Имя числительное
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Эта разработка урока посвящена Имени числительному. Здесь вы найдете много нужного и полезного материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-6-klasse.docx | 40.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Силкина О.С.
ОУ: ГКОУ «Тепикинская ШИ»
Учебный предмет: русский язык
Тема урока: «Склонение собирательных числительных» Класс: 6
Учебно-методическое обеспечение: УМК Русский язык. 6 класс. С.И.Львова, В.В.Львов.
Время реализации занятия: 1 урок (40 минут)
Цель урока: Знакомство с собирательными именами числительными, особеннос- тями их склонения.
Задачи урока:
- Образовательные:
- организовать деятельность учащихся по изучению собирательных числительных;
- развить умение формулировать определение понятий;
- развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические и грамматические умения.
Развивающие:
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему;
- развитие умения работы в группах, парах.
Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в группах, парах: развитие уважения друг к другу.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Форма урока: урок-беседа
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, презентация, учебник русского языка под редакцией С.И.Львовой – М.: «Мнемозина», 2012.
Ход урока
- Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте друг другу теплоту своего сердца. Садитесь.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. (Слайд 2).
- Сегодня за окном пасмурно. При какой погоде мы испытываем радость, тепло? (Теплой, солнечной) (Слайд 3).
- Возьмите солнышко и поселите его на свою тетрадную страничку (конверты с карточками на столах)
- Мои вам пожелания (Слайд 4):
Получи пятерку Пусть тебе повезет
Удиви друзей своими ответами Хорошего настроения на уроке Стремись вперед, к чему-то новому
Вхождение в тему урока.
- - Обратите внимание на дату. Какое событие произошло ровно 55 лет назад 12 апреля. (Первый полет человека в космос)
– Совершенно верно, в этот день на орбиту Земли был выведен космический корабль с человеком на борту.
- Назовите фамилию первого космонавта Земли. (Гагарин Юрий Алексеевич).
(Слайд 5).
- Прочитайте текст вслух (подготовленный ученик) (Слайд 6)
12 апреля 1961 года космический корабль “Восток -1” был запущен с космодрома “Байконур”, находящегося в степях Казахстана. Старт корабля «Восток-1» был произведён в 9 часов 7 минут по московскому времени.
Он поднЯлся в космос, набрав скорость 28 000 километров в час. Корабль выполнил один оборот вокруг Земли и совершил посадку в 10 часов 55 минут. Путешествие зАняло 108 минут. Спускаемый аппарат совершил посадку неподалёку от города Саратова. Торжественная встреча стала всенародным праздником.
- Слова какой изучаемой нами части речи встретились в тексте? (имя числительное)
- Работа по карточке у доски (Вызвать ученика к доске для индивидуальной работы)
Задание: запиши словами числовые выражения
К 100 прибавить 90 получится 190 (К ста прибавить девяносто получится сто девяносто)
От 90 отнять 40 получится 50 (От девяноста отнять сорок получится пятьдесят)
Опрос по теоретическому материалу.
- Что такое имя числительное? (самост. часть речи, обозначающая число, количество предметов и их порядок при счете, отвечающая на вопросы сколько? который?)
-На какие 2 группы по значению и грамматическим признакам делятся имена числительные? (количественные и порядковые)
-Какие имена числительные называются количественными? (обозначают число, количество предметов, сколько?)
-Какие имена числительные называются порядковыми? (обозначают порядок предметов при счете, который?)
- Определите разряд имен числительных из прочитанного текста.
- На какие группы по строению делятся имена числительные? (простые – слова с одним корнем, 5; , сложные – слова с двумя корнями, 50; составные – состоят из двух и более слов, 23, 564)
- Определите строение числительных в тексте.
- Расскажите о написании Ь в количественных числительных? (5-20, 30 – на конце Ь; числительные от 50 до 80, от 500 до 900 пишутся с Ь в середине слова в И.,В.п.; в середине числительных 15,16, 17, 18,19 Ь не пишется)
- Проверка работы ученика у доски.
– Какие две формы при склонении образуют числительные 40, 90, 100? (в И.п. и В.п.
