ИОМ одаренного ребенка
материал по русскому языку (8 класс)
Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИОМ одаренного ребенка | 137.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 21 им. В. Овсянникова - Заярского» |
УТВЕРЖДЕН приказом от 31.08.2021г. №284 Директор МБОУ «СШ №21» _______Е.А. Л. | |
Индивидуальный образовательный маршрут
психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка
ученика 8 класса
П.С.
(Ф. И.)
Составитель:
Вельмакова Н.Н.,
учитель русского языка и литературы
Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы.
Цель - сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка.
Задачи:
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки оценочной деятельности учащихся;
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
- содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Признаки одарённости:
Высокие интеллектуальные способности.
Высокие творческие способности.
Способность к быстрому усвоению и отличная память.
Любопытство, любознательность, стремление к знаниям.
Высокая личностная ответственность.
Самостоятельность суждений.
Позитивная Я – концепция, связанная с адекватной самооценкой.
Основные идеи работы с одарёнными детьми в школе:
- способны все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления;
- одарённость лишь констатация внутренних особенностей ребёнка, внешние её проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий;
- одарён каждый ребёнок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одарённости и создать необходимые условия для её развития и реализации, что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребёнка деятельность, мотивацией его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей.
- в основе развития любой одарённости лежит мышление, отсюда ведущей в работе с одарёнными детьми является развивающая мыслительные процессы образовательная деятельность, содержательно, технологически и организационно обеспеченная;
- деятельность педагога по выявлению, поддержке и развитию одарённого ребёнка требует особых профессиональных компетентностей, а значит и специальной профессиональной подготовки, при этом разный уровень одарённости требует разного уровня профессионализма педагога: педагога-исследователя, педагога-наставника, педагога-консультанта.
Основной идеей работы по выявлению и развитию одарённых детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений и других ведомств с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
Сегодня особенно важен поиск путей в подходе к развитию личности одарённого ребёнка.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одарёнными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г. Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”
Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми:
- принцип максимального внимания к любому таланту, любой неординарной личности;
- принцип усиления разнообразной внеурочной работы с детьми, поиск талантов;
- принцип создания условий для творческой деятельности через различные формы индивидуальной работы;
- принцип свободы выбора вида деятельности, доступа к образовательным услугам;
- принцип «В каждом человеке есть солнце»;
- принцип «Я готов тебе помочь в любое время»;
- принцип сохранения и укрепления здоровья ребёнка.
Формы организации образовательной деятельности с одаренными учащимися:
Форма | Задачи |
Спецкурс Факультатив Элективный курс | ·Учёт индивидуальных возможностей учащихся. ·Повышение степени самостоятельности учащихся. ·Расширение познавательных возможностей учащихся. ·Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности. |
Ученическая конференция | ·Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой. ·Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам. ·Формирование информационной культуры учащихся. |
Предметная неделя | ·Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности. ·Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области. ·Развитие творческих способностей учащихся. |
Научное общество учащихся | ·Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности. ·Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований. |
Кружки, секции, объединения | ·Развитие творческих способностей учащихся. ·Содействие в профессиональной ориентации. Самореализация учащихся во внеклассной работе. |
Работа по индивидуальным планам | ·Создание индивидуальной траектории развития личности ребёнка |
Планируемый результат реализации программы
Модель одарённого ребёнка:
1. Личность, здоровая духовно-нравственно и социально;
2. Личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
3. Личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;
4. Личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
5. Личность, руководствующая в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
6. Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учётом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.
Вывод
1. Внедрение системы работы с одарёнными детьми позволяет создать условия для успешной самореализации школьников.
2. Позволяет подготовить выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.
Заключение
Показатели эффективности реализации программы работы с одарёнными детьми
1. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
2. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
3. Повышения уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
4. Удовлетворённость детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
Этап 1 – диагностический.
Цель – углублённое психолого-педагогическое изучение ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. Провести психологическое обследование ребёнка для определения его психологического развития
Приоритетные направления:
диагностика познавательной деятельности учащихся;
исследования эмоционально-личностной сферы;
диагностика межличностных отношений;
диагностика психологического здоровья;
2. Занести полученные результаты в базу данных.
По результатам работы составляется:
Карта индивидуального психологического развития ребёнка
1.Характеристика познавательных процессов.
• Мышление (уровень развития, особенности интеллектуальной деятельности).
• Память (уровень развития процессов запоминания и воспроизведения материала, особенности мнемонической деятельности)
• Внимание (уровень развития произвольного внимания, особенности организации и проявления внимания).
2.Сильные стороны познавательной деятельности ребёнка.
3. Слабые стороны познавательной деятельности ребёнка.
4. Выводы
Этап 2 - Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута.
- Прогнозирование - индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения».
- Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности».
- Конструирование – индивидуальный образовательный маршрут – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».
Этап 3 - Разработка программы проектной деятельности второй половины дня.
Выбор проектов, согласование расписания, целей, форм и способов деятельности, критериев оценки результата: кружки, факультативы, проектная деятельность, экскурсии и др.
Этап 4 - Разработка программы здоровье сбережения:
- выбор форм и расписания спортивных занятий, определение спортивной нагрузки;
- осознание состояния собственного здоровья, его ограничений и возможностей;
- составление программы здоровье сбережения;
- консультации со специалистами, значимыми взрослыми.
Этап 5 - «Интеграция с другими специалистами»- привлечение (если необходимо) к работе с данным ребёнком других специалистов.
Этап 6 - «Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника» -
Самооценка: «Что я хотел?», «Что я сделал для достижения цели?», «Чему научился?», «Что необходимо сделать ещё?».
