Урок русского языка в 5 классе "Прилагательные полные и краткие"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
русский язык 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy-urok-russkogo-yazyka-v-5-klasse_1.docx | 89.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Глухова Алла Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Митяевская средняя школа
Сакского района Республики Крым
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Тип урока: открытие нового знания.
Цель деятельности учителя на уроке: углубить и расширить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», сформировать знания о полных и кратких именах прилагательных; развивать умения анализировать, обобщать, сопоставлять, делать выводы, развивать внимание.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: знать морфологические признаки полных и кратких прилагательных, употребление Ь после шипящих в существительных и прилагательных, правила употребления полных и кратких имён прилагательных;
уметь различать полную и краткую формы имён прилагательных, образовывать от полных прилагательных краткую форму, употреблять прилагательные в краткой форме в речи;
метапредметные: научиться анализировать, сопоставлять, обобщать, классифицировать, осуществлять пошаговый контроль способов решения, адекватно принимать оценку и корректировать результаты, сотрудничать, выстраивать своё мнение и позицию;
личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к нему, гордость за него;
потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор, колонки.
Средства обучения: мультимедийная презентация; Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016.
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
«Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении»
Эапы урока
1.Мотивация к учебной
деятельности
Деятельность учителя
Психологически настроить на урок; создать момент
удивления.
- Ребята, скажите, какое время года вы любите? Почему? Мое любимое время года тоже весна. Это замечательное время, природа просыпается. Как красив, чудесен, хорош наш лес!
- Давайте помолчим и прислушаемся к звукам музыки(Вивальди А. «Времена года» (Весна, 1 часть)
Деятельность учащихся
Отвечают на вопросы учителя.
Формируемые УУД
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества со сверстниками и учителем
2. Повторение предыдущего
материала
На экране презентация.
На слайде иллюстрация «Весна»
Даёт задание составить связный текст по иллюстрации и опорным словам на слайде.
- Опишите состояние природы, которое вы видите с помощью словосочетаний прилагательное +существительное. Составьте предложения с этими словосочетаниями так, чтобы получился текст. Обозначьте в тексте все имена прилагательные.
Рассматривают иллюстрацию. Записывают в тетрадь полученные словосочетания. Записывают текст в тетради, обозначая имена прилагательные
Познавательные: строят осознанные
речевые высказывания, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-
следственные связи.
Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
3. Постановка
учебной задачи
Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы
Беседа по стихотворному отрывку.
— А вот как описал весенний день русский поэт Евгений Баратынский (текст на слайде):
Весна, весна! как воздух чист! Как ясен небосклон!
— Какие прилагательные он использовал?
— Что вы можете сказать об этих прилагательных?
Размышляют над вопросами и осознают, что имеющихся знаний недостаточно
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из текстов; устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний, фиксируют индивидуальные затруднения в пробном действии. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
4. Решение
учебной задачи
На экране таблица «Полные и краткие прилагательные»
Предлагает рассмотреть таблицу и сформулировать положения понятия о кратких прилагательных, сравнить с материалом учебника, записать выводы в форме таблицы, используя примеры.
- Ребята, рассмотрите таблицу на экране и материал учебника на стр. 91
— Какие выводы можно сделать?
— Сравните свои выводы с выводом на с 92. В чем отличие кратких прилагательных от полных?
Рассматривают и анализируют таблицу, материал учебника, сопоставляют формы прилагательных, записывают выводы с примерами в тетрадь.
Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста учебника, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения; определяют основную и второстепенную информацию
Регулятивные: планирование, прогнозирование деятельности Коммуникативные: аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации, выражают свои мысли точно и достаточно полно
4. Актуализация знаний
учащихся
На экране задание «Образуйте краткую форму и вставьте на месте пропуска»
Задаёт вопросы, способствующие формированию понятия от какого разряда прилагательных может образовываться краткая форма и почему.
- Определите, какие из предложенных прилагательных необходимо вставить вместо точек и как их нужно изменить.
Запишите в тетрадь.
Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и …
Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты …, как день ненастный?
Знай, … судьба твоя, Ведь царевна эта – я.
Анализируют прилагательные из текста, работают с тестом, комментируя ответы. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы о грамматических особенностях кратких форм имен прилагательных
Познавательные:
могут находить и выделяют необходимую информацию, применяют методы информационного поиска. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: умеют выражать свои мысли, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах.
Молвит он: «Коль … я буду, Чудный остров навещу…»
Слова для справок: умный, тихий, добрый, вольный, красивый, близкий, живой, веселый
5 Закрепление полученных
знаний
Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы
— Выполним упражнение 588 на с. 92— Прочитайте стихотворение. Кто автор? Кем он был для А.С. Пушкина?
— Спишите. Подчеркните грамматические основы с краткими прилагательными.
Повторите, каким членом предложения они являются?
— Запишите эти прилагательные в ед. ч. трех родов, выделите окончания.
— Итак, какие окончания имеют краткие прилагательные?
Выполняют упражнение с комментированием вслух.
Личностные: имеют желание совершенствовать полученные знания. Познавательные: осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
6. Первичный контроль знаний с
самопроверкой
На слайде текст: «Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: "Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест ещё! Чёрный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен и, прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умён, знатен, настроен всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!»
- Выпишите из текста краткие прилагательные, образуйте от них полную форму. Обменяйтесь тетрадями и проведите взаимопроверку.
Самостоятельно выполняют задание нового типа (выписать краткие прилагательные, образовать полную) и осуществляют взаимопроверку
Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют
ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
7. Рефлексия с определением домашнего
задания
Организует рефлексию
Что нового узнали на уроке?
Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
Какие получили результаты?
Где можно применить новые знания? Понравилось ли вам на уроке?
Какое настроение у вас сейчас?
Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества. ДЗ: п. 104 упр. 590
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений.
Познавательные: умеют структурировать знания; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе "Полные и краткие прилагательные"
Цель: Дать представление о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенности кратких прилагательных и их синтаксической роли. Научить различать полные и краткие прилагательные, о...
урок русского языка 5 класс полные и краткие прилагательные
Конспект урока русского языка в 5 классе "Полные и краткие прилагательные". Урок - изучение нового материала, учащиеся самостоятельно выявляют такую группу...
Урок русского языка с применением ЭОР "Полные и краткие прилагательные"
Конспект урока русского языка по теме "Полные и краткие прилагательные" для 5 класса с применением электронных образовательных ресурсов. Применение ЭОРов предусматривает прямо во время урока прямой вы...
Урок русского языка «Особенности строения полных и неполных предложений»
Разработка урока русского языка в 8 классе....
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Полные и краткие прилагательные"
Данная презентация к уроку русского языка в 5 классе "Полные и краткие прилагательные" позволяет обучающимся получить представление о полной и краткой форме имен прилагательных, о грамматических особе...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие" с применением технологии проблемно-диалогического обучения
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, соответствует ФГОС ООО, урок открытия новых знаний....