Открытый урок по теме "Антонимы. Синонимы" (дидактический материал - отрывок из "Повести о светлом мальчике" Степана Сарыг-оола в переводе Светланы Козловой
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока 5 класс
Краткая аннотация.
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Так как курс 5 класса – это повторение, то тема для учащихся не новая, поэтому я использовала комбинированный тип урока. Сценарий урока был разработан в соответствии со структурой данного типа и включает в себя следующие этапы:
1 – Организационный момент, где учащиеся были эмоционально и психологически настроены на урок.
2 – Актуализация знаний – проверка знаний в форме блиц-опроса.
3 – Постановка проблемы урока, на основе примеров должны сформулировать тему и цели урока.
4 – Построение проекта. С помощью творческого проекта (сочинить лингвистическую сказку) вспомнить что означают антонимы и синонимы. А потом сравнить с образцом, который дается в учебнике, применив метод инсерта.
5 – Физкультминутка, где основной целью является не только снятие утомления на уроке, но и в игровой форме проверить знания и умения.
6 – Первичное закрепление. Основываясь правилом в учебнике, составить алгоритм, а затем выполнить задание в парах с самопроверкой по эталону. В процессе работы найти орфограмму и сформулировать правило.
7 – Самостоятельная работа. Выполнить задание и найти слова с противоположным значением и слова близкие по лексическому значению, оценить свою работу. Задания делятся на 2 уровня: базовый и повышенный, по выбору учащихся.
8 – Рефлексия. Подвести итог урока и оценить свою работу.
9 – Домашнее задание также дается на выбор разного уровня.
На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной работы и самопроверки учащихся. Соответствие деятельности требованиям ФГОС: содержание урока: связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи; постановка проблемных вопросов; репродуктивная деятельность: «прочитай, вспомни, повтори» и поисковая – «объясни, оцени, сравни»; самостоятельная работа занимает не менее 50% времени урока; применение диалоговых форм общения; создание нестандартных ситуации при использовании знаний учащихся (создание лингвистической сказки); осуществление обратной связи с помощью сигнальных карточек; сочетание групповой, парной и индивидуальной работы; реализация дифференцированного обучения (наличие заданий разного уровня); использование наглядного материала; формирование навыков самоконтроля и самооценки; чередование материала разной степени трудности; наличие физкультминутки.
Компоненты урока:
- Технологическая карта урока.
- Презентация к уроку.
- Раздаточный материал.
Отрывок из «Повести о светлом мальчике» Степана Сарыг-оола в переводе Светланы Козловой
Текстом разбора в структуре нашего урока я включила отрывок из «Повести о светлом мальчике» Степана Агбаановича Сарыг-оола – одного из основоположников тувинской литературы. В повести речь идет о трогательной истории о мальчике по имени Ангыр-оол, родившемся в аратской семье в юрте. Его судьба тесно переплетается с историей тувинского народа. Налюдая за миром глазами маленького мальчика, мы можем глубже узнать наш традиционный быт, обычаи и культуру. Например, празднование Шагаа - Нового года у тувинцев — можно выделить три основные фазы: канун, первый день и последующий период.
Праздник проводили на кыштагах — зимних стоянках. Задолго до Шагаа в аалах начиналась тщательная подготовка. Новый год — праздник обновления, поэтому смысл его проведения заключался, в первую очередь, в очищении. Люди выносили на чистый снег свои вещи, тщательно вытряхивали всю пыль, накопившуюся за год. В кошарах также тщательно убирали, вычищали весь навоз, чтобы везде: и в юрте, и жилищах — было чисто.
Эта уборка, в которой участвовали все члены семьи, имела глубокий философский смысл, на самом деле вычищался не столько мусор, сколько болезни, плохие мысли. Обычай символического очищения жилища характерен и для других народов Азии.
