Урок русского языка в 5 классе "Выборочное изложение"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

русский язык 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya-razrabotka-uroka-russkogo-yazyka-v-5-klasse.docx164.55 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Глухова Алла Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Митяевская средняя школа

Сакского района Республики Крым

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: Выборочное изложение текста с изменением лица «Последний лист орешника». Тип урока: урок развития речи. Комплексное применение знаний и умений.

Цель деятельности учителя на уроке: способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся, показать роль описания деталей предмета в художественном тексте; развивать умения школьников в определении типа текста, его основной мысли; способствовать развитию умений составлять план текста, пересказывать текст от третьего лица.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: знать характеристики выборочного изложения (воспроизведение одной из подтем, находящейся в разных частях исходного текста); уметь выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему; излагать одну из подтем исходного текста с изменением формы лица рассказчика;

метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к нему, гордость за него; потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы: http://www.fcior.edu.ru/ http://www.school-collection.edu.ru/ http://www.intergu.ru

http://www.akademius.narod.ru/vibor-rus.html

Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор.

Средства обучения: мультимедийная презентация; Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016.

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Выборочное изложение текста с изменением лица «Последний лист орешника»

Этапы урока

1.Организационный

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие


Деятельность учителя

Создаю психологический настрой на совместную плодотворную работу, условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность:

- Давайте определим готовность к работе, своё настроение... Мы продолжим работу с текстом, определим его тип, тему, главную мысль, будем учиться писать изложение с изменением лица

На слайде текст изложения. Чтение его и беседа по содержанию. Я стою перед этим последним прозрачным листком и

любуюсь им. Каким чудом он остался после морозов, после обильного снега? Всё вед осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла* желтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый сугроб* хвои.

Весь лес черный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит желтым живым огоньком.

Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку. Оглянулся – висит. Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме. Только один листок упорно светится в чёрном лесу. (В.М.Песков)

- Озаглавьте текст («Последний лист орешника»).

- Определите основную мысль текста. Найдите слова, в которых она выражена («Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им»).


Деятельность учащихся

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку

Отвечают на вопросы. Понимают, что знаний недостаточно для полных ответов, выделяют трудные для написания и понимания слова


Формируемые УУД

Личностные: положительно относятся к учению. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения

3.Целеполагание        - Найдите слова, которые характеризуют осенний лес (Осиновый лист уже успел почернеть. Лес холодный. Всё уснуло в лесу (олицетворение). Всё готово к зиме).

- Почему автор остановился перед этим прозрачным листком и залюбовался им? («Всё…осыпалось». «Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит желтым живым огоньком»). Примерный план.

1. Всё осыпалось после морозов и обильного снега. 2. Лес чёрный, пустой и холодный.

3. Жёлтый живой огонёк.

- Основная мысль раскрывается автором с помощью сопоставления описания осеннего леса и листка на орешнике. Выделите в тексте эти описания.


Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы. Записывают определения, выделяют трудные для написания и понимания слова, составляют план изложения, сверяют ответы с ключом на слайде презентации Знакомятся с заданием, слушают учителя. Выполняют пунктуационный анализ текста. Пишут изложение (черновой вариант). Один из учащихся представляет подготовленное сообщение, остальные слушают.


Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следствееные связи, делают выводы Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

4. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации


Физкульминутка (создание условий для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом):

Мы ладонь к глазам приставим, ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек. И – направо! И ещё – через левое плечо!

- Вспомним автора текста (В.М.Песков). Кто он? (Писатель). Виктор Михайлович Песков – советский писатель, журналист, путешественник и ведущий телепрограммы «В мире животных» с 1975 по 1990 годы. Известный журналист, писатель и путешественник прожил долгую и интересную жизнь. Окончив среднюю школу, работал пионервожатым, шофером, киномехаником, фотографом, сотрудником воронежской областной газеты «Молодой коммунар», в которой и начал свой творческий путь журналиста. В 26 лет стал писать очерки для «Комсомольской правды», которые отличались большой любовью к природе и окружающему миру в целом.

- Какую задачу ставит перед собой Песков? (Автор написал текст для читателей. В нем он передает свое отношение к листочку орешника, который увидел в осеннем лесу, а также свои чувства, испытанные им при этом. Текст образен и эмоционален. Это художественное произведение).

- Продумал ли автор тему и идею произведения? Обдумана ли


Отвечают на вопросы, осуществляют выбор варианта работы по уровням сложности. Работают с черновиками. Под руководством учителя осуществляют его проверку


Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют

речь? (Тема и идея продуманы в художественной форме. Писатель тщательно отбирал лексические и синтаксические средства).

- Ваша задача – написать изложение текста от 3-го лица. Какие слова, кроме местоимения он, можно использовать? (Это контекстные синонимы главный герой, В.М.Песков, рассказчик).

Варианты дальнейшей работы:

1) запись по памяти изложения по вопросам; 2) выборочное списывание по вопросам;

3) запись ответа на один из вопросов.

Написание изложения (или выбранный вариант для более слабых учащихся)

5.Рефлексия        - Что нового узнали на уроке?

- Что понравилось, запомнилось, удивило?

- Что полезного для вас было? Что пригодится в будущем?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолели? Какое настроение сейчас?

- Сформулируйте 2 – 3 идеи по итогам урока.

- Дайте оценку нашей работе: выберите смайлик и покажите: урок понравился – улыбающийся смайлик, нет – грустный смайлик.


Оценивают работу, обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы


собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебных задач Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают работу; исправляют и объясняют ошибки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе I вида Тема урока. Изложение с элементами сочинения.

Урок русского языка в 9 классе I вида Тема урока. Изложение с элементами сочинения. Конспект будет интересен учителям, работающим с глухими детьми....

Использование ИКТ на уроках русского языка при написании изложения.я

Последнее время учительдолжен обращать внимание не просто на грамотное письмо, но и на содержание материала  в тексте.Учащиеся перестали обращаться, пересказывать друг другу интересные эпизоды из...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Подготовка к изложению "Одежда поморов". Урок развития речи.

Урок предназначен для обучающихся 7 класса. В урок включён региональный компонент....

Урок русского языка. Развитие речи. Изложение.

Подготовка и написание изложения по тексту "Отважный пингвиненок"....

Технологическая карта урока русского языка - обучение написанию изложения

Техническая карта -подготовка к написанию изложения. Работа с текстом...

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...