Урок русского языка в 6 классе «Разносклоняемые имена существительные»
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Разносклоняемые имена существительные
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_6_klass._raznosklonyaemye_sushchestvitelnye.docx | 36.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Тема: «Разносклоняемые имена существительные»
Цели урока:
- образовательные - дать учащимся знания по теме, научить их использовать полученные знания;
- воспитательные - воспитывать умение работать в коллективе, интерес к русскому языку и к слову в целом;
- развивающие - развитие интеллектуальных способностей учащихся: аналитические умения, развитие памяти.
1) образовательная:
создать устойчивое представление о разносклоняемых именах существительных;
научить склонять, обосновывая выбор гласных в окончаниях;
совершенствовать навыки правописания падежных окончаний существительных.
2) развивающая:
развитие умения находить, перерабатывать и принимать информацию, развитие навыка применения теории в практической деятельности по выработке орфографической грамотности
3) воспитательная:
воспитывать культуру делового общения, любовь к русскому языку.
Оборудование: учебник, толковый словарь русского языка, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал для учащихся.
ХОД УРОКА
- Организационный этап
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас, ребята!
Пусть сегодняшний урок принесёт вам радость общения. Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь, мы начинаем урок.
- Актуализация знаний
На прошлом уроке мы повторили сведения о существительном. Сейчас вы сможете проверить прочность ваших теоретических знаний.
1.Отвечаем на вопросы устно. ( Слайд 1 )
А) Определите , верно ли утверждение. «Да или нет» (по цепочке)
1)Верно ли, что имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы: Кто? Что? Да
2) Имена существительные являются одушевленными и неодушевленными да
3)Имена существительные изменяются по родам нет
4)Имена существительные изменяются по числам и падежам да
5) В русском языке три склонения: женское, мужское и среднее. нет
6) Падеж – это непостоянный признак существительного. да
7) Одно и то же существительное может относиться к разным склонениям. нет
8) Слово «помощь» - существительное 3 скл. да
9) Слово «дорога» - существительное 1 склонения да
ИТОГ
Б) Орфографическая разминка. Дифференцированные задания (по степени обученности учащихся). ( с последующей самопроверкой на обратной стороне карточки)
1-й уровень сложности (на выбор).
Карточка-задание с самопроверкой. Вставьте пропущенные буквы в окончания существительных.
Ближе к ноч_
Вспомнить о дедушк_
Жить в Сибир_
Увидеть в магазин_
Увидеть на вершин_
Спросить у бабушк_
2-й уровень сложности
Карточка – задание с выбором одного правильного ответа
Задание: обведи кружком один верный ответ.
А1. Какое из указанных слов является существительным?
- Благодарить
- Благодарный
- Благодарность
- Благодарно
А2. Какое из данных существительных относится к 3 склонению?
- Бахрома
- Лейтенант
- Изобретение
- Фасоль
А3. В окончании какого существительного пишется буква И?
- в старой алле..
- на пришкольном участк..
- на праздничной площад..
4. думать о природ..
А 4. В окончании какого существительного пишется буква Е?
1. слез с лошад..
- для районной библиотек..
- о школьной презентаци..
- о приятном разговор..
3-й уровень сложности.(работа у доски)
Вставить пропущенные буквы в словах, объяснить правописание их и произвести синтаксический разбор предложения
Д…вно живу я в мир… этом, д…ю названья всем пр…дметам. (Повеств.. невоскл., прост., распр., двусост., осложн.)
Проверка результатов: как вы выполнили?
- кто без ошибок?
- у кого 1 или 2 ?
В) Работа с текстом (слайд № 2). На столе у вас дан текст. Давайте его прочитаем.
Муравей.
Муравей тащил ягоду. Тяжелую. Красную. Из неё капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже была видна острая крыша муравейника.
В это время по тропинке шёл человек. Он нагнулся и сказал: «Гляди-ка, ягода». Потом увидал муравья и щелчком сбил его на землю. «Поди прочь, привык на готовенькое!» И с радостью засунул ягоду в рот. И пошагал дальше.
А. Приставкин.
- Что можете сказать об этом тексте?
Обоснуйте свою точку зрения. (текст, есть тема, основная мысль, абзацы, определенная структура.)
- О чем этот текст? (о невнимательном и небережном отношении человека к природе).
3. Какова основная мысль текста? Как автор относится к поступку человека? Выражено ли это отношение прямо, открыто в тексте? (человек, не будь так равнодушен и жесток к меньшим братьям своим: жестокость в малом порождает жестокость в большом; будь бережен ко всему сущему на земле, от тебя лично зависит сохранение равновесия в природе, жизни на земле).
4. Как иначе мог поступить человек в этой ситуации?
3. Создание проблемной ситуации, формулировка темы урока. Постановка учебной задачи
Подчеркнутые слова ( а это существительные из этого текста) распределите по столбикам
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | |
ягода | солнце | радость | |
земля | человек |
Проверка: зачитаем.
-Получилось распределить все слова? (кроме одного (время))
-В чем же причина?