Способы оценки результатов: показ достижений, персональная выставка, презентация – портфолио достижений, экзамен, зачётная работа и др.
Этапы индивидуального образовательного маршрута
ДИАГНОСТИКА | "Что я должен знать и уметь" |
ПРОЕКТИРОВАНИЕ | "Что я хочу знать и уметь" |
ОСМЫСЛЕНИЕ | "Что я могу" |
РЕАЛИЗАЦИЯ | "Как я буду идти к поставленной цели" |
ОЦЕНКА И КОРРЕКТИРОВКА | «Чему я должен научиться и что мне нужно доработать" |
Индивидуальный образовательный маршрут по программе
«Русский язык»
Задачи курса:
- углубить, расширить знания по русскому языку за счет важнейших тем из области стилистики и культуры речи;
- научить применять стилистические ресурсы русского языка и повысить культуру речи;
- подготовить к письменному экзамену и тестированию.
Курс состоит из 7 модулей, последовательность которых может варьироваться, как и их содержание, временной график.
В структуре модулей выделяется 3 части: информационно – теоретическая, практическая, рефлексивно – оценочная.
Тематическое содержание | Кл\ч | Способ выполнения | Форма отчетности |
Модуль I . История русского языкознания. Русский язык в кругу других языков. Языковая семья. Языковая группа(ветвь). Родственные языки. Индоевропейские языки. Мировой язык. Восточнославянская группа. Основные этапы исторического развития русского языка. Старославянский язык. Древнерусский язык. Церковнославянский язык. Старославянизмы. Краткая история русской письменности. Глаголица. Кириллица. Графика. Алфавит. Орфография. Реформы русского письма. Лингвистический анализ текста. Языковые и стилистические особенности текста. | 4 | Самостоятельное изучение
консультация | Зачет
Практическая работа |
Модуль II. Ударение. Литературное произношение и фоника. Правильное ударение и произношение. Орфоэпические нормы речи. Ударение в отдельных грамматических формах. Произношение заимствованных слов. Русское словесное ударение. Звукопись. | 5 | Групповое занятие | Индивидуальное д/з Тестовые задания зачет |
Модуль III. Лексика. Стилистика. Лексические нормы. Лексическая сочетаемость. Многозначность. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Стилистическая окраска слов. Диалектизмы. Жаргонизмы. Устаревшие слова. Неологизмы. Заимствования в русском языке. Плеоназм. Речевая недостаточность. Тавталогия. | 9 | Самостоятельное изучение Занятие в классе Занятие в группе | Индивидуальное д/з Практическая работа
зачет |
Модуль IV. Фразеология . Стилистика. Фразеологизмы. Особенности строения фразеологизмов. Загадки фразеологии. Фразеологизмы книжные, разговорные и просторечные. Синонимия фразеологизмов. Антонимия фразеологизмов. Многозначность фразеологизмов. Омонимия фразеологизмов. Контаминация фразеологизмов. Стилистика. Образность речи. Эпитеты. Образные сравнения. Метафоры. Метонимия и синекдоха. Олицетворение. Гипербола. Литота. Перифразы. Ирония. Аллегория. Стилистические и семантические приемы в лексике и фразеологии. | 16 | Самостоятельное изучение Занятие в классе Занятие в группе консультации | Индивидуальное д/з Практическая работа Лингвистический анализ текста Тестовые задания зачет |
Модуль V. Лексикография Энциклопедические и лингвистические словари. Виды словарей. Образец типовой статьи. Составители. | 2 | Самостоятельное изучение консультации | сообщение |
Модуль VI. Морфология . Стилистика. Имя существительное. Род. Число. Падеж. Формы имен прилагательных. Формы имен числительных. Местоимения. Глаголы. Стилистика словообразования. Использование суффиксов. | 14 | Самостоятельное изучение Занятие в классе Занятие в группе консультации | Индивидуальное д/з Тестовые задания
зачет |
Модуль VII. Синтаксис. Стилистика. Синтаксис. Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого. Согласование определения. Согласование приложения. Управление. Отглагольные существительные. Однородные члены предложения. Фигуры речи. Анафора. Антитеза. Бессоюзие. Градация. Инверсия. Многосоюзие. Параллелизм. Риторический вопрос. Риторическое обращение. Умолчание. Эллипсис. Эпифора.
| 17 | Самостоятельное изучение Занятие в классе Занятие в группе консультации | Индивидуальное д/з Практическая работа Тестовые задания
зачет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе: "Одаренному ребенку одаренный педагог"
«Одаренному ребенку---одаренный педагог». Суюндукова Емысхан Зинадиновна – учитель английского языка ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1159.САО г.Москва. Эпиграфом своего педа...
Психолого-педагогический практикум для педагогов по теме: " Одаренный ребенок"
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он выро...
Одаренность. Одаренный ребенок-кто он?
Презентация к выступлению на МО "Работа с одаренными детьми в УДОД"...
«Одаренному ребенку – одаренный педагог».
Презентация использовалась на заседании ШМО по вопросу работы с одаренными детьми...
Международный фестиваль педагогического творчества "Одаренному ребенку - одаренный педагог"
Инновационные технологии работы с одаренными обучающимися и перспективы решения проблем одаренности....
Взаимосвязь семьи и школы в обучении и развитии одаренного ребенка. Роль социального педагога в работе с одаренными детьми.
Выступление на районном семинаре....
КАРТА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА (рекомендована в работе с одаренными детьми)
Большое количество диагностического материала привело к необходимости создания карты развития одаренного ребенка, в которой структурировалась полученная информация и отслеживалась динамика развития за...