Имя числительное
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Силкина Ольга Сергеевна

Эта разработка урока посвящена Имени числительному. Здесь вы найдете много нужного и полезного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-6-klasse.docx40.07 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Силкина О.С.

ОУ: ГКОУ «Тепикинская ШИ»

Учебный предмет: русский язык

Тема урока: «Склонение собирательных числительных» Класс: 6

Учебно-методическое обеспечение: УМК Русский язык. 6 класс. С.И.Львова, В.В.Львов.

Время реализации занятия: 1 урок (40 минут)

Цель урока: Знакомство с собирательными именами числительными, особеннос- тями их склонения.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • организовать деятельность учащихся по изучению собирательных числительных;
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и грамматические умения.
  1. Развивающие:

  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения работы в группах, парах.
  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в группах, парах: развитие уважения друг к другу.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Форма урока: урок-беседа

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, презентация, учебник русского языка под редакцией С.И.Львовой – М.: «Мнемозина», 2012.

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте друг другу теплоту своего сердца. Садитесь.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. (Слайд 2).

  • Сегодня за окном пасмурно. При какой погоде мы испытываем радость, тепло? (Теплой, солнечной) (Слайд 3).
  • Возьмите солнышко и поселите его на свою тетрадную страничку (конверты с карточками на столах)
  • Мои вам пожелания (Слайд 4):

Получи пятерку Пусть тебе повезет

Удиви друзей своими ответами Хорошего настроения на уроке Стремись вперед, к чему-то новому

  1. Вхождение в тему урока.

  1. - Обратите внимание на дату. Какое событие произошло ровно 55 лет назад 12 апреля. (Первый полет человека в космос)

– Совершенно верно, в этот день на орбиту Земли был выведен космический корабль с человеком на борту.

  • Назовите фамилию первого космонавта Земли. (Гагарин Юрий Алексеевич).

(Слайд 5).

  • Прочитайте текст вслух (подготовленный ученик) (Слайд 6)

12 апреля 1961 года космический корабль “Восток -1” был запущен с космодрома “Байконур”, находящегося в степях Казахстана. Старт корабля «Восток-1» был произведён в 9 часов 7 минут по московскому времени.

Он поднЯлся в космос, набрав скорость 28 000 километров в час. Корабль выполнил один оборот вокруг Земли и совершил посадку в 10 часов 55 минут. Путешествие зАняло 108 минут. Спускаемый аппарат совершил посадку неподалёку от города Саратова. Торжественная встреча стала всенародным праздником.

  • Слова какой изучаемой нами части речи встретились в тексте? (имя числительное)
  1. Работа по карточке у доски (Вызвать ученика к доске для индивидуальной работы)

Задание: запиши словами числовые выражения

К 100 прибавить 90 получится 190 (К ста прибавить девяносто получится сто девяносто)

От 90 отнять 40 получится 50 (От девяноста отнять сорок получится пятьдесят)

  1. Опрос по теоретическому материалу.

  • Что такое имя числительное? (самост. часть речи, обозначающая число, количество предметов и их порядок при счете, отвечающая на вопросы сколько? который?)

-На какие 2 группы по значению и грамматическим признакам делятся имена числительные? (количественные и порядковые)

-Какие имена числительные называются количественными? (обозначают число, количество предметов, сколько?)

-Какие имена числительные называются порядковыми? (обозначают порядок предметов при счете, который?)

  • Определите разряд имен числительных из прочитанного текста.

- На какие группы по строению делятся имена числительные? (простые – слова с одним корнем, 5; , сложные – слова с двумя корнями, 50; составные – состоят из двух и более слов, 23, 564)

- Определите строение числительных в тексте.

- Расскажите о написании Ь в количественных числительных? (5-20, 30 – на конце Ь; числительные от 50 до 80, от 500 до 900 пишутся с Ь в середине слова в И.,В.п.; в середине числительных 15,16, 17, 18,19 Ь не пишется)

  1. Проверка работы ученика у доски.

– Какие две формы при склонении образуют числительные 40, 90, 100? (в И.п. и В.п.

