Урок развития речи в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Васнецова "Баян"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 9 классе
Тема: «Подготовка к сочинению по картине В. Васнецова «Баян».
(Автор учебника С.Г. Бархударов.Упр.47)
Цель урока: формирование образовательных компетенций учащихся через работу над созданием текста-описания по картине.
Задачи урока:
--познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.М. Васнецова;
--учить соотносить художественно-изобразительные средства картины и произведения «Слово о полку Игореве»;
--способствовать развитию творческого воображения;
--способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства.
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь создавать собственный текст на основе картины; использовать информацию из различных источников для создания собственного речевого высказывания; корректировать текст с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; писать в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами.
Метапредметные:
- уметь работать с информацией; слушать и слышать собеседника;
грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Личностные:
- воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ;
- формирование ценностей поликультурного пространства мира;
- формирование эстетических потребностей и художественного вкуса при восприятии произведений искусства;
- формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
ХОД УРОКА
1.Проверка ДЗ. Упр. 38
2.Работа по теме урока. Презентация.
1) Слайд №1. Запись темы урока в тетрадь:
«Я только Русью и жил…» (В. М. Васнецов)
Сочинение по картине В. М. Васнецова «Баян»
2) Слайд №2. О личности человека очень многое может сказать его внешность, его портрет. Перед вами портрет художника В. Васнецова, выполненный художником Михаилом Нестеровым.
-- Чем необычен этот портрет? (Ответы)
Художники были знакомы на протяжении более 40 лет. И очень давно Нестеров мечтал написать портрет Васнецова. Ему удалось выполнить свой замысел в 1925 году, за год до смерти Васнецова. Нестеров написал Виктора Михайловича таким, каким он был в 1920-х годах, на закате своих дней.
Старый художник сидит в деревянном высоком кресле, в комнате, где хранилось его собрание древнерусских икон. Кресло придвинуто близко к стене с иконами, и на темном фоне явственно выделяется большой новгородский образ святого Иоанна Златоуста.
Картины художника Васнецова посвящены историческому прошлому Руси, многие из них написаны по мотивам русских народных сказок и былин, на многих изображены русские святые.
«Я только Русью и жил». Эти слова художника характеризуют смысл и значение его творчества. Не случайно Нестеров выбрал для портрета такой фон.
3) Слайд 3. Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848году 3 мая в семье сельского священника. Жили они в небольшом селе Рябово Вятской губернии, в очень красивом и живописном уголке России. Услышав в детстве русские сказки, предания и песни, он полюбил их навсегда.
У В.М. был брат Аполлинарий, который тоже пошёл по стопам своего знаменитого брата и стал известным художником. На этом слайде вы видите картину Аполлинария Васнецова «Родина».
4) Слайд №4. Сначала мальчик учился в духовной семинарии в Вятке. Первые уроки рисования брал у своего учителя Н. Чернышова. Дальнейшее образование он получил в Петербургской Академии художеств. В те времена, это было лучшее учебное заведение в России.
Васнецов был очень талантлив. Кроме своих великолепных картин, он умело расписывал соборы. Вырос художник в религиозной семье, отсюда и дар такой, Богом данный. В 1893г он стал членом Академии Художеств.
5) Слайд №5. Талант живописца проявился во всех областях изобразительного искусства. Картины бытового жанра и поэтические полотна на сюжеты русских народных сказок, легенд, былин; иллюстрации к произведениям русских писателей и эскизы театральных декораций; портретная живопись и орнаментальное искусство; росписи на исторические сюжеты и архитектурные проекты - таков творческий диапазон художника.
Васнецова-архитектора с благодарностью вспоминают посетители Третьяковской галереи: по проекту художника был оформлен фасад этого изящного здания. Но главное, чем обогатил художник русское искусство, - это произведения, написанные на основе народного творчества.
Давайте вспомним наиболее известные из них.
6) Слайд №6. «Богатыри».
Эта картина считается одним из самых известных произведений Виктора Васнецова. На создание данного полотна у автора ушло около 30 лет. В центре картины – Илья Муромец. В его образе сочетаются невообразимая мощь и добродушие. На белом коне восседает Добрыня Никитич – согласно народным сказаниям, очень образованный человек, настоящий герой и верный товарищ. Третий персонаж картины – это Алеша Попович, самый молодой из трех богатырей. Но это нисколько не умаляет его решительности и отваги.
