Методическая разработка "Коррекционные игры на уроках русского языка".
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

Аккужина Лилия Файзулловна

Коррекционные игры на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnye_igry_na_urokah_russkogo_yazyka.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

“Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”

                                                                                                      В.А.Сухомлинский.                 

Игры.

I. «Выбери три слова» (Игра используется для закрепление любых тем по русскому языку)

Цель:  Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. 

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. 

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.

I

рыбка

вьюга

чулок

II

подъезд

склад

ворона

дубки

варенье

чучело

съемка

град

ворота

гриб

ручьи

чум

подъем

клад

воробей

 

II . Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

Составить предложения, используя данные слова.

III . Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смыслового различия звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил

ански

кьоинк

лыжи

санки

коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)

Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)

Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

IV. Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

VI. Игра «Сбежавший медведь»

Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.

Игровая задача: Дополнить рассказ, из которого “сбежал” медведь.

Содержание игры:

“Посмотрите на этот рассказ. Видите он с пропусками. Вообще-то это рассказ о медведе, но сам медведь из него сбежал. Пожалуйста, верните слово “медведь” в предложения, заменяя окончания по вопросам”.

Материалы:

 “Не каждому охотнику довелось повстречать (кого?).... Близко подходить (к кому?) к... опасно. Я видел (кого?)... в зоопарке. В лесу можно наблюдать (за кем?) за... только издали. Лесник рассказал нам много интересного (о ком?) о...”

VII. Игра «Бал»

Дидактическая задача: Повторить формулирование уточняющих вопросов и падежные окончания

Игровая задача: Помоги предложениям попасть на Бал.

Содержание игры:

В королевстве Грамматики сегодня Бал. На него явилось много предложений. Но часовой не пропустит их во дворец до тех пор, пока у каждого существительного из явившихся не будет указано его спряжение. Помоги предложениям попасть на Бал. Какие вопросы задает часовой существительным?

Материалы: 

На доске рисуется таблица, половины которой разделены часовым. Предложение разбирается одним учеником, принимаются подсказки из класса.

В мае цветет черемуха Мама подарила сыну книгу Ласточки возвращаются из Африки Заяц кормится корой дерева Сестра приехала к брату Саша написал письмо Лисица спряталась за кустом и т.д. Ч а с о в о й В (чем?) мае цветет (что?) черемуха. и т.д.

VII. Игра «Найди окончание»

Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.

Игровая задача: Найти окончания некоторых слов в поговорках.

Содержание игры:

“Окончание – очень изменяемая, подвижная часть слова. Она легко может потеряться. Найди потерянные окончания для этих пословиц”.

Материалы: 

Карточки

  • Собирай по ягодк... – найдешь кузовок.
  • Капля по капл... и камень долбит.
  • Без букваря и грамматик... не учатся и математик...

 VIII. Игра «Собери урожай»

Дидактическая задача: Повторить склонения существительных.

Игровая задача: Собрать яблоки.

Содержание игры:

На картонных яблоках пишутся слова разных склонений. Класс разбивается на три команды, каждая из которых отвечает за два склонения. Каждой команде дается корзина. Задание: собрать в корзину яблоки “определенного сорта” (склонений).

Можно усложнить игру, предложив командам текст и пустые шаблоны яблок.

Материалы: Любой доступный по сложности текст.

. IX. Игра «Командная игра-цепочка»

Дидактическая задача: Дописать подходящие по смыслу существительные в винительном падеже.

Игровая задача: Сделать цепочку как можно длиннее.

Содержание игры и Материалы:

  • Слушаю музыку, маму...
  • Пишу диктант, письмо,...
  • Строят башню, дом,... и т.д.

X. Игра «Хитрый вопрос»

Как правильно сказать:

  • У рыб нет зуб.
  • У рыбов нет зубов.
  • У рыбей нет зубов.

правильный ответ: “У рыб есть зубы".

А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

  1. Обобщение понятия: какое слово лишние и почему ? (лето, осень, неделя).
  2. Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...).
  3. Называние общего слова.(стол, стул, шкаф-...).
  4. Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове  выделение ударного слога. Простукивание двух слогов, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.
  5. Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами:

а            а          а          о          о          о           о         а

               рак    ра      ма       мо        ло       ко          о       са

  1. Составление слова из данных слогов (слоги даны в рассыпную).
  2. Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница
  3. Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание.
  4. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора.
  5. Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.
  6. Игра “Кто быстрее, кто больше ?” Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.
  7. Игра “Кто больше придумает слов из данного слова?”. Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).
  8. Подбор синонимов, антонимов, анонимов.

Труд, работа;

День-ночь, высокий - низкий, далеко - близко, бежать - ходить.

Лисичка гриб, лисичка животное.

  1. Игра “Сложи словечко”. Какие два слова спрятались в  одном ? Самолет (сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет).

Игра 1.«Получи слово»

Это задание составлялось следующим образом: слова делились на две части, например, ГА - ЗЕТА, ПРЯТ - КИ И Т.Д. Затем первые половинки записывались в левый столбик, а вторые вразнобой - в правый. Ваша задача соединить эти половинки между собой так, чтобы получились слова.

