Презентация по письму и развитию речи в 9 классе по теме "Глагол"
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (9 класс)

Конспект урока по предмету письмо и развитие речи в 9 классе. В презентации подобран материал для закрепления грамматических признаков части речи глагол. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока по теме"Глагол"32.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Цель урока: обобщение, повторение и систематизация знаний учащихся о глаголе.

Задачи:

Образовательные:

- обобщить знания учащихся по теме «Глагол»;

- повторить морфологические и грамматические признаки глагола;

- закрепить навыки правописания глаголов.

Развивающие:

- развивать умение применять теоретические знания на практике;

– развивать умение работать в группах, активность обучающихся;

– развивать мышление и внимание.

Воспитывающие:

– воспитывать дружеские отношения между детьми и самостоятельность.

Технологии: игровая технология, технология сотрудничества, ИК-технологии.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.

Ход  урока.

  1. Оргмомент.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

II.  Cообщение темы, постановка целей урока..

Спины, руки, парты, улыбку.

-Ребята я вижу вам трудно меня понять?

А если я скажу: Выпрямите спины, приготовьте руки, сядьте ровно за партами, подарите мне улыбку.

Что обозначают слова которые вам помогли меня понять? (действие предмета) слова какой части речи называют – действие предмета ? (глагол)

Возьмите на парте желтый конверт ( он один на двоих ) достаньте всё из него и соберите солнышко с лучиками из слов которые относятся к части речи-глагол.

И тогда, вы узнаете какие умения нам понадобятся на уроке. А лишние слова –(слова которые не являются глаголами) отложите.

Кто готов? поднимите руку.

Проверка: РАССУЖДАТЬ, ДУМАТЬ, НАБЛЮДАТЬ, СЛУШАТЬ, ДОКАЗЫВАТЬ.

Докажите, почему вы выбрали эти слова?  (они отвечают на вопрос Что делать? Обозначают действия.)

Верно !!! Такие умения пригодятся нам на уроке.

 - Вы уже, наверное, догадались что сегодня будет в центре нашего внимания часть речи – ГЛАГОЛ. На нашем уроке мы обобщим и систематизируем все полученные знания о части речи -  глагол. Кто догадался , какая тема урока сегодня? ГЛАГОЛ.

 Для достижения нашей цели мы составим кластер глагола. Он будет служить для нас памяткой.

- Что такое глагол?

Ответ учеников: Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие.

Тот из детей, кто рассказывает правило – начинает записывать в  кластер.

Откройте тетрадь, запишите число, классная работа

Работа в тетрадях

Обратите внимание на слова, записанные на доске. Вспомним, как они пишутся:

треугольной На радиоприемник полочке

- Скажите, к каким частями речи относятся эти слова? (существительное, прилагательное и числительное ).

- Можем ли мы из них составить предложение? (нет).

- Какую часть речи необходимо добавить, чтобы составить предложение? (глагол)

- Составьте предложение. Запишем его на доске (один из детей).

На треугольной полочке стоял радиоприемник.

Запишите полученное предложение в тетрадь

- давайте выделим грамматическую основу предложения. …

.. Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое)

Находим подлежащее.  Вопросы КТО?  или ЧТО? (О чем или о ком идет речь в предложении? О радиоприемнике. Часть речи?-  существительное

от подлежащего задаем вопрос: Что делает предмет? Стоит- часть речи?глагол. Какую роль играет глагол в предложении?  

СКАЗУЕМОЕ

Зафиксируем вывод в нашем кластере.

-На какие вопросы  отвечают глаголы неопределенной формы. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Является начальной формой глагола.  (Неопределённая форма)

Найди глаголы неопределенной формы. Шарошкин\

Поставь глаголы в неопределенную форму:

СКУЧАЛИ_______________________СКУЧАТЬ

БЕГАЕТ_________________________БЕГАТЬ

ПОГЛЯДЕЛ________________________ПОГЛЯДЕТЬ

ПРЯЧУТ____________________________ПРЯТАТЬ

ГУЛЯЛА____________________________ГУЛЯТЬ_

ЛЮБИТ____________________________ЛЮБИТЬ

Зафиксируем вывод в нашем кластере.

-Продолжим дальше. Перед нами два домика и они пустые. Необходимо заселить жильцов. Прочитайте глаголы: (учимся, улыбаемся)

Работа в парах: одни заполняют ед.ч. другие мн.ч, после выполнения задания дети обмениваются листочками для самопроверки.

Единственное число

1-л.

я

2-л.

