Открытый урок в 5 классе по теме: «Графика. Алфавит».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Никулина Виктория Эдуардовна
  • Цели урока: Создание условий для осознания различий между буквами и звуками, узнать назначение алфавита, графики; повторить правильное название букв русского алфавита, выявить сферы использования знания алфавита

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных  результатов: формировать способности к самостоятельной познавательной деятельности; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;  развитие творческого мышления

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ): уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи; уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность; формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:  уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; формирование умения взаимодействовать в статичных парах, группах.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование умения применять полученные теоретические знания в нестандартных ситуациях и в новых практических условиях

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_5_klasse_po_teme_grafika._alfavit.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме:

«Графика. Алфавит»

5 класс

  • Цели урока: Создание условий для осознания различий между буквами и звуками, узнать назначение алфавита, графики.

повторить правильное название букв русского алфавита, выявить сферы использования знания алфавита

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных  результатов:

- формировать способности к самостоятельной познавательной деятельности;

-  устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие творческого мышления

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, группах.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формирование умения применять полученные теоретические знания в нестандартных ситуациях и в новых практических условиях

  1. воспитательные: формировать чувство ответственности за результаты своего труда, формировать умение работать в команде, воспитывать положительное отношение к знаниям и интерес к изучению русского языка.
  2.  обучающие: познакомить с историей появления русского алфавита; повторить алфавит русского языка;  расширить представление о отличии устной речи от письменной; познакомить с тем, что изучают графика и каллиграфия, объяснить назначение алфавита.
  3.  развивающие: развивать культуру речи, умение правильно произносить названия букв, каллиграфически правильно писать буквы, составлять алфавитный перечень слов, отличать звуки от букв.

Ход урока

Девиз: Все начинается с малого: русский язык с азбуки, любовь к Родине с любви к своему языку.

1. Организационный момент. Итак, ребята, внимание! Прозвенел звонок. Садитесь поудобнее. Начнем урок!

Дети орфографически прочитывают число и записывают его в тетради, выделяя орфограммы.

Я бы хотела начать урок  с девиза, но он рассыпался. Кто поможет мне?

«С малой удачи начинается успех!» СЛАЙД 2,3

– Как вы понимаете эти слова?

– Я вам желаю, чтобы вам сегодня  сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

Я буду этому очень рада!  

     Ребята, возьмите маршрутный лист на сегодняшний урок, скажите, сколько будет заданий?- 9

Не забывайте, что в течение урока вы оцениваете свою работу  в листах индивидуальных достижений. Назовите критерии оценки:

   – цель достигнута

   –  справляюсь, но есть ошибки    

  – ещё нужно над этим работать 

2.Выявление места и причины затруднения слайд 4

Как вы думаете что изображено на рисунке? ( Охота)


Как вы думаете, к какому времени относятся эти рисунки?( древние)

Все считают, что изображена охота?( нет)
С помощью чего мы сейчас описали то, что изображено?( Речи, слов, звуков.)

Если бы мы сейчас отправили эту картинку в письме, адресат бы понял о чем речь?( нет)

А как бы мы могли передать информацию и быть уверенными, что нас точно поймут? Записать информацию с помощью букв.)

3. Возникновение проблемной ситуации

Вопрос: зачем нужны буквы? (писать и читать)

Кто знает,  как называется наука, которая изучает начертание письменных  букв и знаков?

 (от греч. Графо – пишу, черчу)

4.Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока)

Загадка про алфавит. Слайд 5

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

И называется все …. (алфавит)

Какова же тема нашего урока? (Графика. Алфавит) слайд 6

Сформулируйте, пожалуйста, задачи нашего урока.  

 Познакомиться с понятием «графика»;

научиться отличать букву от звука;

познакомить с историей возникновения алфавита ;

повторить правильное название букв русского алфавита

5. Объяснение нового материала.

Слово учителя.

