Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи" в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок посвящен закреплению изученного материала по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryty_5_kl.docx28.77 КБ
Файл otkr.ur_5_prilagatelnoe.pptx1.9 МБ
Файл prilozhenie.docx451.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Класс: 5

Ход урока
I Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут К.Л. , а с каждым из вас я познакомлюсь в течение урока. Посмотрите, какое сегодня утро? какая за окном погода?
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
Итак, мы начинаем!
II  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (2 мин)                     СЛАЙД1

Для начала, я хочу рассказать вам один интересный факт! По количеству употребляемых слов эта часть речи (имя прилагательное) занимает третье место, после существительных и глаголов. И это не случайно. Что бы мы ни делали, где бы ни были, человеческий мозг стремиться не только назвать предмет, но и оценить его, определить его качественную, цветную, образную сторону.

Как вы думаете, что же это за слова? (имена прилагательные)

Верно, это имена прилагательные.

- Перед каждым из вас лежит КАРТОЧКА 1, в ней даны два текста. Прочитайте их и подумайте, какой из этих текстов содержит больше информации?  

 1

Герда прыгала от радости и играла среди цветов, пока солнце не село за деревьями. Тогда ее уложили в постель с перинками, набитыми фиалками. Девочка заснула, и ей снились сны, какие видит разве королева в день своей свадьбы.

2

Герда прыгала от радости и играла среди цветов, пока солнце не село за высокими вишневыми деревьями. Тогда ее уложили в чудесную постель с красными шелковыми перинками, набитыми голубыми фиалками. Девочка заснула, и ей снились сны, какие видит разве королева в день своей свадьбы.

- Как называется произведение, из которого взят этот фрагмент?
Какой текст несет в себе больше информации? За счет каких слов?
(голубые, вишневыми  ….)
- А все эти слова на какие вопросы отвечают? (на вопросы «какой?,какая?….») 
- Какая часть речи отвечает на такие вопросы?
(имя прилагательное)
- Для чего в речи используются прилагательные? (чтобы описывать предметы более точно. С прилагательными описание становится более богатым, ярким, красочным,  выразительным)

- Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будет говорить?  (Имя прилагательное)

- А для чего нам нужно хорошо знать эту часть речи? (Чтобы наша речь была красивой красочной, яркой)

- Правильно, а еще мы будем учиться находить имя прилагательное среди других частей речи,  учиться правильно применять эту часть речи.

III.  Первичное усвоение новых знаний. ( 3 мин)

СЛАЙД 2
- Откройте тетради, запишите дату и тему  нашего урока «Имя прилагательное как часть речи».
- Вам эта часть речи уже знакома из начальных классов. Что вы знаете об имени прилагательном? (Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое? какие? чей?, чья? чьё?, чьи?)

-Давайте обратимся к параграфу 101 учебника и посмотрим, верно ли всё то, что вы сказали. (чтение правила на с.85)
- Итак, что мы выяснили из прочитанного правила? Что такое прилагательное? На какие вопросы отвечает? Чем является в предложении?

                                                           IV. Первичная проверка понимания ( 8-10 мин)
1) выполним упражнение № 556  в учебнике на стр.83
  ( работа у доски и в тетрадях)                                                      2)ФИЗМИНУТКА :

                                  СЛАЙД 4
Игра «Найди лишнего».  (нужно встать из-за своих мест)

- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных , но кроме них видим и слова других частей речи. На экране появятся слова,  вы должны топнуть ногой, если слово не является прилагательным, а если это прилагательное, то хлопнуть в ладоши.

СЛАЙД 5

ПТИЦЫ, ЗНАКОМЫЙ,РАЗНОЦВЕТНЫЕ,ПЕТЬ,ЦВЕТНИК,НОВЫЕ, КОШКА, ВЕСНА, ГОВОРЯТ, ДОБРЫЕ, ПОСМОТРЕТЬ, РАЗВЕДКА, КРАСНЫЙ, ЛИЛОВЫЙ.

 - Вы очень внимательны! Молодцы!

