Рабочая программа по внеурочной деятельности для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 9 класса по учебному предмету "Русский язык"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_russkoe_pravopisanie.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6
ИМЕНИ СИРИНА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Русскому правописанию |
по
Уровень образования (класс): основное общее образование (9 класс)
Учитель: Куминова Татьяна Анатольевна
Программа разработана на основе:
- требований ФГОС основного общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования школы;
- программы основного общего образования. «Русский язык. УМК Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, С.Г.Бархударова и др. -М.:Просвещение, 2022 г.
г. Ханты-Мансийск, 2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Русское правописание» (далее – курс) для 9 классов составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной программы основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. от 18.07.2022) с учётом программы воспитания МБОУ «СОШ № 6 им. Сирина Н.И.» (приказ от 31.08.2021 № 681-ОД «Об утверждении программы воспитания МБОУ «СОШ № 6 им. Сирина Н.И.» на 2021-2025 годы») и основной образовательной программы основного общего образования (приказ от 31.08.2021 № 694-ОД «Об утверждении основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №6 им. Сирина Н.И.» в новой редакции»).
Рабочая программа курса даёт представление о цели, задачах, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами курса внеурочной деятельности по русскому языку, устанавливает содержание курса, предусматривает его структурирование по разделам и темам; предлагает распределение учебных часов по разделам и темам и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся, включает описание форм организации занятий и учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Рабочая программа курса определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе планируемые результаты освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности на уровне основного общего образования и систему оценки достижения планируемых результатов.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Русское правописание»
Курс внеурочной деятельности «Русское правописание» отражает:
- сущность русского правописания как гуманитарной дисциплины, изучающей законы орфографии, орфоэпии, этимологии слова;
- основные области применения русского правописания, прежде всего - социальная сфера, требующая грамотного оформления речевых конструкций, позволяющих делать правильный социальный запрос в систему общества;
- междисциплинарный характер русского правописания и орфографической компетентности обучающихся.
Русское правописание характеризуется возрастающим числом междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Современное школьное правописание оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования орфографических норм как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых практических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении русского правописания, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становящихся значимыми для формирования качеств личности, т.е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения.
Курс внеурочной деятельности отражает и расширяет содержание трех тематических разделов русского правописания на уровне основного общего образования:
1) особенности письменного общения;
2) принципы орфографии;
3) итоговое повторение.
Цели курса внеурочной деятельности «Русское правописание»
Целями изучения курса внеурочной деятельности «Русское правописание» являются:
- освоение знаний о языке и речи: орфографических, орфоэпических, этимологических нормах и ресурсах русского языка;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления.
- совершенствование коммуникативных умений.
- овладение умением орфографически правильно оформлять содержание текста, употреблять слова в соответствии с их лексическими, орфоэпическими нормами.
- формирование и развитие умений логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели, совершенствовать и редактировать текст.
- воспитание стремлений к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.
- воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.
Место курса внеурочной деятельности «Программирование» в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ «СОШ № 6 им. Сирина Н.И.» на курс отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
Срок реализации программы – один год.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Русское правописание»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
- ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию;
- понимание значения русского правописания как одного из важных разделов науки русского языка в жизни современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм, с учётом осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете.
Гражданское воспитание:
- представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
- ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных и познавательных задач, создании учебных проектов;
- стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм, с учётом осознания последствий поступков.
Ценность научного познания:
- наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики;
- интерес к обучению и познанию;
- любознательность;
- стремление к самообразованию;
- овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
- наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Формирование культуры здоровья:
- установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Трудовое воспитание:
- интерес к практическому изучению профессий в сферах деятельности, связанных с орографией, лингвистикой, орфоэпией.
Экологическое воспитание:
- наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- умение выстраивать словообразовательные цепи и «гнёзда», определять орфоэпические и орфографические законы слова для решения учебных и познавательных задач;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
- выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями;
- оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
- запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (исследования, проекта);
- выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
- принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче и формализации информации, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
- выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
- составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия):
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
9 класс
1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
3.1) адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
3.2) способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
3.3) владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:
3.4) создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
3.5) применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
3.6) соблюдение норм речевого поведения в социальнокультурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
3.7) осуществление письменного речевого самоконтроля; анализ письменной речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;
4) освоение базовых понятий функциональной орфографии и этимологии слова;
5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.
Содержание курса внеурочной деятельности «Русское правописание»
Раздел 1. Особенности письменного общения (2 часа)
Рассмотреть речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка и определить актуальность и значимость письменной речи в современном информационном пространстве.
