открытый урок русский язык 6 класс "Не с прилагательными"
методическая разработка по русскому языку (6, 7 класс)

Ооржак Зоя Сартыбаевна

Урок открытия новых знаний, предполагающий знакомство с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 6-м классе «Правописание"не" с именами прилагательными"

        Цели: 

1.Познакомить учащихся с правилом написания не с прилагательными, формировать навыки написания частицы и приставки НЕ в прилагательном

2.Повторить правописание не с существительными и глаголами.

3.Закрепить умение использовать в речи прилагательные как средство изобразительности.

4 Повторение: написание НЕ с существительными; правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

5. Прививать любовь к учебе

                                                 ХОД УРОКА:

  1. Оргмомент.
  2. Опрос домашнего задания. 

1.Фонетическая разминка.

1-й ряд. В каком слове произносится гласный [э]?

Убежать, шест, жёлтеть, цена. 

2-й ряд. В каком слове произносится гласный [ы]?

Тип, жить, чисто, щи.

   2.Состав слова

Назвать слово, соответствующее схеме:  

Местность, исписала, безбрежный, разговор.

     - Вспомните основные положения, когда пишется приставка ПРЕ- , ПРИ-.

-Выполните задание .

1. пр..делать крючок к вешалке               пр..спокойно спать            

2. пр..озерный край                                   пр..зидент России              

3. пр..творить дверь                                  старинные пр..дания          

4. пр..творить мечту в жизнь                   пр..рвать сон                      

5. пр..мник Пушкина                                пр..зирать труса                         

6 мягкое пр..земление                              пр..скучный невежда        

7. знаки пр..пинания                                 пр..бывать в тоске                            

 

     -Кто помнит, какое прилагательное  употреблено в сочетании со словом НЕВЕЖДА?  

-Почему? Разве не может быть премудрый невежда?    

-Какое слово по звучанию похоже на слово НЕВЕЖДА? (невежа.)      

     - Знаете ли вы, что когда-то эти слова были родственными, имели одно

значение, но потом значения разошлись, НЕВЕЖДОЙ называют того, кто мало знает  и не хочет знать больше, а НЕВЕЖА – это невежливый, невоспитанный человек.

- А какой частью речи являются записанные слова?

- Как пишутся они с НЕ?

  Почему?

- А как ещё могут писаться существительные с НЕ? Вспомните правило слитного и раздельного написания НЕ с существительными . Вспомнили написание НЕ с существительными.

     Прочитайте текст,раскройте скобки.

 Человек должен воспитывать в себе (не)нависть к (не)правде, жестокости и злу, умение при (не)взгодах и (не)удачах оказывать помощь вовсе (не)другу, а любому, кто будет в ней нуждаться. Помнить, что (не) счастье купаться  в роскоши и довольстве, а осознание своей нужности людям дает смысл жизни.(Воспитательный момент).

 А над какой частью речи работаем сейчас?

 Работа по теме урока.  

Не с прилагательными

Слитно, если:

Раздельно, если:

- без не не употребляется (ненастный , невзрачный)

- можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (недобрый - злой, нехороший - плохой)

- есть противопоставление с союзом а (не правдивый, а лживый);

- есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (нисколько не интересная книга);

- прилагательные в сравнительной или превосходной степени (не громче, не красивейший);

- с кратким прилагательным ( не могуч).

 Чтение параграфа учебника самостоятельно, вывод. 

Вопрос классу.Что общего в правилах “ НЕ с существительными”?

Вывод. НЕ с прилагательными пишется так же, как  и с существительными

3 Закрепление.

  1. Выборочный диктант.

Слитно                                                      Раздельно

в небольшом  (маленьком)                    вовсе не богатой

городе                                                      не обычной, а новой

необыкновенные (самобытные,            далеко не одобрительное

оригинальные) способности                  не нужна

необъятное (большое) количество

стал неинтересен (скучен)

небывалой (интересной, новой)

неожиданной (новой)

независимый Моцарт (свободный)

осталось  неизвестным (тайным)

Задание 2. Спишите предложения, раскрывая скобки. 

  1. Он был (не) красив и (не) дурен, (не) высок и (не) низок ростом.
  2. Меня тотчас охватила (не) приятная, (не) подвижная сырость.
  3. Теперь перед нами были (не) высокие (не) приступные горы, а (не) большие холмы с (не) приметной, (не) взрачной растительностью.
  4. Дни и ночи рыскал (не) сильный, но (не) отвязный ветер.
  5. Далекие и (не) понятные звезды тихо застыли в (не) объятной выси и с завистью смотрят на (не) угомонную жизнь на Земле.
  6. (Не) зримый жаворонок поет гимн весне.
  7. Тянулась осень, уже (не) сырая и дождливая, а сухая и морозная.