– сорок, девяносто, сто; в остальных падежах – сорока, девяноста, ста)

-Как        изменяются количественные числительные? (количественные имена числительные изменяются по падежам, т.е. склоняются)

  1. Целеполагание. (у доски ученик)

Обратите внимание на доску. На борту космического корабля все предметы и люди находятся в невесомости. Вот и карточки со словами рассыпались. (На доске карточки с названиями разрядов: Количественные; Целые, Собирательные; карточки с числительными: сорок рублей, семь страниц, пятеро малышей, семеро козлят, трое суток, двое очков, тридцать лет)

– Опираясь на изученный материал, сгруппируйте числительные по определенным признакам или сходству. (Ученик у доски и распределяет слова в два столбика.)

Занимательный блок (Слайд 7)

А мы выполним занимательные задания.

-Подберите к данным словосочетаниям подходящие фразеологизмы с числительными (они указаны в скобках).

  1. Чувствовать себя очень счастливым .(7)        / на седьмом небе/.
  2. Часто менять решения (7).        /семь пятниц на неделе). 3.Знать что-нибудь очень хорошо(5). / как свои пять пальцев/ 4.Быть очень умным (7). / семи пядей во лбу/.

5.Запутаться в простом деле (3). /заблудиться в трёх соснах/.

Разгадайте ребусы (Слайд 8)

О5; 100нет ; 40а ; со3 ;7я ; смор1а ; по2л; элек3к ;100л ; ви3на; па3от; 100рона;100янка; ари100крат ;100п.

  • Проверим работу ребят.
  • Числительные какой группы мы учились склонять на предыдущих уроках? (целые)

–Какие числительные нам неизвестны, мы не изучали их склонение?

  • Определите тему урока. (Склонение собирательных числительных). Запишите тему в тетрадь (Слайд 9)

  • Определите цель урока? (Знакомство с собирательными именами числительными, особенностями их склонения)(Слайд 11)

  • Что вы должны сегодня узнать, чему научиться? Какие задачи поставим? (узнать о собирательных числительных, что они обозначают, уяснить значения собирательных числительных, особенности их сочетаемости с существительными; научиться склонять собирательные числительные и употреблять их в речи) (Слайд 11)

  1. Актуализация знаний.

Собирательные числительные образуют особую группу. Они употребляются, когда нужно обозначить совокупность предметов.

– Обратимся к учебнику. Откройте страницу 85. Прочитайте вверху страницы задание, выполните самостоятельно. Проверьте работу соседа по парте (Слайд 12).

  • Прочитайте самостоятельно рубрику «Знайте и применяйте» текст на стр. 85 (со слова «Запомните!») и ответьте на вопрос «С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?» (Слайд 13).
  • Образуйте от количественного числительного ТРИ (КОСМОНАВТА)

собирательное числительное. (трое).

  • Подумайте, может ли существительное КОСМОНАВТ сочетаться с собирательным числительным ТРОЕ?        (да, потому что сущест. муж.рода)

  1. ФИЗМИНУТКА (если числительное – руки вверх, как нос ракеты; один хлопок - если другая часть речи)

Пять, пятиэтажный, удвоить, третий, двойка, троечник, семь, утроить, семилетка, седьмой, сто тысяч, дважды, пятерка, второй, пятитонный, троица, тридцатый, миллионер, пятьдесят восемь.

  1. Организация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

  • Просклоняйте словосочетание трое смелых космонавтов (Слайд 14.)

(Трое смелых космонавтов, троих смелых космонавтов, троим смелым космонавтам, троих смелых космонавтов, троими смелыми космонавтами, о троих смелых космонавтах)

  • Сделайте вывод, как склоняются собирательные числительные? (как прилагательные во множ. числе)
  • Продолжите чтение текста учебника. В чем особенность употребления числительного оба (обе)?

  1. Закрепление полученных знаний (Слайд 15).
  1. Работа в группе. Выберите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным. Расскажите о своем выборе друг другу в группе.

Двое (машинист, зайчонок, девочка, ножницы). Трое (ученик, ученица, мастерица, сани).

Четверо (лисята, очки, подруга, малыш).

(слайд 16) Проверьте свои ОТВЕТы: (Двое машинистов, двое зайчат, двое ножниц; Трое учеников, трое саней.

