Программа внеурочной деятельности "Увлекательная грамматика" 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Голик Анастасия Сергеевна

Программа внеурочной деятельности "Увлекательная грамматика" предназначена для освоения учащимися дополнительных заданий в игровой форме. Программа рассчитана на 12-13 лет сроком на 1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_6_kl_russkiy.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

Городовиковское районное муниципальное образование

МКОУ "Городовиковская многопрофильная гимназия  им. Б.Б. Городовикова"

РАССМОТРЕНА
ШМО «Слово и мысль»

Руководитель МО

___________Левина Т.В. 

Протокол №1
от "25" 08 2022 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по НМР

__________Бувенова Б.А.

Протокол №1
от "29" 08  2022 г.

     УТВЕРЖДЕНО
    Директор
   

    __________Зунгруева Е.Г.

Приказ№ 104/3

от "31" 08 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности

«Увлекательная грамматика»

Направление: познавательно-практическое

Возраст детей: 12-13 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель: Голик Анастасия Сергеевна

учитель русского языка и литературы

Городовиковск 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по познавательно-практическому направлению составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального (основного, среднего) общего образования;

- программы воспитания МКОУ «ГМГ им. Б.Б. Городовикова»

- основной образовательной программы начального (основного, среднего) общего образования МКОУ «ГМГ им. Б.Б. Городовикова» на 2022-2023 учебный год.

- положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МКОУ «Городовиковская многопрофильная гимназия им. Б.Б. Городовикова».

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Увлекательная грамматика» содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области лексики и фразеологии, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества; речевые понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка.

Содержание рабочей программы курса внеурочной деятельности обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Деятельностный подход осуществляется через такие формы работы, как конкурсы, КВН, игры, викторины. Место проведения занятий — учебный кабинет, библиотека.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель:

- обогащение словарного запаса учащихся;

- развитие устной и письменной речи;

-  работа над содержательной стороной слова;

- активизация познавательных интересов;

- развитие творческих способностей и мышления

Задачи: способствовать прочному и сознательному усвоению изученного материала, способствовать развитию речи учащихся, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития, развивать интерес к предмету.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Направление программы – познавательно-практическое

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 12-13 лет

Объем программы – 34 часа

Срок освоения программы – 1 год

Режим занятий – 1 раз в неделю, 40 мин

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

 - понимание русского языка как основной национально-культурной ценности русского народа;

- уважительное отношение к русскому языку;

- стремление к речевому самосовершенствованию

- достаточный объем словарного запаса для выражения мыслей и          

чувств в процессе речевого общения.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

- иметь представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа;

 - понимать место русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

-  усвоить основы научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

- оценка достижений, обучающихся (портфолио) происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый «портфель достижений» обучающего входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы;

- создание и защита презентаций –представлений по изученной теме;

- организация и проведение конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников.

Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности

№ п\п

Раздел

Содержание раздела

Формы организации  занятий

Виды деятельности учащихся

1.

Введение

Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Понятия, изученные в курсе «Занимательная грамматика» 5 класса

Беседа, игра

учебная

2.

Лексика. Фразеология

История лексики. Родные слова. Слова-«предки». Старославянизмы. Слова-«пришельцы». Заимствованные слова. Работа со словарем иностранных слов, отработка практических навыков нахождения слов иностранного происхождения в русском языке.

Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы». Интеллектуальная игра. Знакомство со словарями, отработка навыков пользования словарем, знакомство со словарной статьей, обогащение словарного запаса учащихся

Учебная, игровая

3.

Словообразование. Орфография

О словарях, которые рассказывают об истории слов. Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими словарями. Определение первоисточников слова.

Как в русском языке образуютсяслова? Способы словообразования.

Приставки-труженицы. Приставки, которые всегда одинаковые. Приставка. Правописание приставок.Приставки- нарушители «главного» правила. Единообразное написание приставок.

Самые «трудные» приставки. Правописание приставок на -з, -с; пре-, при-

Корни слов: постоянство и измены. Правописание гласных в корнях слов.

Орфография суффиксов. Правописание суффиксов.

Занимательная викторина «Строители слова». Работа со словарями. Беседа.

Учебная, игровая

4.

Морфология. Орфография

Законы написания существительных. Морфология. Орфография.

Имя существительное. Правописание имен существительных. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное”

Игра «Я знаю части речи».Викторина «Занимательная грамматика» Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку. Беседа. Интеллектуальная игра.

Итоговый урок

Учебная, игровая

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел, тема занятия

Кол-во часов

Введение

2

Лексика. Фразеология ….

