сочинения, абзацное членение.
Обучение сочинению части С ЕГЭ: сочинение по публицистическому тексту.
Задания по морфемике и словообразованию.
Письмо как вид речевой деятельности
Происхождение письменности. Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской орфографии. Основные принципы русского написания.
Эпистолярный жанр. Речевой этикет 19 века: личное письмо. Риторические приёмы.
Использование средств письма для передачи мысли. Связь письма с другими видами речевой деятельности. Основные требования к содержанию письменного высказывания. Критерии оценивания письменного высказывания учащегося.
Электронная почта. СМС-сообщение. Чат. «Олбанский» язык. Графология.
Культура работы с текстами разных типов речи. Культура работы с текстами разных стилей речи. Культура работы с текстами разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей.
Пунктуация как система правил правописания предложений. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Знаки препинания и их функции.
Идиостиль Л.Н.Толстого.
Обучение сочинению части С ЕГЭ: сочинение по художественному тексту.
Художественно-изобразительные средства.
Повторение изученного
Проект как форма реализации лингвистического развития личности. Публичная защита проектов и критерии их оценивания.
Разделы лингвистики: ономастика, этимология. Графология как наука о почерке: характеристика отправителя послания.
Комплексный анализ текста. Выразительное чтение. Мини-исследование.
11 класс
Основные сведения о языке и речи
- Язык и культура
Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, эстетическая (повторение).
Кумулятивная (культуроносная) функция как способность языка накапливать и передавать опыт поколений, служить хранилищем человеческого опыта, культурно- исторической информации.
Язык как составная часть национальной культуры; как продукт культуры, в котором сосредоточен исторический культурный опыт предшествующих поколений; как средство дальнейшего развития культуры, условие формирования и существования нации, средство формирования личности
Функциональная стилистика
- Функциональные разновидности русского языка
Функциональная стилистика как раздел лингвистики, который изучает исторически сложившуюся в русском языке систему функциональных разновидностей литературного языка в их взаимном соотношении и взаимодействии
Современное учение о функциональных разновидностях языка.
Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили (официально-деловой, научный, публицистический), язык художественной литературы (повторение изученного).
Речевой жанр как относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказываний, имеющих общие признаки: соответствие определённой коммуникативной цели, завершённость, связь с конкретной сферой общения.
- Разговорная речь
Сфера применения разговорной речи: разговорно-бытовая.
Основная функция разговорной речи: общение, обмен мыслями, впечатлениями, мнениями.
Основные разновидности разговорной речи: разговорно-официальный и разговорно- бытовой подвиды.
Основные признаки разговорной речи: непринуждённость, непосредственность, неподготовленность; эмоциональность, экспрессивность; прерывистость и непоследовательность; оценочная реакция; конкретность содержания. Особая роль интонации, мимики и жестов при устном общении.
Языковые средства разговорной речи: лексические (разговорная и просторечная лексика, фразеологизмы; лексика с эмоционально-экспрессивной окраской, слова с суффиксами субъективной оценки; активность слов конкретного значения и пассивность слов с отвлечённо-обобщённым значением и др.), морфологические (грамматические формы с разговорной и просторечной окраской; преобладание глагола над существительным; частотность местоимений, междометий, частиц; пассивность отглагольных существительных, причастий и деепричастий), синтаксические (активность неполных, побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, обращений, вводных слов разных групп; преобладание простых предложений; ослабленность синтаксических связей, неоформленность предложений, разрывы вставками; повторы; использование инверсии, особая роль интонации).
Основные жанры разговорной речи: беседа, разговор, рассказ, сообщение, спор; записка, СМС-сообщение, дружеское письмо, дневниковые записи и др.
- Официально-деловой стиль
Сфера применения: административно-правовая.
Основные функции официально-делового стиля: сообщение информации, имеющей практическое значение, в виде указаний, инструкций. Основные разновидности (подстили) официально-делового стиля: законодательный, дипломатический, административно-канцелярский.
Основные особенности официально-делового стиля: императивность (предписывающе- долженствующий характер); стандартность, точность, не допускающая разночтений; соответствие строгой форме (шаблону), логичность, официальность, бесстрастность; сжатость, компактность, экономное использование языковых средств.
Основные особенности официально-делового стиля: императивность (предписывающе- долженствующий характер); стандартность, точность, не допускающая разночтений; соответствие строгой форме (шаблону), логичность, официальность, бесстрастность; сжатость, компактность, экономное использование языковых средств.
Основные жанры официально-делового стиля: законодательный подстиль: постановление, закон, указ; гражданские, уголовные и другие акты государственного значения; дипломатический подстиль: международный договор, соглашение, конвенция, меморандум, дипломатическая нота, коммюнике; административно-канцелярский подстиль: устав, договор, приказ, письменное распоряжение, расписка, заявление, справка, доверенность, автобиография, характеристика, официальное объявление, постановление, отчёт, благодарственное письмо, инструкция, резолюция, указание, доклад, выступление, служебный телефонный разговор, устное распоряжение; различные виды юридической документации: исковое заявление, протокол допроса, обвинительное заключение, акт экспертизы, кассационная жалоба и др
- Научный стиль речи
Сфера применения: научная. Основные функции научного стиля: сообщение научной информации, её объяснение с представлением системы научной аргументации. Основные разновидности (подстили) научного стиля: собственно - научный, научно- информативный, научно-справочный, научно-учебный, научно-популярный.
