Урок русского языка в 8 классе по теме "Однородные члены предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
Тема: Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами.
Предмет: Русский язык
Класс: 8
Цели учебного занятия:
- Совершенствование умений и навыков постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанных сочинительными союзами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_8_kl_russ_yaz.docx | 29.73 КБ |
urok_russ_yaz_8_kl.pptx | 2.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами.
Предмет: Русский язык
Класс: 8
Цели учебного занятия:
- Совершенствование умений и навыков постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанных сочинительными союзами.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал: карточки с предложениями, тесты, текст стихотворения К.Бальмонта «Лунный свет»; картина А. И. Куинджи "Лунная ночь на Днепре", запись музыки К. Дебюсси "Лунный свет".
Ход урока.
1.Мотивация учащихся.
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем учебном занятии! Прежде, чем приступить к работе, я хотела бы пожелать вам хорошего настроения и успехов.
Для начала давайте прослушаем музыку, после прослушивания поделимся чувствами и эмоциями.
2."Мозговой штурм"
- Какие чувства вызвала эта музыка?
- Какой человек мог создать такую музыку?
- Как вы думаете, о чем эта музыка?
Эта музыка создает грустное, романтичное настроение. Такую музыку мог сочинить талантливый, романтичный, душевный человек. Эта музыка о осени, ночи, грусти, любви.
В конце урока мы еще раз мы вернемся к этой музыке.
А теперь обратите внимание, какие предложения у нас получились? (предложения с однородными членами)
Тема нашего урока "Однородные члены, связанные сочинительными союзами"
- Что мы знаем об однородных членах?
3. Блиц-опрос.
- Чтобы успешно работать над темой, необходимо вспомнить теоретические сведения. Давайте вспомним, что такое однородные члены предложения?
(Однородные члены предложения – это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения и зависят от одного и того же слова).
- Кто из вас может рассказать мне о том, с помощью чего могут быть связаны между собой однородные члены предложения?
(Однородные члены связаны между собой сочинительной связью и интонационно или только при помощи интонации)
-Когда между однородными членами ставятся запятые? Распределите условия в две колонки ставится запятая и не ставится
- При повторяющихся соединительных и разделительных союзах.
- Перед одиночным противительным союзом.
- При попарном соединении.
- Перед второй частью двойного союза: как…так и; не так…как; не только…но и; не столько…сколько; настолько…насколько; хотя и…но; если не…то …
- При бессоюзном соединении.
-Когда между ними не ставятся знаки препинания?
- При одиночном соединительном или разделительном союзе.
- Во фразеологическом обороте.
- Неоднородные определения.
4. Анализ текста К. Г. Паустовского "Жёлтый свет".
- А сейчас я предлагаю вам ознакомиться с отрывком из рассказа К.Г.Паустовского
Выразительное чтение отрывка из рассказа
К. Г. Паустовского "Жёлтый свет"
Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем, и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.
Была как раз такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под
забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.
Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от
ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и
косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услыхал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шепот.
Ночь стояла над притихшей землей. Разлив звездного блеска был ярок, почти нестерпим. Осенние созвездия блистали в ведре с водой и в маленьком оконце избы с такой же напряженной силой, как и на небе...
- Какая картина возникает перед вами, когда вы читаете этот текст? Какие чувства, ощущения испытываете?
- Что вы видите при чтении? Перечислите
- Можно ли услышать звуки при чтении текста?
- Какие цвета вы видите?
- Какова тема текста? Озаглавьте его. Определите тип текста.
- Тема текста – осенняя ночь.
- Тип данного текста – повествование, так как события сменяются одно за другим.
5. Работа в группах дифференцированно.
- Карточки №1: необходимо поставить знаки препинания во всём тексте, составить схемы всех предложений с однородными членами;
- Карточки №2: поставить знаки препинания в предложениях, отмеченных *, составить схемы двух предложений.
- Карточка №3: необходимо соотнести схемы предложений с предложениями, отмеченными *
Физминутка
- Работа по картине А. И. Куинджи "Лунная ночь на Днепре".
- Сейчас мы познакомимся с произведением ещё одного художника ночи,
Архипа Ивановича Куинджи.
- Слухи о феерической красоте этой картины разнеслись по Петербургу ещё до завершения произведения. В мастерскую Куинджи приходили Тургенев, Полонский, Крамской, Менделеев. Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди, по словам И. Е. Репина, в "молитвенной тишине", стоявшие перед полотном Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах. Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие.
