«Собственные и нарицательные имена существительные»
методическая разработка по русскому языку

Шаталова Анна Сергеевна

Технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет: русский язык

Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Тип урока: урок формирование новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, анализ и самооценка ответов

Цели: знакомство учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, помощь в различии имен собственных и нарицательных.

Задачи:

образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные», осознания различия имён собственных и нарицательных,умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;

развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету.

Планируемые результаты

Предметные: познакомить с именем существительным, как частью речи-наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных,применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Планируемые метапредметные результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

Оборудование и учебные материалы: ПК, учебник русского языка для 3 класса, рабочая тетрадь, карточки для рефлексии.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок проведу у вас я. Меня зовут Елизавета Владимировна.

-Прозвенел уже звонок,
Начинаем мы урок.
Быть должны у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.

Вы готовы? (ДА)

Слушают учителя.

2.Актуализация знаний

1.Блиц-опрос.

- Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы должны на них быстро отвечать. Ответы принимаются по поднятой руке.

- С какой частью речи мы работаем на уроке русского языка?

- Что обозначает имя сущ.?

- На какие вопросы отвечает?

- Что обозначают одушевленные имена сущ?

- На какой вопрос отвечают?

- Приведите примеры одуш.им.сущ

- Что обозначают неодушевленные имена сущ?

- На какой вопрос отвечают?

- Приведите примеры неодуш.им.сущ

- Молодцы!        .

2. Словарный диктант.

- А сейчас проверим как вы помните словарные слова.

(Каждый ученик записывает слова в своей тетради, 1 ученик пишет на доске)
Записать одним словом:

-Синоним слова «дело»;

-Множественное слово от слова «ребёнок»;

-как называется страна, в которой мы живем? (Россия);

-столица нашей страны (Москва);

-маленькая серо-коричневая птица, живущая  вблизи домов (воробей);

-сшитые листы чистой разлинованной бумаги в обложке (тетрадь);

-родная сторона (Родина).

Проверка.  (работа, ребята, Россия, Москва,

воробей, тетрадь, Родина) 

-Давайте проверим. У кого по- другому? Оцените работу… Ты верно выполнил/а, правильно определил/а все слова, садись, отметка_.

-Какие задания можно выполнить с этими словами?

-Определить части речи;

-Разделить на группы: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

-Разделить на группы: двухсложные и трёхсложные слова;

-Разделить на группы: с заглавной и строчной буковой.

-Так же их можно разделить на группы: с не проверяемой безударной буквой о, а, е;это все словарные слова.

- Хорошо, молодцы.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание.

3.Определение темы урока.

1. Прочитайтеследующие словосочетания (на слайде)

страна Россия, город Калининград

-Что общего заметили у первых слов в словосочетании? (пишутся со строчной буквы).

- А у вторых? (пишутся с заглавной буквы)

- Кто знает, как называются существительные, которые пишутся с заглавной буквы? (собственные).

-А как называются слова, которые дают обобщённое название однородных предметов и явлений? (нарицательные).

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Собственные и нарицательные имена существительные)

- Какую цель поставим перед собой? (различать собственные и нарицательные имена существительные)

4.Работа над новым материалом.

- Как вы понимаете, какие имена существительные называются собственными?

-Верно. Имена существительные Москва, Россия -называются именами собственными. Это слово пришло к нам из старославянского языка и обозначает оно личное (только моё). Имена собственные называют такие предметы, которые единичны. Какие у вас собственные имена? Это ваши имена. Назовите их(говорят своё имя).

- У человека –это имя. У города, реки, улицы- это название. У животных –это клички.

-Послушайте следущее стихотворение о большой букве:

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!

-Какой вывод можем сделать, прослушав стихотворение? ( имена собственные пишутся с большой буквы).

-Но есть ещё нарицательные имена существительные. Как вы это понимаете? Это слово пришло в нашу речь тоже из старославянского языка и обозначает оно нарицать , т.е. говорить , называть . Нарицательные имена сущ. называют предметы, которые не являются единичными.

-Как вы думаете , как пишутся такие слова? ( со строчной маленькой буквы).

-Какой сделаем вывод?( Собственные имена пишутся с большой буквы, нарицательные пишутся с маленькой буквы)

- Где мы можем сравнить наши выводы? ( в учебнике),

- Откройте учебник на с.15 прочитайте правило про себя. Вслух прочитает….

