Программа внеурочной деятельности "Увлекательная грамматика" 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
Программа внеурочной деятельности "Увлекательная грамматика" предназначена для освоения учащимися дополнительных заданий в игровой форме. Программа рассчитана на 12-13 лет сроком на 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_6_kl_russkiy.docx | 31.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
Городовиковское районное муниципальное образование
МКОУ "Городовиковская многопрофильная гимназия им. Б.Б. Городовикова"
РАССМОТРЕНА Руководитель МО | СОГЛАСОВАНО __________Бувенова Б.А. Протокол №1 | УТВЕРЖДЕНО __________Зунгруева Е.Г. от "31" 08 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Увлекательная грамматика»
Направление: познавательно-практическое
Возраст детей: 12-13 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Голик Анастасия Сергеевна
учитель русского языка и литературы
Городовиковск 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по познавательно-практическому направлению составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального (основного, среднего) общего образования;
- программы воспитания МКОУ «ГМГ им. Б.Б. Городовикова»
- основной образовательной программы начального (основного, среднего) общего образования МКОУ «ГМГ им. Б.Б. Городовикова» на 2022-2023 учебный год.
- положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МКОУ «Городовиковская многопрофильная гимназия им. Б.Б. Городовикова».
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Увлекательная грамматика» содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области лексики и фразеологии, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества; речевые понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка.
Содержание рабочей программы курса внеурочной деятельности обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Деятельностный подход осуществляется через такие формы работы, как конкурсы, КВН, игры, викторины. Место проведения занятий — учебный кабинет, библиотека.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
- обогащение словарного запаса учащихся;
- развитие устной и письменной речи;
- работа над содержательной стороной слова;
- активизация познавательных интересов;
- развитие творческих способностей и мышления
Задачи: способствовать прочному и сознательному усвоению изученного материала, способствовать развитию речи учащихся, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития, развивать интерес к предмету.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Направление программы – познавательно-практическое
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 12-13 лет
Объем программы – 34 часа
Срок освоения программы – 1 год
Режим занятий – 1 раз в неделю, 40 мин
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- понимание русского языка как основной национально-культурной ценности русского народа;
- уважительное отношение к русскому языку;
- стремление к речевому самосовершенствованию
- достаточный объем словарного запаса для выражения мыслей и
чувств в процессе речевого общения.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- иметь представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа;
- понимать место русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоить основы научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:
- оценка достижений, обучающихся (портфолио) происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый «портфель достижений» обучающего входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы;
- создание и защита презентаций –представлений по изученной теме;
- организация и проведение конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
№ п\п | Раздел | Содержание раздела | Формы организации занятий | Виды деятельности учащихся |
1. | Введение | Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Понятия, изученные в курсе «Занимательная грамматика» 5 класса | Беседа, игра | учебная |
2. | Лексика. Фразеология | История лексики. Родные слова. Слова-«предки». Старославянизмы. Слова-«пришельцы». Заимствованные слова. Работа со словарем иностранных слов, отработка практических навыков нахождения слов иностранного происхождения в русском языке. | Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы». Интеллектуальная игра. Знакомство со словарями, отработка навыков пользования словарем, знакомство со словарной статьей, обогащение словарного запаса учащихся | Учебная, игровая |
3. | Словообразование. Орфография | О словарях, которые рассказывают об истории слов. Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими словарями. Определение первоисточников слова. Как в русском языке образуютсяслова? Способы словообразования. Приставки-труженицы. Приставки, которые всегда одинаковые. Приставка. Правописание приставок.Приставки- нарушители «главного» правила. Единообразное написание приставок. Самые «трудные» приставки. Правописание приставок на -з, -с; пре-, при- Корни слов: постоянство и измены. Правописание гласных в корнях слов. Орфография суффиксов. Правописание суффиксов. | Занимательная викторина «Строители слова». Работа со словарями. Беседа. | Учебная, игровая |
