Игровая форма занятий на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку

Воронина Наталья Геннадьевна

 

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Игра на уроках русского языка1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Так уж устроен человек, что игра сопровождает его всю жизнь, потому что это один

из основных видов его деятельности. Являясь развлечением, отдыхом, игра может перерасти в обучение и творчество. Неслучайно игру как метод обучения и воспитания, как средство передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.

Несмотря на то, что в последнее время появилось много различных педагогических технологий, думаю, что игровые технологии имеют право на существование в любых условиях, потому как всегда и неизменно вызывают у школьников интерес.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. В литературе представлен очень широкий круг педагогических игр. Я обычно использую в своей практике предметные, сюжетные и ролевые игры.

Нетрадиционные формы уроков русского языка и литературы с использованием игровых технологий даны (на слайде)

1. Урок-путешествие.

2. Ролевая игра.

3. Литературная дуэль.

4. КВН.

5. Турнир грамотеев.

6. Восхождение на Пик грамотности.

Игровые технологии я использую как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.

На последнем уроке, посвященном роману «Евгений Онегин», девятиклассники путешествовали по любимым страницам этого уникального произведения. С особым интересом читали они строчки о давно забытых гаданиях, о русском гостеприимстве, об обряде сватовства, о предметах провинциального быта. Дети не только знакомились с тем, как в романе отражены жизнь русского человека, его характер, но и задумывались над некоторыми выражениями в тексте романа, например, «умильно на пучок зари они роняли слезки три».

Ученики узнали историю этого обрядового действия, который совершали на Троицу.

На протяжении всего урока девятиклассники делали маленькие открытия, связанные с художественным мастерством Пушкина, с краткостью, простотой и выразительностью его

языка. Постепенно именно такая работа над словом дала возможность ребятам убедиться в справедливости слов Белинского, что роман Пушкина действительно представляет собой «энциклопедию русской жизни».

С формой урока литературная дуэль я познакомилась очень давно, но не считаю ее устаревшей, потому что ее всегда принимают ученики 9 класса.

Об игре объявляю в первый день, когда начинаем изучать комедию А.С. Грибоедова

«Горе от ума». Это является своеобразным настроем девятиклассников на внимательное и

вдумчивое чтение текста произведения.

А правила игры таковы. В викторине состязаются две пары участников. Основные

игроки – дуэлянты, помощники – секунданты, т.е. игра проходит в небольших командах,

поскольку у каждого дуэлянта должно быть по два секунданта. Дуэльная дорожка насчитывает 6 шагов (вопросов) – по 3 для каждой из соревнующихся сторон.

Ведущий поочередно задает вопросы игрокам. Например, вопрос дуэлянту, исполняющему роль Чацкого звучит так: «Что имел в виду Фамусов, когда говорил о вас: «По матери пошел, по Анне Алексеевне…». Вопрос дуэлянту, исполнявшему роль Молчалина, звучал так: «В «Табели о рангах» найдите свой гражданский чин. Как вам удалось его получить?»

В течение одной минуты дуэлянт может советоваться со своими секундантами. Если

ответ верен, участник получает одно очко и делает шаг вперед навстречу сопернику. При

неверном ответе он остается на месте. Участник, заработавший наибольшее количество

очков, считается достигшим «барьера», и ему присуждается право первого «выстрела».

Под «выстрелом» подразумевается выполнение творческого задания. Например, играющим предлагается развить гипотезы о происхождении фамилий Чацкого и Молчалина (при этом подчеркивается, что многих своих героев Грибоедов наделил "говорящими" фамилиями). Дуэлянт с такими заданиями справляется один, а секунданты в это время отвечают на вопросы, зарабатывая очки дуэлянтам. Финальное состязание выявляет победителя викторины.

Я рассказала о нетрадиционных уроках, построенных в режиме игровых технологий,

однако элементы игры можно применить на всех этапах урока, построенного и в классической форме.

Часто дидактические игры я ввожу в ту или иную часть урока русского языка. По-

жалуй, одной из самых благодатных тем для интеллектуальных игр является «Лексика».

Приведу примеры самых популярных игр, которые я использую на уроках в среднем звене, т.к. они развивают память детей, внимание, сообразительность, расширяют их общий кругозор.

Дидактические игры при изучении раздела «Лексика» (на слайде)

1. «Переводчик». Кто быстрее заменит все слова в предложении синонимами?

2. «Следствие ведут знатоки». При изучении темы «Профессиональная лексика» угадать

по опорным словам, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своего утверждения.

3. «Соколиный глаз». Кто найдет в тексте больше устаревших слов?

4. «Аукцион». Побеждает тот, кто назвал последнее слово-синоним.

5. «Перевертыш». Могут быть различные варианты заданий. Например, заменить в словосочетаниях «золотые часы», «румяная девочка» главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.

6. «Эрудит». Угадать слово по толкованию его лексического значения.

7. «Корректор». Популярна во всех возрастных группах. Найти ошибки в выборе слова, в

построении фразы. Подобные задания часто встречаются в тестовых заданиях ЕГЭ.

8. «Бумеранг». Воспитывает внимание и быстроту реакции: ученику очень быстро нужно

«возвратить» учителю нужное слово.

Ведущий или учитель просит назвать слово с определенной орфограммой ученика,

которому он бросает мяч. Ученик загадывает новую орфограмму и бросает мяч другому

игроку.

9. «Шеренга». Расставить синонимы в порядке возрастания или убывания признака.

10. «Я начну, а ты продолжи…». Коллективное сочинение рассказа по цепочке.

Цель любой игры – помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и

интересным.

Однако с игрой надо быть осторожным: чрезмерное увлечение ею может привести к

тому, что форма урока окажется для ребенка более привлекательной, чем его содержание,

поэтому важно уметь дозировать игровую деятельность.