7) Слайд №7. «Алёнушка»
Как признавался сам Васнецов, задумка картины у него «давно жила в голове». В 1880 году автор рисовал пейзажи в деревне Ахтырке Сергиево-Посадского района Московской губернии, где встретил обычную простоволосую девушку и понял, что она – лучший прототип Алёнушки.
Автору точно удалось передать то, что он увидел в глазах той деревенской девушки. Сколько тоски, одиночества и чисто русской печали в этом взгляде! Природа словно сопереживает Алёнушке и оберегает её.
Спустя некоторое время эта картина стала ассоциироваться у людей со сказкой о сестрице Алёнушке и братце Иванушке.
8) Слайд №8«Прощание Олега с конем» (1899).
Эта картина была создана как иллюстрация к балладе А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Она пронизана грустью расставания двух родных душ. Основную мысль картины можно выразить одной строкой стихотворения Пушкина: «Прощай, мой товарищ».
9) Слайд №9. «Гусляры»
Судя по одежде, на картине изображены странствующие монахи того времени. Васнецов показал связь трех поколений: прошлого, настоящего и будущего. Совсем молодой гусляр сидит с левой стороны – он олицетворяет будущее, мужчина средних лет, сидящий справа, – настоящее, а расположившийся посередине седой старец – прошлое. Вместе они поют грустную песню о нелегких испытаниях, выпавших на долю русских земель.
Вот почему художник М. Нестеров сказал о Васнецове: «Чудесный памятник оставил Васнецов русским людям. Они будут знать в лицо своих святых, угодников и мучеников, всех тех, на кого они хотели бы походить и что есть их заветный идеал».
Подготовка к написанию сочинения
1)Рассмотрите картину «Баян»
2) –Кто такой баян?
Баян (или боян) - легендарный древнерусский певец-сказитель. Впервые упоминается в «Слове о полку Игореве» .
Боян — историческое лицо, придворный певец ряда русских князей XI века.
--Какому историческому периоду нашей Родины посвящена картина?
(События этой картины происходят в Древней Руси)
--В каком произведении древнерусской литературы упоминается боян?
(Впервые упоминается в «Слове о полку Игореве» , где его пальцы сравниваются с 10 соколами, а струны — с 10 лебедями, самого Бояна автор несколько раз сравнивает с соловьём.
--Опишите главного героя (как он одет, что держит в руках, какова его поза, выражение лица, о чём он может петь)
Боян одет в чистую вышитую рубаху, на коленях лежат гусли. Ветер развевает его седые волосы, глаза певца горят огнём, он очень увлечён своей песней, которой вдохновляет ратников на защиту русской земли.
-- Кто же его слушатели?
(Это воины, которых ожидает битва не на жизнь, а на смерть. Если мы присмотримся, то увидим, что воины всё прибывают. Значит бой будет тяжёлый)
Слайд №10
-- Попытаемся подробнее описать слушателей, их позы, одежду, выражение лиц.
Большинство собравшихся – воины. Мальчик, сидящий возле князя, скорее всего, является его сыном, которому в будущем предстоит взять на себя правление. Он должен быть готов защищать свой народ и вести его за собой. На лице князя сквозь решительность видна тревога. Судя по тому, что позади холма видны воины, расположившиеся ровными рядами, князю предстоит повести их в сражение. И он понимает, что в случае его гибели именно этому юному мальчику придется взять на себя правление.
--Какой фон у картины? Опишите природу.
Общее настроение художник передал через фоновые зарисовки. По холму, покрытому зелёной травой и цветущим разнотравьем, можно определить летнее время года. Богатство земли русской в её лесах, реках, холмах отразились на холсте. Однако нет летнего тепла и лёгкости, небо мрачное, покрыто тяжёлыми облаками. Создаётся впечатление грозности, предчувствие ужаса. Нависшее небо затемняет пышную зелень. Горе надвигается на великую Русь.
Самостоятельная работа. Упр. 47 (стр. 22)
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 9 классе
Тема: «Подготовка к сочинению по картине В. Васнецова «Баян».
(Автор учебника С.Г. Бархударов.Упр.47)
Цель урока: формирование образовательных компетенций учащихся через работу над созданием текста-описания по картине.
Задачи урока:
--познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.М. Васнецова;
--учить соотносить художественно-изобразительные средства картины и произведения «Слово о полку Игореве»;
--способствовать развитию творческого воображения;
--способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства.
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь создавать собственный текст на основе картины; использовать информацию из различных источников для создания собственного речевого высказывания; корректировать текст с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; писать в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами.
