Элективный курс по русскому языку для 10-11 классов
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Орфография и пунктуация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_pishi_pravilno.docx33.13 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЛИШКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рассмотрено на заседании МО гуманитарного цикла;

руководитель МО Ефременко А.А.

____________________

от «        »         2019 г.

Согласовано

заместитель директора

по УВР

Черных О.С.

__________________

«      »                          2019 г.

Утверждаю

директор МОУ ИРМО «Плишкинская СОШ»

Ильина Е.О.

____________________

Приказ № _____

«       »                         2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по русскому языку

«Пиши правильно!»

Уровень образования (классы): среднее общее образование, 10 – 11 классы

Количество часов: 68 часов

Программа составлена учителем русского языка и литературы Левченко О. И.

Плишкино, 2020 г.

Пояснительная записка

        Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация» рассчитана на использование в 10 - 11 классах и составлена на основе  программы  «Русское правописание: орфография и пунктуация». 10-11 классы. Автор-составитель С.И.Львова. – М., Мнемозина, 2008 с учетом ФГОС СОО.

 Цель данного курса: повышение грамотности учащихся, развитие культуры письменной речи, свободное владение орфографией и пунктуацией.

Задачи: систематизировать  и обобщить знания в области правописания и формировать умение ориентироваться в орфографии и пунктуации;

          формировать активные навыки нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения;

совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность;

учить осознанно применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

развивать навыки самоконтроля и потребность обращаться к справочной литературе;

развивать языковой вкус, потребность в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и культурного общения.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • сформированность гармоничной языковой личности, способной посредством усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского народа, русской многовековой культуре, толерантное отношение к языку и культуре народов многонациональной России и усвоение форм толерантного поведения в поликультурном мире;
  • через осознанное освоение лексического богатства русского языка, получившего образцовое воплощение в литературных произведениях отечественной классики, формирование личности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и ценить малую родину, связывающей своё будущее с развитием края, города, села;
  • посредством выявления языковых особенностей произведений русской литературы, несущей мощнейший гуманистический заряд, формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • через понимание эстетических основ художественного текста, выраженных языковыми средствами, приобщение обучающихся к эстетическому отношению к миру сформированность основ экологического сознания, понимаемого относительно изучения русского языка как неприменение речевой агрессии и умение противостоять речевой агрессии посредством организации гармонизующего диалога, осознания необходимости саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
  • через усвоение научных основ изучения русского языка обеспечение понимания его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней, сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.

Метапредметные результаты:

  • способность и готовность к продуктивному общению и эффективному взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации;
  • обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности языковыми средствами оформления поисковой работы, владение соответствующими стилями речи;
  • освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с текстами различной направленности и стилевой принадлежности, реферирования, тезирования выявления основной мыли и приводимых аргументов;
  • приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности за принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по предложенным лингвистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным темам проекта;
  • овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления собственной точки зрения, использование соответствующих речевых средств;
  • владение умениями работы с информацией (поиск, хранение, использование);
  • владение речемыслительными операциями (интерпретация, поиск аналогий; выдвижение гипотезы, научный аппарат обоснования и опровержение);
  • формирование навыка познавательной рефлексии как осознания правильности, целесообразности, эффективности и экологичности совершаемых действий и мыслительных процессов за счёт выполняемых в рамках программы проектных и исследовательских работ, аналитических  лингвистических упражнений и аналитико-синтетических заданий к фрагментам предложенных текстов нравственно- этической, социально значимой  и научно-публицистической тематики.

Предметные результаты:

  • сформированность понятий «национальный русский язык» и «русский литературный язык»;
  • понимание характера обязательности, вариативности допустимости в применении норм литературного языка; закрепление навыка соблюдения языковых норм в речи в ходе повседневного бытового, учебного, научного, делового общения;
  • владение на основе полученных знаний о нормах русского литературного  языка навыками самоанализа и самооценки собственной  произвольной речи или воспроизведённой речи;
  • владение умением анализировать текст с точки зрения содержащейся в нём информации (основная/второстепенная, явная/скрытая);
  • умение представлять текст в виде тезисов, конспектов, рефератов, сочинений разных жанров, а содержание грамматических правил – в виде таблиц, алгоритмов, свёрнутых алгоритмических предписаний;
  • более глубокое  и детальное знание содержания произведений художественной литературы;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё к ним отношение в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • знание изобразительно-выразительных средств русского языка и умение их применять;

осознание художественной картины мира, созданной в литературном произведении в единстве эмоционального личностного и интеллектуального понимания

Место курса в учебном плане

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, 34  часа за учебный  год в 10 классе (Орфография) и 34 часа в 11 классе (Пунктуация).

Содержание курса

10 класс

Особенности письменного общения – 2 часа

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.

Особенности письменной речи.

Орфография как система правил правописания – 2 часа

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.

Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста.

Правописание морфем – 18 часов

Правописание корней.

Группы корней с чередующимися гласными.

Чередование согласных в корне.

Правописание иноязычных словообразовательных элементов.

Правописание приставок.

Роль смыслового анализа слова при различении приставок пре-, при-.

Правописание суффиксов.

Типичные суффиксы имен существительных и их написание.

Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание.

Типичные суффиксы глагола и их написание.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов.

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий и прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Правописание окончаний.

Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма.

Правописание согласных на стыке морфем, употребление ь.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова.

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

Слитные, дефисные и раздельные написания – 10 часов

Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога.

Особенности написания производных предлогов.

Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов от созвучных сочетаний слов.

Образование и написание сложных слов.

Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний.

Употребление дефиса при написании знаменательных частей речи.

Употребление дефиса при написании служебных частей речи.

Работа со словарем «Слитно или раздельно?»

Написание строчных и прописных букв - 2 часа

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Итоговое контрольное тестирование по курсу «Орфография».

11 класс

Речевой этикет в письменном общении - 2 часа

Речевой этикет как правила речевого поведения.

Особенности речевого этикета при дистанционном общении.

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания - 3 часа

Принципы русской пунктуации.

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.

Разделы русской пунктуации.

Знаки препинания в конце предложения -1 час

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания внутри простого предложения - 13 часов

Знаки препинания между членами предложения.

Знаки препинания между однородными членами предложения.

Однородные и неоднородные определения.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастным оборотом.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Знаки препинания с уточняющими и присоединительными членами предложения.

Знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами.

Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов.

Знаки препинания между частями сложного предложения - 8 часов

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений.

Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.

Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.

Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трёх и более частей.

Сочетание знаков препинания.

Знаки препинания при передаче чужой речи - 3 часа

Прямая и косвенная речь.

Оформление на письме прямой речи и диалога.

Разные способы оформления на письме цитат.

Знаки препинания в связном тексте - 4 часа

Связный текст.

Авторские знаки.

Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно- смысловое членение текста.

Итоговое контрольное тестирование.

Тематическое планирование,  10 класс

Темы занятий

Количество часов

1

Особенности письменного общения

2 ч.

2

Орфография как система правил правописания

2 ч.

3

Правописание морфем

18 ч.

4

Слитные, дефисные и раздельные написания  

10 ч.

5

Написание строчных и прописных букв

2 ч.

Итого

34 ч.

Тематическое планирование, 11 класс

Темы занятий

Количество часов

1

Речевой этикет в письменном общении

2

2

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания

3

3

Знаки препинания в конце предложения

1

4

Знаки препинания внутри простого предложения

13

5

Знаки препинания между частями сложного предложения

8

6

Знаки препинания при передаче чужой речи

3

7

Знаки препинания в связном тексте

4

Итого

34 ч

Критерии и нормы оценки знаний:

        Обучение проводится без бального оценивания учащихся и домашних заданий. Годовая аттестация учащихся осуществляется качественно без фиксации результатов обучения в виде отметок по пятибалльной шкале.

        Итоговая форма контроля – в формате ЕГЭ.

Перечень учебно – методического обеспечения курса:

  1. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе — М., 1990.
  2. Войлова К. А., Леденева В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 10-11 классы: метод. Пособие. – М.: Дрофа, 1997;
  3. Волгина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначение. - М., 1979.
  4. Волгина Н.С. Трудности современной пунктуации. — М 2000.
  5. Иванова С. В. Русский язык. Повышение грамотности. Тесты. Упражнения. Правила. – М.: Издательство «Фирмы Глянц», 1994;
  6. Карамышева С. Н., Матюшина М. А., Роженцова Л. Н. Тесты по русскому языку: содержание, варианты, ответы: Учебное пособие. – Иркутск, Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001;
  7. Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. – М.: Дрофа, 2002;
  8. Львова С.И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.
  9. Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. — М., 2000.
  10. Львова С.И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.
  11. Мартьянова И. А. Русский язык (9-11 классы): трудные случаи разбора предложения. – М.: Эксмо, 2019.
  12. Нормы русского литературного языка: практический материал к урокам/под ред. О. В. Загоровской. – М.: Просвещение, 2006
  13. Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Рабочая тетрадь/С. Э. Лятти. – Иркутск: Издательство ИрГТУ, 2008
  14. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе/М. М. Разумовская. – М.: Дрофа, 2005
  15. Розенталъ Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. — М., 1970.
  16. Тренажер для подготовки к ЕГЭ. Русский язык и литература. 10-11 классы/авт.-сост. Т. Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2020

Интернет-ресурсы

http://www.gramota.ru "Русский язык".

http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html Основные правила грамматики русского языка

http://literus.net/ Сайт о русском языке и литературе

http://www.language.edu.ru/ интерактивные диктанты

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.gramma.ru Тесты по русскому языку

Перечень материально – технического обеспечения:

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Колонки
  4. Экран


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык" для 10-11 классов

Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» составлена на основе  авторской программы М.Ю.Касумовой Деловой русский язык. 10-11 классы // Касумова М.Ю. Деловой р...

Элективный курс по русскому языку для учащихся 9 классов

Пояснительная запискаПрограмма элективного курса рассчитана на учащихся девятых классов....

элективный курс по русскому языку для 6-8 классов

  «Пишу правильно, грамотно»,  трудные случаи правописания.          «Пишу правильно, грамотно»,  трудные случаи правописания....

элективный курс по русскому языку для 6-8 классов

   «Пишу правильно, грамотно»,  трудные случаи правописания.         Пояснительная записка.Программа элективного курса «П...

Элективный курс по русскому языку"Тайны текста". 8 класс

Назначение программы учебного курса по выбору «Тайны текста» состоит в том, чтобы сформировать функционально грамотную личность, обеспечить языковое и речевое развитие ученика, помочь ему осозна...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Элективный курс по русскому языку для 10- 11 класса ( 68 часов) на тему "Русское правописание:орфография и пунктуация"

Элективный курс по русскому языку для 10-11 класса на тему "Русское правописание:орфография и пунктуация" составлен на основе авторской программы С,И.Львовой....