Игра 2. «Получи слово»

родабо =  БОРОДА

рпички =  

годапо =  

лотозо =

 онбуль =  

лнцесо =  

ловаго =  

тровос =  

лосыво =  

ныбли =

рьбабо =  

цаули =  

нарикфо =

рытоко =  

харьглу =  

стикмо =  

реводе =  

снокче =  

зыкаму =  

магабу =  

менька =  

сникле =  

рилапе =  

топаль =  

лпакко =  

нияли =  

патало =  

иркаст =  

матавто =  

влинпа =  

Поменяй буквы местами так, чтобы получились слова.

Дидактическая игра «Убери лишний вагон».

Цель игры: создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу.

Теперь ребята немножко поиграем. На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу  (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне.

Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему составу.

Каждому ряду достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его вместе со своим рядом, определите человека, который будет выражать общее мнение.

Поезд № 1.

забег, заплыв, закон, запуск.

Слово, на каком вагоне здесь лишнее?

Лишнее слово закон, на третьем вагоне?

Почему?

Слова, написанные на остальных трех вагонах, имеют приставку, а у слова закон нет приставки.

Верно ребята, молодцы. Лишний вагон убран из состава поезда. Поезд может продолжать свой путь. Теперь запишите все слова, кроме слова закон, и выделите в них приставки.

Поезд № 2.

чайник, кофейник, молочник, веник.

Какое слово лишнее.

Лишнее слово веник, так как оно, в отличие от остальных слов не имеет суффикса.

Запишите слова с суффиксами.

Поезд № 2 может продолжать путь. Молодцы, ребята.

Поезд № 3.

посмотреть, победить, подумать, погрустить.

Какой вагон, здесь лишний.

Вагон со словом победить, так как в этом слове нет приставки.

Запишите слова с приставками.

1.Составь слова из следующих букв:

а) к, о, с                а) е, р, о, м           а) л, а, н, е, п, т, а

б) у, д, б               б) ш, а, к, а           б) к, ч, а, р, у

в) м, р, и               в) а, к, у, р            в) ч, а, к, о, с

г) т, о, р               г) б, о, н, е           г) п, о, г, и, р

д) ы, с, р               д) а, с, о, к            д) р, о, д, о, г

е) д, м, ы              е) д, а, в, о            е)  к, о, н, о

2.Расшифруй, какие тут спрятаны слова, и скажи, какое слово из данных лишнее.

1) с, л, у, т                2) ш, у, г, а, р           3) с, б, а, а, к, о

ш, а, ф, к                      е, р, а, з, б, е            о, о, р, к, а, в

ж, о, а, к, л                   б, я, я, о, л, н            ш, к, к, о, а

к, ь, в, а, р, т, о            н, о, и, л, м               в, ь, я, и, с, н

с, л, т, о                        а, с, в, и, л                 я, а, ц, з

3.Расшифруй слова и скажи, каким общим словом их можно объединить.

1) п, и, к, а, т               2) ь, о, ч, н             3) й, е, н, и

т, ф, и, у, л                      ч, е, е, р, в             д, а, р, г

б, и, и, т, н, о, к                у, о, р, т                 с, г, е, н

г, а, о, п, и, с                    н, е, д, ь                ь, д, д, о, ж

4.Расшифруй слова и скажи, на какие группы их можно разделить.

1) е, м, р, о                  2) к, у, а, п              3)  а, к, о, р, о, с

р, а, е, к                          з, я, а, ц                     в, л, е

ш, а, а, м, р, о, к             а, и, с, л                    щ, а, у, к

о, о, е, з, р                       х, м, а, у                    а, а, ь, с, р, к

ь, ю, т, л, н, а, п              м, й, е, в, а, у, р        т, р, г, и

ф, к, а, а, л, и                  к, в, о, л                     а, н, о, о, р, в

                                         к, ж, у                       ь, о, н, к, у

Составить слова

И, НИК, ПОД, СНЕЖ – (подснежник)

А, К, ПО, САД – (посадка)

А, УШК, КОРМ – (кормушка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Грамматические игры на уроках русского языка"

Статья посвящена вопросу использовния на уроках русского языка особого вида дидактических игр - грамматической игры. Автор предлагает использовать грамматические игры в качестве средства повышения гра...

Статья "Грамматические игры на уроках русского языка"

В статье автор размышяет о роли грамматических игр на уроках русского языка и их влиянии на повышение уровня грамотности учащихся. В статье приводятся примеры игр, которые могли бы успешно применяться...

ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VII ВИДА.

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  В  СПЕЦИАЛЬНОЙ  (КОРРЕКЦИОННОЙ)  ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ  VII ВИДА  ФОРМИРУЕТ  ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХ...

Игры на уроках русского языка

В данном материале представлены обобщенные рекомендации по применению игровой технологии на уроках русского языка...

Дидактические игры на уроках русского языка

В данной статье представлены размышления по поводу нетрадиционных методов обучения, в частности по поводу использования дидактических игр с целью активизации познавательной и мыслительной деятельности...

Некоторые вопросы изучения русского языка как неродного. Психолого-педагогические и методические требования к современному уроку русского языка как неродного.

Урок русского языка как неродного - наряду спрактической целью - реализует общеобразовательные и воспитательные цели применительно к конкретным условиям обучения: характеристика учащихся как возрастно...

Методическая разработка "Дидактические игры на уроках русского языка при изучении темы"Лексика " в 6 классе

Данная методическая разработка содержит учебный занимательный игровой материал при изучении темы "Лексика" в 6 классе. Он помогает развивать интерес к преподаваемому предмету у учащихся....