Игровая форма занятий на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Так уж устроен человек, что игра сопровождает его всю жизнь, потому что это один
из основных видов его деятельности. Являясь развлечением, отдыхом, игра может перерасти в обучение и творчество. Неслучайно игру как метод обучения и воспитания, как средство передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.
Несмотря на то, что в последнее время появилось много различных педагогических технологий, думаю, что игровые технологии имеют право на существование в любых условиях, потому как всегда и неизменно вызывают у школьников интерес.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. В литературе представлен очень широкий круг педагогических игр. Я обычно использую в своей практике предметные, сюжетные и ролевые игры.
Нетрадиционные формы уроков русского языка и литературы с использованием игровых технологий даны (на слайде)
1. Урок-путешествие.
2. Ролевая игра.
3. Литературная дуэль.
4. КВН.
5. Турнир грамотеев.
6. Восхождение на Пик грамотности.
Игровые технологии я использую как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.
На последнем уроке, посвященном роману «Евгений Онегин», девятиклассники путешествовали по любимым страницам этого уникального произведения. С особым интересом читали они строчки о давно забытых гаданиях, о русском гостеприимстве, об обряде сватовства, о предметах провинциального быта. Дети не только знакомились с тем, как в романе отражены жизнь русского человека, его характер, но и задумывались над некоторыми выражениями в тексте романа, например, «умильно на пучок зари они роняли слезки три».
Ученики узнали историю этого обрядового действия, который совершали на Троицу.
На протяжении всего урока девятиклассники делали маленькие открытия, связанные с художественным мастерством Пушкина, с краткостью, простотой и выразительностью его
языка. Постепенно именно такая работа над словом дала возможность ребятам убедиться в справедливости слов Белинского, что роман Пушкина действительно представляет собой «энциклопедию русской жизни».
С формой урока литературная дуэль я познакомилась очень давно, но не считаю ее устаревшей, потому что ее всегда принимают ученики 9 класса.
Об игре объявляю в первый день, когда начинаем изучать комедию А.С. Грибоедова
«Горе от ума». Это является своеобразным настроем девятиклассников на внимательное и
вдумчивое чтение текста произведения.
А правила игры таковы. В викторине состязаются две пары участников. Основные
игроки – дуэлянты, помощники – секунданты, т.е. игра проходит в небольших командах,
поскольку у каждого дуэлянта должно быть по два секунданта. Дуэльная дорожка насчитывает 6 шагов (вопросов) – по 3 для каждой из соревнующихся сторон.
Ведущий поочередно задает вопросы игрокам. Например, вопрос дуэлянту, исполняющему роль Чацкого звучит так: «Что имел в виду Фамусов, когда говорил о вас: «По матери пошел, по Анне Алексеевне…». Вопрос дуэлянту, исполнявшему роль Молчалина, звучал так: «В «Табели о рангах» найдите свой гражданский чин. Как вам удалось его получить?»
В течение одной минуты дуэлянт может советоваться со своими секундантами. Если
ответ верен, участник получает одно очко и делает шаг вперед навстречу сопернику. При
неверном ответе он остается на месте. Участник, заработавший наибольшее количество
очков, считается достигшим «барьера», и ему присуждается право первого «выстрела».
Под «выстрелом» подразумевается выполнение творческого задания. Например, играющим предлагается развить гипотезы о происхождении фамилий Чацкого и Молчалина (при этом подчеркивается, что многих своих героев Грибоедов наделил "говорящими" фамилиями). Дуэлянт с такими заданиями справляется один, а секунданты в это время отвечают на вопросы, зарабатывая очки дуэлянтам. Финальное состязание выявляет победителя викторины.
Я рассказала о нетрадиционных уроках, построенных в режиме игровых технологий,
однако элементы игры можно применить на всех этапах урока, построенного и в классической форме.
Часто дидактические игры я ввожу в ту или иную часть урока русского языка. По-
жалуй, одной из самых благодатных тем для интеллектуальных игр является «Лексика».
Приведу примеры самых популярных игр, которые я использую на уроках в среднем звене, т.к. они развивают память детей, внимание, сообразительность, расширяют их общий кругозор.
Дидактические игры при изучении раздела «Лексика» (на слайде)
1. «Переводчик». Кто быстрее заменит все слова в предложении синонимами?
2. «Следствие ведут знатоки». При изучении темы «Профессиональная лексика» угадать
по опорным словам, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своего утверждения.
3. «Соколиный глаз». Кто найдет в тексте больше устаревших слов?
4. «Аукцион». Побеждает тот, кто назвал последнее слово-синоним.
5. «Перевертыш». Могут быть различные варианты заданий. Например, заменить в словосочетаниях «золотые часы», «румяная девочка» главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.
6. «Эрудит». Угадать слово по толкованию его лексического значения.
7. «Корректор». Популярна во всех возрастных группах. Найти ошибки в выборе слова, в
построении фразы. Подобные задания часто встречаются в тестовых заданиях ЕГЭ.
8. «Бумеранг». Воспитывает внимание и быстроту реакции: ученику очень быстро нужно
«возвратить» учителю нужное слово.
Ведущий или учитель просит назвать слово с определенной орфограммой ученика,
которому он бросает мяч. Ученик загадывает новую орфограмму и бросает мяч другому
игроку.
9. «Шеренга». Расставить синонимы в порядке возрастания или убывания признака.
10. «Я начну, а ты продолжи…». Коллективное сочинение рассказа по цепочке.
Цель любой игры – помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и
интересным.
Однако с игрой надо быть осторожным: чрезмерное увлечение ею может привести к
тому, что форма урока окажется для ребенка более привлекательной, чем его содержание,
