Лингвистическая сказка как вид работы по развитию речи.
статья по русскому языку (5, 6, 7 класс)
В последнее время мы, учителя, все чаще сталкиваемся с тем, что школьники плохо усваивают информацию и запоминают правила русского языка. Особенно это заметно в пятых и шестых классах, когда учащиеся только приходят из начальной школы, где учебная деятельность часто основана на игре. Для того чтобы интерес к изучению русского языка развивался и для приобщения к созидательной деятельности учащихся, я использую в своей деятельности лингвистические сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskaya_skazka_kak_vid_raboty_po_razvitiyu_rechi.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистическая сказка как вид работы по развитию речи.
В последнее время мы, учителя, все чаще сталкиваемся с тем, что школьники плохо усваивают информацию и запоминают правила русского языка. Особенно это заметно в пятых и шестых классах, когда учащиеся только приходят из начальной школы, где учебная деятельность часто основана на игре. Для того чтобы интерес к изучению русского языка развивался и для приобщения к созидательной деятельности учащихся, я использую в своей деятельности лингвистические сказки.
Сочинение лингвистической сказки – это творческая деятельность ученика. Сочинения подобного типа помогают выявить уровень мотивации учащихся. Также лингвистическая сказка повышает интерес учащихся к изучаемой теме, развивает творческие способности школьников и навыки связной речи.
Лингвистические сказки на уроках русского языка можно использовать по-разному. Во-первых, в качестве дидактического материала. В данном случае лингвистические сказки способствуют повышению внимания и мотивации учащихся, что может привести к дальнейшему самостоятельному углубленному изучению темы. Кроме того, лингвистические сказки повышают уровень положительных эмоций, что способствует бессознательному усвоению материала.
Во-вторых, лингвистические сказки - это способ объяснения нового материала и актуализации уже имеющихся знаний. Опираясь на опыт, можно отметить, что наиболее продуктивными являются лингвистические сказки, совмещающие в себе элементы уже пройденного материала и нового.
В-третьих, лингвистические сказки используются на уроках русского языка как вид работы по развитию речи.
Эффективность данного метода обучения объясняется тем, что он максимально приближен к игре и вызывает эмоциональный отклик у детей. В результате этого учащиеся успешно запоминают материал.
Так чем же отличается лингвистическая сказка от той обычной фольклорной сказки, которую изучают на уроках литературы? Можно выделить несколько особенностей лингвистической сказки.
Лингвистическая сказка объясняет законы языка, например, орфографические правила. Ей присущи сказочные элементы, волшебные превращения, герои, определённые устойчивые выражения. В лингвистической сказке звуки, буквы, морфемы, слова превращаются в героев, живущих в сказочной стране. В лингвистических сказках нет места фактическим ошибкам. Для этого, конечно же, необходимо знание лингвистического материала.
С чего начать работу над лингвистической сказкой? Сначала необходимо выбрать теоретический материал, сведения о лингвистическом понятии. Например, здесь нам поможет изученное орфографическое правило. Находим в учебнике в тетради-справочнике точную формулировку орфографического правила. Затем нужно подумать, какие герои будут действовать в сказке и заменить научные термины сказочными персонажами. Далее мы продумываем композицию, сюжет, составляем план и записываем сказку. Обязательно проверяем, нет ли логических или фактических ошибок.
Приведём примеры сказок, придуманных детьми.
Приставки-хулиганки
В некотором царстве, в орфографическом государстве жили-были приставки-хулиганки НЕ и НИ. Любили они всех обижать и со всеми спорить. Бывало, выйдут НЕ и НИ на прогулку, и никто их не может различить. А приставки только и делают что балуются и никого не слушают.
Однажды вышли на прогулку местоимения-близняшки КТО и КТО. Как их отличить друг от друга, если они похожи как две капли воды? Идут близняшки и видят, что навстречу им бегут шумные хулиганки НЕ и НИ. Близняшки КТО и КТО испугались и побежали в разные стороны. Но НЕ и НИ бегали очень быстро и вскоре поймали близняшек и схватили их. Как ни сопротивлялись КТО и КТО, но вырваться из цепких лапок НЕ и НИ не смогли.