Задание 3.

Выпишите группу слов, которые с не пишутся всегда слитно и которые с не пишутся то слитно, то раздельно:

  1. необычный, ненаглядный, недотрога;
  2. необычный, невежливость, неясный;
  3. неряха, непримиримый, негодовать;

Задание 4.

Спишите, исправляя ошибки:

  1. Яблоки не спелые, но уже вкусные.
  2. Малина в этом году некрупная, но сладкая.
  3. Сильный снежный буран неистовствовал всю ночь.
  4. Первый снег почти всегда приходит неожиданно.
  5. Ранней весной хвойный лес неблещет яркими красками.
  6.  Лесную тишину нарушат вдруг веселые не громкие птичьи голоса. совсем невеселое настроение.

 Задание 4. Выпишите номера предложений, в которых не со словами пишется слитно.

1) Это (не) серебристая ель.
2) Речка была (не) большая, но глубокая.
3) Первый снег обычно долго (не) держится.
4) Солотча – (не) глубокая извилистая речонка.
5) В нашем озере рыба водится (не) крупная, а мелкая.
6) Дождливое лето (не) лучше осени.
7) Это была (не) папина шляпа.
8) Дерево было (не) высоко.
9) Двери запирались, и (не) счастную жертву оставляли наедине с медведем.
10) Лесную тишину нарушат вдруг веселые (не) громкие птичьи голоса..
11) Река (не) глубока.
12) Рассказанная история нисколько (не) интересная.

- Расскажите о правописании НЕ с существительными и прилагательными?

  7. Тесты .

1. Найдите верный ответ.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает:

А. предмет
Б. признак предмета
В. действие предмета
Г. признак как предмет

2. Найдите прилагательное простой сравнительной степени.

А. самый быстрый
Б. красивейший
В. Ярче
Г. более лёгкий

3. Укажите относительное прилагательное

А. лисий след
Б. знакомый человек
В. железная дверь
Г. сестрина книга

4. В каком из указанных случаев НЕ- – приставка?

А. (не) взрачный кустарник
Б. дом (не) большой, а маленький
В. (не) здоровый, а больной человек
Г. (не) знакомый маршрут

5. Найдите прилагательное, в котором пишется одна буква Н.

А. листве..ый лес
Б. глиня..ый сосуд
В. деревя..ый дом
Г. подли..ая правда

6. В каком из указанных случаев НЕ- – часть корня.

А. (не) легкий, а трудный путь
Б. (не) вежливый человек
В. (не) весел ребенок
Г. (не) брежный почерк

7. Укажите прилагательное с суффиксом –ОВ-.

А. плюш..вый
Б. ситц..вый
В. ключ..вой
Г. свинц..вый

8. Найдите прилагательное, которое пишется слитно.

А. (юго) западный
Б. (ярко) красный
В. (средне) вековый
Г. (научно) фантастический

 Задание 5.

 Пейзажи на рабочий стол фото 8

1) Внимательно рассмотрите  картину .

2)Используя прилагательные напишите сочинение-миниатюру .

10. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

11. Домашнее задание.

§54.Упражнение №309.

Блиц - опрос по контрольным вопросам.

  1. Что такое имя прилагательное?( Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета.)
  2. Как изменяются имена прилагательные? ( Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.)
  3. Какими членами предложения могут быть имена прилагательные в предложении?( Имена прилагательные в предложении могут быть определениями или сказуемыми.)
  4. Какие бывают степени сравнения у прилагательных?( Сравнительная и превосходная.)
  5. Какие разряды имен прилагательных по значению вы знаете? ( Качественные, относительные, притяжательные.)
  6. Какие прилагательные называются качественными? ( Прилагательные, которые обозначают признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или в меньшей степени называются качественными прилагательными.)
  7. Какие прилагательные называются относительными? ( Прилагательные, которые обозначают признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени называются относительными.)



Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с.ДОН-ТЕРЕЗИН.

КОНКУРС   «Учитель года 2023»  - школьный этап

Урок по русскому языку в 6-м классе по теме 

"Правописание НЕ с прилагательными"(закрепление)

Ооржак Зоя  Сартыбаевна

Предмет  русский язык            6  класс    Урок №  106      Дата  24.01.2023

Цели урока:

- Актуализировать знания о написании НЕ с существительными, глаголами, формировать умение различать приставку НЕ и частицу НЕ; отработать умение применять алгоритм правильного написания НЕ с прилагательными.

Сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными

- Активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать мыслительные процессы, память, внимание.