поэтому важно уметь дозировать игровую деятельность.
А сейчас я предлагаю вам побыть в роли учащихся на уроке русского языка.
Позвольте представиться. Я директор детективного агентства, а вы – ценные сотрудники этого заведения. Мы сегодня будем вести следствие по делу, а какому, вам предстоит догадаться. Вам из букв нужно составить тему нашего занятия. (на слайде)
(слайд) К нам обратился очень уважаемый клиент «Фразеологический словарь». С ним случилась такая беда: он потерял несколько листов с фразеологизмами. Поэтому словарь очень просит вернуть ему его драгоценное имущество. Вы готовы ему помочь? Тогда приступим к расследованию.
(слайд)Перед вами первое задание. Работаем по группам.
1 группа. Вы должны помочь написать объявление о пропаже.
2 группа. Вы должны восстановить картину преступления
Итак, переходим ко второму заданию. У нас есть две улики, которые помогут в расследовании.
(слайд) Первая улика – полено. Посмотрите, какое оно? (гладкое, без сучков) какой фразеологизм приходит нам на ум? (без сучка, без задоринки). Что он обозначает? И это первый фразеологизм, который мы возвращаем словарю.
(слайд) Вторая улика – яблоко. Какая легенда с ним связана? Три неземные женщины поспорили из-за какого-то предмета, на котором было написано: «Прекраснейшей». Что это были за женщины, и что это был за предмет? (Гера, Афина и Афродита, яблоко). Какой фразеологизм получился в результате этого спора? (Яблоко раздора). Какой он по происхождению (заимствованный из древнегреческих мифов). Молодцы. Вот и второй фразеологизм, возвращаем его хозяину.
(слайд) Поступили сведения, что в городе видели 3 пропавшие фразеологизма. Для того, чтобы их поймать, нужно опознать их по фотороботу. Угадываем, о каких фразеологизмах идет речь.
Вот мы вернули еще три фразеологизма. А наши агенты принесли еще одну улику. Это бумага. Какой фразеологизм возникает в голове при слове бумага? (Бумага все стерпит).
(слайд) Эта бумага принадлежит человеку неизвестной профессии. Вам нужно угадать, кто это. А также восстановить текст на заданную тему, вставляя утраченные фразеологизмы. Зачитайте, что у вас получилось.
Придумайте название данному тексту.
Уважаемые коллеги, спасибо за работу. Клиент остался доволен и желает вам, чтобы все ваши уроки проходили без сучка, без задоринки, от работы своих учеников вы были на седьмом небе от счастья, и вам никогда не хотелось уйти в бизнес.
Занятие наше хочу закончить такими словами:
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
1 группа
Задание №1.
Помогите составить объявление о пропаже, используя в описании понятие о фразеологизмах.
Внимание! Пропали фразеологизмы. Особые приметы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые выражают переносное значение. Некоторые фразеологизмы можно заменить синонимом. Являются одним членом предложения. По происхождения бывают исконно-русские и заимствованные.
Задание №2.
Уже весь месяц август нет покоя _______________________.
Просыпаюсь _______________________.
Директор сулит держать нас____________________________.
А денег на достойную зарплату _____________________________________.
Поэтому я не жду __________________ и не лью__________________________.
А ________________________беру ______________
и сажусь за компьютер_______________________________.
Ведь моя профессия – это моё призвание!
Используйте фразеологизмы:
ни днем ни ночью, ни свет ни заря, золотые горы,
как кот наплакал, с моря погоды, засучив рукава,
волю в кулак, грызть гранит науки, в ежовых рукавицах, крокодиловы слёзы
2 группа.
Задание №1.
Восстановите картину преступления, вставляя вместо пропусков нужные фразеологизмы.
Подозреваемый Иванов Ваня бежал по коридору ________________.
-Ты куда мчишься _______________? - кричали удивленно сверстники.
Он бросил им в ответ:
- ___________________________!
Тем временем, свидетель Сидоров Андрей __________________ , а в руках у него был фразеологический словарь. Не успел он и __________________, книгу у него из рук как _________________________.
Используйте фразеологизмы: как угорелый, считать ворон, на кудыкину гору, глазом моргнуть, сломя голову, ветром сдуло.
Задание №2
Уже весь месяц август нет покоя _______________________.
Просыпаюсь _______________________.
Директор сулит держать нас____________________________.
А денег на достойную зарплату _____________________________________.
Поэтому я не жду __________________ и не лью__________________________.
А ________________________беру ______________
и сажусь за компьютер_______________________________.
Ведь моя профессия – это моё призвание!
Используйте фразеологизмы:
ни днем ни ночью, ни свет ни заря, золотые горы,
как кот наплакал, с моря погоды, засучив рукава,
волю в кулак, грызть гранит науки, в ежовых рукавицах, крокодиловы слёзы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Реализация игровых форм обучения на уроках русского языка".
Использование игровых приемов на уроках создает атмосферу увлеченности, делает интересным самый скучный материал. Такая форма работы облегчает запоминание и усвоение материала....
Внеклассные и игровые занятия на уроках русского языка и литературы
Представлены игровые задания для проведения внеклассных мероприятий и нестандартных уроков...
Игровые формы общения на уроках русского языка
Обобщение опыта на МО русского языка и литературы...

Опыт работы учителя немецкого языка "Использование игровых форм обучения на уроках иностранного языка"
Опыт работы учителя немецкого языка...
Использование игровой формы обучения на уроках русского языка и литературы.
Статья о пользе использования игровых технологий на урочных и внеурочных занятий...

Мастер-класс по проведению игровых форм работы на уроках русского языка с использованием ИКТ
Мастер-класспо проведению игровых форм работы на уроках русского языка с использованием ИКТ...

Игровые формы работы на уроках русского языка и чтения, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучению языку обуславлива...