Конспект урока по русскому языку на тему "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных».
план-конспект урока по русскому языку на тему

Хисамова Фания Фаузятовна

Конспект урока по русскому языку на тему "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Аллабердинская СОШ» с. Алабердино Тюльганского района  Оренбургской области

Разработка урока по русскому языку для 7 класс по теме

«Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных».

Автор разработки Хисамова Фания Фаузятовна

учитель русского языка и литературы

 Тема: Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных.

Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Задачи:

 - обучающие: формирование навыков написания –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных; повторение написания прилагательных.

- развивающие: развивать умения различать краткие страдательные причастия и краткие отглагольные прилагательные.

- воспитательные: воспитывать внимательность. Прививать интерес к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: карточки,  презентация.

Ход  урока:

1.Организационный момент.

2Актуализация знаний учащихся.

А). Дифференцированные карточки.

                     Карточка №1  (для слабого ученика)

      Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.

      Маринованные грибы, иллюстрированный журнал, варёный горох, плавленый сыр, плетённый из веток, остриженный мальчик, испачканное лицо, кипяченое молоко, кошенный по росе луг, заплетённая коса.

                     Карточка № 2 (для сильного)                                РАБОТА У ДОСКИ

      Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.

       Решенная задача, вырванный лист, пуганая ворона, прочитанная книга, сенная мука, ветрена погода, серебряное кольцо, привязанная ветка, кипяченная в кастрюле, брошенный щенок.

Б). Фронтальный опрос.   (Слайд 1)

- Как звучит тема сегодняшнего урока?

- Отталкиваясь от  названия,  можем ли мы сказать , что эта тема для нас абсолютно новая?

-  Что мы знаем о страдательных причастиях прошедшего времени?

-  Со словами какой части речи можно перепутать страдательное причастие прошедшего времени?

- Что нам известно об отглагольных прилагательных?

- Чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные?

- Как отглагольное прилагательное превратить в причастие? (присоединить приставку, кроме НЕ, или добавить зависимое слово)

- На какие вопросы отвечают?

- Какова синтаксическая роль в предложении?

- Какую цель мы для себя поставим?

В). Проверка выполнения  карточки у доски.

3. Изучение новой темы.

    А). Целеполагание.      (Слайд 2)

    Б). Создание проблемной ситуации.      (Слайд 3)

- Ребята, я вам предлагаю выполнить задание, которое  поможет нам  сформулировать задачу на этот урок.

(На доске запись):

Дочь умна и воспита…а.

Девочка хорошо воспита…а бабушкой.

Море взволнова(н,нн)о
Лицо девочки было взволнова(н,нн)о

Некоторые люди очень рассея…ы.

Семена рассея…ы по полю.

- Нужно вставить пропущенные орфограммы. (Выполняется самостоятельно).

Проверка выполнения. Обмен тетрадями.

   На доске делается запись :    

 Дочь умна и воспитанна.      Девочка хорошо воспитана бабушкой.      

Море взволновано.                  Лицо девочки было взволнованно.

Некоторые люди очень рассеянны.     Семена рассеяны по полю.

- На какое правило слова с пропущенными орфограммами? (Одна и две буквы «Н» в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных).

- Проверять умеем? (Умеем).

- Как? (Краткое причастие можно заменить  глаголом (воспитала) и от краткого причастия можно поставить вопрос к зависимому слову кем? чем? (воспитана (кем?) бабушкой), а краткие отглагольные прилагательные заменяются полной формой (девочка воспитанная), они дают характеристику определяемого слова, т.е. говорят о постоянном признаке предмета, а не сообщают о действии, произведенном кем-то).

- Почему количество  «Н» в словах разное? (Слова слышатся одинаково, а пишутся по-разному).

- Так какую задачу поставим сегодня на урок?      (Слайд 4)

- Будем проверять, с какой частью речи мы имеем дело (с кратким причастием или с кратким прилагательным), и в зависимости от этого писать  Н или НН в суффиксах данных слов.

    В). -  Смысловое чтение (работа по учебнику)  «Применяя правило, рассуждайте так…» стр. 61

         - Алгоритм     (Слайд 6)

4. Закрепление

а).   Распределительный диктант. 

Выпишите сначала прилагательные, а затем причастия; образуйте краткую форму; вставьте пропущенные буквы, объясните.

    Раскрашенные (раскрашены) картинки, подстриженные(подстрижены) волосы, спокойные(спокойны) зрители, единственная(единственна) возможность ,ветреная(ветрена) девица, отшлифованная(отшлифована) поверхность, , похищенная(похищена) вещь.