- Развивать творческие способности учащихся.

Задачи урока: 
Образовательные: закрепить умения выбора слитного и раздельного    написания НЕ с именами прилагательными; обобщить и закрепить знания учащихся о правописании НЕ с существительными и глаголами; формировать умение применять правило на письме; организовать деятельность по отработке навыков правописания НЕ с прилагательными; способствовать формированию потребности в грамотном письме.
Развивающие: развивать: интерес к предмету;  навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм;  речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты;  словесно-логическое мышление;  умение работать с дополнительными источниками информации; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):развитие

- умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

-умений анализировать, сравнивать, обобщать; применять новые знания;

- творческих, речевых способностей учащихся;

-формирование логических умений;

- умения опираться на уже  известное;

- умения формулировать проблему;

- умения работы в парах, в группе.
Воспитательные:   воспитывать интерес к изучению русского языка, ; формировать правильное отношение к слову.
Планируемые результаты:
Предметные:

Знать: основные понятия морфологии; правила написания НЕ с прилагательными. 
Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; составлять словосочетания и текст на заданную тему; определять разряд прилагательных; применять правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать условия выбора написания; подбирать синонимы к словам; ставить знаки препинания при письме. 

Личностные: Уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?)
Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокор-рекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре, в группе; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, учебник, карточки с дифференцированным заданием.

Технологии: игровые технологии, ИКТ, технология деятельностного подхода и развития критического мышления через чтение  и письмо, здоровьесберегающие технологии,  Формы работы: фронтальный опрос, работа в паре, индивидуальная работа, демонстрация.

Структура урока.

I. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

II. Мотивация.

III.Определение темы и цели урока учащимися (целеполагание).

IV. Актуализация изученного материала (работа в группах)

V.Физкультминутка

VI. Закрепление.

1) работа в рабочей тетради на печатной основе (работа в парах)

2) игра «Блиц-опрос »

3) словарная диктовка с последующей взаимопроверкой

VII. Творческая работа.

VIII. Рефлексия.

IX. Домашнее задание.

Тип урока: урок развивающего контроля (урок  Комплексного применения ЗУН-урок закрепление)

Вид урока: урок-автопортрет в оптимистическом  интерьере.

Этап урока :Деятельность учителя-организация работы учащихся ,контроль над правильным выполнением  заданий

Деятельность учащихся- выполнение заданий темы урока,внимание,дисциплина  …

Оборудование к уроку:ТСО- проектор,ноутбук.Дидактические материалы  и наглядные пособия (карточки, тесты,  таблицы, аудиокассеты,  учебник русского языка для 6 класса Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и других авторов, под редакцией Н.М.Шанского, М., “Просвещение”, 2008 год;

1.Организацинный момент:

1а. Приветствие учителя и жюри  (галантно)  и   Почитание жюри

1б.Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу- дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.

 2.Мотивация к учебной  деятельности:Слайд 1. Девизом нашего урока возьмём слова великого Ломоносова, который сказал: «Береги время учёбы: оно не вернётся, его не наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится.»

-Давайте запишем в тетрадях число, классная работа и тему урока. (записывают).

-Если мы вчера эту тему изучали, то что мы будем делать сегодня? (закреплять)

-Сейчас я вам раздаю листы самооценивания и ваша задача, после каждого задания ставить себе оценку по критериям оценивания.!!!!

Задание: раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами.Работа с текстом

М.В.Ломоносов о поведении учащихся.

С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем.

Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.

(Не) быть гордым и грубым.

(Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.

Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.

Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится! (1758 год)

3.Актуализация знаний       Целеполагание

- На последних уроках мы изучили правописание НЕ с прилагательными. В связи с этим давайте поставим цель на сегодняшний урок (Повторить правописание НЕ с прилагательными, уметь применять это правило) Верно, молодцы.

              3.1 Работа с отрывком из текста   Антона Чехова  «ЛОШАДИНАЯ ФАМИЛИЯ»

У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы

Он полоскал рот ,….., прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, ………, но всё это или не помогало, или вызывало тошноту.

Такая еще простая фамилия... словно как бы лошадиная...

. Нетерпеливый, замученный генерал пообещал дать пять рублей тому, кто вспомнит настоящую фамилию Акцизного ( служащий учреждения по сбору налогов) Якова Васильича  ОВСОВА

На предложение вырвать больной зуб      генерал ответил отказом.

Это уж собачья, а не лошадиная

Для меня теперь эта фамилия дороже, кажется, всего на свете.

Судя по морщинам, бороздившим его лоб, и по выражению глаз, думы его были напряжённы, мучительны..