Основные особенности научного стиля: обобщённо-отвлечённый характер изложения, подчёркнутая логичность; смысловая точность, информативная насыщенность, объективность изложения, безóбразность речи; стилистическая однородность, упорядоченный характер.
Языковые средства научного стиля: лексические (абстрактная лексика, научные термины, сочетания терминологического характера, речевые клише, отглагольные существительные со значением действия, слова, указывающие на связь и последовательность мыслей; отсутствие образности, экспрессивно-эмоциональной лексики), морфологические (преобладание имени над глаголом, частотность существительных со значением признака, действия, состояния; частотность форм родительного падежа, употребление единственного числа в значении множественного, частотность имён числительных), синтаксические (преобладание простых осложнённых и сложноподчинённых предложений; использование пассивных, неопределённо-личных, безличных конструкций, вводных, вставных, уточняющих конструкций, причастных и деепричастных оборотов).
Термины и их употребление в текстах научного стиля речи. **Терминологические словари.
- Публицистический стиль речи
Сфера применения: общественно-политическая.
Основные функции публицистического стиля: сообщение информации, воздействие на слушателей и читателей.
Основные разновидности (подстили) публицистического стиля: газетно- публицистический, радио- и тележурналистский, ораторский, рекламный. Основные
особенностипублицистического стиля: логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность; чередование эк Основные жанры публицистического стиля: газетно-публицистический подстиль: информационные: заметка, информационная статья, репортаж, интервью, отчёт; аналитические: беседа, проблемная статья, корреспонденция, рецензия, отзыв, обзор; художественно-публицистические: очерк, эссе, фельетон, памфлет; радио-, тележурналистский подстиль: и Сфера применения: художественная (произведения художественной литературы).
- Язык художественной литературы
Основная функция языка художественной литературы: воздействие на чувства и мысли читателей, слушателей. Основные разновидности языка художественной литературы: лирика, эпос, драма.
Основные особенности языка художественной литературы: художественная образность; эмоциональность, экспрессивность, индивидуализированность; подчинённость использования языковых средств образной мысли, художественному замыслу писателя, эстетическому воздействию на читателей.
Языковые средства языка художественной литературы: лексические (неприятие шаблонных слов и выражений, широкое использование лексики в переносном значении, фразеологизмов, разнообразных тропов и фигур речи; намеренное столкновение разностилевой лексики), морфологические (экспрессивное употребление разнообразных морфологических средств), синтаксические (использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств, широкое использование разнообразных стилистических фигур).
Культура речи
- Культура речи как раздел лингвистики
Культура речи как раздел лингвистики, в котором изучаются нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, правописные), а также нормы построения речевого высказывания (устного и письменного) в рамках определённой функциональной разновидности языка и в соответствии с речевой ситуацией общения.
Культура речи как владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах; умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определённой ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации; соблюдение в процессе общения речевых правил поведения.
-Языковой компонент культуры речи
Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) как правила использования языковых средств в речи. Норма как образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
**Языковые нормы как явление историческое. **Изменение литературных норм, обусловленное развитием языка.
-Коммуникативный компонент культуры речи
Коммуникативный компонент культуры речи как требование выбора и употребления языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами общения. Необходимость владения функциональными разновидностями языка, а также умение ориентироваться на условия общения – важное требование культуры речи.
- Этический компонент культуры речи
Этический компонент культуры речи как применение правил поведения, связанных с речевым выражением нравственного кодекса народа; строгий запрет на сквернословие разговор на «повышенных тонах» в процессе общения.
- Повторение в конце учебного года
- Повторение и обобщение изученного в 5 – 11 классах, подготовка к ЕГЭ
Тематическое планирование
- КЛАСС
№ | Раздел | Кол-во часов | Из них | ||||
Контрольные работы , | Практические работы (развитие речи) | ||||||
1 | Русский язык как хранитель духовных ценностей нации | 5 | 1 | ||||
2 | Речевое общение как социальное явление | 4 | |||||
3 | Устная и письменная речь как формы речевого общения | 4 | |||||
4 | Основные условия эффективного общения | 8 | 4 | ||||
5 | Виды речевой деятельности | 5 | 1 | ||||
6 | Чтение как деятельности | вид | речевой | 10 | 2 | ||
7 | Аудирование деятельности | как | вид | речевой | 8 | 1 | |
8 | Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста | 16 | 1 | 2 | |||
9 | Говорение как вид речевой деятельности | 10 | 2 | ||||
10 | Письмо как деятельности | вид | речевой | 18 | 2 | 2 | |
11 | Повторение в конце учебного года | 14 | 2 | 1 | |||
Итого | 102 | 8 | 13 |
- КЛАСС
№ | Раздел | Кол-во часов | Из них | |
Контрольные работы , | Практические работы (развитие речи) | |||
1 | Язык и культура | 5 | ||
2 | Повторение изученного в 5-9 классах | 7 | ||
3 | Функциональная стилистика | 6 | 1 | |
4 | Разговорная речь | 9 | 2 | |
5 | Официально-деловой стиль | 5 | ||
6 | Научный стиль речи | 8 | 1 | 2 |
7 | Публицистический стиль речи | 5 | ||
8 | Язык художественной литературы | 17 | 1 | 2 |
9 | Культура речи | 9 | 1 | 1 |
Функциональные разновидности русского языка. | 14 | 1 | 2 | |
Повторение в конце учебного года | 11 | |||
Повторение и обобщение изученного в 5 – 9 классах, подготовка к ЕГЭ | 27 часов в течение учебного года | 2 | ||
Итого за учебный год | 102 |
Контроль результатов освоения содержания программы
Промежуточная аттестация основана на тематическом учете освоения предметного содержания, внутренний контроль, осуществляется учителем в форме тематических контрольных работ. Тематика, количество и содержание контрольных мероприятий по предмету определяется: 1) программой по предмету; 2) положением о порядке осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ СОШ №89 г.Тюмени, установления их форм, периодичности и порядка проведения, индивидуального учета результатов освоения обучающимися образовательных программ, перевода обучающихся в следующий класс, утверждаются на заседании МО.
