Разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения"
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
подготовка к ОГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_napisaniyu_szhatogo_izlozheniya.docx | 33.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-практикум "Подготовка к написанию сжатого изложения»
Малгатаева Е.С. учитель русского языка и литературы
Форма работы: урок-практикум.
Цель урока: совершенствование умений передавать основное содержание исходного текста, используя различные приёмы компрессии
Задачи урока:
Образовательные:
- совершенствовать лингвистическую, языковую, коммуникативную компетенции, знать особенности сжатия
текста; уметь выделять микротемы,
- формировать навыки по использованию приёмов компрессии на практике, создавать собственный текст на основе прочитанного (реализовывалась на этапе повторения и актуализации материала, при работе с текстом)
Развивающие:
- способствовать развитию быстроты реакции, аналитического и
критического мышления (умение анализировать языковой материал, определять тему, идею, выделять главное), внимания, речи и памяти, коммуникативных умений,
- формировать навыки контроля и самоконтроля (через диалогическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала, комментировании ответов, развитие
аналитического и критического мышления – при работе с текстом)
Воспитательные:
- воспитывать нравственность через осмысление текста, внимательное отношение к русскому языку, к культуре слова; способность участию в совместном принятии решения, выстраиванию конструктивных отношений с другими учащимися.
Результаты:
Предметные: знать способы сжатия текста; уметь формулировать основную мысль текста; сокращать текст на основе исходного текст; писать сжатое изложение; уметь выделять в тексте основную и второстепенную информацию;
Метапредметные: уметь осмысленно читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; способность к самооценке; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа; стремление к речевому самосовершенствованию;
Оборудование:
- раздаточный материал (текст С. Цветовой);
- критерии оценивания изложения (таблица);
- презентация.
Ход урока
- Организационный момент
Я вижу, у вас у всех хорошее настроение. Давайте покажем, как мы готовимся к экзаменам.
- Какое задание требует умения понимать текст, запомнить его и грамотно изложить.
- Какая тема нашего урока?
Да, правильно. Первое задание написать сжатое изложение. Тема урока: «Подготовка к написанию сжатого изложения»
- Чему на этом уроке мы должны научиться?
Как написать сжатое изложение.
Ребята, вы все знаете, что ваши изложение проверяет эксперт.
Эксперт-участник основного государственного экзамена, который оценивает работы по критериям.
Для того, чтобы хорошо написать изложение, вы ребята должны знать критерии проверки изложения.
Изложение проверяют по трем критериям
1. Содержание изложения
2. Приемы сжатия исходного текста
3. Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения.
-Сколько баллов вы можете получить за изложение
III. Актуализация знаний уч-ся.
Ответьте на вопросы
- Что такое сжатое изложение?
Текст – это группа предложений, связанная одной темой
Сжатое изложение – это краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации и сокращением второстепенной информации)
Сжать текст - это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце
Тема — это то, о чём говорится в тексте. И она, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем.
Микротема — это главная мысль абзаца, она раскрывает одну проблему. В вашем изложении должно быть три микротемы и, соответственно, три абзаца.
- Какие приемы сжатия текста вы знаете? (повторение памятки)
- После применения приёмов сжатия, что должно остаться в тексте? (авторский замысел, ключевые слова и микротемы)
Что нужно сохранить при сжатии текста:
- тип и стиль речи;
- последовательность изложения;
- три микротемы в трёх абзацах;
- ключевые слова.
Приемы компрессии:
Исключение – способ сжатия текста, где исключается второстепенная информация: подробности, детали, числовые данные, авторские пояснения, отступления, подробные описания, рассуждения и т. п.. Для того чтобы это сделать, нужно сначала разделить полученную информацию на главную с точки зрения основной мысли текста и второстепенную (несущественную), а затем исключить второстепенную.
К основным языковым приемам исключения относятся:
• исключение повторов;
• исключение фрагмента предложения;
• исключение одного или нескольких синонимов;
• исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений, поясняющих конструкций, синонимов в ряду однородных членов, целых предложений, частей сложного предложения.
Упражнение.
Запишите предложения, исключая повторы слов и словосочетаний.
1. Война катилась на город, война шумела за околицей (А. Приставкин)
2. Вокруг кто-то плакал, кто-то кричал, кто-то молился (Б. Полевой)
«Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля».
| «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».
|
3. Незаметно проходит день, незаметно наступают потёмки. Стоит воздух, стоит одурелая от сна слободка, стоят звёзды в небе, стоит всё небо (К.Федин)
Какой прием компрессии использовали?исключение второстепенной информации
2 группа
Работа со статьёй «Приём упрощения при написании сжатого изложения».
Упрощение (слияние) – это способ сжатия текста, при котором большие по объему предложения упрощаются до простых предложений путем сокращения второстепенной информации, повтора мысли. Другими словами, не сокращая мысли, можно передать её в более простой языковой форме. В основе этого способа лежит упрощения: сложные, развернутые синтаксические конструкции преобразовываются и упрощаются. Этот способ основывается на явлении избыточности речи. Дело в том, что в естественной речи используется гораздо больше слов, чем необходимо для выражения определённой мысли, поэтому её можно упростить.
К основным языковым приемам упрощения относятся:
- слияние нескольких предложений в одно;
- замена предложения или его части указательным местоимением;
- замена сложноподчинённого предложения простым;
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
Замените фрагмент предложения синонимичным выражением.
Резко, с шумом закрыть -
Плохо растущий, болезненный -
Идти, делая частые, мелкие шаги -
Говорить, перебивая друг друга -
Такой, в котором приятно и удобно жить -
Замена придаточного определительного синонимичным определением
3 группа
Работа со статьёй «Приём обобщения при написании сжатого изложения».
Обобщение (замена) – способ сжатия текста, при котором обобщается однородная информация. Другими словами, при обобщении материала сначала вычленяются единичные факты, однородные проблемы или мелкие
Слияние нескольких предложении в одно
вопросы, выделяется в них то, что их объединяет, является общим, а затем подбираются языковые средства для их обобщённой передачи.
К основным языковым приемам обобщения относятся:
- замена однородных членов обобщающим словом;
- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением.
Пример:
Там, где это возможно, замените сложные предложения простыми.
1) Трёх сосен, что так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет.
2) В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.
3) Мы расположились на отдых у дерева, что растёт у самой воды.
Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.
| Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не мешает. |
На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки. | На лугу росли цветы. |
Работа с текстом. Разделить на микротемы (абзацы). Выделить ключевые слова.
Слово "культура" многогранно. Что же в первую очередь несёт в себе истинная культура? Она несёт в себе понятие духовности, свет, знание и истинную красоту. И если люди поймут это, то наша страна станет процветающей. И потому было бы очень хорошо, если бы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры, центр творчества не только для детей, но и для людей всех возрастов. 63 слова
Истинная культура всегда направлена на воспитание и на образование. И во главе таких центров должны стоять люди, хорошо понимающие, что такое настоящая культура, из чего она складывается, каково её значение. Ключевой нотой культуры могут стать такие понятия, как мир, истина, красота. Было бы хорошо, если бы культурой занимались люди честные и бескорыстные, беззаветно преданные своему делу, уважающие друг друга. 59 слов
Культура — огромный океан творчества, места хватит всем, для каждого найдётся дело. И если мы все вместе станем участвовать в её создании и укреплении, то вся планета наша станет прекраснее. 30 слов
(По С. Цветовой)
Всего 150 слов
Слово "культура" многогранно. Что же в первую очередь несёт в себе истинная культура? Она несёт в себе понятие духовности, свет, знание и истинную красоту. И если люди поймут это, то наша страна станет процветающей. И потому было бы очень хорошо, если бы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры, центр творчества не только для детей, но и для людей всех возрастов. 63 слова
Слово "культура" многогранно. Истинная культура несёт в себе понятие духовности, знание и красоту. Когда люди поймут это, наша страна станет процветающей. Нужно иметь центры творчества для детей и взрослых. 29 слов
Первое предложение надо оставить. Во втором предложении отвечаем на вопрос, убирая не нужную информацию. Исключаем части сложного предложения..
Люди всех возрастов заменяем одним словом взрослых.
Истинная культура всегда направлена на воспитание и на образование. И во главе таких центров должны стоять люди, хорошо понимающие, что такое настоящая культура, из чего она складывается, каково её значение. Ключевой нотой культуры могут стать такие понятия, как мир, истина, красота. Было бы хорошо, если бы культурой занимались люди честные и бескорыстные, беззаветно преданные своему делу, уважающие друг друга. 59 слов
Подлинная культура направлена на воспитание и образование. Поэтому руководить такими центрами должны честные и преданные делу люди, хорошо понимающие значение настоящей культуры. 22 слова
Первое предложение оставить исходным, главная мысль заключается в нем. Из нескольких предложении составить одно, использовать прием упрощение. Исключить второстепенную информацию, исключить предложение.
Культура — огромный океан творчества, места хватит всем, для каждого найдётся дело. И если мы все вместе станем участвовать в её создании и укреплении, то вся планета наша станет прекраснее.
Культура — океан творчества, в котором каждому найдётся дело по душе. Всем нужно участвовать в её укреплении, и тогда наша планета станет прекраснее. 23 слова
Всего 74 слова
Исключили часть предложения, заменили придаточное условия придаточным времени. Из двух однородных членов выбрали более емкое определение
Рефлексия
Чему мы научились?
Научились писать сжатое изложение.
Использовать приемы компрессии
Домашнее задание: написать сжатое изложение по тексту,
Использованная литература
- Маханова Е.А. Сжатое изложение. Часть 1. 9 класс. Учебно-практический справочник с мультимедийным приложением и активными ссылками на ресурсы.
- Пахнова Т.М. Как готовиться к сжатому изложению/ Т. М. Пахнова// Русский язык. Приложение «Первое сентября». - 2012. - №1. - с. 33-37.
- Пулялина Л.М. Подготовка к сжатому изложению. 9 класс/ Пулялина // Русский язык. Приложение «Первое сентября». - 2012. - №23. - с. 13-21.
- Шапиро Н.А., Л.В. Волкова, Кузнецова Е.В., Шувалова Е.Ю. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе: метод и практика. – М., Педагогический университет «Первое сентября», 2010.с.18-26; 32-38.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...
Разработка урока подготовки написания сочинения "Широкая Масленица" 5 класс
Русский язык в национальной школе в основном изучается лишь как средство межнационального общения нередко в отрыве от культуры русского народа, создавшего этот язык. Такое ...
Методическая разработка урока обучения написанию сочинения-мнения по теме Technology
Данная методическая предназначена для обучения учащихся написанию сочинения-мнения и включает презентацию (с материалами, направленными на обучение построения высказываний с привидением аргументов, оз...
Методическая разработка проведения урока написания письма по теме: "Россия - родина моя..." Русский язык, 6 класс.
Данное учебное занятие направлено на обучение учащихся 6 класса навыкам письма на основе изучения достопримечательностей родного края. Способствует возрождению эпистолярного жанра, в...
Разработка в помощь написания личного письма (задание №39 ЕГЭ)
Примерный план написания личного письма (задание № 39 ЕГЭ)...
Разработка единых критериев написания и оформления работы для научно-практической конференции работ учащихся.
Рекомендации, как правильно оформить работу, для НПК учащихся....
Методическая разработка проведения урока написания письма.
Проведение урока написания письма в 6 классе коррекционной школы 8 вида....