Открытый урок по русскому языку в 9классе. 2022г.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Зайцева Оксана Анатольевна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_r.ya_9kl.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сложные предложения.

Цель: Формирование  и систематизация понятий основного элементарного курса грамматики: предложение,  предложение сложное (СП), грамматическая основа, смысловые связи.

Задачи: 

1.Систематизация, углубление  и обобщение знаний о сложном предложении. Актуализация умений и навыков выделения  главных членов  как его смысловой и грамматической основы в каждой части СП, выделения  их  знаками препинания без союзов и с союзами и, а, но.  Формирование графических умений и навыков. Совершенствование навыков распознавания, выделения СП в тексте, употребления в речи.

2.Коррекция и развитие ВПФ  (умение анализировать, классифицировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму). Развитие коммуникативной функции речи. Активизация и обогащение словаря.

3.Воспитание положительной мотивации к обучению, культуры общения.

Ход урока:

I. Организационный момент:                                                                                                                  

Готовы работать?

4. Упражнение на дыхание:

- глубокий вдох через нос;

- медленный выдох через рот.

III. Актуализация знаний: Говорим на уроке правильно, культурно, полными ответами.

-Не забываем пользоваться в своей речи оборотами: по-моему мнению, я считаю, я думаю, что, мне кажется, что и т.д.

-Что мы знаем о речи? Для чего она нужна? (речь – средство общения людей, передачи информации  будущим поколениям).

-Виды речи? (устная и письменная)

-Из чего состоит наша речь?(из предложений)

-Что вы знаете о предложении? (Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.)

-Какие предложения вы знаете? (простые и сложные):

Тест: Наступила ранняя весна. - Наступила ранняя весна, прилетели первые перелетные птицы. 

-Чем они различаются? (разное количество грамматических основ)

-Из чего состоит грамматическая основа?  (главных членов- подлежащего и сказуемого)

-Почему стоит запятая?(разделяет части СП)

-На каких уроках вы еще работаете с предложениями? (чтение, география, биология и др.)

                                                                       

IV. Сообщение темы и цели урока:

Запишите в тетрадь: число, классная работа. Пишем красиво, правильно, не торопясь.

 -Сформулируйте тему урока по схеме:   ____   ====,      ____ ====. Запишите.

 

Дифференциация.

Цель нашего урока:

-Сегодня мы углубим и расширим наши знания о сложном предложении.  

-Будем учиться выделять в каждой части сложного предложения главные члены, как его смысловую и грамматическую основу.

-Выделять части сложного предложения знаками препинания.

-Формировать умение выделять сложное предложение в тексте.

- Составлять сложные предложения и употреблять их в речи.

Работаем на уроке по следующему плану:

Словарная работа;

Изучение нового материала;

Самостоятельная работа;

Домашнее задание;

Оценивание вашей работы на уроке;

Подведение итога урока.

Сегодня нам понадобятся следующие понятия:

грамматическая основа: подлежащее и сказуемое

предложение простое

предложение сложное без союзов

предложение сложное с союзами –и, -а, -но

Готовы работать дальше?

V. Словарная работа. Развитие речи.

Удивлять, (поражать), 

-Произношение. Орфограммы.

-Значение слова:

удивление- сильное впечатление, изумление, восхищение чем-то необычным

Удивлять, (поражать)-вызывать это сильное впечатление, изумление, восхищение чем-то необычным, например красотой природы, поступком, работоспособностью и т.д.

-Прописывание.

-Чем удивляет, поражает вас весна? Составьте с этими словами предложение о весне.

Какие предложения у вас получились? Простые или сложные?

Дифференциация.

-Составьте СП: весна поражает - погода удивляет: Ваши предложения.

Весна поражает нас необыкновенной красотой,  погода  удивляет своим непостоянством. Выделите грамматические основы.

Готовы работать дальше?

VI. Изучение нового:

А) Проблемный вопрос: -О каком времени года говорится в стихотворении?

Аукают дети, кукуют кукушки.                 Ручей под гармонь распевает частушки.                                                                                                        В.Боков.                

Б) Введение:

-Прочитайте стихотворение про себя.

-Прочитайте вслух, передавая интонацией веселое весеннее настроение!

-Скажите сколько предложений в стихотворении? Какие они? (1 сложное, 1 простое)

 Почему?  (разное количество грамматических основ) Назовите сложное.

-Почему стоит запятая в  предложении? ( Запятые разделяют части сложного    предложения.)

-(правило стр. 7) Самостоятельный вывод.

-Запишите сложное предложение. Выделите грамматическую основу.

Дифференциация.

Проверка.

Вывод: Сложные предложения- это предложения, состоящие из двух или нескольких простых

Оценивание. Кто правильно выполнил, поставьте + в тетради!

Готовы работать дальше?

В) Рассмотрите схемы сложных предложений. В чем их отличие?

                                                                  и

   ____   ====,      ____ ====.                        ____   ====,  а    ____ ====.

                                                                  но

Вывод: Сложные предложения бывают бессоюзные и союзные! ПП. соединяются в СП. двумя основными способами.

Г) Работа по содержанию:

Упражнение № 4. Задание (про себя, вслух) Разбор, подбор частей СП.

Д) Образец учителя. Работа на доске. Дифференциация.