Сначала люди пользовались только устной речью. Потом возникла и широко распространилась письменная речь. В устной речи мы имеем дело со звуками в словах, а в письменной- с буквами, которые обозначаются эти звуки. Буквы бывают печатными и рукописными; большими (заглавными, прописными) и маленькими (строчными).

Буквы располагают в определенном, обязательном для всех порядке, и тогда они составляют алфавит.

Словарно- орфографическая работа

Графика изучает начертания букв, их виды.

Каллиграфия учит соблюдать принятые начертания букв - особенно это важно для рукописных букв.

Запишите новые слова в ваши словарики: Гра'фика   Каллигра'фия   Алфави'т

Наука графика изучает начертание букв, их виды (запись в тетради текста со слайда). Основным понятием в графике служит каллиграфия- наука о правильном и одинаковом начертании букв. Каллиграфия с каждым столетием все совершенствовалась. Издавали даже специальные прописи для детей. Сегодня навыки каллиграфии помогают ребятам красиво и ровно писать буквы.

 Итак, послушаем подготовленного ученика, который расскажет нам об этом удивительном искусстве.

Обратимся к истории письменности.

-Дорога к письменности была длинной и трудной.

В те времена, когда еще не было придумано ни одной буквы, люди общались между собой с помощью рисунков. Такое письмо называли пиктографическим: какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (иероглифы)
После эти условные знаки и превратились в буквы!
СЛАЙД 8,9

Русская письменность довольно молодая. Есть алфавиты намного старше, чем наш. Это, например, финикийское, греческое, латинское письмо.
СЛАЙД 10,11

 

-Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?

В IX веке в Византии жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные. По просьбе русского князя, они приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. (СЛАЙД12). (В честь Константина, который впоследствии получил имя Кирилл). СЛАЙД 13


Первый русский букварь был издан в 1574 г. первопечатником Иваном Фёдоровым. (Слайд 14). До нашего времени дошёл один экземпляр этого издания. Это небольшая книжечка на 80 страницах.

 Естественно, за свою историю русский алфавит претерпел большие изменения. Раньше были носовые гласные, (которые ушли из алфавита одними из первых), Последняя реформа русского алфавита состоялась в 1917—1918 г. — в ее результате появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв.

 (Слайд 15)

 24 мая отмечается день славянской письменности и культуры не только у нас, в России, но и почти во всех славянских странах (Болгарии, Чехии).СЛАЙД 16

Физкультурная минутка

Постарайтесь быстро построиться  в шеренгу по алфавиту на основе фамилий, а теперь на основе имени. Скажите, а где мое место вместе с вами?

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки. ( встряхнули кистями рук)

VI. Эвристическая беседа.

Ребята, а теперь давайте немного поразмышляем. Нам понятно, зачем нужна каллиграфия –  каллиграфия (искусство писать четким, красивым почерком)

А что такое алфавит?

Где встречается нам алфавит? (в словарях, в классном журнале, в библиотечной картотеке).
(
Слайд 18, 19) Алфавит — Порядок букв, принятый в азбуке (Ожегов)
Алфавит — установленный порядок букв, используемых в системе письма, характерного для определённого письма (Ефремова)
Азбука — совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в определённом порядке; буквенный алфавит. Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):АЗБУКА: АЗ + БУКИ,

а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

 В чем разница между алфавитом и азбукой? У слова «азбука» есть еще значение «Книга, с помощью которой учат буквы.»

 - А зачем нужен алфавит?

 - Почему важно знать порядок букв?

  - Где он может нам пригодиться? По алфавиту размещают слова в словарях и справочниках, составляют разные списки. Хорошее знание алфавита помогает человеку в жизни. Благодаря письменной речи, идеи, знания, великие открытия, произведения искусства не умирают, а живут в веках: читая написанное и напечатанное, люди как бы становятся на плечи предшествующих поколений и поэтому поднимаются в своём развитии всё выше и выше.

Молодцы! 

6. Закрепление изученного.

=Ребята, давайте посмотрим, насколько хорошо вы помните алфавит.
Чтение алфавита по памяти. Отработка правильного произношения букв.) по цпочке0-! СТР. 149 СЛАЙД 20

-Посмотрите внимательно на алфавит. Найдите в нем две «безголосые» буквы – они не обозначают звуков (мягкий и твердый знаки).