Время – сущ. ср.р., но ко 2 скл. слово не отнести, т.к. –я – окончание, характерное для существительных 1 скл.
4. ПРОБЛЕМА
Посмотрите, как склоняется это существительное. (слайд № 4)
И.П. времЯ
Р.П. временИ
Д.П. временИ
В.П. времЯ
Т.П. временЕМ
П.П. о временИ
Запишите в тетради
Сравните. (слайд № 3)
Вывод: в Р., Д., П. сущ. ВРЕМЯ имеет окончания разных склонений. Как же мы будем называются такие сущ.?
Давайте подберём название для таких имён существительных, если они по-разному склоняются. Как мы их назовём? (Ответы учащихся – разносклоняемые)
Сформулируйте и запишите тему урока:
Разносклоняемые имена существительные.
Выполните морфемный разбор слова разн –о-склон-я-ем-ые.
5. Постановка целей и задач урока.
Попытаемся понять, какие цели перед собой нужно поставить при работе над сформулированной нами темой.
-Кто поможет объяснить цель нашего урока?
Цель урока: расширение знаний об именах существительных, учиться находить их среди других частей речи, грамотно писать и правильно их использовать, логически мыслить, обогащать свой словарный запас.
6. Применение знаний и умений в новой ситуации. Работа с учебником:
Задание: прочтите материал о разносклоняемых сущ. п.45 с. 136
Групповая работа.Поиск информации о разносклоняемых именах существительных
Дети работают по следующему плану:
1. Какие существительные относятся к разносклоняемым? 1гр
2.Почему они так называются? 2группа
3.Каковы особенности склонения данных существительных? 3группа
Защита работы групп. Взаимооценка и самооценка работы групп.
7. Словарная работа.
-есть ли среди этих слов те, лексическое значение которых вам непонятно
Давайте обратимся к словарю. Работа с толковыми словарями. (Слайд 4)
- В каком словаре узнаем значение? (В толковом)
Бремя – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.)
Темя — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум теменным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина.
Стремя, стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.
Вымя, -мени, (редко) мн. вымена, -ен, -енам, ср. Молочные железы у самок млекопитающих животных.
8. Молодцы! Мы хорошо поработали, а теперь можно и отдохнуть
Физминутка. (слайд 5)
Размахиваем знаменем,(показываем руками)
Разбрасываем семена.
Согнулись под бременем, (сгибаемся)
Почесываем темя.
Отправляемся в путь,(шагаем)
Громко называем свое имя.
9. Закрепление.
1. Выборочный диктант. Найти в словосочетаниях разносклоняемые существительные, подчеркнуть их, определить число и падеж.
До поры до времени, тянуть время, называть вещи своими именами, со времени царя Гороха ,без роду и племени, гореть синим пламенем, под бременем лет.
- Известны вам эти выражения, а как они называются?
– Ребята, чем интересны для нас эти фразеологизмы?
(В них есть разносклоняемые существительные.)
– Понятны ли вам их значения? Какой словарь нам поможет узнать их? («Фразеологический словарь»)
2. Мы переходим к следующему заданию.
Списать предложения, вставить пропущенные буквы, определить падеж разносклоняемых существительных.
Не в золоте богатство, а в добром имен… .
От худого семен… не жди доброго племен… .
Нет тяжелее бремен…, чем безделье.
Большого пламен… не задуешь.
10. Контроль усвоения. Тест (на каждой парте).
1.К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) ж.р. с нулевым окончанием;
2) ср.р. на – мя;
3) м.р. с окончанием – а
2. Особенности разносклоняемых имен существительных:
1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;
2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;
3) окончание – им в Т.п. ед. числа
3. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) воля;
2) имя;
3) шимпанзе
11. Дом. задание: 1. П. 45, выучить правило на стр.121,упр. 258.
2. найти и записать пословицы с разносклоняемыми существительными.
12. Рефлексия. По этой опорной схеме (Слайд № 6) сделайте вывод.
13. Выставление оценок за урок.
Какую оценку вы бы себе поставили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Разносклоняемые имена существительные"
Основная цель урока: Создать условия для выявления учащимися отличительных признаков разносклоняемых имен существительныхЗадачи урока:Создать условия для развития:1) предметных компетенций посре...
Презентация к уроку русского языка по теме "Разносклоняемые имена существительные", 6 класс
Презентация к уроку русского языка "Разносклоняемые имена существительные" , 6 классЦели урока:закреплять знания о разносклоняемых существительных, особенностях склонения, правописания;формировать уме...
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"
Разработка урока по программе Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"
Разработка урока по программе В.В. Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....
Урок русского языка 6 класс "Несклоняемые имена существительное"
Собран материал по теме " Несклоняемые имена существителные"...
Урок русского языка 5 класс "Разносклоняемые имена существительные"
Урок выведения новых знаний по технологии СДО, линия учебников А.Д. Шмелев, 5 класс, урок выведения новых знаний "Разносклоняемые имена существительные"...