Эта повесть – самый короткий путь знакомства с Тывой из любой точки планеты!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_antonimy_sinonimy_po_tekstu_s.saryg-oola_5_klass.docx | 40.01 КБ |
k_otkr.uroku_antoimy_sinonimy_5_klass.pptx | 547.62 КБ |
kartochki_k_otkr.uroku_.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 города Кызыла Республики Тыва»
Открытый урок по русскому языку
на тему: «Антонимы. Синонимы»
5 класс
(материал из «Повести о светлом мальчике. Шагаа» Степана Сарыг-оола в переводе Светланы Козловой)
Учитель: Донгак Сайлык Юрьевна
Квалификационная категория: первая
Кызыл-2021 (февраль)
Технологическая карта урока 5 класс
Краткая аннотация.
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Так как курс 5 класса – это повторение, то тема для учащихся не новая, поэтому я использовала комбинированный тип урока. Сценарий урока был разработан в соответствии со структурой данного типа и включает в себя следующие этапы:
1 – Организационный момент, где учащиеся были эмоционально и психологически настроены на урок.
2 – Актуализация знаний – проверка знаний в форме блиц-опроса.
3 – Постановка проблемы урока, на основе примеров должны сформулировать тему и цели урока.
4 – Построение проекта. С помощью творческого проекта (сочинить лингвистическую сказку) вспомнить что означают антонимы и синонимы. А потом сравнить с образцом, который дается в учебнике, применив метод инсерта.
5 – Физкультминутка, где основной целью является не только снятие утомления на уроке, но и в игровой форме проверить знания и умения.
6 – Первичное закрепление. Основываясь правилом в учебнике, составить алгоритм, а затем выполнить задание в парах с самопроверкой по эталону. В процессе работы найти орфограмму и сформулировать правило.
7 – Самостоятельная работа. Выполнить задание и найти слова с противоположным значением и слова близкие по лексическому значению, оценить свою работу. Задания делятся на 2 уровня: базовый и повышенный, по выбору учащихся.
8 – Рефлексия. Подвести итог урока и оценить свою работу.
9 – Домашнее задание также дается на выбор разного уровня.
На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной работы и самопроверки учащихся. Соответствие деятельности требованиям ФГОС: содержание урока: связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи; постановка проблемных вопросов; репродуктивная деятельность: «прочитай, вспомни, повтори» и поисковая – «объясни, оцени, сравни»; самостоятельная работа занимает не менее 50% времени урока; применение диалоговых форм общения; создание нестандартных ситуации при использовании знаний учащихся (создание лингвистической сказки); осуществление обратной связи с помощью сигнальных карточек; сочетание групповой, парной и индивидуальной работы; реализация дифференцированного обучения (наличие заданий разного уровня); использование наглядного материала; формирование навыков самоконтроля и самооценки; чередование материала разной степени трудности; наличие физкультминутки.
Компоненты урока:
- Технологическая карта урока.
- Презентация к уроку.
- Раздаточный материал.
Отрывок из «Повести о светлом мальчике» Степана Сарыг-оола в переводе Светланы Козловой
Текстом разбора в структуре нашего урока я включила отрывок из «Повести о светлом мальчике» Степана Агбаановича Сарыг-оола – одного из основоположников тувинской литературы. В повести речь идет о трогательной истории о мальчике по имени Ангыр-оол, родившемся в аратской семье в юрте. Его судьба тесно переплетается с историей тувинского народа. Налюдая за миром глазами маленького мальчика, мы можем глубже узнать наш традиционный быт, обычаи и культуру. Например, празднование Шагаа - Нового года у тувинцев — можно выделить три основные фазы: канун, первый день и последующий период.
Праздник проводили на кыштагах — зимних стоянках. Задолго до Шагаа в аалах начиналась тщательная подготовка. Новый год — праздник обновления, поэтому смысл его проведения заключался, в первую очередь, в очищении. Люди выносили на чистый снег свои вещи, тщательно вытряхивали всю пыль, накопившуюся за год. В кошарах также тщательно убирали, вычищали весь навоз, чтобы везде: и в юрте, и жилищах — было чисто.
Эта уборка, в которой участвовали все члены семьи, имела глубокий философский смысл, на самом деле вычищался не столько мусор, сколько болезни, плохие мысли. Обычай символического очищения жилища характерен и для других народов Азии.
Эта повесть – самый короткий путь знакомства с Тывой из любой точки планеты!
Технологическая карта урока.
Тема: Антонимы. Синонимы
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока:
- Предметные: совершенствовать умение определять слова, противоположные и близкие по лексическому значению..
