Сложные предложения. Знаки препинания в ССП. Подготовка к ЕГЭ. Урок в 11 классе
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Презентация и конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Сложные предложения. Знаки препинания в ССП. Подготовка к ЕГЭ".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сложные предложения. Расстановка знаков препинания в сложносочинённых предложениях. Применение полученных на уроке практических навыков для подготовки к ЕГЭ.
Урок русского языка в 11 классе.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Цель:
- повторение и обобщение знаний учащихся о видах сложных предложений, о постановке знаков препинания в сложносочинённых предложениях,
- формирование умения отличать ССП от ПП с однородными членами, СПП от ССП,
- отработка заданий экзаменационной работы по теме «Сложные предложения»,
- применение полученных на уроке практических навыков для подготовки к ЕГЭ.
Задачи урока через планируемые результаты:
1. Предметные: повторить виды СП, формировать умение классифицировать СП по видам, расставлять знаки препинания в СП, закрепить умение отличать сложносочинённые предложения от других видов предложений, правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами.
2. Метапредметные: учить умению анализировать информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе полученной информации, устанавливать логические связи, обобщать способы действия.
Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, слушать, извлекать необходимую информацию, понимать и интегрировать её в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач, учиться анализировать, обобщать, делать выводы и строить речевые высказывания.
Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно формулировать цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия, осуществлять пошаговый контроль способов решения, корректировать результаты.
Коммуникативные УУД: сохранять и развивать умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в паре и коллективе, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу, формирование сознательного отношения к учебной деятельности.
3. Личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
Ход урока.
- Орг. момент.
II. Орфоэпическая разминка.
Слайд 2 1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Определите это слово:
вероисповЕдание
оптОвый
прИнятый
назвАлась (назвалАсь)
рвалА
Слайд 3 2. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Определите это слово:
черпАть (чЕрпать)
досУг
цепОчка
донЕльзя
прожИвший
Слайд 4 3. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
согнУтый (сОгнутый)
перезвонИт
кухОнный (кУхонный)
прозорлИва
красивЕе (красИвее)
Слайд 5 4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
плодоносИть
тОрты
убЫстрить (убыстрИть)
сорвАла (сорвалА)
бАловать (баловАть)
III. Работа с раздаточным материалом:
Слайд 6
Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите вид предложений.
1. Год за годом все меньше и меньше остается возле селений густых черемуховых кустов а на их месте торчат нелепые искалеченные сучья.(Г.Скребицкий)
2. Каждое лето за высоким карнизом дома в котором проходило мое детство белогрудые веселые ласточки лепили свои гнезда. (И.Соколов-Микитов)
3. Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цветущих одуванчиков. (М.Пришвин)
1. Год за годом все меньше и меньше остается возле селений густых черемуховых кустов а на их месте торчат нелепые искалеченные сучья.(Г.Скребицкий)
2. Каждое лето за высоким карнизом дома в котором проходило мое детство белогрудые веселые ласточки лепили свои гнезда. (И.Соколов-Микитов)
3. Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цветущих одуванчиков. (М.Пришвин)
Анализ предложений.
1 предложение – сложносочиненное (ССП);
2 предложение – сложноподчиненное (СПП);
3 предложение – бессоюзное сложное (БСП).
Беседа по вопросам:
- Почему вы решили, что первое предложение является ССП?
(Обе части этого предложения связаны при помощи интонации и сочинительных союзов.)
- Какие предложения являются СПП? Почему?
(Предложение 2 является СПП, так как части неравноправны, они соединены при помощи интонации и союзного слова.)
- Докажите, что предложение 3 является БСП.
(Это БСП, так как части соединены только интонацией.)
IV. Формулировка темы, цели и задач урока. (Записываем тему в рабочие тетради.)
Слайд 7 Тема урока: Сложные предложения. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Применение полученных на уроке практических навыков для подготовки к ЕГЭ.
V. Повторение изученного.
Знания о сложных предложениях вам потребуются при выполнении заданий 8, 16, 19, 20, 21 ЕГЭ.
1. Давайте вспомним все то, что вы знаете о СП.
- Вспомните, что вы знаете о сложном предложении? Дома нужно было повторить этот материал.
(СП – это предложение, в котором две или более грамматических основ.)
Слайд 8 В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные (ССП и СПП) и бессоюзные).