Метапредметные:
- уметь работать с информацией; слушать и слышать собеседника;
грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Личностные:
- воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ;
- формирование ценностей поликультурного пространства мира;
- формирование эстетических потребностей и художественного вкуса при восприятии произведений искусства;
- формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
ХОД УРОКА
1.Проверка ДЗ. Упр. 38
2.Работа по теме урока. Презентация.
1) Слайд №1. Запись темы урока в тетрадь:
«Я только Русью и жил…» (В. М. Васнецов)
Сочинение по картине В. М. Васнецова «Баян»
2) Слайд №2. О личности человека очень многое может сказать его внешность, его портрет. Перед вами портрет художника В. Васнецова, выполненный художником Михаилом Нестеровым.
-- Чем необычен этот портрет? (Ответы)
Художники были знакомы на протяжении более 40 лет. И очень давно Нестеров мечтал написать портрет Васнецова. Ему удалось выполнить свой замысел в 1925 году, за год до смерти Васнецова. Нестеров написал Виктора Михайловича таким, каким он был в 1920-х годах, на закате своих дней.
Старый художник сидит в деревянном высоком кресле, в комнате, где хранилось его собрание древнерусских икон. Кресло придвинуто близко к стене с иконами, и на темном фоне явственно выделяется большой новгородский образ святого Иоанна Златоуста.
Картины художника Васнецова посвящены историческому прошлому Руси, многие из них написаны по мотивам русских народных сказок и былин, на многих изображены русские святые.
«Я только Русью и жил». Эти слова художника характеризуют смысл и значение его творчества. Не случайно Нестеров выбрал для портрета такой фон.
3) Слайд 3. Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848году 3 мая в семье сельского священника. Жили они в небольшом селе Рябово Вятской губернии, в очень красивом и живописном уголке России. Услышав в детстве русские сказки, предания и песни, он полюбил их навсегда.
У В.М. был брат Аполлинарий, который тоже пошёл по стопам своего знаменитого брата и стал известным художником. На этом слайде вы видите картину Аполлинария Васнецова «Родина».
4) Слайд №4. Сначала мальчик учился в духовной семинарии в Вятке. Первые уроки рисования брал у своего учителя Н. Чернышова. Дальнейшее образование он получил в Петербургской Академии художеств. В те времена, это было лучшее учебное заведение в России.
Васнецов был очень талантлив. Кроме своих великолепных картин, он умело расписывал соборы. Вырос художник в религиозной семье, отсюда и дар такой, Богом данный. В 1893г он стал членом Академии Художеств.
5) Слайд №5. Талант живописца проявился во всех областях изобразительного искусства. Картины бытового жанра и поэтические полотна на сюжеты русских народных сказок, легенд, былин; иллюстрации к произведениям русских писателей и эскизы театральных декораций; портретная живопись и орнаментальное искусство; росписи на исторические сюжеты и архитектурные проекты - таков творческий диапазон художника.
Васнецова-архитектора с благодарностью вспоминают посетители Третьяковской галереи: по проекту художника был оформлен фасад этого изящного здания. Но главное, чем обогатил художник русское искусство, - это произведения, написанные на основе народного творчества.
Давайте вспомним наиболее известные из них.
6) Слайд №6. «Богатыри».
Эта картина считается одним из самых известных произведений Виктора Васнецова. На создание данного полотна у автора ушло около 30 лет. В центре картины – Илья Муромец. В его образе сочетаются невообразимая мощь и добродушие. На белом коне восседает Добрыня Никитич – согласно народным сказаниям, очень образованный человек, настоящий герой и верный товарищ. Третий персонаж картины – это Алеша Попович, самый молодой из трех богатырей. Но это нисколько не умаляет его решительности и отваги.
7) Слайд №7. «Алёнушка»
Как признавался сам Васнецов, задумка картины у него «давно жила в голове». В 1880 году автор рисовал пейзажи в деревне Ахтырке Сергиево-Посадского района Московской губернии, где встретил обычную простоволосую девушку и понял, что она – лучший прототип Алёнушки.
Автору точно удалось передать то, что он увидел в глазах той деревенской девушки. Сколько тоски, одиночества и чисто русской печали в этом взгляде! Природа словно сопереживает Алёнушке и оберегает её.
Спустя некоторое время эта картина стала ассоциироваться у людей со сказкой о сестрице Алёнушке и братце Иванушке.
8) Слайд №8«Прощание Олега с конем» (1899).