Четверо лисят, четверо очков, четверо малышей.)

  1. Самостоятельная работа. (Слайд 17).
  • Подумайте, какое числительное оба(обе) нужно поставить на месте пропуска, запишите через запятую по порядку только числительное, употребив его в нужной падежной форме.

  1. По … сторонам дороги тянулся густой лес.
  2. Малышка держала куклу … руками.
  3. Склоны … оврагов размыты дождями.
  4. … братьев приняли в спортивную школу.
  5. Мальчик вырезал звезды из … листов бумаги.
  6. В … случаях ответ был неверным.

Самопроверка: обеим, обеими, обоих, обоих, обоих, обоих.  (Слайд 18)

  1. Дифференцированная работа.

Выполним проверочную работу(с целью объективности проверки знаний по теме). Кто хорошо ориентируется в материале, берёт карточку с зелёным кружком; у кого возникали затруднения по ходу выполнения заданий, есть сомнения, выбирает карточку с красным кружком. Напишите фамилию.        Время на выполнения ограничено – 4 минуты.

Фамилия, имя _____________________________

Задание 1.

Выберите и подчеркните нужную форму

а) (Шесть – шестеро) друзей учатся на курсах. б)У (обоих – обеих) сестер одинаковые платья. в)Недоставало (трех – троих) ножей.

г)(Двое – две) лошади(-ей) скакали во весь опор.

д) Город расположен по (обоим – обеим) берегам реки. е) (Семь – семеро) бед – один ответ.

ж) Чтобы правильно выполнить упражнение, нужно поднять (обе - оба) руки.

з) (Оба - обе) сына были похожи на папу.

Задание 2.

Впишите на месте пропуска нужное собирательное числительное а) За партой обычно сидят по …………….. .

б) Пришли ………………... мальчиков. Потом один ушёл, и осталось ……….. .

Фамилия, имя ___________________________

  1. Задание 1. Исправьте ошибки в употреблении собирательных числительных.

  1. Трое спортсменок выступили удачно. (        )
  2. Двое дней мы готовились к экзамену.(        )
  3. Из школы вышло семеро девочек и шестеро мальчиков.(        )
  4. Четверо учениц получило дополнительное задание.(        )
  5. На учения прибыло семеро генералов. (        )
  6. На поле паслось четверо красивых коней.(        )
  7. Три забавных медвежат резвились в вольере. (        )
  8. На обоих девочках были красивые платья. (        )
  9. В класс вошли три опоздавших. (        )

Задание 2. Запишите только те словосочетания, где можно употребить собирательные числительные.

2 (мужчина), 3 (колхозница), 5 (котенок), 2 (очки), 7 (школьник), 3 (брюки), 4

(волчонок), 3 (ложка).

  1. Подведение итогов урока.

-Какую цель ставили? Достигли её?

  • Что такое собирательные числительные? (числительные, которые обозначают определенное количество предметов как одно целое)
  • С какими существительными могут употребляться собирательные числительные?
  • Что вы узнали об особенностях числительного оба (обе)?

  1. Домашнее задание. (Слайд 21)

Стр. 85-86 правило, упр. 568

или составить предложения на тему “День космонавтики”, используя собирательные числительные.

  1. Рефлексия (Слайд 19)

«Фразеологизм»

Выберите фразеологизм, который характеризуют вашу работу сегодня

Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами

Выберите 1 фразу для соседа по парте: (Слайд 20)

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке. Ты мог бы поработать лучше.

Список источников:

  1. Русский        язык.        6        класс:        учебник        для        общеобразоват.        учреждений. Ч.2./С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012.
  2. Львовой        С.И.        Практикум        по русскому языку.        6 класс.        –        М.: Просвещение, 2009.
  3. http://top-antropos.com/history/20-century/item/806-gagarin

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)

Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Имя числительное. Употребление числительных в речи.

Урок-презентация для учащихся с ОВЗ....

Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».

Цели:   познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...

Тестирование по теме "Числительные. Количественные числительные"

Тестирование для учащихся 6 класса по типу ЕГЭ (часть В)- работа с текстом....

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного....