Правописание суффиксов кратких отглагольных прилагательных.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Иксанова Вероника Римовна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_suffiksov_kratkih_otglagolnyh_prilagatelnyh.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 32. Правописание суффиксов кратких отглагольных прилагательных.

Цели: закрепить навыки правописания н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных; показать условия выбора н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в отглагольных прилагательных; закрепить пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: умения применять алгоритм написания н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных, объяснять языковые явления и процессы.

 I. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).

II. Лингвистическая разминка

1. Работа у доски, выполнение разборов.

На песчаном3 дне, сплошь усеянном2 маленькими обломками камней, перепутанные водоросли2 слабо колыхались4.

2. Работа с классом, комментированное письмо.

Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.

 Решенная задача, вырванный лист, пуганая ворона, прочитанная книга, сеяная мука, ветреная погода, серебряное кольцо, привязанная ветка, кипяченная в кастрюле, брошенный щенок.

- В каком случае будет писаться н и нн в причастиях и прилагательных?

III. Определение темы и задач урока.

 - Как звучит тема сегодняшнего урока?

- Отталкиваясь от  названия,  можем ли мы сказать, что эта тема для нас абсолютно новая?

-  Что мы знаем о страдательных причастиях прошедшего времени? (помимо прочего, имеют краткую форму)

-  Со словами какой части речи можно перепутать страдательное причастие прошедшего времени? (с отглагольными прилагательными, ср.: покрашенный пол, крашеный пол)

- Что нам известно об отглагольных прилагательных? (они образованы от глаголов несовершенного вида без приставок и зависимых слов)

- Чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные? (в кратких причастиях пишется одна Н, в кратких прилагательных столько же Н, сколько и в полных)

- Определите задачи сегодняшнего урока:

1. Научиться отличать краткие …. от кратких отглагольных …

2.  Знать условия выбора Н-НН в  кратких … прилагательных.

IV. Работа по теме урока.

Создание проблемной ситуации.      

- Ребята, я вам предлагаю выполнить  следующее задание:

Дочь умна и воспита…а.

Девочка хорошо воспита…а бабушкой.

Море взволнова(н,нн)о.

Лицо девочки было взволнова(н,нн)о

Некоторые люди очень рассея…ы.

Семена рассея…ы по полю.

- Перепишите предложения и вставьте пропущенные орфограммы (выполняется самостоятельно).

Проверка выполнения.  На доске делается запись:    

 Дочь умна и воспитанна.  Девочка хорошо воспитана бабушкой.      

Лицо девочки было взволнованно.  Море взволновано.                  

Некоторые люди очень рассеянны.     Семена рассеяны по полю. 

- В каких предложениях будут краткие прилагательные, а в каких - причастия? Дети высказывают свои предположения.

- Здесь мы имеем дело с краткими прилагательными особого рода, которые образовались путем перехода причастий в прилагательные. Чтобы различать их, необходимо помнить общие отличительные признаки причастий и прилагательных

- Краткое причастие можно заменить  глаголом (воспитала) и от краткого причастия можно поставить вопрос к зависимому слову кем? чем? (воспитана (кем?) бабушкой), а краткие отглагольные прилагательные заменяются полной формой (девочка воспитанная), они дают характеристику определяемого слова, т.е. говорят о постоянном признаке предмета, а не сообщают о действии, произведенном кем-то.

Краткое причастие

  1. Можно заменить  глаголом (воспитала)
  2. Можно поставить вопрос к зависимому слову (кем? чем?): (воспитана (кем?) бабушкой)

Краткие отглагольные прилагательные

  1. Заменяются полной формой (девочка воспитанная)
  2. Обозначают постоянный признак предмета
  3. Часто используются в переносном значении

- Наша третья задача на сегодняшний урок научиться  проверять, с какой частью речи мы имеем дело (с кратким причастием или с кратким прилагательным, образованным путем перехода причастий в прилагательные), и в зависимости от этого писать  Н или НН в суффиксах данных слов.

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Чтение и обсуждение заданий рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений», теоретического материала стр. 78-79.

- Приведите примеры перехода страдательных причастий прошедшего времени в прилагательные.

- Как определить, что перед нами: причастие или прилагательное?

Вывод.

В кратких причастиях всегда одна буква н; в кратких прилагательных столько н, сколько их в полном, от которого они образованы:

1. Девушка умна, образованна.

К сказуемому можно задать вопрос: “Какова?” Можно перестроить предложение, подобрав синонимы - полные прилагательные: Девушка умная, образованная.

Умный - одна буква н, значит, в кратком прилагательном тоже одна буква н. Образованный - две буквы н, значит, в кратком прилагательном тоже две буквы н. Конечно, это не относится к кратким прилагательным мужского рода: образован.

2. Причастия образованы от глаголов.

К сказуемому можно задать вопрос: что говорится о подлежащем? Можно перестроить предложение, подобрав синоним - глагол: Причастия образовались от глаголов. Кроме того, от сказуемого можно задать вопрос: кем? или чем?

Образованы - краткое причастие, значит пишется одна буква н.

Упр. 143. – комментированное письмо.

2. Работа с перфокартами. Я буду читать слова и словосочетания, вы должны поставить  значок в ячейке выбранного вами варианта  ответа  (одна или две буквы Н ).

1. Ресурсы изысканы экономистами.

2. Её манеры изысканны.

 3. Ягоды подавлены в корзине.

4. Люди стояли подавленны и унылы.

5. Сумма собрана по копеечке.

6. Речь стройна и собранна.

7. Вещи утеряны в дороге.

8. Студентка рассеянна.

9. Публика избалована гастролёрами.

10.  Все трудности временны.

11. Вещи утеряны в дороге.

Проверим и оценим себя сами     (Слайд 7)

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н

 +

 

 +

 

 +

 +

 +

 

 +

 

+

 НН

 

 +

 

 +

 

 +

 

 +

 

 +

VI. Подведение итогов.

- Как нужно рассуждать, выбирая н или нн в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и суффиксах отглагольных прилагательных?

Домашнее задание

§ 24 упр. 147


Определи написание Н или НН, в необходимую колонку поставь знак «+»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Н

НН

Определи написание Н или НН, в необходимую колонку поставь знак «+»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Н

НН

Определи написание Н или НН, в необходимую колонку поставь знак «+»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Н

НН

Определи написание Н или НН, в необходимую колонку поставь знак «+»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Н

НН

Определи написание Н или НН, в необходимую колонку поставь знак «+»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Н

НН

Определи написание Н или НН, в необходимую колонку поставь знак «+»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Н

НН

Определи написание Н или НН, в необходимую колонку поставь знак «+»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Н

НН

Определи написание Н или НН, в необходимую колонку поставь знак «+»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Н

НН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных».

Конспект урока по русскому языку на тему "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных»....

Методическая разработка урока русского языка по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных» (7 класс)

Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных....

Конспект урока:"Правописание суффиксов существительных и прилагательных" (с использованием опорных конспектов Ю.С.Меженко)

Конспект урока для 6 класса. Используются опорные схемы, облегчающие запоминание материала....