«Собственные и нарицательные имена существительные»
методическая разработка по русскому языку
Технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_russkomu_yazyku_imena_sushchestvitelnye_sobstvennye_i_naritsatelnye_.docx | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Предмет: русский язык
Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»
Тип урока: урок формирование новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, анализ и самооценка ответов
Цели: знакомство учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, помощь в различии имен собственных и нарицательных.
Задачи:
образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные», осознания различия имён собственных и нарицательных,умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету.
Планируемые результаты
Предметные: познакомить с именем существительным, как частью речи-наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных,применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Планируемые метапредметные результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.
Оборудование и учебные материалы: ПК, учебник русского языка для 3 класса, рабочая тетрадь, карточки для рефлексии.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. | -Здравствуйте, ребята! Сегодня урок проведу у вас я. Меня зовут Елизавета Владимировна. -Прозвенел уже звонок, Вы готовы? (ДА) | Слушают учителя. |
2.Актуализация знаний | 1.Блиц-опрос. - Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы должны на них быстро отвечать. Ответы принимаются по поднятой руке. - С какой частью речи мы работаем на уроке русского языка? - Что обозначает имя сущ.? - На какие вопросы отвечает? - Что обозначают одушевленные имена сущ? - На какой вопрос отвечают? - Приведите примеры одуш.им.сущ - Что обозначают неодушевленные имена сущ? - На какой вопрос отвечают? - Приведите примеры неодуш.им.сущ - Молодцы! . 2. Словарный диктант. - А сейчас проверим как вы помните словарные слова. (Каждый ученик записывает слова в своей тетради, 1 ученик пишет на доске) -Синоним слова «дело»; -Множественное слово от слова «ребёнок»; -как называется страна, в которой мы живем? (Россия); -столица нашей страны (Москва); -маленькая серо-коричневая птица, живущая вблизи домов (воробей); -сшитые листы чистой разлинованной бумаги в обложке (тетрадь); -родная сторона (Родина). Проверка. (работа, ребята, Россия, Москва, воробей, тетрадь, Родина) -Давайте проверим. У кого по- другому? Оцените работу… Ты верно выполнил/а, правильно определил/а все слова, садись, отметка_. -Какие задания можно выполнить с этими словами? -Определить части речи; -Разделить на группы: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; -Разделить на группы: двухсложные и трёхсложные слова; -Разделить на группы: с заглавной и строчной буковой. -Так же их можно разделить на группы: с не проверяемой безударной буквой о, а, е;это все словарные слова. - Хорошо, молодцы. | Отвечают на вопросы. Выполняют задание. |
3.Определение темы урока. | 1. Прочитайтеследующие словосочетания (на слайде) страна Россия, город Калининград -Что общего заметили у первых слов в словосочетании? (пишутся со строчной буквы). - А у вторых? (пишутся с заглавной буквы) - Кто знает, как называются существительные, которые пишутся с заглавной буквы? (собственные). -А как называются слова, которые дают обобщённое название однородных предметов и явлений? (нарицательные). - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Собственные и нарицательные имена существительные) - Какую цель поставим перед собой? (различать собственные и нарицательные имена существительные) | |
4.Работа над новым материалом. | - Как вы понимаете, какие имена существительные называются собственными? -Верно. Имена существительные Москва, Россия -называются именами собственными. Это слово пришло к нам из старославянского языка и обозначает оно личное (только моё). Имена собственные называют такие предметы, которые единичны. Какие у вас собственные имена? Это ваши имена. Назовите их(говорят своё имя). - У человека –это имя. У города, реки, улицы- это название. У животных –это клички. -Послушайте следущее стихотворение о большой букве: Буква обычная выросла вдруг, -Какой вывод можем сделать, прослушав стихотворение? ( имена собственные пишутся с большой буквы). -Но есть ещё нарицательные имена существительные. Как вы это понимаете? Это слово пришло в нашу речь тоже из старославянского языка и обозначает оно нарицать , т.е. говорить , называть . Нарицательные имена сущ. называют предметы, которые не являются единичными. -Как вы думаете , как пишутся такие слова? ( со строчной маленькой буквы). -Какой сделаем вывод?( Собственные имена пишутся с большой буквы, нарицательные пишутся с маленькой буквы) - Где мы можем сравнить наши выводы? ( в учебнике), - Откройте учебник на с.15 прочитайте правило про себя. Вслух прочитает…. - Какие имена сущ.называются собственные? - Какие имена сущ.называются нарицательными? - Как пишутся собственные имена сущ? Нарицательные имена сущ.? -Найдите упражнение 22. Давайте прочитаем по цепочке. Начнет… -Ответим на вопросы после текста (читаю по учебнику вопросы, 3 вопрос выполним письменно) | Работают с учебником. Отвечают на вопросы. |