– сорок, девяносто, сто; в остальных падежах – сорока, девяноста, ста)
-Как изменяются количественные числительные? (количественные имена числительные изменяются по падежам, т.е. склоняются)
- Целеполагание. (у доски ученик)
– Обратите внимание на доску. На борту космического корабля все предметы и люди находятся в невесомости. Вот и карточки со словами рассыпались. (На доске карточки с названиями разрядов: Количественные; Целые, Собирательные; карточки с числительными: сорок рублей, семь страниц, пятеро малышей, семеро козлят, трое суток, двое очков, тридцать лет)
– Опираясь на изученный материал, сгруппируйте числительные по определенным признакам или сходству. (Ученик у доски и распределяет слова в два столбика.)
Занимательный блок (Слайд 7)
А мы выполним занимательные задания.
-Подберите к данным словосочетаниям подходящие фразеологизмы с числительными (они указаны в скобках).
- Чувствовать себя очень счастливым .(7) / на седьмом небе/.
- Часто менять решения (7). /семь пятниц на неделе). 3.Знать что-нибудь очень хорошо(5). / как свои пять пальцев/ 4.Быть очень умным (7). / семи пядей во лбу/.
5.Запутаться в простом деле (3). /заблудиться в трёх соснах/.
Разгадайте ребусы (Слайд 8)
О5; 100нет ; 40а ; со3 ;7я ; смор1а ; по2л; элек3к ;100л ; ви3на; па3от; 100рона;100янка; ари100крат ;100п.
- Проверим работу ребят.
- Числительные какой группы мы учились склонять на предыдущих уроках? (целые)
–Какие числительные нам неизвестны, мы не изучали их склонение?
- Определите тему урока. (Склонение собирательных числительных). Запишите тему в тетрадь (Слайд 9)
- Определите цель урока? (Знакомство с собирательными именами числительными, особенностями их склонения)(Слайд 11)
- Что вы должны сегодня узнать, чему научиться? Какие задачи поставим? (узнать о собирательных числительных, что они обозначают, уяснить значения собирательных числительных, особенности их сочетаемости с существительными; научиться склонять собирательные числительные и употреблять их в речи) (Слайд 11)
Актуализация знаний.
– Собирательные числительные образуют особую группу. Они употребляются, когда нужно обозначить совокупность предметов.
– Обратимся к учебнику. Откройте страницу 85. Прочитайте вверху страницы задание, выполните самостоятельно. Проверьте работу соседа по парте (Слайд 12).
- Прочитайте самостоятельно рубрику «Знайте и применяйте» текст на стр. 85 (со слова «Запомните!») и ответьте на вопрос «С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?» (Слайд 13).
- Образуйте от количественного числительного ТРИ (КОСМОНАВТА)
собирательное числительное. (трое).
- Подумайте, может ли существительное КОСМОНАВТ сочетаться с собирательным числительным ТРОЕ? (да, потому что сущест. муж.рода)
- ФИЗМИНУТКА (если числительное – руки вверх, как нос ракеты; один хлопок - если другая часть речи)
Пять, пятиэтажный, удвоить, третий, двойка, троечник, семь, утроить, семилетка, седьмой, сто тысяч, дважды, пятерка, второй, пятитонный, троица, тридцатый, миллионер, пятьдесят восемь.
Организация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.
- Просклоняйте словосочетание трое смелых космонавтов (Слайд 14.)
(Трое смелых космонавтов, троих смелых космонавтов, троим смелым космонавтам, троих смелых космонавтов, троими смелыми космонавтами, о троих смелых космонавтах)
- Сделайте вывод, как склоняются собирательные числительные? (как прилагательные во множ. числе)
- Продолжите чтение текста учебника. В чем особенность употребления числительного оба (обе)?
- Закрепление полученных знаний (Слайд 15).
- Работа в группе. Выберите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным. Расскажите о своем выборе друг другу в группе.
Двое (машинист, зайчонок, девочка, ножницы). Трое (ученик, ученица, мастерица, сани).
Четверо (лисята, очки, подруга, малыш).