Мне продают наши мужички овес, да уж больно плохой...

4.Установка познавательной деятельности

4.1 Работа с текстом А.П.Чехова  «ПЕРЕСОЛИЛ»

-Тут за сто верст путевой собаки не сыщешь, а не то что почтовых...

Там, после долгих поисков, разговоров и колебаний, он нашел здоровеннейшего мужика, угрюмого, рябого, одетого в рваную сермягу и лапти.

Лошаденка была молодая, но тощая, с растопыренными ногами и покусанными ушами.

Когда возница приподнялся и стегнул ее веревочным кнутом,

… Землемер, чувствуя сильную тряску и удивляясь способности русских возниц соединять тихую, черепашью езду с душу выворачивающей тряской.

Кобылка молодая, шустрая

Направо от землемера тянулась темная, замерзшая равнина, без конца и краю...

На горизонте    лениво догорала холодная осенняя заря.

С этой стороны всё поле зрения застилала широкая, неуклюжая спина возницы.

Да и возница(ямщик) ненадежный... И морда у него зверская, подозрительная»

На вид-то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка... На меня нечего оглядываться... интересного во мне ничего нет...

Клим, сообразив, вышел из лесу и нерешительно подошел к своему пассажиру.

Дорога и Клим ему уже не казались опасными.

5.Усвоение и закрепление  новых знаний

НЕ

«надо» - положительный,

хороший

«нельзя» -отрицательный ,плохой

СЛИТНО

правдивый

неправдивый

Радостный

 нерадивый

смелый

несмелый

весёлый

невесёлый

удобная

неудобная

6.Физминутка Для физкультминутки можно использовать структуру ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз». ТИМ ЧИР – это короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.
1.Стряхнули с себя лень и усталость.(танец «Якутяночка»)
2. Потянулись к звездным далям.(зажмурили глазки до появления звезд)
3. Спрятались (присели) от бед и опасностей.
4. Улыбнулись друзьям и зимнему солнышку.
5. Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами
7.Первичная проверка  понимания    

7.1. Блиц - опрос по контрольным вопросам. Игра «Верб-не верю» или  «Да-нет »

1. Имя прилагательное обозначает предмет. (нет)

2. Имя прилагательное всегда пишется раздельно с НЕ. (нет)

3. Имя прилагательное пишется с НЕ слитно, если оно без НЕ не употребляется. (да)

4. Имя прилагательное пишется слитно с НЕ, если есть проивопоставление с союзом а. (нет)

5. Имена прилагательные бывают сказуемым. (да)

6. Краткие прилагательные без не НЕ употребляются. (нет)

7. Краткие прилагательные пишутся с НЕ так же как и полные. (да)

Сильные: Составить предложения с разными способами написания НЕ с прилагательными.

8.Закрепление и контроль  глубины знаний (самостоятельные виды деятельности) Что за слова? Какое правило?

Несметные (сокровища), неутешный, непобедимый,  неожиданный, несусветный, непрерывный, ненастный, несуразный, несчастный

9.Самопроверка  знаний.Работа с словами

Небрежный ,невинный, невежественный, нерадивый, неотложный, невзрачный, необходимый, невинный, нелюдимый, неотлучный, неуклюжий,

10.Рефлексия деятельности. Итог  

Человек должен воспитывать в себе (не)нависть к (не)правде, жестокости и злу, умение при (не)взгодах и (не)удачах оказывать помощь вовсе (не)другу, а любому, кто будет в ней нуждаться. Помнить, что (не) счастье купаться  в роскоши и довольстве, а осознание своей нужности людям дает смысл жизни.(Воспитательный момент).

 А над какой частью речи работали  сейчас?

!!!Листы самооценивания дать соседу.(на соответствие)

Учитель предлагает оценить свою работу, нарисовав в тетради снеговика веселого, улыбающегося – «мне все понятно, я все могу выполнить»; снежинку – «я многое знаю, могу выполнить, но некоторые вопросы нужно повторить»; снеговика грустного – «мне все непонятно, я ничего не могу выполнять»)

- Если вам понравилось, как вы работали на уроке, давайте поаплодируем себе…со словами

ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз». ТИМ ЧИР – это короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.

11.Домашнее задание и инструктаж его выполнения : написать мини-смс-сочинение-рассуждение «Что значит воспитывать себя ?» в рабочих тетрадях.

Человек должен воспитывать в себе  ненависть к неправде, жестокости и злу, умение при невзгодах и неудачах оказывать помощь вовсе  не другу, а любому, кто будет в ней нуждаться. Помнить, что  несчастье купаться  в роскоши и довольстве, а осознание своей нужности людям дает смысл жизни.