Эта картина была создана как иллюстрация к балладе А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Она пронизана грустью расставания двух родных душ. Основную мысль картины можно выразить одной строкой стихотворения Пушкина: «Прощай, мой товарищ».
9) Слайд №9. «Гусляры»
Судя по одежде, на картине изображены странствующие монахи того времени. Васнецов показал связь трех поколений: прошлого, настоящего и будущего. Совсем молодой гусляр сидит с левой стороны – он олицетворяет будущее, мужчина средних лет, сидящий справа, – настоящее, а расположившийся посередине седой старец – прошлое. Вместе они поют грустную песню о нелегких испытаниях, выпавших на долю русских земель.
Вот почему художник М. Нестеров сказал о Васнецове: «Чудесный памятник оставил Васнецов русским людям. Они будут знать в лицо своих святых, угодников и мучеников, всех тех, на кого они хотели бы походить и что есть их заветный идеал».
Подготовка к написанию сочинения
1)Рассмотрите картину «Баян»
2) –Кто такой баян?
Баян (или боян) - легендарный древнерусский певец-сказитель. Впервые упоминается в «Слове о полку Игореве» .
Боян — историческое лицо, придворный певец ряда русских князей XI века.
--Какому историческому периоду нашей Родины посвящена картина?
(События этой картины происходят в Древней Руси)
--В каком произведении древнерусской литературы упоминается боян?
(Впервые упоминается в «Слове о полку Игореве» , где его пальцы сравниваются с 10 соколами, а струны — с 10 лебедями, самого Бояна автор несколько раз сравнивает с соловьём.
--Опишите главного героя (как он одет, что держит в руках, какова его поза, выражение лица, о чём он может петь)
Боян одет в чистую вышитую рубаху, на коленях лежат гусли. Ветер развевает его седые волосы, глаза певца горят огнём, он очень увлечён своей песней, которой вдохновляет ратников на защиту русской земли.
-- Кто же его слушатели?
(Это воины, которых ожидает битва не на жизнь, а на смерть. Если мы присмотримся, то увидим, что воины всё прибывают. Значит бой будет тяжёлый)
Слайд №10
-- Попытаемся подробнее описать слушателей, их позы, одежду, выражение лиц.
Большинство собравшихся – воины. Мальчик, сидящий возле князя, скорее всего, является его сыном, которому в будущем предстоит взять на себя правление. Он должен быть готов защищать свой народ и вести его за собой. На лице князя сквозь решительность видна тревога. Судя по тому, что позади холма видны воины, расположившиеся ровными рядами, князю предстоит повести их в сражение. И он понимает, что в случае его гибели именно этому юному мальчику придется взять на себя правление.
--Какой фон у картины? Опишите природу.
Общее настроение художник передал через фоновые зарисовки. По холму, покрытому зелёной травой и цветущим разнотравьем, можно определить летнее время года. Богатство земли русской в её лесах, реках, холмах отразились на холсте. Однако нет летнего тепла и лёгкости, небо мрачное, покрыто тяжёлыми облаками. Создаётся впечатление грозности, предчувствие ужаса. Нависшее небо затемняет пышную зелень. Горе надвигается на великую Русь.
Самостоятельная работа. Упр. 47 (стр. 22)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 6 классе "Контрольное сочинение по картине Саврасова "Грачи прилетели"
Данный урок дается в системе уроков по УМК Львовых и позволяет совершенствовать умение учащихся создавать художественное описание произведения пейзажной живописи. Подготовку к сочинению можно ис...
Конспект мастер-класса по теме: «Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине».
Мастер-класс направлен на обучение работе с искусствоведческим текстом при написании сочинения по картине-портрету. Работа помогает подготовке учащихся к итоговой аттестации, т.к. развивает навыки...
Урок развития речи на тему "Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Решетникова "Опять двойка!"
Урок посвящен обучению составлению текста-описания по жанровой картине, отработке общих принципов работы....
Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»
Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....
Урок развития речи в 5-м классе. Сочинение по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»
Урок направлен на развитие устной и письменной речи учащихся, совершенствование умений и навыков написания сочинения - описания. Помогает научить художественному видению окружающе...
Урок развития речи по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова по русскому языку в 9 классе
Урок развития речи по подготовкек написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова по русскому языку в 9 классе...
Презентация к уроку развития речи по теме: подготовка к сочинению - описанию по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»
Презентация содержит в себе материалы для подготовки к написанию сочинения - описания по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»...
- Мне нравится (1)