3) - Ребята, а вы любите сказки?
(ответы обучающихся)
СЛАЙД 6
Вы знаете, что есть на свете Книга Сказок, ей так много лет, что со временем все сказки в ней перепутались. Но у вас есть возможность помочь привести в порядок эту книгу. Хотите попробовать?
(ответы обучающихся)
- Тогда посмотрите на экран. На экране изображены персонажи русских сказок. К каждому из них приведено описание, но соответствуют ли эти описания героям сказок? Ваша задача – разобраться в этом
. (слайд 7-12)

                                                                         V. Первичное закрепление (22мин)


- Ребята, а кто в вашем классе самый смелый? Поднимите руку. (Выбираются четверо  учащихся, которые затем работают у доски, остальные – в тетрадях. Далее идет взаимопроверка).
- Вам задание:

Просклонять СС по падежам:

голубые глаза, верный друг, белая ромашка, звонкий голос

-Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании окончаний (задать вопрос от существ. к прил. ) 

 - Давайте составим одно предложение с одним из этих словосочетаний.(придумывают предложения)

- Теперь посмотрим, что у вас получилось.(зачитывают предложения).

- А теперь давайте выполним синтаксический разбор  любого получившегося предложения (один учащийся выходит к доске, записывает, разбирает своё предложение; остальные выписывают то же предложение и выполняют синт.разбор)

-    Мы очень часто используем прилагательные в нашей речи, но велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании  их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных - в создании впечатляющих картин природы.  Мастера слова заставляют наше воображение наполниться различными красками.
     Ребята, а кто-нибудь из вас сочиняет стихи, рассказы, сказки?
-     Хотите почувствовать себя в роли создателя литературного произведения?

- Давайте разделимся на 4 команды, каждой команде раздаются тексты. Задание: в  предложения вставить прилагательные, подходящие по смыслу. согласуя их с существительными  в роде, числе и падеже. СЛАЙД 13

Карточка 2  .  Котенок

Однажды …  , … днём мы с моей бабушкой гуляли в … парке. Вдруг нам послышался … писк. Вскоре мы увидели у … ограды … котенка. Он был …, … и … , поэтому нам с бабушкой стало жаль его. Моя … бабушка предложила взять его домой. Мы напоили его … и … молоком, искупали в … воде и выделили ему … коврик. Котенок наполнил дом … мурлыканьем, а потом заснул … сном.

- Ребята, вы уже обратили внимание, что у каждой команды был один и тот же текст, а прилагательные вы подобрали различные. Как вы думаете, почему так произошло?
( потому что каждый может представить героев, события, факты по-своему, у каждого работает своя фантазия, поэтому возникает такая различная оценка происходящего.  Рус. яз. очень богат. Прилагательное - многочисленная часть речи. Мы можем подобрать различные прилагательные для описания того или иного признака предмета, факта, явления ….

- Сейчас я раздам каждой команде файл. В каждом лежат различные картинки. Задача каждой команды собрать подходящие по смыслу картинки, которые подходят заданному прилагательному, а прилагательное  у каждой команды будет своё.    ДОБРЫЙ, ЗВОНКИЙ, УМНЫЙ, АРОМАТНЫЙ ( Из каждой команды по одному ученику выходят к доске и объясняют  свои работы)

- Ребята, мы сегодня, работая по теме «Имя прилагательное как часть речи», выполняли различные задания: поработали у доски, побывали в музее Прилагательного, даже попробовали себя в роли писателя… Итак, что же мы узнали сегодня об этой части речи? Что она обозначает? На какие вопросы отвечает? Чем может являться в предложении?

- А теперь обратите внимание, у каждого из вас на парте лежит табличка, в ней три графы, заполните ее, кратко написав ответ напротив каждой графы.

  Рефлексия (2 мин) СЛАЙД 14

КАРТОЧКА 3

Что я знаю?

Что я узнал?

Что я хочу узнать?