- А буквы, которые состоят из двух звуков? (е, ё, ю, я). Молодцы.

Теперь разделимся на команды.

Задание №1. Расположите фамилии членов команды в алфавитном порядке и представьте команду.

Задание №2. Групповая работа. Расположите представленные вам города Иркутской области. в алфавитном порядке. СЛАЙД 21,22

Иркутск, Ангарск, Братск, Бодайбо, Байкальск., Свирск, Зима, Тулун.

(Ангарск, Байкальск, Бодайбо, Братск, Зима, Иркутск, Свирск, Тулун).


Задание 3: Сколько раз встречается указанный  звук? СЛАЙД 23,24

  1. [в’]  Всегда вкусна свежая морковь. 1
  2. [в]  Мера важнее всего.1
  3. [к]  Человек часто сам себе враг.2
  4. [т] Мед помогает при простуде.3
  5. [о] Чистота – залог здоровья.2

Задание 4. Решите фонетическую задачу. СЛАЙД 25, 26

Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов он напишет с буквой щ?:

1) счастье, 2)пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать

А) 1, 2, 3;
Б) 1, 2, 4;
В) 2, 3;
Г) 1, 4;
Д) все.

согласные  и гласные бывают такие опасные: звук очень ясно слышится, а буква другая пишется.

Вывод ?: Различайте звук и букву!

Задание 5.Для усиления яркости и выразительности речи поэты часто используют приём повторения звуков и их сочетаний, которые передают звучание окружающего мира. Как называется этот прием? ( звукопись) Стр. 147, упр. 297

Задание 6. Групповая работа. Выберите в группе командира.

Попробуйте произнести по одному слову на каждую букву алфавита.( по цепочке) Командир, оцените работу группе в целом и конкретно каждого.

Задание 7: Даны словарные слова. Чтобы правильно вставить пропущенные буквы, обратитесь к орфографическому словарю. Слайд 27

Вперег..нки, сост..зание, вр..тарь,  спор….мен, фу..бол, хо..ей, в..лейбол. Задание 8: Групповая  работа слайд 28

Предлагаю выполнить следующее задание Составление синквейна  со словом «Алфавит»:

1 строка – существительное
2 строка – 2 прилагательных
3 строка – 3 глагола
4 строка – фраза из 4 слов
5 строка – существительное  – синоним  первому

Алфавит

Старославянский, русский

Придумать, составлять, помогать

Расположение букв в определенном порядке

Азбука

Задание 9: Руница    слайд 29

Прочитайте руницу (дохристианскую запись) и ответьте на вопрос: что нужно взять у соседей нашему предку?

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7662/20200122113555/OEBPS/objects/m_russ_5_41_4/5da17d7b52758c08cb85dc7a.png

-Молодцы!

7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) Интеллектуальная игра (опрос). Слайд 31

А теперь настало время подвести итоги урока. Сейчас я смогу проверить, насколько внимательны вы были.

1. Назовите науки, с которыми мы сегодня познакомились.

2. Что они изучают – звуки или буквы?

3. Назовите исторические шрифты, с которыми мы познакомились.

4. Кто был автором первого алфавита?

5. Зачем нужен алфавит?

6. Как связаны буква и звук?

Предлагаю ответить на вопросы:
– какова тема урока?
– какие задачи ставили?
– достигли ли их?

- Где можно применить новые знания?


Ребята,  выберите свое положение  на нашей «лестнице успеха» , которое выражает ваше мнение об уроке:

  • Понятно и интересно
  • Мне все понятно, но материал не всегда интересен
  • Я не все понял, но мне было интересно

Я ничего не понял и на уроке скучал

IX. Информация о домашнем задании слайд 32 (комментирование), выставление оценок за урок п.

Предлагаю выполнить по выбору:
1 упр. 305, упр. 309 (письменно) на странице 150.

