Тренировочный материал для разных видов лингвистического разбора
презентация к уроку по русскому языку

Бабкина Ирина Александровна

Тренировочный материал для разных видов лингвистического разбора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trenirovochnyy_material_po_russkomu_yazyku.pptx2.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

тренировочный материал для разных видов лингвистического разбора. Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия г.Советский Бабкина Ирина Александровна

Слайд 2

- Фразеологизмы – одно из лучших украшений речи. Пословицы и поговорки выражают многовековую мудрость народа

Слайд 3

Задание : отгадайте, какой фразеологизм зашифрован на шутливом рисунке, составьте и запишите предложение с этим устойчивым выражением.

Слайд 4

Задание: подберите к данным фразеологизмам антонимичные Давать волю языку – держать язык за зубами Повесить нос – воспрянуть духом Засучив рукава – спустя рукава За тридевять земель – рукой подать

Слайд 5

Задание: выпишите фразеологизмы и объясните их значение. Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда, Возьмём хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло. С тех пор уж немало «воды утекло», О смелом мы вправе сказать наперёд: Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдёт»! А гуси и утки – сухие всегда. Заметили люди: «Как с гуся вода!» Случалось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»! Лентяй отдыхает, а время идёт – «Под камень лежачий вода не течёт». Сказать болтуну мы порою не прочь: Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»! Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду! Ты дело давай!» Работать впустую!.. Что скажут потом? Не дело, мол, «воду носить решетом» (В. Суслова «Как работают слова»)

Слайд 6

Задание: повторяем стили речи, записываем фразеологизмы и доказываем, к какому стилю речи они относятся: Домоклов меч, сложить оружие, краеугольный камень – книжный стиль. Сдержать слово, под открытым небом. Из года в год – стилистически нейтральные. Водить за нос, ломать голову, кривить душой – разговорный.

Слайд 7

Урок – игра. Задание: на столе у каждой команды находится фразеологический словарь. Ваша задача: взять конверт и через пять минут объяснить значение и происхождение находящихся в нем устойчивых сочетаний. рог изобилия яблоко раздора бочка данаид ящик Пандоры панический страх муки Тантала авгиевы конюшни прокрустово ложе Пока команды совещаются, вопросы болельщикам. 1. Как называлась пища греческих богов, давшая им вечную юность и бессмертие? (нектар, амброзия) 2. Кому из трех богинь (Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»? (Афродите) 3. Какая война разгорелась из-за этого спора трех богинь? (Троянская) 4. Назовите героя греческой мифологии, чья деятельность стала символом бесполезного труда. (Сизиф) 5. Что обозначает фразеологизм «титаническая борьба»? (тяжелая, долгая борьба). 6. Что означает имя Пандора? (наделенная всеми дарами) 7. Как звали козу, вскормившую Зевса? ( Амалфея ) 8. Сколько дочерей было у царя Даная? (13) 9. Назовите имя греческого героя, убившего Медузу горгону? (Персей) 10. Назовите имя греческого героя, убившего Минотавра? (Тесей)

Слайд 8

Задание : назовите автора произведений, найдите фразеологические обороты, объясните их значение. Опираясь на тексты басен, подготовьте рассуждение о роли фразеологических оборотов в речи. «Осёл и Соловей»: на тысячу ладов, за тридевять земель; «Две собаки»: ходить на задних лапах; «Обезьяна»: мартышкин труд; «Кот и повар»: а Васька слушает да ест; «Белка»: как белка в колесе; «Ларчик»: а ларчик просто открывался; «Волк и Ягнёнок»: с волками не делать мировой, снявши шкуру с них долой; "Пустынник и медведь»: медвежья услуга

Слайд 9

Карточка № 1 Допишите русские пословицы. Докажите, что в них использованы антонимы. Сытый голодного….. Живое слово дороже……. Не мудрено начать - ….. Маленькое дело лучше….. По одежке встречают - ….. Меньше говоришь - ….. На смелого собака лает….. Для справки: больше делаешь, мудрено кончить, большего безделья, а труса кусает, мертвой буквы, по уму провожают, не разумеет.

Слайд 10

Карточка № 2 Прочитайте пословицы и поговорки. Запишите их, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте грамматическую основу в первом и во втором предложении: Умный и без денег б.. гат . Корень учения гор..к , да пло .. его слад..к . Скуч ..н день до вечера, коли делать нечего. Сам стар, да душа м.. лода . Для умелой руки все р..боты л… ки . Бед..н не тот, у кого мало, а тот, кому мало. Не дор..г подарок, дор..га любовь.

Слайд 11

Задание : превратите группу предложений в текст. Определите смысловые отношения между ними и расставьте их в нужной последовательности. Как вы будете искать первое предложение текста? Васюткино озеро. 1. Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем! 2. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке . 3. Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашел его и людям показал. 4. Еще бы! 5. Много еще, очень много в нашей стране безыменных озер и речек, потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, все будешь находить что – нибудь новое, интересное. 6. Это озеро не отыщещь на карте. 7. Да. да, не удивляйтесь и не думайте, что все озера уже известны и что у каждого свое название.

Слайд 12

Задание : составить синквейн : знаменитые люди Севера! (Тарханов А.С., Рябий И.Г., Конькова А.М., Волковец В.М.) Тарханов Удивительный, мудрый Сочиняет, пишет, учит. Великий гуманный мансийский поэт История Рябий Трудолюбивая, гордая Поучает, старается, переживает Член Союза писателей России Поэтесса Конькова Веселая, умная Сочиняет, объясняет, учит Она тоже из ХМАО-Югры Сказочница Волковец Человечный, поэтичный Учился, вернулся, редактировал Лауреат премии Губернатора ХМАО Родина

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздаточный материал - словарный диктант на разные виды орфограмм

Работа содержит словосочетания с пропущенными буквами на различные виды орфограмм. Можно использовать в качестве комплексного повторения на уроке или дома....

Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Данный материал содержит упражнения, с помощью которых ученики смогут закрепить знания по теме...

Сравнение. Виды сравнений. Проба «пера»: создание текстов с разными средствами выразительности (разные виды сравнений, эпитеты, метафоры)

Цель: актуализация знаний о сравнении и его видах.Задачи: 1. Ознакомиться с разными видами сравнений.2. Научиться различать разные виды сравнений.3. Закрепить полученные знания путем создания творческ...

Урок-практикум «Сложное предложение с разными видами связи. Пунктуация в СП с разными видами связи» в 11 классе.

Цели урока:-систематизировать и обобщить знания и умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препинания и проводить ...

Курсовая работа.Основные виды лингвистического анализа текста. Использование каждого из видов анализа на различных этапах изучения русского языка

Лингвистический анализ текста способствует не только повторению, обобщению и систематизации изученного, но и более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает языковое чутье, способ...

Стендовый доклад "Развитие связной речи старших дошкольников в разных видах деятельности с использованием краеведческого материала"

Развитие связной речи  старших дошкольников в разных видах деятельности с использованием краеведческого материала...

Дидактический материал по теме "Сложное предложение с разными видами связи"

Данный материал можно использовать для текущего контроля или в качестве дополнительного задания для учащихся....