Физкультминутка | Большая буква Если названные слова надо писать с большой буквы — поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте: Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок. | |
5.Первичное закрепление знаний | -Для закрепление полученных знаний откроем упр. № 23 с.16.Прочитаем задание. Что будем делать? (запишем слова в 2 столбика). Двое будут работать у доски, а остальные в тетради: 1 вариант выписывает слова первой группы, 2 вариант- слова, относящиеся ко второй группе(два ученика работают у доски). -Давайте проверим. У кого не так? Назовите, что вы выбрали в первую группу. Все ли верно? Просигнализируйте сигнальной карточкой. Объясни, почему именно так? (эти слова общие, у них нет имени).Оцените работу? Верно, садись/отметка. -Что вы отнесли ко второй группе? Все ли верно? Просигнализируйте сигнальной карточкой. Объясни, почему ты выбрал/а именно эти слова? Почему они называются собственными?(они имеют свое имя). Оцените работу. Верно, садись/отметка. | Выполняют задание по учебнику, работают у доски. |
6.Вторичное закрепление. | - Посмотрите на слайд. «БелыемедведиприходятнаостроВрангеля»(выводится на слайд) -Что не так с этим предложением?( все слова написаны слитно) -Мы сможем правильно прочитать и написать это предложение? (да) -Перед тем как это предложение написать ,я хочу у вас спросить, вы знаете кто такой Врангель? И почему белые медведи приходят на этот остров? (на слайде портрет Врангеля) -Фёдор Петрович Врангель был русским путешественником и мореплавателем. Он жил в 19 веке и долгое время искал медвежий остров в Чукотском море. В 1867 году на севере нашей страны этот остров был открыт и назван его именем. -Почему же этот остров так искали? Его называют главным “родильным домом белых медведей” России. Почти со всей Арктики сюда приходят белые медведи, чтобы дать потомство, вырастить и воспитать своих медвежат. 4 месяца медвежата находятся со своей матерью на этом острове. Данный остров является заповедником и охраняется нашем государством, а белые медведи занесены в Красную книгу России. -А теперь правильно запишите это предложение у себя в тетрадях, а..(имя ученика) напишет это предложение на доске. Проверьте с образцом на слайде. - Найдите грамматическую основу предложения. -Над каждым словом подпишите какой частью речи оно является.(называют) -Назовите нарицательные имена сущ. (медведи, остров). Собственные (Врангеля). - Какую отметку ты себе поставишь? Согласны? Садись, отметка_. | работают над предложением. |
7.Итог урока. Рефлексия. | -Какая тема была сегодня? -Что нового узнали? -Чем отличаются имена собственные от имен нарицательных? -Как пишутся имена собственные? Нарицательные?. -Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте солнышко, тучку или облачко и поднимите его вверх: - Спасибо за урок. - Домашнее задание | Называют тему урока, правило. Оценивают работу на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные"
Конспект урока в 5 классе по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные". Урок построен на материале родного края. Любой учитель может использовать данную разработку на своём краев...
План- конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные".
тема: "Собственные и нарицательные имена существительные"....
Урок русского языка по теме "Собственные и нарицательные имена существительные"
Урок русского языка по теме "Собственные и нарицательные имена существительные" для учащихся 5-х классов....
Презентация по русскому языку по теме "Собственные и нарицательные имена существительные"
презентация по русскому языку дляу 5 класса...
Урок русского языка в 5 классе "Эти удивительные собственные и нарицательные имена существительные!"
Конспект урока Приложение к уроку Презентация к уроку ...
Технологическая карта урока русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"
С введением ФГОС в 5 классе без технологической карты проведение урока будет невозможным. Для меня это тоже новая форма работы. Разработанная мною карта отвечает всем требованиям, предъявляемым ФГОСом...
Конспект урока по родному карачаевскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные". 5 класс + презентация
Яркое и полное содержание материала урока. Основная цель урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии; воспроизведение в памяти знания о собственных ...