Конспект урока по русскому языку на тему "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных».
план-конспект урока по русскому языку на тему
Конспект урока по русскому языку на тему "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных».
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Аллабердинская СОШ» с. Алабердино Тюльганского района Оренбургской области
Разработка урока по русскому языку для 7 класс по теме
«Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных».
Автор разработки Хисамова Фания Фаузятовна
учитель русского языка и литературы
Тема: Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных.
Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
Задачи:
- обучающие: формирование навыков написания –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных; повторение написания прилагательных.
- развивающие: развивать умения различать краткие страдательные причастия и краткие отглагольные прилагательные.
- воспитательные: воспитывать внимательность. Прививать интерес к родному языку.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: карточки, презентация.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2Актуализация знаний учащихся.
А). Дифференцированные карточки.
Карточка №1 (для слабого ученика)
Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.
Маринованные грибы, иллюстрированный журнал, варёный горох, плавленый сыр, плетённый из веток, остриженный мальчик, испачканное лицо, кипяченое молоко, кошенный по росе луг, заплетённая коса.
Карточка № 2 (для сильного) РАБОТА У ДОСКИ
Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.
Решенная задача, вырванный лист, пуганая ворона, прочитанная книга, сенная мука, ветрена погода, серебряное кольцо, привязанная ветка, кипяченная в кастрюле, брошенный щенок.
Б). Фронтальный опрос. (Слайд 1)
- Как звучит тема сегодняшнего урока?
- Отталкиваясь от названия, можем ли мы сказать , что эта тема для нас абсолютно новая?
- Что мы знаем о страдательных причастиях прошедшего времени?
- Со словами какой части речи можно перепутать страдательное причастие прошедшего времени?
- Что нам известно об отглагольных прилагательных?
- Чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные?
- Как отглагольное прилагательное превратить в причастие? (присоединить приставку, кроме НЕ, или добавить зависимое слово)
- На какие вопросы отвечают?
- Какова синтаксическая роль в предложении?
- Какую цель мы для себя поставим?
В). Проверка выполнения карточки у доски.
3. Изучение новой темы.
А). Целеполагание. (Слайд 2)
Б). Создание проблемной ситуации. (Слайд 3)
- Ребята, я вам предлагаю выполнить задание, которое поможет нам сформулировать задачу на этот урок.
(На доске запись):
Дочь умна и воспита…а.
Девочка хорошо воспита…а бабушкой.
Море взволнова(н,нн)о
Лицо девочки было взволнова(н,нн)о
Некоторые люди очень рассея…ы.
Семена рассея…ы по полю.
- Нужно вставить пропущенные орфограммы. (Выполняется самостоятельно).
Проверка выполнения. Обмен тетрадями.
На доске делается запись :
Дочь умна и воспитанна. Девочка хорошо воспитана бабушкой.
Море взволновано. Лицо девочки было взволнованно.
Некоторые люди очень рассеянны. Семена рассеяны по полю.
- На какое правило слова с пропущенными орфограммами? (Одна и две буквы «Н» в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных).
- Проверять умеем? (Умеем).
- Как? (Краткое причастие можно заменить глаголом (воспитала) и от краткого причастия можно поставить вопрос к зависимому слову кем? чем? (воспитана (кем?) бабушкой), а краткие отглагольные прилагательные заменяются полной формой (девочка воспитанная), они дают характеристику определяемого слова, т.е. говорят о постоянном признаке предмета, а не сообщают о действии, произведенном кем-то).
- Почему количество «Н» в словах разное? (Слова слышатся одинаково, а пишутся по-разному).
- Так какую задачу поставим сегодня на урок? (Слайд 4)
- Будем проверять, с какой частью речи мы имеем дело (с кратким причастием или с кратким прилагательным), и в зависимости от этого писать Н или НН в суффиксах данных слов.
В). - Смысловое чтение (работа по учебнику) «Применяя правило, рассуждайте так…» стр. 61
- Алгоритм (Слайд 6)
4. Закрепление
а). Распределительный диктант.
Выпишите сначала прилагательные, а затем причастия; образуйте краткую форму; вставьте пропущенные буквы, объясните.
Раскрашенные (раскрашены) картинки, подстриженные(подстрижены) волосы, спокойные(спокойны) зрители, единственная(единственна) возможность ,ветреная(ветрена) девица, отшлифованная(отшлифована) поверхность, , похищенная(похищена) вещь.
б). Работа в группе. Работа с электронным тренажером.
