Технологическая карта урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Цели деятельности педагога | Закрепить знания учеников; развивать навыки монологической речи; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора; активизировать самостоятельную работу учеников, развивать речь. |
Задачи: | Определять причастие в текстах, находить отличительные признаки причастия: вид, вопросы, время, род, число, падеж, синтаксическую роль в предложении. Развивать мышление речь память, внимание на основе текстов упражнений, выполнения алгоритма действий. Воспитывать чувства сотрудничества коллективизма при работе в группах. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku_7_klass.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ»
РАЗРАБОТАЛА: ЗАРЕКЕЕВА С.Н.
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Цели деятельности педагога | Закрепить знания учеников; развивать навыки монологической речи; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора; активизировать самостоятельную работу учеников, развивать речь. |
Задачи: | Определять причастие в текстах, находить отличительные признаки причастия: вид, вопросы, время, род, число, падеж, синтаксическую роль в предложении. Развивать мышление речь память, внимание на основе текстов упражнений, выполнения алгоритма действий. Воспитывать чувства сотрудничества коллективизма при работе в группах. |
Тип урока | Урок систематизации ЗУН |
Планируемые | Предметные: знать характеристику причастия по значению, признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении; уметь находить слова, обозначающие признак предмета по действию, в предложениях; определять синтаксическую роль причастия, находить и исправлять ошибки в употреблении причастий, определять вид и время причастий. Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития русского языка |
Методы и формы | Наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, видеоролик «Экологические проблемы», раздаточный материал (карточки для рефлексии, смайлы), материал на печатной основе для составления кластера «Фишбоун» |
Основные понятия | Причастие, действительные и страдательные причастия, причастный оборот, морфологические признаки причастия |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организа- ции | УУД |
1. Вступительное слово учителя | Здравствуйте, ребята, садитесь. Начать сегодняшний урок я бы хотела стихотворением: Начинаем наш урок. Очень хочется, чтоб впрок Он пошел нам, и тогда Будем грамотны всегда. | Слушают учителя, настраивают-ся на урок | Группо-вая | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют действия. Коммуникативные: поддерживают диалог с учителем. Регулятивные: занимаются целеполаганием, постановкой учебных задач. | |
2. Рефлексия настроения |
Беседа | Мне очень хочется, чтобы эти строки стали девизом нашего учебного занятия, а сейчас нам нужно узнать, в каком настроении вы пришли сегодня в школу. На столах у вас лежат смайлики, поднимите тот, который соответствует вашему настроению. Хорошо, многие порадовали меня весело улыбающимися смайлами, но я надеюсь, что к концу урока грустных улыбок не будет. | Оценивают настроение, показывают учителю смайлы | Группо-вая работа | |
3. Проблемная ситуация, формулировка темы урока, целеполагание | Ребята, давайте откроем тетради и запишем число, классная работа. Четырнадцатое ноября, классная работа. Для того чтобы определить тему нашего урока, я зачитаю загадку: Вот свойство моё обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю, Глагол по значению напоминаю. -Какова тема нашего урока? (обобщение изученного материала по теме «Причастие»). Давайте запишем тему в тетрадь, а теперь найдем в формулировке темы слово, выраженное причастием (изученного), выделим суффикс и укажем синтаксическую функцию (-енн-, определение). - Какова цель? (обобщить материал) - Задачи? ( вспомнить, что такое причастный оборот, как расставить знаки препинания при нем, поговорить о морфологических признаках причастия, отработать умение употреблять причастия в речи, тренироваться в правописании суффиксов, слитного и раздельного написания не с причастиями). | Слушают загадку, пытаются сформулировать тему урока, ставят перед собой задачи | Группо-вая | ||
4. Работа с листом самооценки знаний на первичном этапе урока | Теперь поработаем с листом самоконтроля. Знаками плюс и минус обозначьте уверенность в указанных ситуациях на начало урока. | Работают с листами оценивания знаний, выделяют места затруднения | Фронтальная | Регулятивные: определяют забытый / неусвоенный материал | |
5. Актуализация знаний. Составление кластера «фишбоун» | Актуализация знаний, составление кластера, определение морфологических признаков на слух | Ребята, на доске изображен кластер в виде скелета рыбы, а называется он «Фишбоун». Как переводится это слово с английского языка? (Рыбий скелет). Нам нужно заполнить его, чтобы рыба ожила. А для этого, вспомним все, что мы знаем о причастии. Итак, голова называется причастие, давайте вспомним, что обозначает причастие? (Признак, проявляющийся во времени). А теперь подумаем, как нужно назвать ось позвоночника? (Морфологические признаки.) Хорошо, а теперь давайте вспоминать морфологические признаки, причем разместим мы их так – сверху постоянные, а снизу – непостоянные. (Действительное, страдательное, время, вид – полная/краткая форма, падеж (в полной форме), число, род в ед.ч.) И единственное, о чем мы не сказали, это синтаксическая функция (определение, сказуемое). Молодцы, мы справились и продолжаем работу | Слушают вопросы учителя, отвечают на них | Фронтальная | Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