- Если вам понравилось, как вы работали на уроке, давайте поаплодируем себе…

НЕ с прилагательными

Слитно, если:

Раздельно, если:

- без не не употребляется (нерадивый, небрежный)

- можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (недобрый - злой, нехороший - плохой)

- есть противопоставление с союзом а (не правдивый, а лживый);

- есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (нисколько не интересная книга);

- прилагательные в сравнительной или превосходной степени (не громче, не красивейший);

- с кратким прилагательным ( не могуч).

Чтение стихотворения.Прослушивание

Слитное и раздельное написание НЕ со словами

Есть слова, они без не в глупость превращаются,
Их без не тебе и мне ставить запрещается.
При словах: отнюдь, совсем людям легче дышится,
Тут уже понятно всем: не отдельно пишется.
Пишется отдельно не, если в предложении
Есть противопоставление.
Если слово вместе с не новым заменяется,
Значит, к слову это не присоединяется.
( “ Радионяня”. “ Веселые уроки”.)

Литература.

  1. С.А.Романова. Тематическая разработка уроков русского языка в 6 классе. М., Школьная Пресса, 2002 год.(“ Русский язык и литература в школе -приложение к журналу “ Русская словесность”.
  2. Учебник русского языка для 6 класса Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и других авторов, под редакцией Н.М.Шанского, М., “Просвещение”, 2008 год;
  3. Диск “Виртульная школа Кирилла и Мефодия” 6 класс.
  4. Русский язык. 5-7 классы. Необычные диктанты/ сост. С.А.Брагина.- Волгоград; Учитель, 2009 год.

C:\Users\Работа\Downloads\applikaciya-snegovik-34.jpg

C:\Users\Работа\Downloads\applikaciya-snegovik-34.jpg

C:\Users\Работа\Downloads\applikaciya-snegovik-34.jpg

C:\Users\Работа\Downloads\applikaciya-snegovik-34.jpg

C:\Users\Работа\Downloads\applikaciya-snegovik-34.jpgC:\Users\Работа\Downloads\applikaciya-snegovik-34.jpgC:\Users\Работа\Downloads\applikaciya-snegovik-34.jpgC:\Users\Работа\Downloads\applikaciya-snegovik-34.jpg

https://i.pinimg.com/originals/1d/ec/73/1dec73bdb9dca7714c2720fbd2153518.jpg

https://i.pinimg.com/originals/1d/ec/73/1dec73bdb9dca7714c2720fbd2153518.jpg

https://i.pinimg.com/originals/1d/ec/73/1dec73bdb9dca7714c2720fbd2153518.jpg

https://i.pinimg.com/originals/1d/ec/73/1dec73bdb9dca7714c2720fbd2153518.jpg

https://motohit.ru/wp-content/uploads/2020/02/37.12.12.03.04.109-NEW-YEAR-SNOWFLAKES-109-890x1024.jpg

https://motohit.ru/wp-content/uploads/2020/02/37.12.12.03.04.109-NEW-YEAR-SNOWFLAKES-109-890x1024.jpg

https://motohit.ru/wp-content/uploads/2020/02/37.12.12.03.04.109-NEW-YEAR-SNOWFLAKES-109-890x1024.jpg

https://motohit.ru/wp-content/uploads/2020/02/37.12.12.03.04.109-NEW-YEAR-SNOWFLAKES-109-890x1024.jpg

https://motohit.ru/wp-content/uploads/2020/02/37.12.12.03.04.109-NEW-YEAR-SNOWFLAKES-109-890x1024.jpg

https://motohit.ru/wp-content/uploads/2020/02/37.12.12.03.04.109-NEW-YEAR-SNOWFLAKES-109-890x1024.jpg



Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с.ДОН-ТЕРЕЗИН.

КОНКУРС   «Учитель года 2023»  - школьный этап

Урок по русскому языку в 6-м классе по теме 

"Правописание НЕ с прилагательными"(закрепление)

Ооржак Зоя  Сартыбаевна

Предмет  русский язык            6  класс    Урок №  106      Дата  24.01.2023

Цели урока:

- Актуализировать знания о написании НЕ с существительными, глаголами, формировать умение различать приставку НЕ и частицу НЕ; отработать умение применять алгоритм правильного написания НЕ с прилагательными.

Сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными

- Активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать мыслительные процессы, память, внимание.

- Развивать творческие способности учащихся.