Оценивание

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин) СЛАЙД 15
Домашнее задание на выбор:
1) параграф 101, упражнение 560, 577

2) параграф 101. Составить текст- описание, используя прилагательные.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

КАРТОЧКА 1 1 Герда прыгала от радости и играла среди цветов, пока солнце не село за деревьями. Тогда ее уложили в постель с перинками, набитыми фиалками. Девочка заснула, и ей снились сны, какие видит разве королева в день своей свадьбы. 2 Герда прыгала от радости и играла среди цветов, пока солнце не село за высокими вишневыми деревьями. Тогда ее уложили в чудесную постель с красными шелковыми перинками, набитыми голубыми фиалками. Девочка заснула, и ей снились сны, какие видит разве королева в день своей свадьбы.

Слайд 3

Имя п рилагательное как часть речи

Слайд 4

ДВОРЕЦ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

Слайд 5

ПТИЦЫ

Слайд 6

ЗНАКОМЫЙ

Слайд 7

РАЗНО- ЦВЕТНЫЕ

Слайд 8

ПОЮТ

Слайд 9

ЦВЕТНИК

Слайд 10

НОВЫЕ

Слайд 11

КОШКА

Слайд 12

ГОВОРЯТ

Слайд 13

ВЕСНА

Слайд 14

ДОБРЫЕ

Слайд 15

ПОСМОТРЕЛИ

Слайд 16

РАДУЖНЫЙ

Слайд 17

МИР

Слайд 18

БОГАТЫЙ

Слайд 19

Большая книга сказок

Слайд 20

Змей Горыныч добрый, Хитрый глупый

Слайд 21

Лиса Хитрая Честная Глупая

Слайд 22

Кощей Бессмертный Добрый Умный Молодой

Слайд 23

Илья Муромец Слабый Трусливый злой

Слайд 24

Баба-Яга Милая Добрая Ласковая

Слайд 25

Василиса Прекрасная Злая Вредная Страшная

Слайд 26

КАРТОЧКА 2: Вставьте в места пропусков прилагательные, подходящие по смыслу. Однажды _________ , ________днём мы с моей бабушкой гуляли в _______парке . Вдруг нам послышался _______ писк. Вскоре мы увидели у _______ограды ________котенка . Он был ______, ________ и ________ , поэтому нам с бабушкой стало жаль его. Моя ________ бабушка предложила взять его домой. Мы напоили его _________ и _______ молоком, искупали в __________ воде и выделили ему ________коврик . Котенок наполнил дом ________ мурлыканьем, а потом заснул ______сном .

Слайд 27

Что я знаю? Что я узнал? Что я хочу узнать?

Слайд 28

Домашнее задание 1) параграф 101, упр.558, 577 2) параграф 101, составить текст-описание, используя прилагательные.



Предварительный просмотр:

КАРТОЧКА 1

Герда прыгала от радости и играла среди цветов, пока солнце не село за деревьями. Тогда ее уложили в постель с перинками, набитыми фиалками. Девочка заснула, и ей снились сны, какие видит разве королева в день своей свадьбы.

Герда прыгала от радости и играла среди цветов, пока солнце не село за высокими вишневыми деревьями. Тогда ее уложили в чудесную постель с красными шелковыми перинками, набитыми голубыми фиалками. Девочка заснула, и ей снились сны, какие видит разве королева в день своей свадьбы.

КАРТОЧКА 1

Герда прыгала от радости и играла среди цветов, пока солнце не село за деревьями. Тогда ее уложили в постель с перинками, набитыми фиалками. Девочка заснула, и ей снились сны, какие видит разве королева в день своей свадьбы.

Герда прыгала от радости и играла среди цветов, пока солнце не село за высокими вишневыми деревьями. Тогда ее уложили в чудесную постель с красными шелковыми перинками, набитыми голубыми фиалками. Девочка заснула, и ей снились сны, какие видит разве королева в день своей свадьбы.

КАРТОЧКА 1

Герда прыгала от радости и играла среди цветов, пока солнце не село за деревьями. Тогда ее уложили в постель с перинками, набитыми фиалками. Девочка заснула, и ей снились сны, какие видит разве королева в день своей свадьбы.

Герда прыгала от радости и играла среди цветов, пока солнце не село за высокими вишневыми деревьями. Тогда ее уложили в чудесную постель с красными шелковыми перинками, набитыми голубыми фиалками. Девочка заснула, и ей снились сны, какие видит разве королева в день своей свадьбы.