- Метапредметные:
- Развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);
- Умение грамотно и связно излагать свои мысли;
- Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова), владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).
- Личностные:
- Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
- Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
- Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточка с текстом.
Планируемые результаты: учащиеся научаться определять слова, противоположные и близкие по лексическому значению; употреблять слова в речи.
План урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Основная часть
- Актуализация знаний (на основе изученного) – 3 мин.
- Постановка проблемы урока. Формулировать тему урока, планирование деятельности – 5 мин.
- Построение проекта – 10 мин.
- Физкультминутка – 2 мин.
- Первичное закрепление изученного с проговариванием во внешней речи – 12 мин.
- Самостоятельная работа с взаимопроверкой – 7 мин.
- Заключительная часть
- Рефлексия. Самооценка – 4 мин.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
| Проверка готовности к уроку. - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Готовы ли вы к уроку? Давайте поприветствуем наших гостей. | Психологический настрой учащихся на урок. Работа с сигнальными карточками. | Личностные УУД:
|
| - Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на предыдущих уроках, в форме блиц-опроса:(слайд 2,3) 1. Что такое лексика? /Словарный запас языка. | Отвечают на вопросы | Коммуникативные УУД: 1.Владеть монологической и диалогической речью. 2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач. Личностные УУД: 1.Самоконтроль Познавательные УУД: 1.Проверка изученного |
| - Ребята, какой раздел науки о языке мы продолжим изучать? / Лексикология - А теперь посмотрите на доску. Какие еще бывают слова, отличающиеся по лексическому значению и в употреблении речи? (слайд 4) Большой – маленький Чистить – убирать, очищать, мыть Проверка (слайд 5) - Итак, как вы уже догадались тема сегодняшнего урока это? Да, вы правы, запишите тему урока(слайд 6) Определение цели урока (слайд 7) - Посмотрев на тему урока, сформулируйте цели нашего урока? | - Омонимы, Синонимы. Антонимы Раздается текст – отрывок из «Повести о светлом мальчике» Степана Сарыг-оола (в переводе Светланы Козловой). Запись в тетради. Записывают дату и тему урока «Антонимы. Синонимы». Цели: 1) распознавать слова, противоположные и близкие по лексическому значению.. 2) научиться подбирать проверочные слова. | Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения на основе наблюдений; 2. Формулировать тему урока, проблему; 3. Самостоятельно планировать деятельность. Познавательные УУД: 1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. Коммуникативные УУД: 1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. |
| Работа в группах - Ребята, вы смогли правильно подобрать слова. Работа с учебником. - Откройте, пожалуйста, страницы 162 и 164 учебника и методом инсерта, прочитайте правило. Напоминаю: «!» - знал, «+» - новое, «?» - вызывает вопрос, « - « - думал иначе. Проверка: - Что вы знали? - Что для вас новое? | - записываем в тетради. Читают правило на стр.162, 164 и отвечают на вопросы. | Познавательные УУД: 1.Выделять главное, извлекать информацию; 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности; 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: 1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле; 2. Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность; 3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме; 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: 1.Искать пути решения проблемы. |
(Слайд 11) | - Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть и заодно проверить, как вы усвоили материал. Лингвистическая разминка. - Я называю слова с прямым и переносным значением, заодно повторим и закрепим тему. Прямое значение – поднимаем руки вверх. Переносное значение - отпускаем. Стальной гвоздь (прямое знач) Стальные нервы (перен.знач.) Большой футбол(перен.знач.) Большой камень Золотые руки(перен.знач.) Золотое сердце(перен.знач.) Горький перец Горькая жизнь(перен.знач.) Летит время(перен.знач.) Летит ворона Воет собака Воет ветер(перен.знач.) | Выполняют гимнастику. | Познавательные УУД: 1.Проверка знаний и умений. Личностные УУД: 1.Снять напряжение и утомление на уроке. |