Задачи урока: 
Образовательные: закрепить умения выбора слитного и раздельного    написания НЕ с именами прилагательными; обобщить и закрепить знания учащихся о правописании НЕ с существительными и глаголами; формировать умение применять правило на письме; организовать деятельность по отработке навыков правописания НЕ с прилагательными; способствовать формированию потребности в грамотном письме.
Развивающие: развивать: интерес к предмету;  навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм;  речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты;  словесно-логическое мышление;  умение работать с дополнительными источниками информации; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):развитие

- умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

-умений анализировать, сравнивать, обобщать; применять новые знания;

- творческих, речевых способностей учащихся;

-формирование логических умений;

- умения опираться на уже  известное;

- умения формулировать проблему;

- умения работы в парах, в группе.
Воспитательные:   воспитывать интерес к изучению русского языка, ; формировать правильное отношение к слову.
Планируемые результаты:
Предметные:

Знать: основные понятия морфологии; правила написания НЕ с прилагательными. 
Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; составлять словосочетания и текст на заданную тему; определять разряд прилагательных; применять правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать условия выбора написания; подбирать синонимы к словам; ставить знаки препинания при письме. 

Личностные: Уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?)
Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокор-рекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре, в группе; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, учебник, карточки с дифференцированным заданием.

Технологии: игровые технологии, ИКТ, технология деятельностного подхода и развития критического мышления через чтение  и письмо, здоровьесберегающие технологии,  Формы работы: фронтальный опрос, работа в паре, индивидуальная работа, демонстрация.

Структура урока.

I. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

II. Мотивация.

III.Определение темы и цели урока учащимися (целеполагание).

IV. Актуализация изученного материала (работа в группах)

V.Физкультминутка

VI. Закрепление.

1) работа в рабочей тетради на печатной основе (работа в парах)

2) игра «Блиц-опрос »

3) словарная диктовка с последующей взаимопроверкой

VII. Творческая работа.

VIII. Рефлексия.

IX. Домашнее задание.

Тип урока: урок развивающего контроля (урок  Комплексного применения ЗУН-урок закрепление)

Вид урока: урок-автопортрет в оптимистическом  интерьере.

Этап урока :Деятельность учителя-организация работы учащихся ,контроль над правильным выполнением  заданий

Деятельность учащихся- выполнение заданий темы урока,внимание,дисциплина  …

Оборудование к уроку:ТСО- проектор,ноутбук.Дидактические материалы  и наглядные пособия (карточки, тесты,  таблицы, аудиокассеты,  учебник русского языка для 6 класса Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и других авторов, под редакцией Н.М.Шанского, М., “Просвещение”, 2008 год;

1.Организацинный момент:

1а. Приветствие учителя и жюри  (галантно)  и   Почитание жюри

1б.Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу- дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.

 2.Мотивация к учебной  деятельности:Слайд 1. Девизом нашего урока возьмём слова великого Ломоносова, который сказал: «Береги время учёбы: оно не вернётся, его не наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится.»

-Давайте запишем в тетрадях число, классная работа и тему урока. (записывают).

-Если мы вчера эту тему изучали, то что мы будем делать сегодня? (закреплять)

-Сейчас я вам раздаю листы самооценивания и ваша задача, после каждого задания ставить себе оценку по критериям оценивания.!!!!

Задание: раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами.Работа с текстом

М.В.Ломоносов о поведении учащихся.

С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем.

Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.

(Не) быть гордым и грубым.

(Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.

Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.

Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится! (1758 год)

3.Актуализация знаний       Целеполагание

- На последних уроках мы изучили правописание НЕ с прилагательными. В связи с этим давайте поставим цель на сегодняшний урок (Повторить правописание НЕ с прилагательными, уметь применять это правило) Верно, молодцы.

              3.1 Работа с отрывком из текста   Антона Чехова  «ЛОШАДИНАЯ ФАМИЛИЯ»

У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы

Он полоскал рот ,….., прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, ………, но всё это или не помогало, или вызывало тошноту.

Такая еще простая фамилия... словно как бы лошадиная...

. Нетерпеливый, замученный генерал пообещал дать пять рублей тому, кто вспомнит настоящую фамилию Акцизного ( служащий учреждения по сбору налогов) Якова Васильича  ОВСОВА

На предложение вырвать больной зуб      генерал ответил отказом.

Это уж собачья, а не лошадиная

Для меня теперь эта фамилия дороже, кажется, всего на свете.

Судя по морщинам, бороздившим его лоб, и по выражению глаз, думы его были напряжённы, мучительны..

Мне продают наши мужички овес, да уж больно плохой...

4.Установка познавательной деятельности

4.1 Работа с текстом А.П.Чехова  «ПЕРЕСОЛИЛ»

-Тут за сто верст путевой собаки не сыщешь, а не то что почтовых...

