Элективный курс по русскому языку для 10-11 классов
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЛИШКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на заседании МО гуманитарного цикла; руководитель МО Ефременко А.А. ____________________ от « » 2019 г. | Согласовано заместитель директора по УВР Черных О.С. __________________ « » 2019 г. | Утверждаю директор МОУ ИРМО «Плишкинская СОШ» Ильина Е.О. ____________________ Приказ № _____ « » 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Пиши правильно!»
Уровень образования (классы): среднее общее образование, 10 – 11 классы
Количество часов: 68 часов
Программа составлена учителем русского языка и литературы Левченко О. И.
Плишкино, 2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация» рассчитана на использование в 10 - 11 классах и составлена на основе программы «Русское правописание: орфография и пунктуация». 10-11 классы. Автор-составитель С.И.Львова. – М., Мнемозина, 2008 с учетом ФГОС СОО.
Цель данного курса: повышение грамотности учащихся, развитие культуры письменной речи, свободное владение орфографией и пунктуацией.
Задачи: систематизировать и обобщить знания в области правописания и формировать умение ориентироваться в орфографии и пунктуации;
формировать активные навыки нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность;
учить осознанно применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
развивать навыки самоконтроля и потребность обращаться к справочной литературе;
развивать языковой вкус, потребность в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и культурного общения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- сформированность гармоничной языковой личности, способной посредством усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского народа, русской многовековой культуре, толерантное отношение к языку и культуре народов многонациональной России и усвоение форм толерантного поведения в поликультурном мире;
- через осознанное освоение лексического богатства русского языка, получившего образцовое воплощение в литературных произведениях отечественной классики, формирование личности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и ценить малую родину, связывающей своё будущее с развитием края, города, села;
- посредством выявления языковых особенностей произведений русской литературы, несущей мощнейший гуманистический заряд, формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- через понимание эстетических основ художественного текста, выраженных языковыми средствами, приобщение обучающихся к эстетическому отношению к миру сформированность основ экологического сознания, понимаемого относительно изучения русского языка как неприменение речевой агрессии и умение противостоять речевой агрессии посредством организации гармонизующего диалога, осознания необходимости саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- через усвоение научных основ изучения русского языка обеспечение понимания его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней, сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.
Метапредметные результаты:
- способность и готовность к продуктивному общению и эффективному взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации;
- обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности языковыми средствами оформления поисковой работы, владение соответствующими стилями речи;
- освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с текстами различной направленности и стилевой принадлежности, реферирования, тезирования выявления основной мыли и приводимых аргументов;
- приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности за принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по предложенным лингвистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным темам проекта;
- овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления собственной точки зрения, использование соответствующих речевых средств;
- владение умениями работы с информацией (поиск, хранение, использование);
- владение речемыслительными операциями (интерпретация, поиск аналогий; выдвижение гипотезы, научный аппарат обоснования и опровержение);
- формирование навыка познавательной рефлексии как осознания правильности, целесообразности, эффективности и экологичности совершаемых действий и мыслительных процессов за счёт выполняемых в рамках программы проектных и исследовательских работ, аналитических лингвистических упражнений и аналитико-синтетических заданий к фрагментам предложенных текстов нравственно- этической, социально значимой и научно-публицистической тематики.
Предметные результаты:
- сформированность понятий «национальный русский язык» и «русский литературный язык»;
- понимание характера обязательности, вариативности допустимости в применении норм литературного языка; закрепление навыка соблюдения языковых норм в речи в ходе повседневного бытового, учебного, научного, делового общения;
- владение на основе полученных знаний о нормах русского литературного языка навыками самоанализа и самооценки собственной произвольной речи или воспроизведённой речи;
- владение умением анализировать текст с точки зрения содержащейся в нём информации (основная/второстепенная, явная/скрытая);
- умение представлять текст в виде тезисов, конспектов, рефератов, сочинений разных жанров, а содержание грамматических правил – в виде таблиц, алгоритмов, свёрнутых алгоритмических предписаний;
- более глубокое и детальное знание содержания произведений художественной литературы;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё к ним отношение в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- знание изобразительно-выразительных средств русского языка и умение их применять;
осознание художественной картины мира, созданной в литературном произведении в единстве эмоционального личностного и интеллектуального понимания
Место курса в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа за учебный год в 10 классе (Орфография) и 34 часа в 11 классе (Пунктуация).
Содержание курса
10 класс
Особенности письменного общения – 2 часа
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.
Особенности письменной речи.
Орфография как система правил правописания – 2 часа
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста.
Правописание морфем – 18 часов
Правописание корней.
Группы корней с чередующимися гласными.
Чередование согласных в корне.
Правописание иноязычных словообразовательных элементов.
Правописание приставок.
Роль смыслового анализа слова при различении приставок пре-, при-.
Правописание суффиксов.
Типичные суффиксы имен существительных и их написание.
Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание.
Типичные суффиксы глагола и их написание.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов.
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий и прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний.
Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма.
Правописание согласных на стыке морфем, употребление ь.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова.
Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.
Слитные, дефисные и раздельные написания – 10 часов
Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога.
Особенности написания производных предлогов.
Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов.
Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний.
Употребление дефиса при написании знаменательных частей речи.
Употребление дефиса при написании служебных частей речи.
Работа со словарем «Слитно или раздельно?»
Написание строчных и прописных букв - 2 часа
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Итоговое контрольное тестирование по курсу «Орфография».
11 класс
Речевой этикет в письменном общении - 2 часа
Речевой этикет как правила речевого поведения.
Особенности речевого этикета при дистанционном общении.
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания - 3 часа
Принципы русской пунктуации.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.
Разделы русской пунктуации.
Знаки препинания в конце предложения -1 час
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания внутри простого предложения - 13 часов
Знаки препинания между членами предложения.
Знаки препинания между однородными членами предложения.
Однородные и неоднородные определения.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастным оборотом.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
Знаки препинания с уточняющими и присоединительными членами предложения.
Знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами.
Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов.
Знаки препинания между частями сложного предложения - 8 часов
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений.
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трёх и более частей.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи - 3 часа
Прямая и косвенная речь.
Оформление на письме прямой речи и диалога.
Разные способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте - 4 часа
Связный текст.
Авторские знаки.
Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно- смысловое членение текста.
Итоговое контрольное тестирование.
Тематическое планирование, 10 класс
№ | Темы занятий | Количество часов |
1 | Особенности письменного общения | 2 ч. |
2 | Орфография как система правил правописания | 2 ч. |
3 | Правописание морфем | 18 ч. |
4 | Слитные, дефисные и раздельные написания | 10 ч. |
5 | Написание строчных и прописных букв | 2 ч. |
Итого | 34 ч. |
Тематическое планирование, 11 класс
№ | Темы занятий | Количество часов |
1 | Речевой этикет в письменном общении | 2 |
2 | Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания | 3 |
3 | Знаки препинания в конце предложения | 1 |
4 | Знаки препинания внутри простого предложения | 13 |
5 | Знаки препинания между частями сложного предложения | 8 |
6 | Знаки препинания при передаче чужой речи | 3 |
7 | Знаки препинания в связном тексте | 4 |
Итого | 34 ч |
Критерии и нормы оценки знаний:
Обучение проводится без бального оценивания учащихся и домашних заданий. Годовая аттестация учащихся осуществляется качественно без фиксации результатов обучения в виде отметок по пятибалльной шкале.
Итоговая форма контроля – в формате ЕГЭ.
Перечень учебно – методического обеспечения курса:
- Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе — М., 1990.
- Войлова К. А., Леденева В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 10-11 классы: метод. Пособие. – М.: Дрофа, 1997;
- Волгина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначение. - М., 1979.
- Волгина Н.С. Трудности современной пунктуации. — М 2000.
- Иванова С. В. Русский язык. Повышение грамотности. Тесты. Упражнения. Правила. – М.: Издательство «Фирмы Глянц», 1994;
- Карамышева С. Н., Матюшина М. А., Роженцова Л. Н. Тесты по русскому языку: содержание, варианты, ответы: Учебное пособие. – Иркутск, Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001;
- Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. – М.: Дрофа, 2002;
- Львова С.И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.
- Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. — М., 2000.
- Львова С.И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.
- Мартьянова И. А. Русский язык (9-11 классы): трудные случаи разбора предложения. – М.: Эксмо, 2019.
- Нормы русского литературного языка: практический материал к урокам/под ред. О. В. Загоровской. – М.: Просвещение, 2006
- Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Рабочая тетрадь/С. Э. Лятти. – Иркутск: Издательство ИрГТУ, 2008
- Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе/М. М. Разумовская. – М.: Дрофа, 2005
- Розенталъ Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. — М., 1970.
- Тренажер для подготовки к ЕГЭ. Русский язык и литература. 10-11 классы/авт.-сост. Т. Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2020
Интернет-ресурсы
http://www.gramota.ru "Русский язык".
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html Основные правила грамматики русского языка
http://literus.net/ Сайт о русском языке и литературе
http://www.language.edu.ru/ интерактивные диктанты
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.gramma.ru Тесты по русскому языку
Перечень материально – технического обеспечения:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Колонки
- Экран
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык" для 10-11 классов
Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» составлена на основе авторской программы М.Ю.Касумовой Деловой русский язык. 10-11 классы // Касумова М.Ю. Деловой р...
Элективный курс по русскому языку для учащихся 9 классов
Пояснительная запискаПрограмма элективного курса рассчитана на учащихся девятых классов....
элективный курс по русскому языку для 6-8 классов
«Пишу правильно, грамотно», трудные случаи правописания. «Пишу правильно, грамотно», трудные случаи правописания....
элективный курс по русскому языку для 6-8 классов
«Пишу правильно, грамотно», трудные случаи правописания. Пояснительная записка.Программа элективного курса «П...
Элективный курс по русскому языку"Тайны текста". 8 класс
Назначение программы учебного курса по выбору «Тайны текста» состоит в том, чтобы сформировать функционально грамотную личность, обеспечить языковое и речевое развитие ученика, помочь ему осозна...
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
Элективный курс по русскому языку для 10- 11 класса ( 68 часов) на тему "Русское правописание:орфография и пунктуация"
Элективный курс по русскому языку для 10-11 класса на тему "Русское правописание:орфография и пунктуация" составлен на основе авторской программы С,И.Львовой....