6. Практическая деятельность по теме | Работа по образованию причастий | Молодцы, ребята, а теперь давайте вспомним, как образуются причастия и выполним упражнение, выделим суффиксы причастий: (Проблемы), которые побуждают к действию – побуждающие. Почему выбираем суффикс –ющ-? (Человек), который обидел природу - обидевший. Почему перед суффиксом –вш- пишем е? (Река), которую загрязняют – загрязняемая. От чего зависит написание суффиксов –ем-/-им-? (Мусор), который выбросили - выброшенный. Какому правилу подчиняется написание суффикса – енн-? (Цветок), который сорвали – сорванный. Почему написали НН? | Занимаются образованием причастий, выделяют суффиксы, комментируют | Индивидуальная | Регулятивные: контролируют выполнение действий, исправляют ошибки, осознают правило контроля. Личностные: желают выполнить работу безошибочно. Коммуникативные: задают уточняющие вопросы. |
7. Игровая деятельность по теме «Собери мозаику» | Предложения, разделенные на слова представляют мозаику. | Природа, загрязненная отходами производства, взывает о помощи. Закопанный в землю пластик будет разлагаться в течение пятидесяти-пятисот лет. Как расставить знаки препинания в предложении с причастным оборотом? | Собирают мозаику, совещаются, исправляют ошибки | Парная | Регулятивные: контролируют выполнение действий, исправляют ошибки, осознают правило контроля при работе в парах. Личностные: желают выполнить работу безошибочно, помогают друг другу. Коммуникативные: задают уточняющие вопросы, обмениваются мнениями. |
8 Работа с текстом | Текст с заданиями | Работа с текстом Определите стиль текста, тему, основную мысль. …В последнее время экологические проблемы имеют глобальный характер и затрагивают все человечество. К числу самых волну…щих относятся проблемы, связа…ые3 с загрязнением окружа….щей3 среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Тревожная обстановка наблюдается и в нашей Республике. С каждым годом уровень загрязнения реки Мокша возрастает, а значит, загрязняются Ока и Волга. Нужно помнить, что будущее планеты зависит от каждого из нас. Внеси и ты свой вклад в улучшение экологической ситуации города, Республики, страны, Земли! Д. Кулагина Выполнение морфологического разбора: 1.Связанные (какие?)-прич. Н.ф.-связанный 2.Страд, сов.в., прош.вр; полная ф., мн.ч, И.п. 3. Определение 1.Окружающей – какой? Прич. Н.ф.-окружающий; 2.Действ, наст.вр, нес.в,; ед.ч, ж.р, Р.п. 3.Определение | Читают текст, отвечают на вопросы, выполняют задания | Фронта-льая | Регулятивные: контролируют выполнение действий, исправляют ошибки. Личностные: желают выполнить работу безошибочно, высказывают мнение. Коммуникативные: задают уточняющие вопросы, обмениваются мнениями. |
9 Просмотр видео | Видеоролик на экологическую тематику | Смотрят фрагмент документаль-ного фильма «Дом» | Фронтальная | Личностные: смотрят фрагмент фильма, расширяют знания в области экологии. | |
10.Работа р/р | Составление предложений с причастным оборотом на тему «Экология» | Ребята, посмотрите, как много экологических проблем на нашей планете. Давайте составим на эту тему предложения, используя причастные обороты. | Составляют предложения, зачитывают | Индивидуальная | Коммуникативные: развивают речь, составляют предложения. Личностные: делятся личным мнением |
11. Закрепление материала. Игра «Да-нет» | Определение верных и неверных суждений на слух | Пришло время закрепить материал, давайте поиграем в игру «Да-нет», я буду зачитывать суждения, а вы поднимать флажки: желтый, если вы согласны с утверждением, красный – не согласны. Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного + Причастия не имеют будущего времени + У причастий нет краткой формы - Причастия всегда являются определениями в предложении. - На правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени спряжение глагола не влияет. - | Слушают утверждения, поднимают флажки, показывая ответ | Фронтальная | Личностные: желают выполнить работу безошибочно, проверяют знания |
12. Рефлексия. Работа с листом самооценки знаний на конечном этапе урока | Лист рефлексии знаний | Ребята, теперь снова обратимся к листу самооценивания. Напротив каждого суждения поставьте плюс или минус, чтобы выявить, на какие моменты следует обратить внимание дома. | Ставят метки в листах самооценивания, выявляют трудности. | Фронтальная | Личностные: выявляют места затруднения. |
13.Выставление оценок, домашнее задание | |||||
14.Рефлексия настроения | Улыбки (раздаточный материал) | Ребята, вам понравился урок? Покажите, какое у вас настроение, поднимите подходящий смайлик. Всем спасибо за работу! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе Тема: Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие». Учитель русского языка и литературы высшей категории Позниченко В.С.
конспект урока представлен в виде технологической карты в свете новых требований ФГОС...
Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».
Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока: изучения нового материала...
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)
Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существи...
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК Л.М.Рыбченковой (2-й урок)
Урок русского языка в 7 классе по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК Л.М.Рыбченковой (2-й урок)Цель деятельности учителя: обобщить знания по теме «Нар...
Технологическая карта урока по русскому языку «Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление».
Это попытка продемонстрировать учащимся сложность языка, особенности его развития, его изменения.С помощью современных образовательных технологий девятиклассники могут прикоснуться к деятельности учен...
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...