б). Работа в группе.   Работа с электронным тренажером.

В). Гимнастика для глаз.

Цель: снятие зрительного утомления.

1. Вертикальные движения глаз вверх – вниз.

 2. Горизонтальное вправо – влево.

 3. Вращение глазами по часовой стрелке и против.

 4. Глазами нарисовать кривую, изображённую на доске, несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.

в). Работа с перфокартами. Я буду читать слова и словосочетания, вы должны поставить  значок в ячейке выбранного вами варианта  ответа  (одна или две буквы Н ).
1. Ресурсы изысканы экономистами.

2. Её манеры изысканны.

 3. Ягоды подавлены в корзине.

4. Люди стояли подавленны и унылы.
5. Сумма собрана по копеечке.
6. Речь стройна и собранна.

7. Вещи утеряны в дороге.

8. Студентка рассеянна.

9. Публика избалована гастролёрами.

10.  Все трудности временны.

11. Вещи утеряны в дороге.

Проверим и оценим себя сами     (Слайд 7)

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н

 +

 

 +

 

 +

 +

 +

 

 +

 

+

 НН

 

 +

 

 +

 

 +

 

 +

 

 +

5.Рефлексия

С какой трудностью столкнулись в начале урока?

Какие знания использовали для решения новой задачи?

Чему учились на уроке?

Прежде чем писать слово, что нужно для себя выяснить?

6. Домашнее задание: п.22, Упр.№125  (Слайд 8)

*** Найдите фразеологизмы, в состав которых входят причастия прошедшего времени или образованные от них прилагательные. (Делить шкуру неубитого медведя)

Интернет ресурсы

http://fcior.edu.ru/card/15495/pravopisanie-n-i-nn-v-suffiksah-prilagatelnyh.html

Литература

Влодавская Е.А. Диктанты и изложения по русскому языку. Экзамен, М.2012.

Русский язык Баранов М.Т...М.,Просвещение,2010.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных Учитель русского языка Хисамова Фания Фаузятовна МБОУ «Аллабердинская СОШ»

Слайд 2

Цель урока научиться отличать краткие причастия от кратких отглагольных прилагательных, знать условия выбора Н-НН в словах, названных частей речи.

Слайд 3

Дочь умна и воспита…а. Девочка хорошо воспита…а бабушкой. Море взволнова…о Лицо девочки было взволнова…о Некоторые люди очень рассея…ы. Семена рассея…ы по полю.

Слайд 4

Дочь умна и воспита нн а. Девочка хорошо воспита н а бабушкой. Море взволнова н о. Лицо девочки было взволнова нн о Некоторые люди очень рассея нн ы. Семена рассея н ы по полю.

Слайд 5

Задача урока будем проверять, с какой частью речи мы имеем дело(с кратким причастием или с кратким прилагательным),и в зависимости от этого писать Н или НН в суффиксах данных слов.

Слайд 6

Слово отвечает на вопрос КАКОВ? нет действия есть действие это краткое это краткое причастие прилагательное или отглаг. прилагательное пишется столько Н чем проще и быстрее сколько в полной форме заменить их глаголом это краткое причастие Н

Слайд 7

Распределительный диктант раскрашенные картинки, подстриженные волосы, спокойные зрители, единственная возможность , ветреная девица, отшлифованная поверхность, , похищенная вещь.

Слайд 8

Проверим 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Н + + + + + + + нн + + + + +

Слайд 9

Домашнее задание: п.22, Упр.№125 *** Найдите фразеологизмы, в состав которых входят причастия прошедшего времени или образованные от них прилагательные. (Делить шкуру неубитого медведя)

Слайд 10

Интернет ресурсы http://fcior.edu.ru/card/15495/pravopisanie-n-i-nn-v-suffiksah-prilagatelnyh.html Литература Влодавская Е.А. Диктанты и изложения по русскому языку.Экзамен, М.2012. Русский язык Баранов М.Т...М.,Просвещение,2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 10 классе по теме: «Правописание Н и НН в полных отымённых и отглагольных прилагательных, в полных причастиях».

Урок по русскому языку в 10 классе по теме: "Правописание Н и НН в полных отымённых и отглагольных прилагательных, в полных причастиях ." Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала. У...

конспект урока по русскому языку в 6 классе "Правописание Н-НН в суффиксах имен прилагательных"

Уроки русского языка в 6 классе "Правописание Н-НН в суффиксах имен прилагательных" (конспект  и презентации) (урок изучения новых знаний и урок закрепления)....

Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе

Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий  прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7  классе...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие"

Методическая разработка  включает конспект урока + презентацию...