Мастер-класс по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
«Использование приемов ассоциации на уроках русского языка при изучении словарных слов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_russkiy_yazyk.docx | 18.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс по теме
«Использование приемов ассоциаций на уроках русского языка при изучении словарных слов»
Цель:
знакомство учителей с приёмами ассоциаций.
Задачи:
- узнать, что такое ассоциация;
- познакомиться с правилами ассоциаций;
- научиться применять приёмы ассоциаций при изучении словарных слов.
Ход работы:
-Добрый день, уважаемые коллеги! Для положительного настроя и установления доброжелательной атмосферы я предлагаю начать свой мастер-класс с упражнения «Пожелание здоровья».
Здравствуйте все, кто пришёл меня поддержать! (Помашите рукой)
Здравствуйте все, у кого прекрасное настроение!
Здравствуйте все, кто любит свою работу!
Здравствуйте все, кто не боится трудностей!
Уважаемые коллеги! У меня в руках стакан с водой. Как вы считаете, стакан наполовину пуст или наполовину полон? (Делятся мнениями)
Можете ли вы с уверенностью сказать, что стакан наполовину пуст или наполовину полон?
Кто считает, что он наполовину пуст, объединитесь в одну группу, а кто считает, что стакан наполовину полон - в другую.
Важная задача учителя – увлечь за собой детей, поэтому каждый урок требует чего-то тнового и интересного.
-А сейчас, уважаемые коллеги, предлагаю вам на ваших буклетах в поле с квадратами зарисовать быстро, схематично каждое слово, которое я произнесу.
Ромашка, облако, ветер, дорога, одуванчик,…..
-А теперь, глядя на свои картинки, попробуйте вспомнить и записать слова…..
-Назовите эти слова…….(ответы)
Где вы встречали данные слова? (в словарике).
Конечно, все слова - словарные.
Как вы думаете, что нам помогло их запомнить? (Пока затрудняются ответить)
Ни для кого несекрет, что заучивание словарных слов — один из нелюбимых школьниками видов учебной деятельности. Чтобы облегчить процесс запоминания словарных слов можно воспользоваться приемом «Запоминание по ассоциации».
Я проведу с вами мастер класс по теме
«Использование приемов ассоциаций при изучении словарных слов»
-Как вы считаете, что такое ассоциация?
Ассоциация в моей практике – это яркий образ, который создается для запоминания написания словарного слова.
Для того, чтобы ассоциация помогла вам эффективнее, нужно усвоить 4 основные правила:
Правило№1. необычность, нестандартность, невероятность
(чем нестандартнее и даже, может быть, абсурднее связь между элементами, тем она прочнее)
Правило №2. Представить визуально (оживить сюжет)
Правило№3. Преувеличение (информация сохранится прочнее, если вы будете представлять предметы неестественных размеров, например, огромными, гораздо большими, чем они есть на самом деле)
Правило№4. Ваши ассоциации должны двигаться (запоминание будет еще эффективнее, если, объединяя предметы, вы заставите их двигаться, падать, гореть, разбиваться, летать, проваливаться, взрываться, подскакивать и т.п.)
Данные правила есть в буклете, при затруднении обращайтесь к ним.
Я как учитель-предметник использую в своей работе разные приемы ассоциаций. Но расскажу о некоторых из них.
Внимание на слайд.
Метод «Звуковые ассоциации» «Слово в слове» (суть данного метода в том, что надо подобрать к словарному слову созвучное) (в одном слове спряталось другое, его надо найти).
Запишите слова ВАЛЕНКИ и поставьте ударение
Ударение падает на 1 слог -ВА-
Выделите слог, который вызывает затруднение при написании
Выпишите его -ЛЕН-
Найдите ассоциативный образ
(ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-нибудь общим признаком)
ВАЛЕНКИ Валенки у Ленки…
(Выходит девочка по имени Лена, читает наизусть стихотворение про валенки)
БРОШЮРА Брошь подарил мне ЮРА…
(Выходит мальчик Юра, дарит мне брошь)
«Орфоэпический метод» (правильная постановка ударения в слове)
ЖАЛЮЗИ скорей в машину погрузи…
ПРОВЕРКА РАБОТЫ В ГРУППАХ
1 группа выполняет задание 1 метода «Слово в слове»
2 группа выполняет задание 2 метода «Орфоэпия»
МОЛОДЦЫ! ВСЕ ПРЕКРАСНО СПРАВИЛИСЬ С ЗАДАНИЕМ.
Обобщение
-Итак, обобщим все нами сказанное: С какими ПРИЕМАМИ АССОЦИАЦИЙ мы сегодня познакомились?
Благодаря данным приемам у детей вырабатывается внимание к слову, его структуре, составу, этимологии. Дети видят слово с разных сторон. Они учатся думать, рассуждать, дискуссировать над словом, что является ведущим видом деятельности на уроках русского языка в 5-6 классах.
Предлагаю поиграть в игру « Доскажи слово»
Я провела для вас Мастер………(класс)
Это раз,
Он полезен был для ……..(нас)
Это два.
Ну, а в-третьих, пусть сейчас
Аплодисменты прозвучат для……(вас)
Закончить свое выступление мне бы хотелось словами В. Сухомлинского: «Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку».
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Интегрированное преподавание русского и английского языка
Знакомство с технологией разработки и проведения интегрированных уроков на примере конкретного урока, в рамках обобщения и распространения педагогического опыта...
Материалы мастер-класса "Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста – к сочинению»
Ключевые проблемы Мастер-класса: Использование технологии группового обучения для выполнения задания В и С на ЕГЭ по русскому языку.Закрепление изученного материала через презентацию. Созда...
Конспект мастер-класса по теме: «Русский танец как средство повышения мотивации к изучению русской культуры»
Цель: Распространение опыта работы по обучению детей основам русского танца. ...
Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "
Яруллина Гульшат Минасхатовна имеет высшее образование, закончила Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...
Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе.
Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в тексте и...
Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе. Презентация.
Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в те...
Карточки для проведения мастер-класса по предметам русской старины (на английском и русском языках)
Карточки для проведения мастер-класса по предметам русской старины (на английском и русском языках)...