Там, после долгих поисков, разговоров и колебаний, он нашел здоровеннейшего мужика, угрюмого, рябого, одетого в рваную сермягу и лапти.

Лошаденка была молодая, но тощая, с растопыренными ногами и покусанными ушами.

Когда возница приподнялся и стегнул ее веревочным кнутом,

… Землемер, чувствуя сильную тряску и удивляясь способности русских возниц соединять тихую, черепашью езду с душу выворачивающей тряской.

Кобылка молодая, шустрая

Направо от землемера тянулась темная, замерзшая равнина, без конца и краю...

На горизонте    лениво догорала холодная осенняя заря.

С этой стороны всё поле зрения застилала широкая, неуклюжая спина возницы.

Да и возница(ямщик) ненадежный... И морда у него зверская, подозрительная»

На вид-то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка... На меня нечего оглядываться... интересного во мне ничего нет...

Клим, сообразив, вышел из лесу и нерешительно подошел к своему пассажиру.

Дорога и Клим ему уже не казались опасными.

5.Усвоение и закрепление  новых знаний

НЕ

«надо» - положительный,

хороший

«нельзя» -отрицательный ,плохой

СЛИТНО

правдивый

неправдивый

Радостный

 нерадивый

смелый

несмелый

весёлый

невесёлый

удобная

неудобная

6.Физминутка Для физкультминутки можно использовать структуру ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз». ТИМ ЧИР – это короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.
1.Стряхнули с себя лень и усталость.(танец «Якутяночка»)
2. Потянулись к звездным далям.(зажмурили глазки до появления звезд)
3. Спрятались (присели) от бед и опасностей.
4. Улыбнулись друзьям и зимнему солнышку.
5. Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами
7.Первичная проверка  понимания    

7.1. Блиц - опрос по контрольным вопросам. Игра «Верб-не верю» или  «Да-нет »

1. Имя прилагательное обозначает предмет. (нет)

2. Имя прилагательное всегда пишется раздельно с НЕ. (нет)

3. Имя прилагательное пишется с НЕ слитно, если оно без НЕ не употребляется. (да)

4. Имя прилагательное пишется слитно с НЕ, если есть проивопоставление с союзом а. (нет)

5. Имена прилагательные бывают сказуемым. (да)

6. Краткие прилагательные без не НЕ употребляются. (нет)

7. Краткие прилагательные пишутся с НЕ так же как и полные. (да)

Сильные: Составить предложения с разными способами написания НЕ с прилагательными.

8.Закрепление и контроль  глубины знаний (самостоятельные виды деятельности) Что за слова? Какое правило?

Несметные (сокровища), неутешный, непобедимый,  неожиданный, несусветный, непрерывный, ненастный, несуразный, несчастный

9.Самопроверка  знаний.Работа с словами

Небрежный ,невинный, невежественный, нерадивый, неотложный, невзрачный, необходимый, невинный, нелюдимый, неотлучный, неуклюжий,

10.Рефлексия деятельности. Итог  

Человек должен воспитывать в себе (не)нависть к (не)правде, жестокости и злу, умение при (не)взгодах и (не)удачах оказывать помощь вовсе (не)другу, а любому, кто будет в ней нуждаться. Помнить, что (не) счастье купаться  в роскоши и довольстве, а осознание своей нужности людям дает смысл жизни.(Воспитательный момент).

 А над какой частью речи работали  сейчас?

!!!Листы самооценивания дать соседу.(на соответствие)

Учитель предлагает оценить свою работу, нарисовав в тетради снеговика веселого, улыбающегося – «мне все понятно, я все могу выполнить»; снежинку – «я многое знаю, могу выполнить, но некоторые вопросы нужно повторить»; снеговика грустного – «мне все непонятно, я ничего не могу выполнять»)

- Если вам понравилось, как вы работали на уроке, давайте поаплодируем себе…со словами

ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз». ТИМ ЧИР – это короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.

11.Домашнее задание и инструктаж его выполнения : написать мини-смс-сочинение-рассуждение «Что значит воспитывать себя ?» в рабочих тетрадях.

Человек должен воспитывать в себе  ненависть к неправде, жестокости и злу, умение при невзгодах и неудачах оказывать помощь вовсе  не другу, а любому, кто будет в ней нуждаться. Помнить, что  несчастье купаться  в роскоши и довольстве, а осознание своей нужности людям дает смысл жизни.