Раздел 2. Орфографические принципы ( 30 часов)
Изучение основных принципов русской орфографии:
Орфография как система правил правописания
Правописание гласных корня
Группы корней с чередованием гласных
Чередование согласных корня
Правописание приставок
Типичные суффиксы имен существительных и их написание
Типичные суффиксы глагола и их написание
Образование причастий с помощью специальных суффиксов
Правописание Н и НН в словах разных частей речи
Правописание окончаний
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова
Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания
Написание НЕ со словами разных частей речи
Различение приставки ни- и приставки не-
Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях
Особенности написания производных предлогов. Отличия союзов от созвучных сочетаний слов
Образование и написание сложных слов
Написание строчных и прописных букв
Раздел 3. Итоговое повторение (2 часа)
Итоговое повторение. Законы орфографии в системе современного общества.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Русское правописание»
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Особенности письменного общения | 2 | |
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка | 1 | |
Особенности письменной речи | 1 | |
Принципы орфографии | 30 | |
Орфография как система правил правописания | 1 | |
Орфография как система правил правописания | 1 | |
Правописание гласных корня | 1 | |
Правописание гласных корня | 1 | |
Группы корней с чередованием гласных | 1 | |
Группы корней с чередованием гласных | 1 | |
Чередование согласных в корне слова | 1 | |
Правописание приставок | 1 | |
Правописание приставок | 1 | |
Правописание суффиксов. | 1 | |
Типичные суффиксы имен существительных и их написание | 1 | |
Типичные суффиксы имен существительных и их написание. | 1 | |
Типичные суффиксы глагола и их написание | 1 | |
Образование причастий с помощью специальных суффиксов | 1 | |
Правописание Н и НН в словах разных частей речи | 1 | |
Правописание Н и НН в словах разных частей речи. | 1 | |
Правописание окончаний | 1 | |
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма | 1 | |
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма | 1 | |
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова | 1 | |
Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания | 1 | |
Написание НЕ со словами разных частей речи | 1 | |
Написание НЕ со словами разных частей речи | 1 | |
Различение приставки ни- и приставки не- | 1 | |
Различение приставки ни- и приставки не- | 1 | |
Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях | 1 | |
Особенности написания производных предлогов. Отличия союзов от созвучных сочетаний слов | 1 | |
Особенности написания производных предлогов. Отличия союзов от созвучных сочетаний слов | 1 | |
Образование и написание сложных слов | 1 | |
Образование и написание сложных слов | 1 | |
Итоговое повторение | 2 | |
Итоговое повторение. Законы орфографии в системе современного общества. | 1 | |
Итоговое повторение. Законы орфографии в системе современного общества | 1 | |
ВСЕГО за 9 класс | 34 |
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Обучение предусматривает групповую форму занятий в классе с учителем. Тематическое планирование состоит из трёх модулей, в вводном, первом модуле, 2 темы, во втором модуле, основном, тридцать тем, отражающих основные законы орфографии, в третьем модуле – две темы, систематизирующие полученные знания.
Занятия предусматривают индивидуальную и групповую работу школьников, а также предоставляют им возможность проявить и развить самостоятельность. В курсе наиболее распространены следующие формы работы: решение орфографических задач, дидактические игры, выполнение интерактивных заданий на образовательной платформе.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
- Помодульные дидактические материалы, представленные на образовательной платформе (в том числе раздаточный материал и т.д.).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Методические материалы.
- Демонстрационные материалы по теме занятия.
- Методическое видео с подробным разбором материалов, рекомендуемых для использования на занятии.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА
- Образовательная платформа.
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
- Компьютер (стационарный компьютер, ноутбук, планшет).
- Компьютерные мыши.
- Клавиатуры.
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И ДЕМОНСТРАЦИЙ
- Мультимедийный проектор с экраном (интерактивной доской) или интерактивная панель.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Электронные образовательные ресурсы.
- examen.ru/ — Все о ГИА и ЕГЭ. Онлайн тестирование.
- school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа
- alleng.ru/ - сайт, на котором есть литература для подготовки к урокам и экзаменам в электронном виде и многое другое
- Http//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал: Русский язык»
- Htpp//edu.1september.ru
- WWW.scool.edu.ru
- http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.
- http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН
- http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.
- http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
- http://www.openclass.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"
Основной целью программы «Волшебный компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"
Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"
Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами» разработана с целью формирования художественно-творческих способностей, развития эстетических чувств и предста...
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"
Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс
Цель программы внеурочной деятельности: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы внеурочной дея...