Конспект к мероприятию предметной недели «Лингвистический КВН»
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

Лосевская  Дарья Сергеевна

Конспект к мероприятию предметной недели «Лингвистический КВН»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskaya_igra_2.docx48.08 КБ

Предварительный просмотр:

КВН по русскому языку для 10 классов

Лингвистический поединок

 

Задачи внеклассного мероприятия:

- расширить знания учащихся о русском языке, формировать культуру речевого общения, способствовать повышению грамотности учащихся;

- развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку;

- воспитывать гордость за свой родной язык, потребность его сохранять.

«Лингвистический КВН: пусть победит сильнейший!» (слайд 1)

Без языка и колокол нем. (пословица)

Живое слово дороже мёртвой буквы. (пословица)

На великое дело – великое слово. (пословица)

Язык мал, а великим делом ворочает. (пословица)

Ведущий. Дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас в клубе веселых и находчивых... Наш КВН будет проходить под девизом:

“В клуб пришел, не хмурь лица,
Будь веселым до конца.
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей – гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся!”
Итак, друзья, начнем программу,
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для ВАС!

На сцену приглашаются команды: (приветствие соперников).

1. Конкурс "Разминка" (слайд 2 – просто название конкурса с картинкой)

Конкурс на смекалку (каждая команда по очереди должна дать ответ на 2 задания).
Вам открыть секрет придётся,
Кто умён, тот разберётся.

Найдите в отдельных словах ответ на поставленный вопрос.
1. Какой цветок вручили чемпиону? (пион).

2. Как называется блюдо, которое приготовила Стряпуха? (уха)

3. Куда забросили хомут? (омут)
4. Как называется водный поток, у которого растёт гречка? (речка)
5. На кого напали москиты? (кита)
6. Три месяца находился узник в сыром и мрачном помещении. В пищу ему давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободили, в его темнице, в углу, оказалось много костей. Откуда взялись кости? (уха)

2. Блиц-конкурс (отвечают сразу, вопросы задаются командам по очереди) (слайд 3 – название конкурса)

1)Назовите грамматическую основу в следующих предложениях:

А) Встречающие вышли на перрон.
Б) На улице сыро.
В) Думаю о тебе всегда.
Г) Жить – Родине служить.
Д) Свобода – это осознанная необходимость.
Е) Рассвело.

3. Грамотей (слайд 4 – надпись «Грамотеи», картинка)

1 задание: найти ошибки и исправить их. Каждая команда получает листок с записанными словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 3.1) и имеет возможность вносить исправления, затем показывает свою работу судьям, а те оценивают правильность выполнения задания.

Комерсант, количество, коллега, колоквиум, коллежский, коллектив, коллекция, колизия, колонтитул, командор, коммедия, коментарий, коммерческий, комивояжер, коммутатор.

Коммерсант, количество, коллега, коллоквиум, коллежский, коллектив, коллекция, коллизия, колонтитул, командор, комедия, комментарий, коммерческий, коммивояжер, коммутатор.

Слайд 5 – верный вариант

2 задание: восстановите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Каждая команда получает листок с записанными словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 3.2) и имеет возможность вносить исправления, затем показывает свою работу судьям, а те оценивают правильность выполнения задания.

      Я уверен что для полного овл…дения русским языком для того чтобы (не)потерять чу…ство языка нужно не только постоя…ое общение с простыми русскими людьми но общение с пажитями и лесами водами старыми ивами с п…р…свистом птиц и с каждым цв…тком что кивает г…л…вой (из)под куста лещины.

      Тогда все слова оживают крепнут нап…лняют(ь)ся выразительной силой. Тогда (за)каждым таким словом видиш… и чу…ствуеш… то о чем говориш… а (не)произносиш… его машинально по одной привычке.

                                    (по К.Г.Паустовскому)

      Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

      Тогда все слова оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.

                                    (по К.Г.Паустовскому)

Слайд 6 – верный вариант

4. Конкурс "Орфоэпический" (слайд 7 – орфоэпия)

1 задание: прочитать слова с верным ударением. Перед командой карточки со словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 4.1), игроки могут совещаться между собой, один из них после обсуждения читает слова. Судьи оценивают правильность ответов.  

Команда 1

 Диспансер, апостроф, добела, мизантроп, иконопись, тотчас, донизу, взята, фронты, газопровод, крапива, кроить, гербовый, деньгами, торты, приняла, надолго, загнутый, засмолит, банты.

 ДиспансЕр, апострОф, добелА, мизантрОп, Иконопись, тОтчас, дОнизу, взятА, фрОнты, газопровОд, крапИва, кроИть, гЕрбовый, деньгАми, тОрты, принялА, надОлго, зАгнутый, засмолИт, бАнты.

Команда 2

Загодя, закупорив, верна, вероисповедание, краны, красивее, ненадолго, нефтепровод, отзыв посла, отдав, убрала, убыстрить, сантиметр, свекла, углубить, укрепит, щавель, щемит, щелкать, эксперт

ЗАгодя, закУпорив, вернА, вероисповЕдание, крАны, красИвее, ненадОлго, нефтепровОд, отзЫв посла, отдАв, убралА, убыстрИть, сантимЕтр, свЕкла, углубИть, укрепИт, щавЕль, щемИт, щЕлкать, экспЕрт

Команда 3

Бороду, брала, воссоздала, вручит, договоренность, диспансер, еретик, жалюзи, звоним, заперлась, кренится, кровоточащий, мозаичный, молящий, недуг, некролог, опошлят, определен, оптовый, столяр

БОроду, бралА, воссоздалА, вручИт, договорЕнность, диспансЕр, еретИк, жалюзИ, звонИм, заперлАсь, кренИтся, кровоточАщий, мозаИчный, молЯщий, недУг, некролОг, опОшлят, определЕн, оптОвый, столЯр

5. Конкурс "Черный ящик" (слайд 8 – картинка с чёрным ящиком)

а) В этом ящике находится фрукт, который в русской пословице говорит о своем родстве. (яблоко)

(слайд 9 – картинка с яблоком)

б) Какая пословица сравнивает определенную единицу языка с мелкой зерноядной птицей? (слово не воробей, вылетит - не поймаешь)

(слайд 10 – текст пословицы)

в) Какая поговорка стала эпиграфом к очерку «Леди Макбет Мценского уезда»?

(Первую песенку зардевшись спеть)

(слайд 11 – текст с эпиграфом, картинка с обложкой книги)

Конкурс для болельщиков (произнести скороговорки) (слайд 12 – надпись «Скороговорки»)

В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

6. Конкурс "Художественный" (слайд 13 – изображение художника за работой)

Задание: Каждая команда изображает на листе фразеологизмы (3 штуки). Соперники должны угадать, какой фразеологизм зашифрован.

7. Конкурс капитанов (слайд 14 – надпись «Конкурс капитанов», фото Толстого)

В этом году исполняется 195 лет со дня рождения нашего земляка – Льва Николаевича Толстого. Его произведения являются одними из самых экранизируемых во всем мире. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знакомы с творчеством великого писателя.

На экране по очереди показываются фрагменты из экранизаций произведений Толстого. Капитаны на листе записывают названия произведений.

  1. «После бала».
  2. «Детство».
  3. «Кавказский пленник»
  4. «Анна Каренина»
  5. «Война и мир»

8. Конкурс "В мире слов" (слайд 15 – надпись «В мире слов», картинка)

Выполняются задания, связанные с историей языка, этимологией, толкованием слов,   фразеологизмов, историей возникновения некоторых фразеологизмов и «крылатых выражений». Оценивается правильность и количество выполненных заданий.

1 задание:  

  объясните значения устаревших слов. (ПРИЛОЖЕНИЕ 7.2)

Тать

Вор

Вепрь

Кабан

Ланита

Щека

Агнец

Ягнёнок

Рамо

Плечо

Десница

Правая рука

Око

Глаз

Зеница

Зрачок

Стезя

Путь

Лихо

горе

2 задание: Владимир Иванович Даль (1801-1872) предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Какие заимствования должны были заменить, по мнению Даля, эти слова? (перед игроками карточки со словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 7.3)

Волнователь

Агитатор

Глазоём

Горизонт

Ловкосилие

Гимнастика

Подобень

Портрет

Сине-алый

Фиолетовый

Дальнеразговорня

Телефон

Путевик

маршрут

8. Конкурс "Корректор" (слайд 16 – надпись «Корректор», предложения с ошибками)

