Правописание суффиксов кратких отглагольных прилагательных.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_suffiksov_kratkih_otglagolnyh_prilagatelnyh.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 32. Правописание суффиксов кратких отглагольных прилагательных.
Цели: закрепить навыки правописания н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных; показать условия выбора н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в отглагольных прилагательных; закрепить пунктуационные навыки.
Планируемые результаты: умения применять алгоритм написания н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных, объяснять языковые явления и процессы.
I. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).
II. Лингвистическая разминка
1. Работа у доски, выполнение разборов.
На песчаном3 дне, сплошь усеянном2 маленькими обломками камней, перепутанные водоросли2 слабо колыхались4.
2. Работа с классом, комментированное письмо.
Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.
Решенная задача, вырванный лист, пуганая ворона, прочитанная книга, сеяная мука, ветреная погода, серебряное кольцо, привязанная ветка, кипяченная в кастрюле, брошенный щенок.
- В каком случае будет писаться н и нн в причастиях и прилагательных?
III. Определение темы и задач урока.
- Как звучит тема сегодняшнего урока?
- Отталкиваясь от названия, можем ли мы сказать, что эта тема для нас абсолютно новая?
- Что мы знаем о страдательных причастиях прошедшего времени? (помимо прочего, имеют краткую форму)
- Со словами какой части речи можно перепутать страдательное причастие прошедшего времени? (с отглагольными прилагательными, ср.: покрашенный пол, крашеный пол)
- Что нам известно об отглагольных прилагательных? (они образованы от глаголов несовершенного вида без приставок и зависимых слов)
- Чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные? (в кратких причастиях пишется одна Н, в кратких прилагательных столько же Н, сколько и в полных)
- Определите задачи сегодняшнего урока:
1. Научиться отличать краткие …. от кратких отглагольных …
2. Знать условия выбора Н-НН в кратких … прилагательных.
IV. Работа по теме урока.
Создание проблемной ситуации.
- Ребята, я вам предлагаю выполнить следующее задание:
Дочь умна и воспита…а.
Девочка хорошо воспита…а бабушкой.
Море взволнова(н,нн)о.
Лицо девочки было взволнова(н,нн)о
Некоторые люди очень рассея…ы.
Семена рассея…ы по полю.
- Перепишите предложения и вставьте пропущенные орфограммы (выполняется самостоятельно).
Проверка выполнения. На доске делается запись:
Дочь умна и воспитанна. Девочка хорошо воспитана бабушкой.
Лицо девочки было взволнованно. Море взволновано.
Некоторые люди очень рассеянны. Семена рассеяны по полю.
- В каких предложениях будут краткие прилагательные, а в каких - причастия? Дети высказывают свои предположения.
- Здесь мы имеем дело с краткими прилагательными особого рода, которые образовались путем перехода причастий в прилагательные. Чтобы различать их, необходимо помнить общие отличительные признаки причастий и прилагательных
- Краткое причастие можно заменить глаголом (воспитала) и от краткого причастия можно поставить вопрос к зависимому слову кем? чем? (воспитана (кем?) бабушкой), а краткие отглагольные прилагательные заменяются полной формой (девочка воспитанная), они дают характеристику определяемого слова, т.е. говорят о постоянном признаке предмета, а не сообщают о действии, произведенном кем-то.
Краткое причастие
- Можно заменить глаголом (воспитала)
- Можно поставить вопрос к зависимому слову (кем? чем?): (воспитана (кем?) бабушкой)
Краткие отглагольные прилагательные
- Заменяются полной формой (девочка воспитанная)
- Обозначают постоянный признак предмета
- Часто используются в переносном значении
- Наша третья задача на сегодняшний урок научиться проверять, с какой частью речи мы имеем дело (с кратким причастием или с кратким прилагательным, образованным путем перехода причастий в прилагательные), и в зависимости от этого писать Н или НН в суффиксах данных слов.
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Чтение и обсуждение заданий рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений», теоретического материала стр. 78-79.
- Приведите примеры перехода страдательных причастий прошедшего времени в прилагательные.
- Как определить, что перед нами: причастие или прилагательное?
Вывод.
В кратких причастиях всегда одна буква н; в кратких прилагательных столько н, сколько их в полном, от которого они образованы:
1. Девушка умна, образованна.
К сказуемому можно задать вопрос: “Какова?” Можно перестроить предложение, подобрав синонимы - полные прилагательные: Девушка умная, образованная.
Умный - одна буква н, значит, в кратком прилагательном тоже одна буква н. Образованный - две буквы н, значит, в кратком прилагательном тоже две буквы н. Конечно, это не относится к кратким прилагательным мужского рода: образован.
2. Причастия образованы от глаголов.
К сказуемому можно задать вопрос: что говорится о подлежащем? Можно перестроить предложение, подобрав синоним - глагол: Причастия образовались от глаголов. Кроме того, от сказуемого можно задать вопрос: кем? или чем?
Образованы - краткое причастие, значит пишется одна буква н.
Упр. 143. – комментированное письмо.
2. Работа с перфокартами. Я буду читать слова и словосочетания, вы должны поставить значок в ячейке выбранного вами варианта ответа (одна или две буквы Н ).
1. Ресурсы изысканы экономистами.
2. Её манеры изысканны.
3. Ягоды подавлены в корзине.
4. Люди стояли подавленны и унылы.
5. Сумма собрана по копеечке.
6. Речь стройна и собранна.
7. Вещи утеряны в дороге.
8. Студентка рассеянна.
9. Публика избалована гастролёрами.
10. Все трудности временны.
11. Вещи утеряны в дороге.
Проверим и оценим себя сами (Слайд 7)
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Н | + |
| + |
| + | + | + |
| + |
| + |
НН |
| + |
| + |
| + |
| + |
| + |
VI. Подведение итогов.
- Как нужно рассуждать, выбирая н или нн в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и суффиксах отглагольных прилагательных?
Домашнее задание
§ 24 упр. 147
Определи написание Н или НН, в необходимую колонку поставь знак «+»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Н | |||||||||||
НН |
Определи написание Н или НН, в необходимую колонку поставь знак «+»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Н | |||||||||||
НН |
Определи написание Н или НН, в необходимую колонку поставь знак «+»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Н | |||||||||||
НН |
Определи написание Н или НН, в необходимую колонку поставь знак «+»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Н | |||||||||||
НН |
Определи написание Н или НН, в необходимую колонку поставь знак «+»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Н | |||||||||||
НН |
Определи написание Н или НН, в необходимую колонку поставь знак «+»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Н | |||||||||||
НН |
Определи написание Н или НН, в необходимую колонку поставь знак «+»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Н | |||||||||||
НН |
Определи написание Н или НН, в необходимую колонку поставь знак «+»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Н | |||||||||||
НН |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по теме: "Распознавание кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных".
Урок сценирован с использованием задачной формы обучения....
Конспект урока по русскому языку на тему "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных».
Конспект урока по русскому языку на тему "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных»....
Методическая разработка урока русского языка по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных» (7 класс)
Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных....
Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных
Конспект урока по русскому языку 7 класс...
Конспект урока:"Правописание суффиксов существительных и прилагательных" (с использованием опорных конспектов Ю.С.Меженко)
Конспект урока для 6 класса. Используются опорные схемы, облегчающие запоминание материала....
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.
Презентация к уроку русского языка в 7 классе...
Правописание суффиксов кратких отглагольных прилагательных.
презентация к уроку...