Превратились близняшки в два совершенно разных местоимения НИКТО и НЕКТО. Смотрят и не узнают друг друга. Поссорились близняшки, ведь теперь они стали писаться стали по-разному, относиться к разным разрядам и обозначать совершенно разное. НИКТО выражало отсутствие кого-либо. Так оно стало отрицательным местоимением. НЕКТО указывало на неопределенное лицо. Так оно стало неопределенным местоимением.
А в царстве русского языка появилось правило: в неопределенных местоимениях НЕКТО, НЕЧТО, НЕКОТОРЫЙ, НЕСКОЛЬКО приставка НЕ находится под ударением и пишется слитно.
Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец! (Жаркова Мария, 6 класс)
Сказочка о приставочках
Расскажу я вам сказочку об одном мальчике Ване. Садитесь поудобнее и слушайте.
Жил-был мальчик Ваня. Учился он в шестом классе. Все было хорошо, вот только мальчик наш был ленивым: то правило не выучит, то домашнюю работу не выполнит. Однажды на уроке русского языка учительница дала самостоятельную работу. И тут перед Ваней встал сложный выбор. Ваня не знал, как написать предложение «Н(…)кто не вошел в дом».
Пока Ваня думал, приставки НЕ и НИ долго и громко спорили о том, кто из них должен занять почетное место в этом предложении. Приставка НЕ утверждала:
-Я должна сюда встать, ведь неопределенный НЕКТО хотел войти в дом, но передумал.
Приставки НИ топнула ножкой и ответила:
- В этом предложении должна стоять я, ведь здесь отрицательное местоимение…
Расшумелись две приставки в голове у Васи и окончательно его запутали. Вдруг прозвенел звонок, и Ваня в спешке наугад поставил НЕ.
За неправильный ответ Ваня получил двойку и долго потом жалел, что не учил правило о том, как пишутся отрицательные местоимения.
Эх, Ваня! Если бы выучил он правило, сделал бы домашнюю работу, то узнал бы, что это предложение пишется так: «Никто не вошел в дом».
А правило это было очень легким: в отрицательных местоимениях приставка НЕ всегда ударная, а приставка НИ безударная.
(Андреев Ярослав, 6в класс)
Жила-была на белом свете приставка НИ. Не везло ей в жизни. Как только она встанет рядом около чего-нибудь, сразу же ничего не останется. Да и друзей у НИ не было. Как только она кого-нибудь встретит, сразу же никого рядом не останется.
По соседству с НИ жила НЕ, которая была очень скрытной, и поэтому о ней практически никто ничего никогда не знал. Все местоимения, которые проходили мимо дома НЕ, никак не могли описать жилище этой приставки.
- В каком районе находится дом?
- В некотором, - отвечали местоимения.
- А сколько в доме было окон?
- Несколько.
- Что же вы видели в этом доме?
- Нечто!
Ничего конкретного не смогли сказать местоимения про НЕ и про ее жилище.
Хоть НИ и НЕ не особо дружили между собой, но все же ладили. НИ даже научила приставку НЕ своим трюкам, и теперь НЕ тоже умеет делать так, чтобы местоимения начинались с нее и писались слитно. А различить эти местоимения очень легко: отрицательные местоимения выражают отсутствие чего-либо, а неопределенные указывают на неопределенные лица, предметы, признаки, количества. (Зобов Илья, 6 класс)
Жил-был мальчик…
Давным-давно в одной далекой стране жил-был мальчик по имени Жора. Он любил гулять и совсем не любил учить правила по русскому языку. Как-то в школе Жора написал диктант, в котором было много слов с корнями, в которых после шипящих пишутся о, ё. За этот диктант Жора получил двойку.
Узнала об этом мама и дала сыну два задания. Жора должен был выучить правило и написать сто раз сочетание «надень шорты». Мальчик даже не открыл учебник, в котором было правило, быстро что-то написал в тетради и позвонил маме.