- Итак, перед нами замечательная картина А. И. Куинджи "Лунная ночь на Днепре". Составьте по картине предложения с однородными членами. 1 ряд с соединительными повторяющимися союзами
2 ряд с разделительными повторяющимися союзами
3 ряд с двойными соединительными союзами.
(Дети составляют предложения)
- Серебристо-зеленоватая Луна, залившая своим таинственным светом землю, величественно, но печально гляделась в своё отражение в воде.
- Картина А. И. Куинджи не только восхищает своей красотой, но и заставляет задуматься о вечных тайнах природы.
- Картина Куинджи "Лунная ночь на Днепре" восхищает красотой природы, мастерством художника.
- Глянула луна и осветила и Днепр, и хатки, и паутину тропинок на ближнем берегу.
- Ни небо, ни равнина, ни река не поражают зрителя так, как поражает его фосфорический блеск луны.)
7. Лингвистический эксперимент.
Литературным аналогом пьесы К. Дебюсси является стихотворение К. Бальмонта "Лунный свет". Необходимо вставить в текст стихотворения пропущенные однородные члены. А как у автора?
Работа со стихотворением К. Бальмонта «Лунный свет».
Когда луна сверкнет во мгле ночной
Своим серпом, блистательным и нежным,
Моя душа стремится в мир иной,
Пленяясь всем далеким, всем безбрежным.
К лесам, к горам, к вершинам белоснежным
Я мчусь в мечтах; как будто дух больной,
Я бодрствую над миром безмятежным,
И сладко плачу, и дышу - луной.
Впиваю это бледное сиянье,
Как эльф, качаюсь в сетке из лучей,
Я слушаю, как говорит молчанье.
Людей родных мне далеко страданье,
Чужда мне вся земля с борьбой своей,
Я - облачко, я - ветерка дыханье.
8. Работа с музыкальным произведением.
- С произведениями каких видов искусства мы уже поработали? ( изобразительное искусство и литература)
- Какой, по-вашему, должна быть ночная мелодия?
- Ночная мелодия должна быть тихой, переливающейся...
- Я думаю, что она плавная, медленная, как бы воздушная...
- Мне кажется, что ночная мелодия – это как звучащая тишина, она таинственная и немного пугающая.
-А может ли она быть такой, как музыка, которую мы прослушали? (Учащиеся ещё раз слушают музыку.)
Эта музыка сочинена французским композитором Клодом Дебюси называется "Лунный свет"
9. Итоги урока.
- Вот и подошло наше сегодняшнее учебное занятие к концу. Скажите мне, пожалуйста, какая тема урока была сегодня?
1) Рефлексия.
Продолжите фразы: «Сегодня на уроке…»
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
8. Домашнее задание.
с.141 упр 252
При повторяющихся соединительных и разделительных союзах.
Перед одиночным противительным союзом.
При попарном соединении.
Перед второй частью двойного союза: как…так и; не так…как; не только…но и; не столько…сколько; настолько…насколько; хотя и…но; если не…то …
При бессоюзном соединении.
При одиночном соединительном или разделительном союзе.
Во фразеологическом обороте.
При неоднородных определениях.
_____________________________
Карточка №1: необходимо поставить знаки препинания в предложениях 1, 3 , 4. Составить схему предложения 3 с однородными членами
1. Бывают осенние ночи, оглохшие и немые когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.
2.Была как раз такая ночь. 3. Фонарь освещал колодец старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.
4.Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист вздрогнул на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам чуть шелестя и качаясь. 5.Впервые я услыхал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шепот.
6.Ночь стояла над притихшей землей. 7.Разлив звездного блеска был ярок, почти нестерпим. 8.Осенние созвездия блистали в ведре с водой и в маленьком оконце избы с такой же напряженной силой, как и на небе. (К.Г.Паустовский)
_____________________________
Карточка №2: поставить знаки препинания в предложениях 3, составить схему. Выписать предложение с неоднородными определениями.
1.Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем, и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.
2.Была как раз такая ночь. 3.Фонарь освещал колодец старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.
4.Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. 5.Впервые я услыхал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шепот.