Ведущий: умеете ли вы находить ошибки, допущенные вашими сверстниками. Скоро вам предстоит сдавать ЕГЭ, и мы предлагаем потренироваться (на столах лежит раздаточный материал, каждая команда выбирает себе любой пример (5) и комментирует). (ПРИЛОЖЕНИЕ 8.1)

  1. Прочитав данный фрагмент, у меня всё больше и больше нарастает любовь к родине.
  2. И в наши дни мы с этим встречаемся и в школе, и на улице, и в общественных местах.
  3. Великий французский писатель Антуан Экзюпери в своём бессмертном произведении «Маленький принц» высказал удивительно мудрую мысль: «Мы в ответе за тех, кого придумали»…
  4. Ветеранов можно сосчитать пальцами.
  5. Все, кто бывал на Бородинском поле, обнажает голову перед памятниками защитникам национальной свободы России.
  6. По приезду в Венецию я сразу посетил несколько своих давних знакомых.

Слайд 17 – исправленные предложения.

  1. Прочитав данный фрагмент, я почувствовал, как моя любовь к родине нарастает.
  2. И в наши дни мы с этим встречаемся и в школе, и на улице, и в других общественных местах.
  3. Великий французский писатель Антуан Экзюпери в своём бессмертном произведении «Маленький принц» высказал удивительно мудрую мысль: «Мы в ответе за тех, кого приручили»…
  4. Ветеранов можно сосчитать по пальцам.
  5. Все, кто бывал на Бородинском поле, обнажают голову перед памятниками защитникам национальной свободы России.
  6. По приезде в Венецию я сразу посетил несколько своих давних знакомых.

9. Поведение итогов. Слово жюри. Награждение команд (слайд 18 – картинка с кубком)


Приложение 3.1

Комерсант, количество, коллега, колоквиум, коллежский, коллектив, коллекция, колизия, колонтитул, командор, коммедия, коментарий, коммерческий, комивояжер, коммутатор.

Коммерсант, количество, коллега, коллоквиум, коллежский, коллектив, коллекция, коллизия, колонтитул, командор, комедия, комментарий, коммерческий, коммивояжер, коммутатор.

Приложение 3.2

      Я уверен что для полного овл…дения русским языком для того чтобы (не)потерять чу…ство языка нужно не только постоя…ое общение с простыми русскими людьми но общение с пажитями и лесами водами старыми ивами с п…р…свистом птиц и с каждым цв…тком что кивает г…л…вой (из)под куста лещины.

      Тогда все слова оживают крепнут нап…лняют(ь)ся выразительной силой. Тогда (за)каждым таким словом видиш… и чу…ствуеш… то о чем говориш… а (не)произносиш… его машинально по одной привычке.

                                    (по К.Г.Паустовскому)

      Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

      Тогда все слова оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.

                                    (по К.Г.Паустовскому)

Приложение 4.1

Команда 1

 Диспансер, апостроф, добела, мизантроп, иконопись, тотчас, донизу, взята, фронты, газопровод, крапива, кроить, гербовый, деньгами, торты, приняла, надолго, загнутый, засмолит, банты.

 ДиспансЕр, апострОф, добелА, мизантрОп, Иконопись, тОтчас, дОнизу, взятА, фрОнты, газопровОд, крапИва, кроИть, гЕрбовый, деньгАми, тОрты, принялА, надОлго, зАгнутый, засмолИт, бАнты.

Команда 2

Загодя, закупорив, верна, вероисповедание, краны, красивее, ненадолго, нефтепровод, отзыв посла, отдав, убрала, убыстрить, сантиметр, свекла, углубить, укрепит, щавель, щемит, щелкать, эксперт

ЗАгодя, закУпорив, вернА, вероисповЕдание, крАны, красИвее, ненадОлго, нефтепровОд, отзЫв посла, отдАв, убралА, убыстрИть, сантимЕтр, свЕкла, углубИть, укрепИт, щавЕль, щемИт, щЕлкать, экспЕрт