| Работа в парах. Взаимопроверка. Задание: Подберите к выделенным словам по одному антониму и синониму. Выпишите их в таблицу. Работа с сигнальными карточками. - Оцените работу своего товарища на листах самооценки по 5 б. системе. Наблюдение и сравнение (слайд 15,16,17) Тренажер по теме «Антонимы. Синонимы». | Работа с текстом отрывок из «Повести о светлом мальчике» Степана Сарыг-оола (в переводе Светланы Козловой). Текст делится на 3 группы: 1 и 2 абзацы – 1 группа; 3 абзац – 2 группа; 4 абзац – 3 группа. 1 группа - Шагаа приходится на первое марта — первый день весны. Этот праздник самый большой у нас и считается вроде Нового года... К празднику этому у нас начинают готовиться, едва аалы прикочёвывают на зимние стоянки: режут самого жирного козла или барана, разделывают тушу, затем, уложив мясо в брюшину, замораживают тушу для Шагаа. Если мясо не приготовить заранее, то к весне любое животное потеряет упитанность и не будет таким лакомым куском на празднике. 2 группа - Беднота не имеющая скота, мясных блюд приготовить не могла. Но и самые бедные варили хотя бы кашу и свежий крепкий чай не только для себя, но и для гостей. И на этот лучший свой обед звали всех, кто встретится, — звали, конечно, и богачей, но те от приглашения старались отделаться. 3 группа - Накануне праздника вещи из юрты выносятся, чистятся, вытряхиваются. Юрта пустеет до самого дымохода. Вокруг юрты, у коновязей и на скотных дворах тоже метут, чистят, приводят все в порядок. Вечером извлекают из футляра священную стрелу, нанизывают на неё сваренный курдюк, украшают разноцветными лентами и хадаками и кладут стрелу в почетный угол. Изображения богов расставляют на аптарах, украшенных резьбой, изображающей священных животных. Богов моют, чистят, перед ними ставят бронзовые чашечки с пищей, зажигают лампадки. Под потолком юрты, вокруг дымохода, развешивают раскрашенные фигурки разных домашних животных, а также крохотные ступки, корытца, чашечки, половники — всю домашнюю утварь. Эти игрушки обычно делали хорошие мастера, в семье их передавали из поколения в поколение Выполняют задание в парах. Работа с сигнальными карточками. Оценивают работу товарища. (ставят оценки) Слайд-презентация! (оцениваем по десятибалльной шкале: 11 – 10 баллов – «5»; 9-8 баллов – «4»; 7-6 баллов – «3»; от 5 баллов меньше – «2» ). | Познавательные УУД: 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную; 2.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: 1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; 2.Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль. |
| Словарная работа. Шагаа, аал, кадак, аптара (показать обряд чолукшууру - Совершая этот обряд, старейшина произносил йорээл — благопожелание, в котором просил всем жителям... После него совершали обычай чолукшууру — приветствие.) | Шагаа – Новый год у тувинцев по восточному календарю. Аал – стойбище, селение. Кадак - тонкий мягкий шёлк в форме широкой ленты, который раньше преподносили почётным гостям. Аптара - сундук. | |
| Самостоятельная работа. - На партах лежат карточки с заданием. 1 (базовый уровень) К данным словам подобрать и записать синонимы, антонимы. 2 (повышенный уровень) Найти соответствие и подобрать синонимы, антонимы Проверка. - Молодцы, а теперь оцените свою работу в «Оценочных листах» по 5 б. системе. | Каждый самостоятельно работает. Самооценка. | Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 2. Проверка знаний и умений. Коммуникативные УУД: 1.Осуществлять контроль. |
| - А теперь подведем итог нашей работы. - Какую цель ставили на урок? - Добились мы поставленной цели? На слайде:
- Оцените свою работу на уроке. - Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте. Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки. - Сдайте, пожалуйста, оценочные листы. | - Повторить слова, противоположные и близкие по лексическому значению.. Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу в «Оценочных листах» и сдают на проверку учителю. | Регулятивные УУД: 1.Соотносить цели и результаты своей деятельности; 2. Определяют степень успешности работы согласно критериям. Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; 2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 3. Строить связанное монологическое высказывание Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; |
| - Домашнее задание дается на выбор двух уровней – базовый и повышенный. Тексты распечатаны. 1 (базовый уровень) 2 (повышенный уровень) 2. Упр.365, 372, 375 (подготовиться к написанию изложения) | Записывают домашнее задание. |
Раздаточный материал:
Ф.И._________________________________
Карточка №1 по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»
- Омонимы – это слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению.