13

Словообразование. Орфография

9

Морфология. Орфография

10

Всего:

34

Календарно-тематическое планирование

Тема

Всего часов

Количество часов

Дата проведения занятия

теория

практика

1.

Язык мой – друг мой.

1

1

09.09.22

2

Сколько языков на Земле? …

1

1

16.09.22

3

История лексики. Родные слова.

1

1

23.09.22

4

Слова-«предки»

1

1

30.09.22

5

Слова-«пришельцы»

1

1

07.10.22

6

Диалектизмы… Какие они?

1

1

14.10.22

7

Лексика профессионалов.

1

1

21.10.22

8

Почему стареют слова?

1

1

28.10.22

9

Какие слова считаются новыми?

1

1

04.11.22

10

Молодёжный сленг и отношение к нему

1

1

11.11.22

11

Словарь – мой добрый друг и верный помощник.

1

1

18.11.22

12

В мире фразеологии.

1

1

25.11.22

13

Мы говорим его стихами. Афоризмы.

1

1

02.12.22

14

Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы».

1

1

09.12.22

15

Итоговое занятие по теме: «Лексика. Фразеология».

1

1

16.12.22

16

Занимательная морфемика (по следам прошлых занятий)

1

1

23.12.22

17

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1

1

30.12.22

18

Как в русском языке образуются слова?

1

1

13.01.23

19

Приставки-труженицы. Приставки, которые всегда одинаковые.

1

1

20.01.23

20

Приставки- нарушители «главного» правила.

1

1

27.01.23

21

Самые «трудные» приставки.

1

1

03.02.23

22

Корни слов: их постоянство .

1

1

10.02.23

23

Орфография суффиксов.

1

1

17.02.23

24

Занимательная викторина «Строители слова»

1

1

24.02.23

25

Законы написания существительных.

1

1

03.03.23

26

Приключение в стране «Имя Прилагательное».

1

1

10.03.23

27-28

Как правильно писать числительные?

2

1

1

31.03.23

07.04.23

29

Местоимения, которые пишутся непросто.

1

1

14.04.23

30

Глагольная орфография.

1

1

21.04.23

31-32

Игра «Я знаю части речи»

2

1

1

28.04.23

05.05.23

33

Викторина «Занимательная грамматика»

1

1

1

12.05.23

34

Итоговый урок

1

1

26.05.23

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

- Печатные пособия по русскому языку и литературе;

- Мультимедийное оборудование (интерактивная доска, проектор, ноутбук с набором обучающих программ и тренажёров);

- Научно-популярная литература для организации самостоятельной работы обучающихся;

- Научно-популярные книги о языке для внеклассного чтения;

- Научно-методическая литература;

- Учебные пособия по русскому языку и литературе.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

1. Александрович, Н.Ф. Занимательная грамматика [Текст] : / Н. Ф. Александрович. — М. , 1974.

2. Асирий, А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.1. [Текст] : / А. Г. Арсирий. — М.:Учпедгиз, 1967.

3. Асирий, А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.2. [Текст] : / А. Г. Арсирий. — М. :Учпедгиз, 1967.

4. Баев, П.М. Играем на уроках русского языка [Текст] : / П. М. Баев. — М. : Русский язык, 1996.

5. Бетенькова, Н.М. Грамматика в рифмовках[Текст] : / Н. М. Бетенькова. — М. : Новая школа, 1996.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Альбеткова, Р.И. Русская словесность [Текст] : / Р. И .Альбеткова. - М. : Дрофа, 2007.
  2. Волина, В. В. Веселая грамматика [Текст] : / В. В. Волина. - М. : Знание, 1995.
  3. Волина, В. В. Занимательное азбуковедение [Текст] : / В. В. Волина. - М. : Просвещение, 1991.
  4. Волина, В. В. Русский язык. Учимся играя [Текст] : / В. В. Волина. - Екатеринбург ТОО. : АРГО, 1996.
  5. Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах [Текст] : / В. В. Волина. - М.: АСТ, 1996.
  6. Граник, Г. Г., Бондаренко, С. М., Концевая, Л. А. Секреты орфографии [Текст] : / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М.: Просвещение, 1991

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

           1. http://test.allbest.ru  Тесты по всем предметам.

2. http://www.myschools.ru/  Школьный мир (сайт по школьным предметам).

3. http://mega.km.ru   Большая бесплатная энциклопедия.

4. http://www.edu.km.ru   Библиотека «Кирилла и Мефодия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность

Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....

Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС

Программа внеурочной детельности  5 класс НОУ ФГОС...

Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"

Программа «Дружный класс» представляет собой комп­лексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие устано­вок толерантности  у учащихся началь­ной школы. Включает в себя непоср...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...