- Какие имена сущ.называются собственные?

- Какие имена сущ.называются нарицательными?

- Как пишутся собственные имена сущ? Нарицательные имена сущ.?

-Найдите упражнение 22. Давайте прочитаем по цепочке. Начнет…

-Ответим на вопросы после текста (читаю по учебнику вопросы, 3 вопрос выполним письменно)

Работают с учебником. Отвечают на вопросы.

Физкультминутка

Большая буква

Если названные слова надо писать с большой буквы — поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте:

Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок.

5.Первичное закрепление знаний

-Для закрепление полученных знаний откроем упр. № 23 с.16.Прочитаем задание. Что будем делать? (запишем слова в 2 столбика). Двое будут работать у доски, а остальные в тетради: 1 вариант выписывает слова первой группы, 2 вариант- слова, относящиеся ко второй группе(два ученика работают у доски).

-Давайте проверим. У кого не так? Назовите, что вы выбрали в первую группу. Все ли верно? Просигнализируйте сигнальной карточкой. Объясни, почему именно так? (эти слова общие, у них нет имени).Оцените работу? Верно, садись/отметка.

-Что вы отнесли ко второй группе? Все ли верно? Просигнализируйте сигнальной карточкой. Объясни, почему ты выбрал/а именно эти слова? Почему они называются собственными?(они имеют свое имя). Оцените работу. Верно, садись/отметка.

Выполняют задание по учебнику, работают у доски.

6.Вторичное закрепление.

- Посмотрите на слайд.

«БелыемедведиприходятнаостроВрангеля»(выводится на слайд)

-Что не так с этим предложением?( все слова написаны слитно)

-Мы сможем правильно прочитать и написать это предложение? (да)

-Перед тем как это предложение написать ,я хочу у вас спросить, вы знаете кто такой Врангель? И почему белые медведи приходят на этот остров?

(на слайде портрет Врангеля)

-Фёдор Петрович Врангель был русским путешественником и мореплавателем. Он жил в 19 веке и долгое время искал медвежий остров в Чукотском море. В 1867 году на севере нашей страны этот остров был открыт и назван его именем.

-Почему же этот остров так искали? Его называют главным “родильным домом белых медведей” России. Почти со всей Арктики сюда приходят белые медведи, чтобы дать потомство, вырастить и воспитать своих медвежат. 4 месяца медвежата находятся со своей матерью на этом острове. Данный остров является заповедником и охраняется нашем государством, а белые медведи занесены в Красную книгу России.

-А теперь правильно запишите это предложение у себя в тетрадях, а..(имя ученика) напишет это предложение на доске.  Проверьте с образцом на слайде.

- Найдите грамматическую основу предложения.

-Над каждым словом подпишите какой частью речи оно является.(называют)

-Назовите нарицательные имена сущ. (медведи, остров). Собственные (Врангеля).

- Какую отметку ты себе поставишь? Согласны? Садись, отметка_.

работают над предложением.

7.Итог урока. Рефлексия.

-Какая тема была сегодня?

-Что нового узнали?

-Чем отличаются имена собственные от имен нарицательных?

-Как пишутся имена собственные? Нарицательные?.

-Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте солнышко, тучку или облачко и поднимите его вверх:
(на слайде ) Солнышко - легко, интересно;
Облако с солнышком - немного трудно, но интересно;
Тучку - трудно и непонятно.

- Спасибо за урок.

- Домашнее задание

Называют тему урока, правило. Оценивают работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные"

Конспект урока  в 5 классе по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные". Урок построен на материале родного края. Любой учитель может использовать данную разработку на своём краев...

Урок русского языка по теме "Собственные и нарицательные имена существительные"

Урок русского языка по теме "Собственные и нарицательные имена существительные" для учащихся 5-х классов....

Технологическая карта урока русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"

С введением ФГОС в 5 классе без технологической карты проведение урока будет невозможным. Для меня это тоже новая форма работы. Разработанная мною карта отвечает всем требованиям, предъявляемым ФГОСом...

Конспект урока по родному карачаевскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные". 5 класс + презентация

Яркое и полное содержание материала урока. Основная цель урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии; воспроизведение в памяти знания о собственных ...