Прочитайте стихотворение Я. Козловского
и найдите в нём слова – омонимы, запиши их рядом.
Суслик выскочил из норки
И спросил у чёрной норки:
- Где вы были?
- У лисички!
- Что вы ели там?
- Лисички! _____________________ , ________________________
2. Синонимы – это слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
К данным словам подобрать и записать синонимы.
мама - ________________________ храбрый- _______________________
худой - _______________________ мудрый - ________________________
- Антонимы – это слова с противоположным значением.
К данным словам подобрать слова антонимы.
друг - ____________________ весёлый - ____________________________
добрый - _________________ стоять - _____________________________
Ф.И.______________________
Карточка №2 по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»
- Со словом коса составьте два предложения, различные по значению. ______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
- Зачеркни в предложениях повторяющиеся слова синонимами.
Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.
Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.
- Сравни два предмета по одному признаку: по величине, цвету, вкусу или высоте. Вставь подходящие по смыслу слова.
По величине: Орёл (какой?) большой, а воробей __________________________.
Щука (какая?) крупная рыба, а плотва - ______________________.
По цвету: Уголь (какой?) чёрный, а мел ___________________________.
По вкусу: Перец (какой?) горький, а сахар _________________________.
По высоте: Дерево (какое?) высокое, а кустик _______________________.
Ф.И.______________________
Карточка №3* по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»
(повышенный уровень)
- Проверьте, понимаете ли вы значение устойчивых оборотов. Выберите из правого столбика значение для каждого фразеологизма. Соедините стрелками.
Задирать нос волноваться, нервничать
Сидеть как на иголках бездельничать
Водой не разольёшь зазнаваться, важничать
Бить баклуши усердно, старательно
Кот наплакал не работает
Взяться за ум очень мало
Засучив рукава неразлучные, очень дружные
Спустя рукава стать умнее, рассудительнее, благоразумнее
Валится из рук кое-как
Бежать сломя голову очень спешить, торопиться
Ф.И.______________________
Карточка №3 по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»
- Найди соответствия.
Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию | Антонимы | |
Слова, противоположные по лексическому значению | Омонимы | |
Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению | Синонимы |
- Подбери синонимы
печальный- _________________ маленький-__________________
враг- _____________ умный-______________________
отважный - ___________ война-______________________
- Подбери антонимы.
мокрый - ______________ быстрый-___________________
тихо- _________________ трудно-____________________
открытый-______________ день- _____________________
- Подчеркни омонимы.
Ручка, зебра, воздух, небо, мышка, телефон, кран.
Домашнее задание.
1 (базовый уровень)
Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках синонимы в нужном падеже.
- Звание ... обязывает ко многому. Для написания учебника был создан коллектив ... (автор, писатель). 2) Партизаны отразили все ... противника. Вся природа ждала ... весны (атака, наступление). 3) Учитель регулярно проводил ... с родителями. Он оплатил на почте ... по телефону (беседа, разговор). 4) Как пахарь, ... отдыхает. Кой-где гарцуют казаки. Равняясь, строятся полки (А.Пушкин). На трубный звук, на голос ... дружины конные славян помчались по следам героя (А.Пушкин) (битва, бой). 5) Из окна открывался красивый ... на море. ... в романах Тургенева играет важную роль (вид, пейзаж).
2 (повышенный уровень)
Выпишите антонимы, определите их стилистическую роль. Выскажите свое согласие или несогласие с мнением одного из авторов. Ответ запишите.
1) Без пользы жизнь – безвременная смерть (И.- В.Гете).
2) Кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своем.
3) Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься (Л.Толстой).
4) Если заводишь новых друзей, не забывай о старых (Эразм Роттердамский).
5) Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет (В.Белинский).
6) Мир – добродетель цивилизации, война – ее преступление (В.Гюго).
7) Человек богат или беден не своим имуществом, а своим внутренним содержанием (Бичер).
8) У сильного всегда бессильный виноват (И.Крылов).
Список литературы:
- Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2013.
- Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл. : учебник. – 10-е изд. – М.: Дрофа, 2012.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: кн. Для учителя / Г.А. Богданова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2013.
- Влодавская Е.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 кл.» / Е.А. Влодавская. – 3-е изд. – М.: Изд-во «Экзамен», 2014.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Блиц-опрос: 1 . Что такое лексика?
2. Как называется раздел науки о языке, в котором изучается лексика?
3. В каком словаре можно узнать лексическое значение слова?
4. Какие слова называются многозначными?
5. Объясните значение слова «золотой» в словосочетаниях «золотой перстень» и «золотые руки».
6. Как называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению?
Большой – ? (противоположное по значению слово) Чистить – ? (близкое по лексическому значению)
Большой – маленький Чистить – убирать, очищать, мыть
Тема урока: Антонимы. Синонимы Подготовил: учитель русского языка и литературы Донгак С.Ю.
Цели урока: 1) распознавать слова, противоположные и близкие по лексическому значению . 2) применять антонимы, синонимы в употреблении речи 3 ) повторить пройденные темы – прямое и переносное значение слов, многозначные слова, омонимы.
Но и самые бедные варили хотя бы кашу и свежий крепкий чай не только для себя, но и для гостей. Синонимы – это слова близкие по значению; отвечают на один и тот же вопрос; различаются оттенками значений; помогают разнообразить нашу речь. Например, варили (мясо) – готовили, тушили.
Накануне праздника вещи из юрты выносятся, чистятся , вытряхиваются. Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов. Чистят – убирают, очищают, моют.
И на этот лучший свой обед звали всех, кто встретится, — звали, конечно, и богачей , но те от приглашения старались отделаться . Эти игрушки обычно делали хорошие мастера, в семье их передавали из поколения в поколение Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Например, бедные – богатые, х орошие - плохие
Метод инсерта : «!» - знал «+» - новое «?» - вызывает вопрос « - « - думал иначе.
Отрывок из «Повести о светлом мальчике» Глава – Шагаа . Шагаа приходится на первое марта — первый день весны. Этот праздник самый большой у нас и считается вроде Нового года... К празднику этому у нас начинают готовиться, едва аалы прикочёвывают на зимние стоянки: режут самого жирного козла или барана, разделывают тушу, затем, уложив мясо в брюшину, замораживают тушу для Шагаа. Если мясо не приготовить заранее, то к весне любое животное потеряет упитанность и не будет таким лакомым куском на празднике. Беднота не имеющая скота, мясных блюд приготовить не могла. Но и самые бедные варили хотя бы кашу и свежий крепкий чай не только для себя, но и для гостей. И на этот лучший свой обед звали всех, кто встретится, — звали, конечно, и богачей, но те от приглашения старались отделаться. Накануне праздника вещи из юрты выносятся, чистятся, вытряхиваются. Юрта пустеет до самого дымохода. Вокруг юрты, у коновязей и на скотных дворах тоже метут, чистят, приводят все в порядок. Вечером извлекают из футляра священную стрелу, нанизывают на неё сваренный курдюк, украшают разноцветными лентами и хадаками и кладут стрелу в почетный угол. Изображения богов расставляют на аптарах , украшенных резьбой, изображающей священных животных. Богов моют, чистят, перед ними ставят бронзовые чашечки с пищей, зажигают лампадки. Под потолком юрты, вокруг дымохода, развешивают раскрашенные фигурки разных домашних животных, а также крохотные ступки, корытца, чашечки, половники — всю домашнюю утварь. Эти игрушки обычно делали хорошие мастера, в семье их передавали из поколения в поколение.
Степан Агбаанович Сарыг-оол (17 ноября 1908 — 27 мая 1983) — поэт, прозаик, переводчик, народный писатель Тувинской АССР , заслуженный деятель литературы и искусства Тувинской АССР, основоположник и классик тувинской литературы.
Козлова Светлана Владимировна Поэтесса переводчик, журналист. Родилась: 21 февраля 1933 г., Москва . Заслуженный работник тувинской АССР.
Работа в парах. Взаимопроверка. Задание: Подберите к выделенным словам по одному антониму и синониму. Выпишите их в таблицу.
