Олимпиада по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (10 класс)
Презентация, иллюстрирующая задания регионального этапа ВСОШ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_olim.pptx | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В приведённой ниже цитате из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля знаком <…>; обозначен пропуск общеизвестных слов – терминов. Напишите их в соответствии с современной орфографической нормой. Семизвhздiе , утиное гнhздо , стожары, волосожары , <…>; // <…>, возъ или возница, лось, конь на приколh , си(h) верокъ . Как образовано слово семизвездие? Какой способ толкования лексического значения этого слова представлен в данном словаре?
В цитате пропущены названия созвездий, состоящих из семи звёзд: Плеяды и Большая Медведица. В Словаре В.И.Даля все астрономические названия пишутся с маленькой буквы. * Плеяды – в древнегреческой мифологии семь дочерей титана Атласа; они бежали от преследовавшего их охотника Ориона и превратились в голубей, а затем и охотник Орион, и стая голубей стали созвездиями. Интересно, что в Словаре В.И. Даля, в других статьях, встречается ещё одно русское народное название созвездия Плеяды – Бабы; вероятно, и название Утиное гнездо – отголосок этого древнейшего мифа об охотнике и птицах.
Сем-и-звезд- ий (е) ← семь( ) звёзд( ); сложно-суффиксальный способ образования; ср.: пятистишие, десятилетие и др. слова, образованные по этой модели. Слово семизвездие толкуется через синонимический ряд – это излюбленный приём раскрытия лексического значения в Словаре В.И.Даля : именно этот способ даёт возможность максимально полно отразить богатство словарного состава народно- разговорной русской речи, показать множественность наименований одного объекта в разных местностях или в разных сферах применения русского языка. Большая Медведица Созвездие Ориона, Стожар
2. В начале XIX века русский публицист А. С. Кайсаров писал: «Мы рассуждаем по-_______________, мы шутим 8 по-_______________, а по-___________ мы только молимся Богу или ругаем наших служителей». Восстановите пропущенные названия языков. Охарактеризуйте языковую ситуацию, описанную в этом отрывке. Мы рассуждаем по-немецки, мы шутим по-французски, а по-русски мы только молимся Богу или ругаем наших служителей. А.С.Кайсаров описывает ситуацию, сложившуюся в образованном слое русского общества в н.19 века, когда русский книжный язык ещё не сложился, а потому в письменных текстах учёная публика предпочитала обращаться к языку немецкой философии или французской беллетристики. Примером может послужить пушкинская Татьяна, которая «по-русски плохо знала» и писала письмо Онегину по-французски, а также сам автор «Онегина», освоивший прежде русского и часто предпочитавший пользоваться в письмах этим иностранным языком.
3. В какой фразе выделенное слово представляет собой старинное название буквы Ф? а) Прикидываясь моей добычей, этот враг хочет меня погубить, но я разгадал его фортель, и придёт время, когда я с ним посчитаюсь. (И. Ф. Анненский). б) Рабочий, что первый завёл речь о расчёте, картуз надел и фертом подбоченился. (П. И. Мельников-Печерский). в) Я сделал финт левой рукой, а ударил правой, и противник попался на эту простую уловку. (В. П. Михайлов). г) Три прохожих офицера стали на Невском проспекте во фрунт. (Ю. Н. Тынянов). д) «Застрекотала стрекоза, ходит франтом, сапоги с рантом», — сказал ей Самсон по-русски. (Ю. Н. Тынянов).
Стоять фертом Фразеологизм (смотреть, глядеть и т. п.) — подбоченившись (так, что похоже на букву «ф»), развязно, нагло.
4. Буква Ѣ («ять») до 1918 года писалась в некоторых словах, где по современной орфографии пишется Е . Разницы в произношении звуков, обозначаемых этими буквами, не было, поэтому, когда учились писать, слова с буквой Ѣ приходилось просто запоминать. Однако употребление букв Ѣ и Е описывается достаточно простым правилом. Конечно, из этого правила есть исключения, но среди приведенных ниже слов, данных в старой орфографии, их нет: б ѣ лить , грезить, д ѣ льный , медокъ , м ѣ локъ , плеть, р ѣ ка , св ѣ тлый , селить, сельский, сн ѣ гъ , с ѣ тка , тёмный, щека, щёлка . Сформулируйте это правило и напишите в старой орфографии следующие слова: беда, верить, весна, ель, лесок, плен, пчельник, резать, сера .
Если в слове есть чередование Е / Ё, слово писалось через Е. Если подобного чередования не подобрать, ранее писалась буква Ѣ («ять»). Через Е писались: в е сна – в ё сны, е ль – ё лка, пч е льник – пч ё лы . В остальных словах использовалась Ѣ .
5. Прочитайте древнерусский текст, переведите его, выполните задания к нему. И се приидоша страньници в градъ тъ ; видѣвъ я, оуноша радъ бывъ текъ поклони ся имъ и любьзно цѣлова я и въпроси я, отъкоудоу соуть и камо идоуть . Какое значение имеет в данном контексте наречие любьзно ? Какое значение имеет в данном контексте глагол цѣловати ? Какой частью речи является слово радъ ? Назовите его грамматические признаки.