В). Гимнастика для глаз.
Цель: снятие зрительного утомления.
1. Вертикальные движения глаз вверх – вниз.
2. Горизонтальное вправо – влево.
3. Вращение глазами по часовой стрелке и против.
4. Глазами нарисовать кривую, изображённую на доске, несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.
в). Работа с перфокартами. Я буду читать слова и словосочетания, вы должны поставить значок в ячейке выбранного вами варианта ответа (одна или две буквы Н ).
1. Ресурсы изысканы экономистами.
2. Её манеры изысканны.
3. Ягоды подавлены в корзине.
4. Люди стояли подавленны и унылы.
5. Сумма собрана по копеечке.
6. Речь стройна и собранна.
7. Вещи утеряны в дороге.
8. Студентка рассеянна.
9. Публика избалована гастролёрами.
10. Все трудности временны.
11. Вещи утеряны в дороге.
Проверим и оценим себя сами (Слайд 7)
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Н | + |
| + |
| + | + | + |
| + |
| + |
НН |
| + |
| + |
| + |
| + |
| + |
5.Рефлексия
С какой трудностью столкнулись в начале урока?
Какие знания использовали для решения новой задачи?
Чему учились на уроке?
Прежде чем писать слово, что нужно для себя выяснить?
6. Домашнее задание: п.22, Упр.№125 (Слайд 8)
*** Найдите фразеологизмы, в состав которых входят причастия прошедшего времени или образованные от них прилагательные. (Делить шкуру неубитого медведя)
Интернет ресурсы
http://fcior.edu.ru/card/15495/pravopisanie-n-i-nn-v-suffiksah-prilagatelnyh.html
Литература
Влодавская Е.А. Диктанты и изложения по русскому языку. Экзамен, М.2012.
Русский язык Баранов М.Т...М.,Просвещение,2010.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока научиться отличать краткие причастия от кратких отглагольных прилагательных, знать условия выбора Н-НН в словах, названных частей речи.
Дочь умна и воспита…а. Девочка хорошо воспита…а бабушкой. Море взволнова…о Лицо девочки было взволнова…о Некоторые люди очень рассея…ы. Семена рассея…ы по полю.
Дочь умна и воспита нн а. Девочка хорошо воспита н а бабушкой. Море взволнова н о. Лицо девочки было взволнова нн о Некоторые люди очень рассея нн ы. Семена рассея н ы по полю.
Задача урока будем проверять, с какой частью речи мы имеем дело(с кратким причастием или с кратким прилагательным),и в зависимости от этого писать Н или НН в суффиксах данных слов.
Слово отвечает на вопрос КАКОВ? нет действия есть действие это краткое это краткое причастие прилагательное или отглаг. прилагательное пишется столько Н чем проще и быстрее сколько в полной форме заменить их глаголом это краткое причастие Н
Распределительный диктант раскрашенные картинки, подстриженные волосы, спокойные зрители, единственная возможность , ветреная девица, отшлифованная поверхность, , похищенная вещь.
Проверим 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Н + + + + + + + нн + + + + +
Домашнее задание: п.22, Упр.№125 *** Найдите фразеологизмы, в состав которых входят причастия прошедшего времени или образованные от них прилагательные. (Делить шкуру неубитого медведя)
Интернет ресурсы http://fcior.edu.ru/card/15495/pravopisanie-n-i-nn-v-suffiksah-prilagatelnyh.html Литература Влодавская Е.А. Диктанты и изложения по русскому языку.Экзамен, М.2012. Русский язык Баранов М.Т...М.,Просвещение,2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по теме: "Распознавание кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных".
Урок сценирован с использованием задачной формы обучения....
Урок по русскому языку в 10 классе по теме: «Правописание Н и НН в полных отымённых и отглагольных прилагательных, в полных причастиях».
Урок по русскому языку в 10 классе по теме: "Правописание Н и НН в полных отымённых и отглагольных прилагательных, в полных причастиях ." Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала. У...
конспект урока по русскому языку в 6 классе "Правописание Н-НН в суффиксах имен прилагательных"
Уроки русского языка в 6 классе "Правописание Н-НН в суффиксах имен прилагательных" (конспект и презентации) (урок изучения новых знаний и урок закрепления)....
Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных
Конспект урока по русскому языку 7 класс...
Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе
Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие"
Методическая разработка включает конспект урока + презентацию...
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.
Презентация к уроку русского языка в 7 классе...