4. | Морфология. Орфография | Законы написания существительных. Морфология. Орфография. Имя существительное. Правописание имен существительных. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное” | Игра «Я знаю части речи».Викторина «Занимательная грамматика» Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку. Беседа. Интеллектуальная игра. Итоговый урок | Учебная, игровая |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел, тема занятия | Кол-во часов |
Введение | 2 | |
Лексика. Фразеология …. | 13 | |
Словообразование. Орфография | 9 | |
Морфология. Орфография | 10 | |
Всего: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Всего часов | Количество часов | Дата проведения занятия | |
теория | практика | ||||
1. | Язык мой – друг мой. | 1 | 1 | 09.09.22 | |
2 | Сколько языков на Земле? … | 1 | 1 | 16.09.22 | |
3 | История лексики. Родные слова. | 1 | 1 | 23.09.22 | |
4 | Слова-«предки» | 1 | 1 | 30.09.22 | |
5 | Слова-«пришельцы» | 1 | 1 | 07.10.22 | |
6 | Диалектизмы… Какие они? | 1 | 1 | 14.10.22 | |
7 | Лексика профессионалов. | 1 | 1 | 21.10.22 | |
8 | Почему стареют слова? | 1 | 1 | 28.10.22 | |
9 | Какие слова считаются новыми? | 1 | 1 | 04.11.22 | |
10 | Молодёжный сленг и отношение к нему | 1 | 1 | 11.11.22 | |
11 | Словарь – мой добрый друг и верный помощник. | 1 | 1 | 18.11.22 | |
12 | В мире фразеологии. | 1 | 1 | 25.11.22 | |
13 | Мы говорим его стихами. Афоризмы. | 1 | 1 | 02.12.22 | |
14 | Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы». | 1 | 1 | 09.12.22 | |
15 | Итоговое занятие по теме: «Лексика. Фразеология». | 1 | 1 | 16.12.22 | |
16 | Занимательная морфемика (по следам прошлых занятий) | 1 | 1 | 23.12.22 | |
17 | «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. | 1 | 1 | 30.12.22 | |
18 | Как в русском языке образуются слова? | 1 | 1 | 13.01.23 | |
19 | Приставки-труженицы. Приставки, которые всегда одинаковые. | 1 | 1 | 20.01.23 | |
20 | Приставки- нарушители «главного» правила. | 1 | 1 | 27.01.23 | |
21 | Самые «трудные» приставки. | 1 | 1 | 03.02.23 | |
22 | Корни слов: их постоянство . | 1 | 1 | 10.02.23 | |
23 | Орфография суффиксов. | 1 | 1 | 17.02.23 | |
24 | Занимательная викторина «Строители слова» | 1 | 1 | 24.02.23 | |
25 | Законы написания существительных. | 1 | 1 | 03.03.23 | |
26 | Приключение в стране «Имя Прилагательное». | 1 | 1 | 10.03.23 | |
27-28 | Как правильно писать числительные? | 2 | 1 | 1 | 31.03.23 07.04.23 |
29 | Местоимения, которые пишутся непросто. | 1 | 1 | 14.04.23 | |
30 | Глагольная орфография. | 1 | 1 | 21.04.23 | |
31-32 | Игра «Я знаю части речи» | 2 | 1 | 1 | 28.04.23 05.05.23 |
33 | Викторина «Занимательная грамматика» | 1 | 1 | 1 | 12.05.23 |
34 | Итоговый урок | 1 | 1 | 26.05.23 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Печатные пособия по русскому языку и литературе;
- Мультимедийное оборудование (интерактивная доска, проектор, ноутбук с набором обучающих программ и тренажёров);
- Научно-популярная литература для организации самостоятельной работы обучающихся;
- Научно-популярные книги о языке для внеклассного чтения;
- Научно-методическая литература;
- Учебные пособия по русскому языку и литературе.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Александрович, Н.Ф. Занимательная грамматика [Текст] : / Н. Ф. Александрович. — М. , 1974.
2. Асирий, А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.1. [Текст] : / А. Г. Арсирий. — М.:Учпедгиз, 1967.
3. Асирий, А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.2. [Текст] : / А. Г. Арсирий. — М. :Учпедгиз, 1967.
4. Баев, П.М. Играем на уроках русского языка [Текст] : / П. М. Баев. — М. : Русский язык, 1996.
5. Бетенькова, Н.М. Грамматика в рифмовках[Текст] : / Н. М. Бетенькова. — М. : Новая школа, 1996.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Альбеткова, Р.И. Русская словесность [Текст] : / Р. И .Альбеткова. - М. : Дрофа, 2007.
- Волина, В. В. Веселая грамматика [Текст] : / В. В. Волина. - М. : Знание, 1995.
- Волина, В. В. Занимательное азбуковедение [Текст] : / В. В. Волина. - М. : Просвещение, 1991.
- Волина, В. В. Русский язык. Учимся играя [Текст] : / В. В. Волина. - Екатеринбург ТОО. : АРГО, 1996.
- Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах [Текст] : / В. В. Волина. - М.: АСТ, 1996.
- Граник, Г. Г., Бондаренко, С. М., Концевая, Л. А. Секреты орфографии [Текст] : / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М.: Просвещение, 1991
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. http://test.allbest.ru Тесты по всем предметам.
2. http://www.myschools.ru/ Школьный мир (сайт по школьным предметам).
3. http://mega.km.ru Большая бесплатная энциклопедия.
4. http://www.edu.km.ru Библиотека «Кирилла и Мефодия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность
Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС
Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС...
Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"
Программа «Дружный класс» представляет собой комплексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие установок толерантности у учащихся начальной школы. Включает в себя непоср...
Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...