1 группа – первый, большой, нового, начинается, зимние, замораживают . 2 группа – бедные, свежий, крепкий, лучший, свой, богачей . 3 группа – порядок, почетный, священных, разных, домашнюю, хорошие.
Антонимы 1 группа – последний, маленький, старого, заканчивают, летние, размораживают. 2 группа – богатые, протухший, слабый, худший, чужой, бедняков. 3 группа – бардак, презренный(неуважаемый), грешных, одинаковых, уличную(дикую), плохие .
Синонимы 1 группа – ключевой (подходящий), огромный, следующего, вздумать(намереваться), заснеженные, заморозить. 2 группа – нищие, новый, стойкий, неплохой, личный, состоятельный . 3 группа – расположили, уважаемый, святых, различных, семейную(личную), неплохие.
Оценивание работы Баллы: 12-11 баллов – оценка «5»; 10-9 баллов – оценка «4»; 8-7 баллов – оценка «3»; 6-0 баллов – оценка «2».
Молодцы!
Словарная работа Шагаа – Новый год у тувинцев по восточному календарю . Аал – стойбище, селение . Кадак - тонкий мягкий шёлк в форме широкой ленты, который раньше преподносили почётным гостям . Аптара - сундук.
Обряд «чолукшууру»
(карточки с заданиями разного уровня сложности) Самостоятельная работа.
Карточка №1 по теме «Омонимы, синонимы, антонимы » (базовый уровень) Омонимы – это слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению. Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы, запиши их рядом. Суслик выскочил из норки И спросил у чёрной норки: - Где вы были? - У лисички! - Что вы ели там? Лисички ! 2 . Синонимы – это слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию. К данным словам подобрать и записать синонимы. мама - ________________________ храбрый- _______________________ худой - _______________________ мудрый - ________________________ Антонимы – это слова с противоположным значением. К данным словам подобрать слова антонимы. друг - ____________________ весёлый ____________________________ добрый - _________________ стоять - _____________________________
Карточка №2 по теме «Омонимы, синонимы, антонимы» Со словом коса составьте два предложения, различные по значению. ____________________________________________________________________________________________________________________________ Зачеркни в предложениях повторяющиеся слова синонимами. Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами. Слова для справок : знойные, палящее, жгучими. Сравни два предмета по одному признаку: по величине, цвету, вкусу или высоте. Вставь подходящие по смыслу слова. По величине: Орёл (какой?) большой, а воробей ____________________. Щука (какая?) крупная рыба, а плотва - ____________________. По цвету: Уголь (какой?) чёрный, а мел ___________________________. По вкусу: Перец (какой?) горький, а сахар _________________________. По высоте: Дерево (какое?) высокое, а кустик _______________________.
Карточка №3* по теме «Омонимы, синонимы, антонимы » (повышенный уровень) Проверьте, понимаете ли вы значение устойчивых оборотов. Выберите из правого столбика значение для каждого фразеологизма. Соедините стрелками . Задирать нос волноваться, нервничать Сидеть как на иголках бездельничать Водой не разольёшь зазнаваться, важничать Бить баклуши усердно, старательно Кот наплакал не работает Взяться за ум очень мало Засучив рукава неразлучные, очень дружные Спустя рукава стать умнее, рассудительнее, благоразумнее Валится из рук кое-как Бежать сломя голову очень спешить, торопиться
Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию Антонимы Слова, противоположные по лексическому значению Омонимы Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению Синонимы Карточка №3 по теме «Омонимы, синонимы, антонимы» Найди соответствия. Подбери синонимы печальный- _________________ маленький-__________________ враг- _____________ умный-______________________ отважный - ___________ война-______________________ Подбери антонимы. мокрый - ______________ быстрый-___________________ тихо- _________________ трудно-____________________ открытый-______________ день- _____________________ Подчеркни омонимы. Ручка, зебра, воздух, небо, мышка, телефон, кран.
Сегодня на уроке я научился…
Какие трудности встретились?
Своей работой на уроке я …
Домашнее задание Упражнения 365 , 372 375 (подготовиться к написанию изложения)
Спасибо большое за внимание!!!
Предварительный просмотр:
Ф.И._________________________________
Карточка №1 по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»
- Омонимы – это слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению.
