Урок развития речи в 6 классе "Контрольное сочинение по картине Саврасова "Грачи прилетели"
презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме
Данный урок дается в системе уроков по УМК Львовых и позволяет совершенствовать умение учащихся создавать художественное описание произведения пейзажной живописи. Подготовку к сочинению можно использовать как тренировку в использовании причастий и причастных оборотов в письменной речи (этому способствует работа с упражнениями, данными в учебнике)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_grachi_prileteli.rar | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Савичева Т.В., преподаватель рус.языка и литературы Пансиона воспитанниц МО РФ. Конспект урока развития речи в 6 классе (по УМК Львовых) Контрольное сочинение по картине А.Саврасова «Грачи прилетели»
Тема урока: Контрольное сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Цели урока: 1) совершенствовать умение учащихся создавать художественное описание произведения пейзажной живописи; 2) тренировать в использовании причастий и причастных оборотов в письменной речи.
Это и душа художника, и душа русской природы,
пробуждающейся от зимнего сна, наполненной гомоном
прилетевших в родные края птиц.
(И. Н. Крамской)
- Знакомство со сведениями о художнике:
Саврасов родился 12 мая (24 мая по новому стилю) 1830 в Москве, в семье купца третьей гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова.
В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса и которое окончил в 1854 году.
Летом 1854 года Саврасов работает у Финского залива под Петербургом, а на осенней выставке в Академии художеств показывает две картины, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые ему было присвоено звание академика.
- Знакомство с репродукциями картин художника
- Анализ культуроведческого текста (упр. 670 (1)).
Работа по вопросам:
-- В каком жанре изобразительного искусства создавал свои художественные полотна Алексей Кондратьевич Саврасов? (Дополнительный вопрос: Каких ещё русских художников-пейзажистов вы можете назвать?)
-- Какую тему художник отразил во многих своих полотнах?
-- Какое место в творчестве Саврасова занимает картина «Грачи прилетели»?
-- Прочитайте выразительно те строки текста, в которых отражена тема картины «Грачи прилетели».
IV. Чтение эпиграфа к уроку и рассмотрение картины.
Беседа :
-- Как вы понимаете слова И.Н.Крамского?
-- Какой весенний месяц изобразил на своём полотне А. К. Саврасов? По каким приметам вы это поняли? (Март. Ещё вся земля покрыта снегом, но он уже серый, рыхлый, ноздреватый, пропитанный влагой, местами покрытый талой водой. Берёзы только-только освободились от снежного гнёта и стоят, словно умытые, вытянув белые стволы к небу, в котором разлито ощущение весны. Грачи уже успели обосноваться в ветвях берёз: свили гнёзда и оживлённо летают вокруг них. Высоко в голубом весеннем небе виднеется ещё одна стая птиц, возвращающихся из тёплых стран. Природа встряхнулась от зимнего оцепенения, всё пришло в движение: оседает снег, освобождается от снежного покрова земля, прибывает талая вода, принимают берёзы шумных домовитых переселенцев, носятся с радостными криками грачи, летит в голубой вышине стая перелётных птиц.)
-- Как вы думаете, почему художник назвал свою картину «Грачи прилетели», а например, не «Весна», «Март»? (В самом названии картины уже прочитывается движение, которое знаменует окончание зимнего сна, возрождение и обновление пробуждающейся природы. Грачи уже прилетели – это значит, что нет возврата зимнему однообразию, холодам и заморозкам, весна объявлена самим появлением перезимовавших в тёплых странах птиц. Они строят гнёзда, чтобы жить, выводить птенцов в краю, где весна только начинает вступать в свои права, но движение её неостановимо. Тема весеннего пробуждения природы, возрождения и обновления –основная в картине, и чудо весеннего оживления происходит прямо на наших глазах.)
-- Что изображено на первом плане картины? (Берёзы с гнёздами грачей в развилках ветвей, хлопотливые птицы, рыхлый серый снег с лужами талой воды, пруд.)
-- Опишите берёзы. (Художник изобразил старые берёзы с искривлёнными стволами, тёмными у основания и светлеющими к вершине. Пушистые верхушки деревьев сереют на фоне голубовато-серого неба, белых облаков. Как лёгкое кружево, тонко выписал прозрачную сеточку берёзовых ветвей художник, и верхушки уже не выглядят по-зимнему унылыми: они обнажены, но даже в этот несолнечный день наполнены светом и тянутся к небу. Ощущение весеннего оживления, радости возрождающейся жизни создаёт и множество грачиных гнёзд, над которыми вьются шумные птицы – вестники весны.)
-- Каким выглядит на картине снег? (Земля стремится скорее освободиться от снежного покрова, и снег на уже серый, рыхлый; он тает и оседает под собственной тяжестью, поэтому выглядит ноздреватым. В ложбинках собирается талая вода, она темнеет неровными лужицами на освещённом весенним светом снеге. Снеговая вода наполняет и пруд, который выходит из берегов и разливается всё шире. Тени берёз вырисовываются на снегу неровными силуэтами, стволы деревьев отражаются в тёмных водах пруда, словно уходя в глубину. Снег на картине освещён по-разному: у забора он словно светится изнутри и кажется розоватым, а у берёзовых стволов покрыт тенями и изрыт следами птиц и весенними каплями.)
-- Каким предстало на картине «Грачи прилетели» весеннее небо? (Простор небес занимает большую часть картины. Небо на полотне нежно-голубое, покрытое лёгкими перистыми и пышными бело-розовыми облаками, и лишь у линии горизонта облака сгущаются и сереют, сливаясь с тёмнеющими вдали просторами обнажающихся полей.)
-- Опишите второй план картины. (На втором плане белеет невысокий пятиглавый собор, а рядом устремляет в небеса купол стройная колокольня. Перед собором и колокольней темнеют деревянные строения и протянулся низкий забор.)
V. Составление плана.
Составленный в процессе совместной работы план может выглядеть примерно так:
I. А. К. Саврасов – художник-пейзажист.
II. Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
1. Изображение художником весеннего пробуждения природы.
2. Первый план картины:
1) берёзы с гнёздами грачей;
2) хлопотливые птицы;
3) рыхлый снег.
3. Весеннее небо на картине А. К. Саврасова.
4. Второй план картины:
1) пятиглавый собор и колокольня;
2) деревянные строения.
III. Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели» -- гимн родной русской природе.
VI. Словарная работа и устное описание картины (упр. 670 (2)).
Предложим шестиклассникам записать в тетрадь причастные обороты, приведённые в задании 2 упражнения, и указать морфемный состав причастий. После этой работы учащиеся составляют устные высказывания по картине.
VII. Написание сочинения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».
Материал содержит презентацию к уроку, конспект урока, образец сочинения по картине....
разработка урока развития речи по теме "Сочинение по картине Н. Овчинникова "Здравствуй, Земля!"
Разработка урока развития речи по теме "Сочинение по картине Н. Овчинникова "Здравствуй, Земля!"...
Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща"
Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща", построенный по ТРКМ. Учебник Разумовской....
Урок развития речи "Обучение написанию сочинения по картине С Григорьева "Вратарь"
Цель урока: изложить содержание картины с элементами описания;- учить школьников правильно употреблять в своей речи глаголы, деепричастия, описывать портрет героя; - совершенствовать орфогр...
урок развития речи 6 класс Сочинение по картине Яблонской "Утро"
Материал содержит разработку урока и презентацию...
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь"
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь", для 6 класса. Урок представлен в виде технологической карты, соответствующей требованиям ФГОС....