- Мама, я все написал! Теперь я пойду гулять, - быстро проговорил довольный Жора.
Мама обрадовалась, что Жора все выполнил, но все же спросила:
- Жора, как ты написал слово «шорты»?
- Конечно, с буквой Ё! - ответил сын.
Так мама понял, что Жора правило не учил. Пришлось Жоре снова сесть за стол, открыть учебник и выучить правило, в котором говорится, что в корнях слов после шипящих пишется Ё, если к этим словам можно подобрать однокоренные слова с буквой Е в корне. А еще в учебнике были написаны слова-исключения: шов, шорты, капюшон, крыжовник, шомпол и другие.
Вот и получается, что тот, кто хочет писать правильно, должен учить правила. (Новиков Дмитрий, 5 класс)
Корни-творцы
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были слова с корнями ТВАР. Каждый день они жили в страхе, ожидая осадков в виде ударений. Вот идут слова сотвАрить, твАрец, вытвАрять. Неизвестно было, что за нерадивый ученик сотворил такие слова, но двойка ему обеспечена. Почему? Да ведь эти слова написаны неправильно!
Гуляли-гуляли слова по своему царству, вводили всех в заблуждение, и никто не мог их изменить. Но вдруг неожиданно поднялась буквенная пыль, откуда-то прилетел ветер и посыпались с неба долгожданные ударения. Падали ударения на слова, но не на корни, а на другие части слов, и буквы А в корнях сразу же менялись на О, а корни из ТВАР превращались в ТВОР.
С тех пор слова сотвОрить, твОрец, вытвОрять стали писаться только с буквой О. Еще букву О стали писать и в других словах с корнем ТВОР, если ударение не падало на корень. В корнях же под ударением стали писать то, что слышится.
Вот и сказочке конец? Нет, не конец! В этой же стране где-то спрятался опасный преступник УТВАРЬ. Этот негодяй засел в тетрадях у тех, кто не знал правило про корни с чередующимися гласными ТВАР-ТВОР. Ударение тут бессильно. Это слово нужно запомнить. А пока за этим словом охотится Министерство исключений, чтобы поймать его и объяснить, что оно никогда не будет писаться с О, какие бы осадки на него не падали. (Егорова Анна, 5 класс)
МАК и МОК
Где-то в одной далекой-далекой стране жил-был Миша. Он был умным, старательным мальчиком. Его лучшими друзьями были корни, в которых есть чередующиеся гласные.
Миша учился в пятом классе и иногда после школы заходил к своим друзьям-корням в гости. Однажды он попал под дожди и вымок до нитки. Задумался наш Миша о том, какую же гласную написать в слове «вымок».
- А что означают корни МАК и МОК? - подумал Миша.
Ему на помощь пришел корень МАК. Он сказал:
- Меня надо писать, когда что-то МАКают в жидкость, а МОК пишется в значении « становиться МОКрым».
Миша обрадовался, что теперь он знает правило. В это время прибежал вымокший под дождем корень МОК и прошептал:
- У нас есть злой сосед МОЧ, который мешает нам и постоянно путает людей. Если он попадется тебе, то знай, что он всегда пишется с О.
Миша поблагодарил корни МАК и МОЧ и побежал вместе с ними к своим друзьям, другим корням с чередованиями, чтобы рассказать им о новых корнях. Так МАК и МОК стали лучшими друзьями Миши.
Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец! (Поливанов Константин, 5 класс)
Как мы видим, работа с лингвистической сказкой на уроках русского языка способствует развитию у учащихся письменной речи, увеличению словарного запаса, развитию орфографической и пунктуационной зоркости помогает усвоению теоретического материала и развивает литературно-творческие способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО СКАЗКЕ «ТЕРЕМОК»( Альтернативное чтение и развитие речи+музыка
конспект занятия, проведённого в классе "Особый ребёнок" 8-й год обучения для детей с умеренной умственной недостаточностью...
Доклад из опыта работы «Использование современных нетрадиционных технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста»
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы ло...
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы ло...