И се приидоша страньници в градъ тъ ; видѣвъ я, оуноша радъ бывъ текъ поклони ся имъ и любьзно цѣлова я и въпроси я, отъкоудоу соуть и камо идоуть . И вот в тот город пришли странники; увидев их, обрадовавшись, юноша, побежав, поклонился им, с любовью приветствовал их и спросил их, откуда они и куда идут.
1. Наречие любьзно образовано от корня - люб- , того же, что и в словах любовь, любовный, любить; поэтому в данном случае это слово значит «с любовью». В современном русском языке значение слова изменилось и значит «предупредительно, обходительно, учтиво». 2. Глагол цѣловати имеет корень - цѣл - (- цел -); цѣлый – это не имеющий изъяна, по отношению к человеку – здоровый; целовать значит желать целостности, здоровья; приветствовать. Действие, обозначаемое сейчас глаголом целовать , обычно в древнерусском языке обозначалось глаголом лобызать (лобзать). 3. Слово радъ – это краткое прилагательное мужского рода единственного числа, именительного падежа, входит в причастный оборот радъ бывъ , то есть «будучи рад» = «обрадовавшись».
6. Прочитайте фрагмент романа Анны Зегерс «Транзит», изданный в 1943 году и переведённый Лилианой Лунгиной с немецкого на русский язык в 1961 году, и выполните задания: Пицца – удивительнейший пирог. Круглый, румяный, как сдобная булка. Думаешь, он сладкий, а откусишь – огонь. Тогда принимаешься его разглядывать и обнаруживаешь, что в тесте запечены не изюм и вишни, а перец и маслины... Когда мистраль дул уж очень сильно, я обычно приходил сюда в пиццарню и садился вот за этот столик. 1. Что обозначает выделенное в тексте слово? 2. Можно ли утверждать, что слова пекарня и пиццарня имеют одинаковую морфемную структуру? Приведите аргументы «за» и «против», восстановив словообразовательную цепочку и приведя, где это возможно, по одному примеру на сходные словообразовательные модели. 3. Какое общеупотребительное слово сегодня заменяет существительное пиццарня ? Поставьте ударение в найденном слове и прокомментируйте свою точку зрения.
1. Слово пиццарня обозначает «место, где выпекается, продаётся, подаётся пицца». 2. а) Аргумент «против»: существительные пекарня и пиццарня имеют неодинаковую морфемную структуру: пек-ар-н-я < пек-ар(ь) < печь (по сходной модели: точить > ток-ар(ь) > ток-ар-н-я, пёс – пс -ар(ь) – пс -ар-н-я ), пицц- арн -я < пицца (уникальный суффикс ( унификс ) - арн - ). б) Аргумент «за»: существительные пекарня и пиццарня имеют одинаковую морфемную структуру: пек-ар-н-я < пек-ар(ь) < печь (по сходной модели: точить > ток-ар(ь) > ток-ар-н-я, пёс – пс -ар(ь) – пс -ар-н-я ), а слово пиццарня образовано по аналогии со словом пекарня , как будто в языке есть слово пиццарь (ср. пекарь, токарь ): пицц-ар-н-я < *пицц-ар(ь) < пицц-а . * Примечание. Если в качестве подтверждения для уникального суффикса - арн - приводится модель легенда – легендарный, фрагмент – фрагментарный, один – одинарный , то такой ответ не засчитывается, так как данный суффикс используется для образования прилагательных, и только в заимствованных словах (слово одинарный возникло под влиянием о р динарный в XX веке). 3. Это слово пиццерия , равнозначные варианты: пицце́рия и пиццери́я , так как слово не до конца освоено русским языком. 4. Массовый читатель романа в СССР не был знаком со словом пицца . Слово пиццарня – авторский неологизм (окказионализм). Оно было придумано переводчицей Лилианой Зиновьевной Лунгиной .
7 . Переведите текст на современный русский язык. Сделайте лексико-словообразовательный анализ подчеркнутых слов. Конь на брани разоумѣетъ снѧгоу , дроугоу же въ печали добръ дроугъ пособитъ . Дроугоу верноу нѣсть цѣны Ѿ соущиихъ ничьто же на земли, никое же ставило доброты его. Дроугъ вѣренъ покровъ крѣпъкъ и утвьржено царствие; дроугъ вѣренъ съкровище доуховьно ; дроугъ вѣренъ паче злата и камениа мъногоцѣннаго множае ; дроугъ вѣренъ оградъ заключенъ , источникъ запечатленъ , въ времѧ отвьрзаемъ же и причащаемъ ; дроугъ вѣренъ пристанище же и утѣха . (Из «Поучения отца сыну») Примечание 1. Снѧга – сила.