Прочитайте стихотворение Я. Козловского
и найдите в нём слова – омонимы, запиши их рядом.
Суслик выскочил из норки
И спросил у чёрной норки:
- Где вы были?
- У лисички!
- Что вы ели там?
- Лисички! _____________________ , ________________________
2. Синонимы – это слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
К данным словам подобрать и записать синонимы.
мама - ________________________ храбрый- _______________________
худой - _______________________ мудрый - ________________________
- Антонимы – это слова с противоположным значением.
К данным словам подобрать слова антонимы.
друг - ____________________ весёлый - ____________________________
добрый - _________________ стоять - _____________________________
Ф.И.______________________
Карточка №2 по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»
- Со словом коса составьте два предложения, различные по значению. ______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
- Зачеркни в предложениях повторяющиеся слова синонимами.
Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.
Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.
- Сравни два предмета по одному признаку: по величине, цвету, вкусу или высоте. Вставь подходящие по смыслу слова.
По величине: Орёл (какой?) большой, а воробей __________________________.
Щука (какая?) крупная рыба, а плотва - ______________________.
По цвету: Уголь (какой?) чёрный, а мел ___________________________.
По вкусу: Перец (какой?) горький, а сахар _________________________.
По высоте: Дерево (какое?) высокое, а кустик _______________________.
Ф.И.______________________
Карточка №3* по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»
(повышенный уровень)
- Проверьте, понимаете ли вы значение устойчивых оборотов. Выберите из правого столбика значение для каждого фразеологизма. Соедините стрелками.
Задирать нос волноваться, нервничать
Сидеть как на иголках бездельничать
Водой не разольёшь зазнаваться, важничать
Бить баклуши усердно, старательно
Кот наплакал не работает
Взяться за ум очень мало
Засучив рукава неразлучные, очень дружные
Спустя рукава стать умнее, рассудительнее, благоразумнее
Валится из рук кое-как
Бежать сломя голову очень спешить, торопиться
Ф.И.______________________
Карточка №3 по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»
- Найди соответствия.
Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию | Антонимы | |
Слова, противоположные по лексическому значению | Омонимы | |
Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению | Синонимы |
- Подбери синонимы
печальный- _________________ маленький-__________________
враг- _____________ умный-______________________
отважный - ___________ война-______________________
- Подбери антонимы.
мокрый - ______________ быстрый-___________________
тихо- _________________ трудно-____________________
открытый-______________ день- _____________________
- Подчеркни омонимы.
Ручка, зебра, воздух, небо, мышка, телефон, кран.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург
Тип урока – урок-соревнованиеЦель – систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...
Открытый урок, 6 класс С.Тока "Шаагай" (отрывок из романа "Слово арата")
Ознакомление учащихся посредством игры (инсценирования эпизодов) с историей дореволюционной Тувы, с бытом и традициями тувинского народа, с образом жизни бедных и богатых людей того времени....
Открытый урок в 3 классе "Образ матери в искусстве"
Открытый урок в 3 классе "Образ матери в искусстве"...
Открытый урок по МХК "Образ женщины-матери сквозь века"
Урок направлен на формировании комплексного образа женщины-матери у учащихся....
Разработка урока литературы по повести Степана Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" глава "Шагаа" 7 классе
Урок является продолжением изучения автобиографических произведений. Ребята знакомы с творчеством Л.Толстого и М.Горького.В тувинской литературе это произведение считается одним из щедевров. Оно включ...
Открытый урок. Активизация навыков употребления изученного материала (Present Simple time-markers)
На уроке мы проверяем знание маркеров настоящего времени и отрабатываем их упоребление в предложениях. Мы также повторяем конструкцию в значении "собираться, намереваться", используя дополни...
Теория и практические задания по подготовке к ОГЭ по русскому языку 8-9 класс (дидактический материал из второй книги «Колыбельная», главы первой из романа «Юрта табунщика» Монгуш Кенин-Лопсана в переводе Светланы Козловой)
Разбор простых предложений (вторая книга «Колыбельная», глава первая из романа «Юрта табунщика» Монгуш Кенин-Лопсана) На одинокой осине под окнами начали желтеть листья. Д...