- Если вам понравилось, как вы работали на уроке, давайте поаплодируем себе…

НЕ с прилагательными

Слитно, если:

Раздельно, если:

- без не не употребляется (нерадивый, небрежный)

- можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (недобрый - злой, нехороший - плохой)

- есть противопоставление с союзом а (не правдивый, а лживый);

- есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (нисколько не интересная книга);

- прилагательные в сравнительной или превосходной степени (не громче, не красивейший);

- с кратким прилагательным ( не могуч).

Чтение стихотворения.Прослушивание

Слитное и раздельное написание НЕ со словами

Есть слова, они без не в глупость превращаются,
Их без не тебе и мне ставить запрещается.
При словах: отнюдь, совсем людям легче дышится,
Тут уже понятно всем: не отдельно пишется.
Пишется отдельно не, если в предложении
Есть противопоставление.
Если слово вместе с не новым заменяется,
Значит, к слову это не присоединяется.
( “ Радионяня”. “ Веселые уроки”.)

Литература.

  1. С.А.Романова. Тематическая разработка уроков русского языка в 6 классе. М., Школьная Пресса, 2002 год.(“ Русский язык и литература в школе -приложение к журналу “ Русская словесность”.
  2. Учебник русского языка для 6 класса Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и других авторов, под редакцией Н.М.Шанского, М., “Просвещение”, 2008 год;
  3. Диск “Виртульная школа Кирилла и Мефодия” 6 класс.
  4. Русский язык. 5-7 классы. Необычные диктанты/ сост. С.А.Брагина.- Волгоград; Учитель, 2009 год.

C:\Users\Работа\Downloads\applikaciya-snegovik-34.jpg

C:\Users\Работа\Downloads\applikaciya-snegovik-34.jpg

C:\Users\Работа\Downloads\applikaciya-snegovik-34.jpg

C:\Users\Работа\Downloads\applikaciya-snegovik-34.jpg

C:\Users\Работа\Downloads\applikaciya-snegovik-34.jpgC:\Users\Работа\Downloads\applikaciya-snegovik-34.jpgC:\Users\Работа\Downloads\applikaciya-snegovik-34.jpgC:\Users\Работа\Downloads\applikaciya-snegovik-34.jpg

https://i.pinimg.com/originals/1d/ec/73/1dec73bdb9dca7714c2720fbd2153518.jpg

https://i.pinimg.com/originals/1d/ec/73/1dec73bdb9dca7714c2720fbd2153518.jpg

https://i.pinimg.com/originals/1d/ec/73/1dec73bdb9dca7714c2720fbd2153518.jpg

https://i.pinimg.com/originals/1d/ec/73/1dec73bdb9dca7714c2720fbd2153518.jpg

https://motohit.ru/wp-content/uploads/2020/02/37.12.12.03.04.109-NEW-YEAR-SNOWFLAKES-109-890x1024.jpg

https://motohit.ru/wp-content/uploads/2020/02/37.12.12.03.04.109-NEW-YEAR-SNOWFLAKES-109-890x1024.jpg

https://motohit.ru/wp-content/uploads/2020/02/37.12.12.03.04.109-NEW-YEAR-SNOWFLAKES-109-890x1024.jpg

https://motohit.ru/wp-content/uploads/2020/02/37.12.12.03.04.109-NEW-YEAR-SNOWFLAKES-109-890x1024.jpg

https://motohit.ru/wp-content/uploads/2020/02/37.12.12.03.04.109-NEW-YEAR-SNOWFLAKES-109-890x1024.jpg

https://motohit.ru/wp-content/uploads/2020/02/37.12.12.03.04.109-NEW-YEAR-SNOWFLAKES-109-890x1024.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 7 классе "Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных"

Открытый урок предназначен для обучающихся 7 класса. Нестандартный подход к усвоению учебного материала прививает повышенный интерес к предмету ...

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Открытый урок русского языка в 6 классе "Не с прилагательными"

Этот материал удобен для использования на вводном уроке по данной теме. Различные виды работ и разноуровневые задания помогают детям полнее и глубже усвоить материал....

Открытый урок русского языка на тему «Притяжательные прилагательные». 6 класс (коррекционный).

  Цели: усовершенствовать знания учащихся об имени прилагательном; продолжить обучение правильному письму и употреблению в речи имен прилагательных; активизировать словарь учащи...

Открытый урок русского языка в 6 классе "Путешествие по зимнему лесу" (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»).

Открытый урок русского языка в 6 классе Тема: Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)Тип: урок обобщающего повторенияЦели: Обучающая &nd...

Урок-путешествие "В мире удивительных Прилагательных". (Открытый урок русского языка в 6 классе с использованием ИКТ).

Цель урока-путешествия :повторение изученного об имени прилагательном,отработка умений и навыков по ихправописанию и употреблению в речи....