Используемые педагогические технологии:
Технология | Ожидаемый результат |
Технология критического мышления | Развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке собственного мнения решения проблемы. - Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; |
Технология проектного обучения | Умение взаимодействовать в команде, распределять роли. Умения конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Презентация результатов собственной деятельности. |
ИКТ – технологии | Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на уроке. |
Технология интерактивного обучения | Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся. |
Технология продуктивного чтения. | Работа с печатными текстами. |
Технология проблемного обучения | Постановка перед обучающимися проблемных исторических заданий, требующих решения через применение дополнительной информации, критического мышления. |
Используемые формы и методы работы.
Цель | Формы и методы |
Формирование понятийного аппарата учащихся | Изучение логики составления определения, тестовые и логические задания на систему запоминания, понимания и воспроизведения основных понятий и терминов; игровые моменты. |
Психологическая и технологическая подготовка обучающихся к ГИА. | Контроль знаний в форме тестов с различными типами заданий. |
Восполнение пробелов в усвоении курса отдельных учащихся. | Индивидуальные карточки - задания (работа с текстом учебника) |
Развитие умений работать с печатной информацией. | Различные варианты работы с текстом: устный конспект, перевод текста в схему или таблицу, ответы на поставленные учителем вопросы; постановка вопросов по тексту; составление тестов и т.д. |
Механизм реализации образовательной программы при переходе на дистанционные образовательные технологии
Предмет | Формы уроков | Технологии | Образовательные ресурсы | Формы и механизмы реализации тематического контроля | Формы и технологии реализации практической части программ | Осуществления обратной связи (технологии, регулярность) |
Русский язык | Видео-лекции, Консультации, Тестирование, Вебинар, Чат-занятия, Контрольная работа, Самостоятельная работа
| Информационные технологии, Интернет технологии, Видеоконференцсвязь | https://resh.edu.ru/ Образовательная платформа «Российская электронная школа» Образовательный портал «Инфоурок» Образовательная онлайн-платформа «Видеоуроки в интернет» Образовательный видеопортал «Интернетурок» https://www.youtube.com/channel/UCSpBnhP7bFOta5M4VWum-mg Сдам ГИА: Решу ЕГЭ, ВПР, ЦТ Федеральный институт педагогических измерений (демоверсии КИМов, спецификации, кодификаторы) http://gramma.ru/- интернет проект «Культура письменной речи» | Письменные отчеты (конспекты уроков), Телеконференции, Проведение контрольных и самостоятельных работ с использованием видео-конференц-связи ZOOM, тестирований с помощью онлайн-тренажеров и образовательных платформ. | Информационные технологии, Интернет технологии, Видеоконференцсвязь | Обратная связь осуществляется ежедневно с помощью: почты в системе «Электронная школа», личной электронной почты учителя, сервиса для проведения видеоконференций ZOOM. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к рабочей программе по русскому языку в 5-9 классах
Аннотация к рабочим программам...
Аннотация к рабочим программам по русскому языку 5-9 класс
Аннотация к рабочим программам по русскому языку...
АННОТАЦИЯ к рабочей программе по РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 5-9 классов
АННОТАЦИЯ к рабочей программе по РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 5-9 классов...
Аннотация к рабочей программе по русскому языку, 5-9 классы
Важной отличительной особенностью данной программы является новизна подходов к преподаванию русского языка с учетом ФГОС ООО, ее направленность на усвоение элементов современной теории и практики рече...
Аннотация к рабочей программе по русскому языку в 5 классе
Аннотация к рабочей программе по русскому языку в 5 классе...
Аннотация к рабочей программе по русскому языку в 6 классе
Аннотация к рабочей программе по русскому языку в 6 классе...
Рабочая программа по русскому языку10-11 класс
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования и обеспечена учебниками «Русский язык и литература. Русский язык» для 10&ndash...