ты

3-л

Он

(она,оно)

Множественное число

1-л.

мы

2-л.

вы

3-л

они

Кто записал? Поднимите руку.

Глядя на эту таблицу что мы можем сказать о глаголах? Как изменяется глагол? (глагол изменяется по числам и лицам)

Зафиксируем наш вывод в кластере.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Как живешь? - Вот так !

Как идешь!

Как бежишь?

Как шалишь?

Как даёшь?

А берёшь?

Как грозишь?

Как ты спишь?

А сидишь? Сели за парты.

Руки? – НА МЕСТЕ

Ноги? – НА МЕСТЕ

Локти? – У КРАЯ

Спина? – ПРЯМАЯ.

Игра «»

Я читаю список слов. Когда называется глагол, вам нужно хлопнуть в ладоши. Итак, приготовились.

вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.

Определите время глаголов, которые я называла. Прошедшее время.

Глаголы бывают только прошедшего времени? Нет :настоящего и будущего времени

Дополним наш кластер этой информацией.

Сделать таблицы

1 уровень: определить время глагола (Шарошкин Д, А.): сделать вопросы по временам

Пришли, задует, живём, оказывает, вырастут, смеюсь, проснулся, погуляешь, плаваете.

2 уровень образовать глаголы в прошедшем ,настоящем и будущем времени: Жабин Я., Ягмуров

Смотреть - _________________________________________________

Найти - ___________________________________________________

Светить - _________________________________________________

К доске Гумникова В., записывает под диктовку стр.135ДОЛГО..Шарошкину дать списать

Найти глаголы, выделить окончание. Определить спряжение. (ставим глагол в н.ф. что делать? Что сделать? Выделяем окончание и определяем спряжение), но не забываем за глаголы- исключения 1 спр.(брить, стелить). 2 спр.(гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть)

Сделать слайд глаголы-исключения

Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз):

 Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте глагол  ломают 1 спря. Ловят 2спр. Шевелит 2спр. Глаза при этом мягко прикрыты.

Работа с уч. 9 класс  стр.133 упр.176

8класс стр.176 упр.245

Игра  «Пословицы разбежались». (Соедините линиями части пословиц)

Кто (не) работает,                                                     торопись делом.

(Не) спеши языком,                                                  тот не ест.

Правда в огне (не) горит,                                        чего  (не) знаем.

Легко забыть то,                                                      и в воде (не) тонет.          

Дополним кластер информацией: глагол имеет два спряжения.

Вот и заполнили наш кластер, который будет нам служить памяткой!

Рефлексия.  Каждый  ученик продолжит Глагол

Игра “Билет на выход” Обучающиеся получает небольшое задание, чтобы заработать “свой билет на выход”. 

Подобрать глаголы с частицей -ся.

    Выкупать – выкупаться.                   Кружить – …

    Застегнуть – …                                  Облизать – …

    Уберечь – …                                        Обжечь – …

    Умыть – …                                         Испечь – …    

Творческий словарный самодиктант «Угадай словечко». Обучающиеся угадывают последнее слово в двустишье, предлагаемом учителем на слух. Правильно угаданное по смыслу и в рифму слово ученики записывают в тетрадь.

    Вот и лето подоспело –                    Птицы к югу улетели,

    Земляника … (покраснела).                Листья клёна … (пожелтели).

   Прозрачный лес один чернеет,           Ветерок над морем веет,

   И ель сквозь иней … (зеленеет).          Парус на волнах … (белеет).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование «Письмо и развитие речи» 6 класс

Календарно-тематическое планирование  «Письмо  и развитие речи»  6 класс № п.Тема урокаКоличество часовДатаОборудованиеСловарьЦели и задачиКоррекционные цели1Повторение Прост...

Презентация к уроку письма и развития речи, 6 класс. Имя Существительное (обобщение).

Данный урок проведен в рамках повторения учебного материала за год....

Презентация к уроку письма и развития речи 6 класс

"Склонение имен прилагательных женского рода"...

Презентация к уроку письма и развития речи 7 класс коррекционная школа на тему"Правописание падежных окончаний имён прилагательных"

Презентация помогает повторить учебный материал об имени прилагательном ,подводит к формированию навыков правописания падежных окончаний имён прилагательных....

Презентации по письму и развитию речи

Презентации  по изучению букв...

Рабочая программа по письму и развитию речи 1 класс коррекционных ( специальных) классов

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой В.В. Воронковой «Русский (родной) язык 1 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». М.: Просвещение...