Конспект урока Диалектизмы
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
Тема: Общеупотребительные слова и диалектизмы. Особенности диалектизмов.
Ход урока.
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Звенит звонок - начинается урок.
Возле парты я стою,
На учителя смотрю.
1. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: - Сегодня на уроке мы с Вами продолжим знакомство с необщеупотребительной лексикой, узнаем особенности еще одного класса необщеупотребительных слов. Вы спросите, как он называется. Для того, чтобы узнать его название, я предлагаю Вам разгадать кроссворд.
2. Разгадка кроссворда.
1.Осадки в виде небольших ледяных шариков - град
2.Шестой месяц календарного года - июнь
3. Учебное заведение - школа
4. Антоним к слову тяжелый - легкий
5. Популярный горячий напиток, но не чай - кофе
6. Ледяная площадка для катания на коньках – каток
7. Летательный аппарат – самолет
8. Личное название человека – имя
9. Синоним к слову холод - мороз
10. Черточка, обозначающая вычитание – минус
11. Слово «шофер» во мн.ч. - шофёры
Учитель:- Ребята, скажите, что же за слово у Вас получилось?
Ученики: (хором) Диалектизмы.
Учитель: - Верно вы, ребята, разгадали кроссворд и определили тему урока. Запишем в тетрадь число, классная работа и тема урока: «Диалектизмы».
II. Повторение изученного материала
III. Изучение нового материала
- Работа с учебником.
Чтение материала учебника о диалектных словах с. 32.
Учитель: - Как же называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности, т.е. слова ограниченные в сфере употребления, необщеупотребительные?
Ученики: - Диалектизмы, диалектные слова – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.
Учитель: - Русские люди живут в разных географических условиях: кто-то в лесной местности, кто-то в степной; одни в горах, а другие – на равнине. Это наложило отпечаток на их жизнь, быт, язык. В национальном русском языке имеются два основных наречия (диалекта), в состав которых входят самостоятельные говоры.
Основу лексики всех говоров составляют общеупотребительные слова. Помимо них, в говорах употребляются местные или диалектные слова, понятные жителям определенной территории (местности)
Например: бурак (свекла), сула (судак), кочет (петух), дюже (очень); кушак (пояс), кислица (красная смородина), курень (дом), гутарить (говорить) и др.
Вы, наверное, слышали некоторые слова от ваших бабушек и дедушек, в старину на Дону казаки именно такие слова использовали в своей речи. Речь жителей той или иной местности называют диалектом.
В русском языке различают три основные группы диалектов: севернорусские диалекты (или наречия), южнорусские диалекты (наречие), среднерусские диалекты (говоры).
Русские народные говоры делятся на два наречия: северное и южное. Между этими наречиями располагаются среднерусские говоры.
2. Работа со стихотворением.
Учитель: - Послушайте отрывок из стихотворения С.Есенина «В хате». Какие слова стихотворения вам непонятны?
Пахнет рыхлыми драчёнами;
У порога стынет квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Ученики: - Непонятны слова драчёна, дёжка, паз, махотка, печурка.
Информация для учеников. ( Раздаточный материал взят из словаря В. И. Даля)
Драчёна – кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами; дёжка – деревянная кадка для теста; паз – узкая щель между кирпичами и досками; махотка – крынка, горшок, кувшин; печурка – углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки разные вещи.
Учитель: - Как думаете, ребята, для чего Сергей Есенин в своем стихотворении употребил так много диалектных слов?
Ученики: - Для того чтобы передать колорит русской хаты, сделать стихотворение более образным, живым.
Учитель: - Совершенно верно.
Учитель: - Некоторые наиболее употребительные диалектные слова включаются в толковые словари с пометой обл., областное. Существуют специальные диалектные словари. Много диалектных слов в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.
В словаре Даля много диалектных слов, собранных им в разных концах России. Так мартовский день 1819 года изменил всю жизнь Даля. «По дороге из Петербурга в Москву на паре почтовых ехал молоденький мичман… Ямщик поглядел на небо и в утешение продрогшему моряку указал на пасмурневшее небо – верный признак перемены к теплу. «Замолаживает»,- сказал он. «Как замолаживает?»- спросил седок.» Ямщик объяснил, а Даль в записную книжку окаченевшими пальцами записал: «Замолаживает – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучами, клониться к ненастью». Эти строки стали началом той огромной работы, которую Даль проводил в течение 53 лет, до самой своей смерти.
3. Работа в группах со словарем.
Учитель: - Найдите в толковых словарях С. И. Ожегова и В. И. Даля диалектные слова, обратив внимание на помету.
1 ряд – слова на букву «Б»; 2 ряд – слова на букву «К»; 3 ряд – слова на букву «М».
(Например, бирюк, бахилы, колча, косуля….)
Учитель: - Скажите, ребята, работая со словарем, чему мы научились?
Ученики: - Мы научились работать со словарем В.И. Даля, узнали много новых слов.
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа с текстом.
Задание 1.
Учитель: - Спишите, заменяя общеупотребительные слова (в скобках) диалектизмами (см. слова для справок); диалектизмы подчеркните как члены предложения:
1). Он ложится спать на … (шкура лося) прямо на полу. 2). Косец ударяет (…), то есть большим серпом. 3). Раз я заговорил о пчеле – меня не понимали, а когда я нарисовал, то сказали, что это (…), то есть шмель. 4). Совсем уже стемнеет, закричит в лесу (…) (филин). 5). Теперь наседка уведет с собой весь (…) (выводок).6). Я заметил, что все (…) (охотники) разделяются на две группы: те, которые ходят на мелкую дичь, и те, которые бью «звиря».