Команда 3

Бороду, брала, воссоздала, вручит, договоренность, диспансер, еретик, жалюзи, звоним, заперлась, кренится, кровоточащий, мозаичный, молящий, недуг, некролог, опошлят, определен, оптовый, столяр

БОроду, бралА, воссоздалА, вручИт, договорЕнность, диспансЕр, еретИк, жалюзИ, звонИм, заперлАсь, кренИтся, кровоточАщий, мозаИчный, молЯщий, недУг, некролОг, опОшлят, определЕн, оптОвый, столЯр

Приложение 7.2

Тать

Вор

Вепрь

Кабан

Ланита

Щека

Агнец

Ягнёнок

Рамо

Плечо

Десница

Правая рука

Око

Глаз

Зеница

Зрачок

Стезя

Путь

Лихо

горе

Приложение 7.3

Волнователь

Агитатор

Глазоём

Горизонт

Ловкосилие

Гимнастика

Подобень

Портрет

Сине-алый

Фиолетовый

Дальнеразговорня

Телефон

Путевик

маршрут

Приложение 7.4

Тинейджер

Английск. «человек в возрасте от 10 до 19 лет»

Тайфун

Китайск. «большой ветер»

Фол

Английск. «нечестный, подлый»

Карате

Японск. «голыми руками»

Шабаш

Еврейск. «суббота»

Приложение 7.5

Деньги выпускаются в трубу

Вылетают в трубу

Душа кровью обливается

Сердце кровью обливается

Похоронить на корню

Загубить на корню

Скрепя зубы

Стиснув зубы, скрепя сердце

Мне тоже хотелось не упасть лицом в грязь

Не ударить лицом в грязь

Приложение 8.1

Андрей Болконский часто ездил поглядеть тот дуб, на который он был похож, как две капли воды.  

Пугачев пожаловал шубу и лошадь со своего плеча.

Поэты XIX века были легкоранимыми людьми: их часто убивали на дуэлях.

Отец Чацкого умер в детстве. 

Трилогия Толстого «Война и мир»…

Сейчас везде можно увидеть курящихся подростков…

Прочитав данный фрагмент, у меня всё больше и больше нарастает любовь к родине.

Проблема, поставленная автором в этом тексте, Великая Отечественная война и те зрелищные годы Сталинградской битвы.

Мой жизненный пример: ЕГЭ - это не только содрать деньги со школьников, но и увеличивать в стране дворников.

Марья Болконская отказала Аркадию…

Мальчишки и девчонки не пытаются даже профильтровать информацию…

И в наши дни мы с этим встречаемся и в школе, и на улице, и в общественных местах.

Гитлер был угрозой для всего человечества и целого ряда стран.

Герой текста один из самых страшных – пожар на складе…

Война… Что это такое? Почему оно есть? Как победить его?

Великий французский писатель Антуан Экзюпери в своём бессмертном произведении «Маленький принц» высказал удивительно мудрую мысль: «Мы в ответе за тех, кого придумали»…

В повести В. Распутина «Прощание с Матрёной»…

Девочка заразила добротой всех остальных.

Ветеранов можно сосчитать пальцами.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Неделя спорта и искусств" - план мероприятий предметной недели

План предметной недели ШМО учителей физической культуры, технологии, музыки и изобразительного искусства....

Разработка мероприятия «Предметная неделя информатики в школе»

В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы ...

План мероприятий предметной недели биологии, географии, экологии.

(с 25-30 ноября 2013г)Дата проведенияМесто проведенияМероприятие.Ответственные.25.11.Кабинет 47. Оформление стенда« Занимательная география » и «Будьте здоровы». Фото конкурс «Окно в природу» наш...

Окружное мероприятие. Предметная неделя 2010-2011гг.

План предметной недели.Анализ предметной недели.Представление "Части света"....

Окружное мероприятие. Предметная неделя 2013-2014гг.

План предметной недели.Конспект интегрированного занятия....

Отчет о проведении мероприятия "Предметная неделя биологии"

Предметная неделя биологии, химии, физики и географии. Викторина по биологии «Хочу все знать»8 «А» класс. Учитель-Чайченко Т.АУчащиеся отвечали на вопросы в 2 тура. Победители 1 тура состяза...

План мероприятий предметной недели по истории

план мероприятий предметной недели по истории...