Сила коня познаётся в сражении, другу же в печали поможет добрый друг. Верному другу среди всего нет цены, ничем на земле не измеришь его доброты. Верный друг – это надёжная защита и крепкое царство; верный друг – это сокровище духа; верный друг дороже золота и лучше драгоценного камня; верный друг – это запертая крепость, укрытый колодезь, вовремя открываемый и испиваемый; верный друг – это прибежище и утешение. Ставило – став-и-л-о : суффикс -л- имеет орудийное (инструментальное) значение (ср. зубило, кормило, точило); с корнем ста-/став- это существительное означает предмет, который ставят, прикладывают в качестве меры. Причащаемъ – при-чащ-а-ем – от глагола причащать / причастить – ‘сделать частью’; причаститься колодцу значит напиться из него воды.
Слово абажур, известное нам в значении «колпак для лампы», было заимствовано русским языком в 18 веке из французского языка: франц. abat-jour «абажур» составлено из abat – части глагола abattare «отбивать, отражать» и существительного jour «свет». В чём заключается особенность употребления этого слова в приведённом ниже предложении? Когда Михаил Иванович вернулся с письмом в кабинет, князь в очках, с абажуром на глазах и на свече, сидел у открытого бюро, с бумагами в далеко отставленной руке, и в несколько торжественной позе читал свои бумаги. ( Л.Н.Толстой . Война и мир) Назовите другие слова русского языка с элементом - жур - (из франц. jour в значениях «свет» и «день»).
В тексте Л.Н.Толстого слово абажур употреблено в соответствии с его прямым этимологическим значением – «защита от света», этим словом называли любое приспособление, отражающее свет, в том числе защищающее глаза (нечто вроде козырька). Современному читателю выражение абажур на глазах кажется странным. Слова с этимологическим корнем - жур - (от фр. jour ) в значениях «свет» и «день»: ажурный (пропускающий свет), дежурный (дневальный), журнал (дневник), тужурка (повседневная одежда), устаревшее журфикс (назначенный день приёмов), этикетное слово-варваризм бонжур («Добрый день!»)
Найдите в данном отрывке стихотворения поэта-гусара Д.В.Давыдова устаревшие слова. К какой группе архаизмов они относятся? Нет, не наезднику пристало Петь, в креслах развалясь, лень, негу и покой… Пусть грянет Русь военною грозой – Я в этой песне запевало! («Ответ»)
В креслах – в кресле (для обозначения одного предмета употреблялась форма мн.ч. – кресла, это существительное входило в ряд слов типа ножницы, бусы и под.). Развалясь – устаревшая форма деепричастия (в современном языке от возвратных глаголов совершенного вида деепричастия образуются с помощью суффикса -вши-: развалившись). Запевало – запевала (в современном языке имена существительные общего рода, в том числе производные образования с суффиксом -л-, имеют окончание -а: зубрила, водила). Таким образом, все устаревшие слова в данном тексте имеют морфологические отличия от соответствующих им современных слов, следовательно, являются лексико- грамматическими архаизмами.
Прочитайте отрывок шуточного лингвистического рассказа. Равнение на задних. Разве не лучше равняться на тех, кто впереди? Но такова жизнь согласных: с оглядкой. Всё время оглядывайся: кто там сзади стоит. Простое слово « оТБор » звучит как « оДБор ». А ведь могло бы звучать как « оТПор », если б согласные равнялись на передних… ( Ф.Кривин ) О каком фонетическом изменении согласных идёт речь? Приведите свои примеры «равнения на задних».
В шуточной форме автор говорит об ассимиляции согласных: в русском языке ассимиляция имеет регрессивный характер: предшествующий согласный уподобляется последующему, а не наоборот. Звонкий парный согласный перед глухим оглушается (например, лодка – ло [ тк ]а), глухой перед звонким озвончается (например, сдать – [ зд ] ать ).
В древнерусском языке существовало название животного дъхорь . По какому признаку был назван этот зверь и как он теперь называется? Какие фонетические изменения произошли в этом слове и как они отразились на его морфемном составе?
Этимологический корень - дъх - обнаруживает родство этого слова со словами дыхание, дышать, вздох, дух и др. (в корнях этих родственных слов отражены типичные чередования согласных х//ш и гласных о//ы//у, ср. сохнуть – засыхать - сушить). Животное было названо по неприятному запаху ( дъхнути означало «пахнуть»; ср. также дохлый). В корне - дъх - был утрачен редуцированный гласный ъ, после чего произошло сначала оглушение звонкого согласного д в позиции перед следующим глухим (в старорусских текстах встречается написание тхорь ; ср. также современное затхлый из древнерусского задъхлый ) , а затем – упрощение сложной для произнесения группы согласных тх в начале слова. В результате остался только один звук этимологического корня: мы произносим и пишем хорь , считая название этого зверька немотивированным. В составе слова, таким образом, теперь выделяются только корень хор’ и нулевое окончание, следовательно, слово пережило процесс так называемого опрощения словообразовательной структуры .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе
Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....
Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку
Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов
Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...
САМОАНАЛИЗ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ (ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Я ЗНАЮ СВОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»).
Самоанализ олимпиады по русскому языку....
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.
Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...