6.Ночь стояла над притихшей землей. 7. Разлив звездного блеска был ярок, почти нестерпим. 8.Осенние созвездия блистали в ведре с водой и в маленьком оконце избы с такой же напряженной силой, как и на небе. (К.Г.Паустовский)
_____________________________
Карточка №3: найти и выписать 2 предложения с однородными членами, подчеркнуть однородные члены.
Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем, и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.
Была как раз такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.
Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услыхал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шепот.
Ночь стояла над притихшей землей. Разлив звездного блеска был ярок, почти нестерпим. Осенние созвездия блистали в ведре с водой и в маленьком оконце избы с такой же напряженной силой, как и на небе. (К.Г.Паустовский)
К. Бальмонт «Лунный свет».
Когда луна сверкнет во мгле ночной
Своим серпом, блистательным и _________,
Моя душа стремится в мир иной,
Пленяясь всем далеким, всем безбрежным.
К лесам, к _____, к _______ белоснежным
Я мчусь в мечтах; как будто дух больной,
Я бодрствую над миром безмятежным,
И сладко плачу, и ______ - луной.
Впиваю это бледное сиянье,
Как эльф, _______ в сетке из лучей,
Я слушаю, как говорит молчанье.
Людей родных мне далеко страданье,
Чужда мне вся земля с борьбой своей,
Я - облачко, я - ветерка дыханье.
К. Бальмонт «Лунный свет».
Когда луна сверкнет во мгле ночной
Своим серпом, блистательным и _________,
Моя душа стремится в мир иной,
Пленяясь всем далеким, всем безбрежным.
К лесам, к _____, к _______ белоснежным
Я мчусь в мечтах; как будто дух больной,
Я бодрствую над миром безмятежным,
И сладко плачу, и ______ - луной.
Впиваю это бледное сиянье,
Как эльф, _______ в сетке из лучей,
Я слушаю, как говорит молчанье.
Людей родных мне далеко страданье,
Чужда мне вся земля с борьбой своей,
Я - облачко, я - ветерка дыханье.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Константин Георгиевич Паустовский, писатель (1892-1968)
«Лунная ночь на Днепре»
К.Бальмонт «Лунный свет» Когда луна сверкнет во мгле ночной Своим серпом, блистательным и _________ , Моя душа стремится в мир иной , Пленяясь всем далеким, всем безбрежным. К лесам, к _____, к _______ белоснежным Я мчусь в мечтах; как будто дух больной, Я бодрствую над миром безмятежным, И сладко плачу, и ______ - луной. Впиваю это бледное сиянье, Как эльф, _______ в сетке из лучей, Я слушаю, как говорит молчанье. Людей родных мне далеко страданье, Чужда мне вся земля с борьбой своей, Я - облачко, я - ветерка дыханье.
Когда луна сверкнет во мгле ночной Своим серпом, блистательным и нежным , Моя душа стремится в мир иной, Пленяясь всем далеким, всем безбрежным. К лесам, к горам, к вершинам белоснежным Я мчусь в мечтах; как будто дух больной , Я бодрствую над миром безмятежным, И сладко плачу, и дышу - луной . Впиваю это бледное сиянье, Как эльф, качаюсь в сетке из лучей, Я слушаю, как говорит молчанье. Людей родных мне далеко страданье, Чужда мне вся земля с борьбой своей, Я - облачко, я - ветерка дыханье.
Клод Дебюсси, французский композитор, дирижер (1862-1918)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка. 9 класс.Понятие о сложносочиненном предложении
урок русского языка в 9 классе по теме "Сложносочиненные предлжения"...
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
Урок по русскому языку 8 класс «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение».
Предлагаю разработку урока русского языка для 8 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....
Диагностическая работа по русскому языку. 5 класс. Тема «Второстепенные члены предложения»
Диагностическая работа по русскому языку. 5 класс. Тема: «Второстепенные члены предложения» Работа выполнена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит уровневые дескрипторы оценки. Работа позво...
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) Тема: «Обособление уточняющих членов предложения»
Класс: 8бЦель урока: сформировать УУД по различению уточняющих членов предложения от других обособленных членов предложения.Данная тема является предпоследней в разделе «Обособленные члены предложения...
Презентация к уроку русского языка "Повторение по теме "Обособленные члены предложения" 8 класс
Данная презентация содержит материал с разными заданиями для повторения и закрепления изученного по теме "Обособленные члены предложения", а также позволяет организовать проверку взаимпровер...
Урок русского языка 9 класс Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"
Урок русского языка 9 класс. Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"....