2..Придумать лингвистическую сказку о буквах (по желанию)

Ну что ж, ребята,   закончить урок мне хочется словами поэта Н.Рыленкова:
На доброе слово не надо скупиться, 
Сказать это слово – что дать напиться… 

X. Объявление отметок. Благодарю за урок!

СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе  своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок!

 

Фамилия  имя ______________________________________________   Дата     --------------------------        

Тема урока: ________________________________________________

Этапы урока, задания

Оценка

http://festival.1september.ru/articles/634931/img1.gif  – цель достигнута
http://festival.1september.ru/articles/634931/img3.gif  –  справляюсь, но есть ошибки     
http://festival.1september.ru/articles/634931/img5.gif – ещё нужно над этим работать

Задание 1

Расположите фамилии членов команды в алфавитном порядке и представьте команду.

  

Задание 2

Расположите представленные вам города Иркутской области. в алфавитном порядке.

Иркутск, Ангарск, Братск, Бодайбо, Байкальск., Свирск, Зима, Тулун.

  

Задание 3

Сколько раз встречается указанный  звук?

  1. [в’]  Всегда вкусна свежая морковь.
  2. [в]  Мера важнее всего.
  3. [к]  Человек часто сам себе враг.
  4. [т] Мед помогает при простуде.
  5. [о] Чистота – залог здоровья.

Формулировка темы и цели урока

Задание 4: Реши фонетическую задачу.

Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов он напишет с буквой щ?: 1) счастье, 2)пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать

А) 1, 2, 3; Б) 1, 2, 4; В) 2, 3; Г) 1, 4; Д) все.

Задание 5: Как называется этот прием? ( звукопись) Стр. 147, упр. 297

Задание 6. Групповая работа. Выберите в группе командира.

Попробуйте произнести по одному слову на каждую букву алфавита.( по цепочке) Командир, оцените работу группе в целом и конкретно каждого.

Задание 7. Даны словарные слова. Чтобы правильно вставить пропущенные буквы, обратитесь к орфографическому словарю.

Вперег..нки, сост..зание, вр..тарь,  спор….мен, фу..бол, хо..ей, в..лейбол.

Задание 8. Составить  синквейн  со словом «Алфавит»:

1 строка – существительное
2 строка – 2 прилагательных
3 строка – 3 глагола
4 строка – фраза из 4 слов
5 строка – существительное  – синоним  первому

 Дополнительное задание: Задание 9: Руница

Прочитайте руницу (дохристианскую запись) и ответьте на вопрос: что нужно взять у соседей нашему предку?

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7662/20200122113555/OEBPS/objects/m_russ_5_41_4/5da17d7b52758c08cb85dc7a.png

Ребята,  выберите свое положение  на нашей «лестнице успеха» , которое выражает ваше мнение об уроке:

  • Понятно и интересно
  • Мне все понятно, но материал не всегда интересен
  • Я не все понял, но мне было интересно

Оцените свою работу на уроке !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре в 9 классе по теме "График квадратичной функции"

Конспект и презентация к уроку в специальном (коррекционном) классе VII вида...

Открытый урок по алгебре в 7 классе на тему: «График функции»

Открытый  урок по  алгебре  в 7  классена тему:«График функции» Тип урока: урок  повторения и закрепления.Технология: Личностно–ориентированная.Дидактические цели:О...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Графика. Алфавит"

Тема урока «Графика. Алфавит».Используемая технология: ТРКМ (технология развития критического мышления).Обоснование выбора технологии: тема «Графика. Алфавит» не является абсолютно новой для пятикласс...

Материалы открытого урока алгебры в 7 классе по теме: «График линейной функции»

В состав материалов входят: конспект урока, две презентации( к основной презентации прилагается музыкальный файл из мультипликационного фильма про миньонов) и раздаточный материал для проведения самос...

Открытый урок в 7 классе по теме: "Графики и диаграммы"

Открытый урок в 7 классе по теме: "Графики и диаграммы"...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Графика. Алфавит"

технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Графика.Алфавит"...