А сейчас я предлагаю вам побыть в роли учащихся на уроке русского языка.

Позвольте представиться. Я директор детективного агентства, а вы – ценные сотрудники этого заведения. Мы сегодня будем вести следствие по делу, а какому, вам предстоит догадаться. Вам из букв нужно составить тему нашего занятия. (на слайде)

(слайд) К нам обратился очень уважаемый клиент «Фразеологический словарь». С ним случилась такая беда: он потерял  несколько листов с фразеологизмами. Поэтому словарь очень просит вернуть ему его драгоценное имущество. Вы готовы ему помочь? Тогда приступим к расследованию.

(слайд)Перед вами первое задание. Работаем по группам.  

1 группа. Вы должны помочь написать объявление о пропаже.

2 группа. Вы должны восстановить картину преступления

Итак, переходим ко второму заданию. У нас есть две улики, которые помогут в расследовании.

(слайд) Первая улика – полено. Посмотрите, какое оно? (гладкое, без сучков) какой фразеологизм приходит нам на ум? (без сучка, без задоринки). Что он обозначает? И это первый фразеологизм, который мы возвращаем словарю.

(слайд) Вторая улика – яблоко.  Какая легенда с ним связана? Три неземные женщины поспорили из-за какого-то предмета, на котором было написано: «Прекраснейшей». Что это были за женщины, и что это был за предмет? (Гера, Афина и Афродита, яблоко). Какой фразеологизм получился в результате этого спора? (Яблоко раздора). Какой он по происхождению (заимствованный из древнегреческих мифов). Молодцы. Вот и второй фразеологизм, возвращаем его хозяину.

(слайд) Поступили сведения, что в городе видели 3 пропавшие фразеологизма. Для того, чтобы их поймать, нужно опознать их по фотороботу. Угадываем, о каких фразеологизмах идет речь.

Вот мы вернули еще три фразеологизма. А наши агенты принесли еще одну улику. Это бумага. Какой фразеологизм возникает в голове при слове бумага? (Бумага все стерпит).

(слайд) Эта бумага принадлежит человеку неизвестной профессии. Вам нужно угадать, кто это. А также восстановить текст на заданную тему, вставляя утраченные фразеологизмы. Зачитайте, что у вас получилось.

Придумайте название данному тексту.

Уважаемые коллеги, спасибо за работу. Клиент остался доволен и желает вам, чтобы все ваши уроки проходили без сучка, без задоринки, от работы своих учеников вы были на седьмом небе от счастья, и вам никогда не хотелось уйти в бизнес.

Занятие наше хочу закончить такими словами:

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

1 группа

Задание №1.

Помогите составить объявление о пропаже, используя в описании понятие о фразеологизмах.

Внимание!

Пропали фразеологизмы. Особые приметы:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые выражают переносное значение. Некоторые фразеологизмы можно заменить синонимом. Являются одним членом предложения. По происхождения бывают исконно-русские и заимствованные.

Задание №2.

Уже весь месяц август нет покоя _______________________.

Просыпаюсь _______________________.

Директор сулит держать нас____________________________.

А денег на достойную зарплату _____________________________________.

Поэтому я не жду __________________ и не лью__________________________.

 А ________________________беру ______________

и сажусь за компьютер_______________________________.

Ведь моя профессия – это моё призвание!

Используйте фразеологизмы:

ни днем ни ночью, ни свет ни заря, золотые горы,

как кот наплакал, с моря погоды, засучив рукава,

 волю в кулак, грызть гранит науки, в ежовых рукавицах, крокодиловы слёзы

2 группа.

Задание №1.

Восстановите картину преступления, вставляя вместо пропусков нужные фразеологизмы.

Подозреваемый Иванов Ваня бежал по коридору ________________.

-Ты куда мчишься _______________? - кричали удивленно сверстники.

Он бросил им в ответ:

- ___________________________!

Тем временем, свидетель Сидоров Андрей __________________ , а в руках у него был фразеологический словарь. Не успел он и __________________, книгу у него из рук как _________________________.

Используйте фразеологизмы: как угорелый, считать ворон, на кудыкину гору, глазом моргнуть, сломя голову, ветром сдуло.

Задание №2

Уже весь месяц август нет покоя _______________________.

Просыпаюсь _______________________.

Директор сулит держать нас____________________________.

А денег на достойную зарплату _____________________________________.

Поэтому я не жду __________________ и не лью__________________________.

 А ________________________беру ______________

и сажусь за компьютер_______________________________.

Ведь моя профессия – это моё призвание!

Используйте фразеологизмы:

ни днем ни ночью, ни свет ни заря, золотые горы,

как кот наплакал, с моря погоды, засучив рукава,

волю в кулак, грызть гранит науки, в ежовых рукавицах, крокодиловы слёзы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Реализация игровых форм обучения на уроках русского языка".

Использование игровых приемов на уроках создает атмосферу увлеченности, делает интересным самый скучный материал. Такая форма работы облегчает запоминание и усвоение материала....

Внеклассные и игровые занятия на уроках русского языка и литературы

Представлены игровые задания для проведения внеклассных мероприятий и нестандартных уроков...

Игровые формы общения на уроках русского языка

Обобщение опыта на МО русского языка и литературы...

Использование игровой формы обучения на уроках русского языка и литературы.

Статья о пользе использования игровых технологий на урочных и внеурочных занятий...

Мастер-класс по проведению игровых форм работы на уроках русского языка с использованием ИКТ

Мастер-класспо проведению игровых форм работы на уроках русского языка с использованием ИКТ...

Игровые формы работы на уроках русского языка и чтения, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида

Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучению языку обуславлива...