КАРТОЧКА 1

Герда прыгала от радости и играла среди цветов, пока солнце не село за деревьями. Тогда ее уложили в постель с перинками, набитыми фиалками. Девочка заснула, и ей снились сны, какие видит разве королева в день своей свадьбы.

Герда прыгала от радости и играла среди цветов, пока солнце не село за высокими вишневыми деревьями. Тогда ее уложили в чудесную постель с красными шелковыми перинками, набитыми голубыми фиалками. Девочка заснула, и ей снились сны, какие видит разве королева в день своей свадьбы.

КАРТОЧКА 1

Герда прыгала от радости и играла среди цветов, пока солнце не село за деревьями. Тогда ее уложили в постель с перинками, набитыми фиалками. Девочка заснула, и ей снились сны, какие видит разве королева в день своей свадьбы.

Герда прыгала от радости и играла среди цветов, пока солнце не село за высокими вишневыми деревьями. Тогда ее уложили в чудесную постель с красными шелковыми перинками, набитыми голубыми фиалками. Девочка заснула, и ей снились сны, какие видит разве королева в день своей свадьбы.

КАРТОЧКА  2: Вставьте в места пропусков прилагательные, подходящие по смыслу.

  Однажды _________ , ________днём мы с моей бабушкой гуляли в _______парке. Вдруг нам послышался _______ писк. Вскоре мы увидели у _______ограды ________котенка. Он был ______, ________ и ________ , поэтому нам с бабушкой стало жаль его. Моя ________ бабушка предложила взять его домой. Мы напоили его _________ и _______ молоком, искупали в __________ воде и выделили ему ________коврик. Котенок наполнил дом ________ мурлыканьем, а потом заснул ______сном.

КАРТОЧКА   2: Вставьте в места пропусков прилагательные, подходящие по смыслу.

Однажды _________ , ________днём мы с моей бабушкой гуляли в _______парке. Вдруг нам послышался _______ писк. Вскоре мы увидели у _______ограды ________котенка. Он был ______, ________ и ________ , поэтому нам с бабушкой стало жаль его. Моя ________ бабушка предложила взять его домой. Мы напоили его _________ и _______ молоком, искупали в __________ воде и выделили ему ________коврик. Котенок наполнил дом ________ мурлыканьем, а потом заснул ______сном.

КАРТОЧКА   2: Вставьте в места пропусков прилагательные, подходящие по смыслу.

Однажды _________ , ________днём мы с моей бабушкой гуляли в _______парке. Вдруг нам послышался _______ писк. Вскоре мы увидели у _______ограды ________котенка. Он был ______, ________ и ________ , поэтому нам с бабушкой стало жаль его. Моя ________ бабушка предложила взять его домой. Мы напоили его _________ и _______ молоком, искупали в __________ воде и выделили ему ________коврик. Котенок наполнил дом ________ мурлыканьем, а потом заснул ______сном.

КАРТОЧКА 2

Что я знаю?

Что я узнал?

Что я хочу узнать?

КАРТОЧКА 2

Что я знаю?

Что я узнал?

Что я хочу узнать?

КАРТОЧКА 2

Что я знаю?

Что я узнал?

Что я хочу узнать?

КАРТОЧКА 2

Что я знаю?

Что я узнал?

Что я хочу узнать?

КАРТОЧКА 2

Что я знаю?

Что я узнал?

Что я хочу узнать?

КАРТОЧКА 2

Что я знаю?

Что я узнал?

Что я хочу узнать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Эта удивительная часть речи - глагол"

"Эта удивительная часть речи - глагол" Урок обобщения и систематизации знаний в 6 классе...

Презентация к уроку русского языка "Глагол как часть речи"

Презентация по теме "Глагол как часть речи"....

Урок русского языка "Причастие как часть речи"

Урок русского яыка по теме "Причастие как частья речи" с презентацией (1-й урок в теме)...

Презентация к уроку русского языка по теме "Части речи" 2 класс

Презентация к уроку по русскому языку во 2 классе по теме "Части речи" помогает учителю в объяснение учебного материала....

Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"

Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....

Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлена разработка урока русского языка, направленного на формирование универсальных учебных действий учащихся, одним их которых является умение моделировать пр...