(слайд 16) Проверьте свои ОТВЕТы: (Двое машинистов, двое зайчат, двое ножниц; Трое учеников, трое саней.
Четверо лисят, четверо очков, четверо малышей.)
- Самостоятельная работа. (Слайд 17).
- Подумайте, какое числительное оба(обе) нужно поставить на месте пропуска, запишите через запятую по порядку только числительное, употребив его в нужной падежной форме.
- По … сторонам дороги тянулся густой лес.
- Малышка держала куклу … руками.
- Склоны … оврагов размыты дождями.
- … братьев приняли в спортивную школу.
- Мальчик вырезал звезды из … листов бумаги.
- В … случаях ответ был неверным.
Самопроверка: обеим, обеими, обоих, обоих, обоих, обоих. (Слайд 18)
Дифференцированная работа.
Выполним проверочную работу(с целью объективности проверки знаний по теме). Кто хорошо ориентируется в материале, берёт карточку с зелёным кружком; у кого возникали затруднения по ходу выполнения заданий, есть сомнения, выбирает карточку с красным кружком. Напишите фамилию. Время на выполнения ограничено – 4 минуты.
Фамилия, имя _____________________________
Задание 1.
Выберите и подчеркните нужную форму
а) (Шесть – шестеро) друзей учатся на курсах. б)У (обоих – обеих) сестер одинаковые платья. в)Недоставало (трех – троих) ножей.
г)(Двое – две) лошади(-ей) скакали во весь опор.
д) Город расположен по (обоим – обеим) берегам реки. е) (Семь – семеро) бед – один ответ.
ж) Чтобы правильно выполнить упражнение, нужно поднять (обе - оба) руки.
з) (Оба - обе) сына были похожи на папу.
Задание 2.
Впишите на месте пропуска нужное собирательное числительное а) За партой обычно сидят по …………….. .
б) Пришли ………………... мальчиков. Потом один ушёл, и осталось ……….. .
Фамилия, имя ___________________________
Задание 1. Исправьте ошибки в употреблении собирательных числительных.
- Трое спортсменок выступили удачно. ( )
- Двое дней мы готовились к экзамену.( )
- Из школы вышло семеро девочек и шестеро мальчиков.( )
- Четверо учениц получило дополнительное задание.( )
- На учения прибыло семеро генералов. ( )
- На поле паслось четверо красивых коней.( )
- Три забавных медвежат резвились в вольере. ( )
- На обоих девочках были красивые платья. ( )
- В класс вошли три опоздавших. ( )
Задание 2. Запишите только те словосочетания, где можно употребить собирательные числительные.
2 (мужчина), 3 (колхозница), 5 (котенок), 2 (очки), 7 (школьник), 3 (брюки), 4
(волчонок), 3 (ложка).
Подведение итогов урока.
-Какую цель ставили? Достигли её?
- Что такое собирательные числительные? (числительные, которые обозначают определенное количество предметов как одно целое)
- С какими существительными могут употребляться собирательные числительные?
- Что вы узнали об особенностях числительного оба (обе)?
- Домашнее задание. (Слайд 21)
Стр. 85-86 правило, упр. 568
или составить предложения на тему “День космонавтики”, используя собирательные числительные.
- Рефлексия (Слайд 19)
«Фразеологизм»
Выберите фразеологизм, который характеризуют вашу работу сегодня
Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами
Выберите 1 фразу для соседа по парте: (Слайд 20)
Ты молодец.
Я доволен твоей работой на уроке. Ты мог бы поработать лучше.
Список источников:
- Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. Ч.2./С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012.
- Львовой С.И. Практикум по русскому языку. 6 класс. – М.: Просвещение, 2009.
- http://top-antropos.com/history/20-century/item/806-gagarin
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Имя числительное как часть речи. Числительные простые, сложные, составные»в 6 классе
Урок с использованием ЭОР...
Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)
Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...
: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».
Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....
Имя числительное. Употребление числительных в речи.
Урок-презентация для учащихся с ОВЗ....
Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».
Цели: познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...
Тестирование по теме "Числительные. Количественные числительные"
Тестирование для учащихся 6 класса по типу ЕГЭ (часть В)- работа с текстом....
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного....