Как найти фразеологизмы в тексте (презентация по подготовке к ОГЭ)
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)

Куулар Чочагай В

При подготовке к ОГЭ  учащиеся все чаще испытывают затруднение при выполнении задания 7, а именно -при определении фразеологизмов в тексте. Очень часто дети путают фразеологизмы со свободными  сочетаниями. Как их отличить? Данная презентация объясняет, как находить фразеологизмы и отличить их от обычных сочетаний.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как найти фразеологизмы в тексте подготовка к ОГЭ Подготовила : Куулар Чочагай Викторовна, учитель русского языка и литературы «МКОУ СОШ № 1» пгт Палана Камчатского края

Слайд 2

Как отличить крылатое выражение от обычного словосочетания Фразеологизмы (от греческого φράσις – выражение и λογος – понятие, учение) – это устойчивые сочетания слов, которые мы используем в готовом виде, не меняя их состава или порядка слов внутри фразы.

Слайд 3

Н ет дыма без огня; тише едешь – дальше будешь. 2.Счастливые часов не наблюдают.

Слайд 4

Как же нам узнать фразеологизм, если он представляет собой всего лишь словосочетание ? белая ворона и чёрная собака

Слайд 5

* ворона бела . В лагере он был белой вороной.

Слайд 6

Важно: 1. Нельзя менять форму фразеологизма! 2. Фразеологизм действует в речи как одно слово, он неделим и воспринимается как целостная единица. Поэтому в предложении фразеологизм является одним членом предложения

Слайд 7

Важно! Фразеологизм действует в речи как одно слово, он неделим и воспринимается как целостная единица . Нельзя менять форму фразеологизма! В свободных словосочетаниях можно менять число у имён существительных или лицо у глаголов. Красивая девушка-красивые девушки

Слайд 8

Денег куры не клюют – *денег курица не клюёт; Лезть на рожон – *я лезу на рожон; Кот наплакал – *коты наплакали; Без году неделя – *без года неделя.

Слайд 9

Свободные словосочетания можно незначительно изменить с помощью средств синтаксиса: 1) подобрать определение к существительному: купить ботинки – купить зимние ботинки; выиграть приз – выиграть ценный приз ; 2) ввести отрицание действия: писать письмо – не писать письмо; согласиться на встречу – не согласиться на встречу; 3) продолжить фразу с помощью дополнительной основы: читать книгу – читать книгу, которую подарила сестра; устать от споров – устать от споров, которые не кончаются в этом доме; 4) перевести ситуацию в страдательный залог: понять статью энциклопедии – статья энциклопедии понимается с трудом; разгладить складки на рубашке – складки на рубашке разглаживаются с трудом.

Слайд 10

? обвести вокруг пальца – *обвести вокруг указательного пальца; строить глазки – *не строить глазки; сыграть в ящик – *сыграть в ящик, который сколотили накануне; ломать голову – *голова ломается.

Слайд 11

Молоко на губах не обсохло – Молоко на губах обсохло; Куда Макар телят не гонял – Куда Макар телят гонял; каши не сваришь – кашу сваришь; ни в зуб ногой – в зуб ногой.

Слайд 12

Голубые глаза; где раки зимуют ; зимняя сказка; заряжать ружьё; взять на прицел ; отощать от голода; курам на смех ; держать под каблуком ; ходить на каблуках; водить хоровод; ни кола ни двора; провожать гостей; без царя в голове ; сломя голову ; сахарная пудра; водить за нос ; посыпать голову пеплом ; двенадцать месяцев; как с гуся вода ; тридцать три богатыря; безводная пустыня; чёрная кошка; живой труп ; ни свет ни заря ; как белка в колесе; оловянный солдатик.

Слайд 13

Вывод: ФРАЗЕОЛОГИЗМ СВОБОДНОЕ СОЧЕТАНИЕ -Нельзя менять форму -Порядок слов нельзя менять -Нельзя разрывать слова внутри фразеологизма -фразеологизмы с отрицательными частицами : кашу не сваришь (частицы не убирать!) Можно менять форму -порядок слов добавить слова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как найти фразеологизмы в тексте подготовка к ОГЭ Подготовила : Куулар Чочагай Викторовна, учитель русского языка и литературы «МКОУ СОШ № 1» пгт Палана Камчатского края

Слайд 2

Как отличить крылатое выражение от обычного словосочетания Фразеологизмы (от греческого φράσις – выражение и λογος – понятие, учение) – это устойчивые сочетания слов, которые мы используем в готовом виде, не меняя их состава или порядка слов внутри фразы.

Слайд 3

Н ет дыма без огня; тише едешь – дальше будешь. 2.Счастливые часов не наблюдают.

Слайд 4

Как же нам узнать фразеологизм, если он представляет собой всего лишь словосочетание ? белая ворона и чёрная собака

Слайд 5

* ворона бела . В лагере он был белой вороной.

Слайд 6

Важно: 1. Нельзя менять форму фразеологизма! 2. Фразеологизм действует в речи как одно слово, он неделим и воспринимается как целостная единица. Поэтому в предложении фразеологизм является одним членом предложения

Слайд 7

Важно! Фразеологизм действует в речи как одно слово, он неделим и воспринимается как целостная единица . Нельзя менять форму фразеологизма! В свободных словосочетаниях можно менять число у имён существительных или лицо у глаголов. Красивая девушка-красивые девушки

Слайд 8

Денег куры не клюют – *денег курица не клюёт; Лезть на рожон – *я лезу на рожон; Кот наплакал – *коты наплакали; Без году неделя – *без года неделя.

Слайд 9

Свободные словосочетания можно незначительно изменить с помощью средств синтаксиса: 1) подобрать определение к существительному: купить ботинки – купить зимние ботинки; выиграть приз – выиграть ценный приз ; 2) ввести отрицание действия: писать письмо – не писать письмо; согласиться на встречу – не согласиться на встречу; 3) продолжить фразу с помощью дополнительной основы: читать книгу – читать книгу, которую подарила сестра; устать от споров – устать от споров, которые не кончаются в этом доме; 4) перевести ситуацию в страдательный залог: понять статью энциклопедии – статья энциклопедии понимается с трудом; разгладить складки на рубашке – складки на рубашке разглаживаются с трудом.

Слайд 10

? обвести вокруг пальца – *обвести вокруг указательного пальца; строить глазки – *не строить глазки; сыграть в ящик – *сыграть в ящик, который сколотили накануне; ломать голову – *голова ломается.

Слайд 11

Молоко на губах не обсохло – Молоко на губах обсохло; Куда Макар телят не гонял – Куда Макар телят гонял; каши не сваришь – кашу сваришь; ни в зуб ногой – в зуб ногой.

Слайд 12

Голубые глаза; где раки зимуют ; зимняя сказка; заряжать ружьё; взять на прицел ; отощать от голода; курам на смех ; держать под каблуком ; ходить на каблуках; водить хоровод; ни кола ни двора; провожать гостей; без царя в голове ; сломя голову ; сахарная пудра; водить за нос ; посыпать голову пеплом ; двенадцать месяцев; как с гуся вода ; тридцать три богатыря; безводная пустыня; чёрная кошка; живой труп ; ни свет ни заря ; как белка в колесе; оловянный солдатик.

Слайд 13

Вывод: ФРАЗЕОЛОГИЗМ СВОБОДНОЕ СОЧЕТАНИЕ -Нельзя менять форму -Порядок слов нельзя менять -Нельзя разрывать слова внутри фразеологизма -фразеологизмы с отрицательными частицами : кашу не сваришь (частицы не убирать!) Можно менять форму -порядок слов добавить слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока по Русскому языку в 9 классе. Анализ текста как способ подготовки к ГИА.

И снова чья- то маленькая жизнь в твоих руках становится большой…… Из искры возгорится пламя М.Горький    Почему я стала учителем? Этот вопрос я задавала себе несколько раз,  и всегда о...

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

презентация на тему: "Комплексный анализ текста как способ подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Материал данной презентации можно использовать при подготовке к очинению-рассуждению на ОГЭ и ЕГЭ...

Методическая разработка по русскому языку"Как найти главную мысль текста"

Схематичная рекомендация по работе с текстом для учителя и ученика....

Презентация для подготовки к ОГЭ. Приемы компрессии текста.

Презентация может использоваться на уроках подготовки к сжатому изложению. Знакомит учащихся с основными приемами компрессии исходного текста....

Проверочная работа по теме "Восстание Спартака" для 5 класса (найти ошибку в тексте)

В данной проверочной работе учащимся 5 класса необходимо найти ошибки в тексте по теме "Восстание Спартака"....

Презентация по подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе "Особенности выполнения 2 задания пересказа текста с включением цитаты" "

Материал полезен при подготовке к итоговому собеседованию. Содержит советы для подготовки к пересказу текста с включением цитаты....