Ф И З М И Н У Т К А ( тренажер Базарного)

Готовы работать дальше?

VII. Закрепление изученного:

А) самостоятельная работа - упр. № 4. Дифференциация. Оценивание.

Вывод:

-Сколько частей в каждом сложном предложении?

-Как выделяются части сложного предложения при письме?

-Какими союзами соединены части?                  

Готовы работать дальше?

Б) Графический диктант: Соотнесите предложения со схемами:

   ____   ====,      ____ ====.                       Стали птицы песни петь,

                                                                         И расцвёл подснежник.

   ====   ____   ,  и   ====  ____ .                  Весной по утрам тонкий лёд ещё покрывает

                                                   лужицы, а воздух пахнет морозом.                        

   ____   ====,   а   ____ ====.                       Ветерок принёс прохладу, погода вмиг

                                                                          испортилась.

Проверка.

Оценивание. Кто правильно выполнил, поставьте + в тетради!

Вывод: Закончи предложение:

Сложное предложение состоит из…  (двух и более простых предложений)

Имеет …        (две и более грамматические  основы)

Части сложного предложения связываются…   по смыслу, интонации, союзами)

Разделяются…        (запятой)

VIII. Домашнее задание:

-упражнение № 5. Задание вслух. (дописать сложные предложения, выделить грамматические основы).

   

VIII.Оценивание:  Давайте узнаем каких результатов вы сегодня достигли на уроке.

-Что вы можете сказать о своей работе на уроке? Поднимите руки.

-Урок полезен, все понятно.                                                                                                                                                         -Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.                                                                                                                     -Еще придется потрудиться.                                   -Да, трудно все-таки учиться!

                                                                       

- Я очень рада, что этот урок для вас был познавательным.

О: Посмотрите в свои тетради и посчитайте + на полях

 - Сегодня на уроке самыми активными были…  Они давали правильные ответы и получают отметки “5”,4,3…

IX. Итог урока. Рефлексия 

-Какую учебную задачу вы решали сегодня на уроке? Мы учились…  

-Закончите фразу:

Сложными предложениями называются предложения, …

Части сложного предложения разделяются…

Для чего важно уметь составлять сложные предложения? (употреблять в речи)

- Как вам это пригодится в жизни? (речь грамотнее, богаче и красивее, а, значит, жизнь успешнее)

- На следующем уроке мы продолжим углублять и расширять ЗУН о сложном предложении. 

Спасибо всем за работу! Мне было приятно с вами общаться!

Урок 2 Тема: Распространение предложений второстепенными членами.

Цели урока:

  1. Формирование представлений о распространенных и нераспространенных предложениях; введение в активный словарь учащихся термина второстепенные члены предложения.
  2. Совершенствование орфографических навыков. Развитие мышления, умение рассуждать.
  3. Воспитывать осознанную деятельность.

Ход урока:

I. Вступительная часть урока.
1) Погружение в тему урока. Слово учителю.
Ребята, посмотрите на тему  урока. Как вы считаете, чем нам сегодня предстоит заняться? Попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.
2) Ответы учеников (мы должны вспомнить, какие бывают члены предложения, чем они отличаются, как простое предложение разбирается  по членам).

II. Практические задания к уроку.
1. Индивидуальная работа у доски.
(Два ученика выходят к доске). 
Задание №1: Составить словосочетания о весне  глагол + существительное, разобрать одно.
Задание №2: Выписать из слов Пушкина словосочетание прилагательное + существительное, разобрать его.

2. Коллективная работа с классом. Устный опрос.

Беседа с учащимися:

1) На доске записано слово «Зима».  Можно ли его назвать предложением? Докажите свою точку зрения. Если это предложение, то дайте ему характеристику. (ответ учащихся : предложение односоставное, нераспространённое).
2) Давайте распространим данное предложение и сделаем его двусоставным.
3) Благодаря чему предложение стало распространённым?
4) Пользуясь опорными схемами, дайте определение  второстепенным членам.
5) Проверка индивидуальной работы у учащихся, работающих у доски. (составлены следующие словосочетания: искрится на солнце,  идти по лесу, лежит шапками).

3. Коллективная работа. Один ученик вызывается к доске.

Задание: записать предложение, составить к нему схему, определить, чем выражены второстепенные члены предложения.
По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.

                                 Тройка          бежит
                                 борзая          по дороге
                                 зимнее,        скучной.
5. Объяснительный диктант. Объясните правописание орфограмм.
          Как весело, обув железом острым нож,
          Скользить  по зеркалу стоячих,  ровных рек.
Задания : 1) укажите второстепенные члены предложения; 
                 2) какое это предложение по наличию главных членов?
                 3) укажите метафору.

8. Проверка, корркекция
III. Итог урока.

1) Какие второстепенные члены предложения вы знаете?
2) Какова роль второстепенных членов предложения?

IV. Домашнее задание: стр  10     №8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"

Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...

Конспект урока по русскому языку в 9классе " Синонимика придаточных определительных предложений и причастных оборотов."

Синонимика придаточных определительных предложений и причастных оборотов - одна из непростых тем в 9классе.Цели: отработка навыка  взаимозамены  придаточных определительных и причастны...

Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014

Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....

Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"

   Выпускникам 9 класса  предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно?  Конечно, это умение грамотно, правильно и ...