Слова для справок: детник, горбуша, полесник, гугай, лосина, медовик.
Ученики: (Проверка)
1). Он ложится спать на лосину прямо на полу. 2). Косец ударяет горбушей, то есть большим серпом. 3). Раз я заговорил о пчеле – меня не понимали, а когда я нарисовал, то сказали, что это медовик, то есть шмель. 4). Совсем уже стемнеет, закричит в лесу гугай. 5). Теперь наседка уведет с собой весь детник. 6). Я заметил, что все полесники разделяются на две группы: те, которые ходят на мелкую дичь, и те, которые бью «звиря».
Учитель: - Теперь, я надеюсь, ребята, вы будете следить за своей речью и грамотно употреблять при необходимости диалектные слова.
Задание 2.
Учитель: - из данного отрывка (повесть Д. В. Григоровича «Антон-Горемыка») выпишите диалектизмы, подберите к ним общеупотребительные синонимы:
- Как не быть! всяк случается, братец ты мой, - начал опять ярославец, - ты несерчай… Вот, примерно, - прибавил он после молчка, - у нас по соседству, верстахэвтак в пяти, и того не станет, жил вольный мужик, и парень у него, сын, уж такой-то был знатный, смирный, работящий… С достатком и люди-те были… Об летохаживали, вишь, они по околотку… крыши да дома красили, тем и пробавлялись; а в зимнее дело либо в осенину ходили по болотам, дичину всякую да зайцев стреляли.
Ученики ( Проверка)
(1) Всяк – по-всякому (по-разному).
(2) (Не) серчай – (не) сердись.
(3) Примерно – например.
(4) (После) молчка – (после) молчания.
(5) Эвтак – этак, примерно.
(6) Не станет – не будет.
(7) Знатный – представительный.
(8) Люди-те – люди-то.
(9) Об лето – летом.
(10) Вишь – видишь.
(11) По околотку – по округе.
(12) Пробавлялись – зарабатывали.
(13) (В) осенину – осенью.
(14) Дичину – дичь.
2. Самостоятельная работа.
– На стр. 33 прочитайте, для чего писатели иногда используют в своих произведениях диалектные слова.
– Найдите в рассказах диалектизмы и дайте им определения, опираясь на контекст.
– Попробуйте заменить диалектизм на общеупотребительное слово. Меняется ли художественная изобразительность текста? Как?
Текст для 1-го варианта
РОГАЧ И ЗАГНЕТКА
Вот что однажды случилось с Андрюшей. Жил он на севере, в тундре. Отец его был оленеводом.
Как-то летом приехал Андрюша в деревню к бабушке. А деревня эта находилась где-то под Воронежем.
Утром бабушка затопила печь и говорит Андрюше:
– Внучек, возьми там под загнеткой рогач и подай мне.
Долго ломал внук голову и наконец спросил:
– Бабушка! А что это такое загнетка и рогач? Я знаю, у нас на севере рогачами оленей называют. А вот слово загнетка я вообще никогда не слышал.
– Чудак человека, – сказала бабушка, – да вот же он рогач. И подала Андрюше ухват.
– А загнетка вот она, – прибавила бабушка, – и указала на шесток.
(Шестком в литературном языке называют площадку перед устьем русской печи.)
V. Итог урока
Учитель:
- О чем мы сегодня говорили?
- Что нового узнали?
- Давайте сочиним синквейн или рифмовку по теме урока.
Диалектизмы
Таинственные, живые
Обескураживают, интригуют, завораживают.
Мне очень нравятся, хотя они
Необщеупотребительные.
- Понравился ли вам урок?
- Как, по-вашему, нужно относиться к употреблению диалектных слов, к их сохранению?
– Почему диалектизмы еще называют сокровищами живой народной речи?
VI. Домашнее задание
Ученики получают разноуровневое домашнее задание.
1 уровень ("обязательный") – выучить определение § 16, выполнить упр. 74(списать, подчеркнуть диалектное слово, объяснить его значение)
2 уровень ("понятийный") – выучить определение § 16, найти в словаре учебника диалектные слова, составить с ними предложения.
3 уровень ("творческий") – выучить определение § 16, написать сказку об общеупотребительных и диалектных словах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Диалектизмы"
Презентация может быть использована при изучении темы "Диалектизмы"...
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : «Диалектизмы»
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : «Диалектизмы»...
Конспект урока по теме "Диалектизмы"
Урок изучения нового материала...
Конспект урока по теме "Диалектизмы".
Конспект урока по теме "Диалектизмы"....
Конспект урока русского языка в 6 классе Тема: «Лексика русского. Диалектизмы. Про-фессионализмы. Термины»
laquo;Лексика русского языка. Диалектизмы. Профессионализмы. Термины». Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний ...
Конспект урока русского языка по теме "Диалектизмы" с применением технологии активных форм и методов обучения
Урок разработан с применением технологии активных форм и методов обучения...
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Диалектизмы. Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова»
Цель урока: познакомить учащихся с таким типом лексики как жаргонизмы, диалектизмы и эмоционально-окрашенные слова.Задачи: предметные: знать определение жаргонизмов; уметь оп...