Вывод:
Сложносочиненное предложение (ССП) – это предложение, состоящее из двух или более равноправных частей, связанных между собой интонацией и сочинительными союзами. Сочинительный союз располагается между частями ССП и не входит ни в одну из них.
Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из главного предложения и одного или нескольких придаточных предложений. Части СПП связаны интонацией, подчинительными союзами или союзными словами.
Бессоюзное сложное предложение (БСП) – это предложение, части которого соединены с помощью интонации.
2. Выполнение упр. 428 учебника. (Трое обучающихся работают у доски)
3. Знаки препинания в ССП.
1) Что вы можете рассказать о знаках препинания в ССП?
- В ССП ставится запятая между простыми предложениями, связанными (Слайд 9) сочинительными союзами:
а) соединительными (и, да, ни-ни, тоже, также);
б) противительными (а, но, да, однако, зато, же);
в) разделительными (или, либо, ли-ли, то-то, не то-не то).
Сложносочинённое предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
4. Устное выполнение упр. 431.
VI. Вывод по материалам урока.
- Какие виды сложных предложений вы знаете?
- Какое предложение называется ССП?
- Какие союзы связывают простые предложения в составе ССП?
- Что ещё связывают сочинительные союзы?
VII. Домашнее задание.
П. 94, 95; выполнить задания рубрики «Проверяем себя», упр. 429 (синт. разбор предложений: 1 предл. – Васильева Л., Морозова Н., 2 предл. – Ихонькина К., 3 предл. – Куприяшкина Ан., 4 предл.– Лукьянов К., 5 предл.– Самойлова Ан., 6 предл.– Филиппов Ан.
VIII. Оценивание и рефлексия. Слайд 10
Раздаточный материал:
Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите вид предложений.
1. Год за годом все меньше и меньше остается возле селений густых черемуховых кустов а на их месте торчат нелепые искалеченные сучья.(Г.Скребицкий)
2. Каждое лето за высоким карнизом дома в котором проходило мое детство белогрудые веселые ласточки лепили свои гнезда. (И.Соколов-Микитов)
3. Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цветущих одуванчиков. (М.Пришвин)
Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите вид предложений.
1. Год за годом все меньше и меньше остается возле селений густых черемуховых кустов а на их месте торчат нелепые искалеченные сучья.(Г.Скребицкий)
2. Каждое лето за высоким карнизом дома в котором проходило мое детство белогрудые веселые ласточки лепили свои гнезда. (И.Соколов-Микитов)
3. Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цветущих одуванчиков. (М.Пришвин)
Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите вид предложений.
1. Год за годом все меньше и меньше остается возле селений густых черемуховых кустов а на их месте торчат нелепые искалеченные сучья.(Г.Скребицкий)
2. Каждое лето за высоким карнизом дома в котором проходило мое детство белогрудые веселые ласточки лепили свои гнезда. (И.Соколов-Микитов)
3. Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цветущих одуванчиков. (М.Пришвин)
Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите вид предложений.
1. Год за годом все меньше и меньше остается возле селений густых черемуховых кустов а на их месте торчат нелепые искалеченные сучья.(Г.Скребицкий)
2. Каждое лето за высоким карнизом дома в котором проходило мое детство белогрудые веселые ласточки лепили свои гнезда. (И.Соколов-Микитов)
3. Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цветущих одуванчиков. (М.Пришвин)
Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите вид предложений.
1. Год за годом все меньше и меньше остается возле селений густых черемуховых кустов а на их месте торчат нелепые искалеченные сучья.(Г.Скребицкий)
2. Каждое лето за высоким карнизом дома в котором проходило мое детство белогрудые веселые ласточки лепили свои гнезда. (И.Соколов-Микитов)
3. Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цветущих одуванчиков. (М.Пришвин)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Орфоэпическая разминка 1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Определите это слово: вероисповЕдание оптОвый прИнятый назвАлась рвалА
Орфоэпическая разминка 2. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Определите это слово: черпАть досУг цепОчка донЕльзя прожИвший
Орфоэпическая разминка 3. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. согнУтый перезвонИт кухОнный прозорлИва красивЕе
Орфоэпическая разминка 4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. плодоносИть тОрты убЫстрить сорвАла бАловать
1. ГОД ЗА ГОДОМ ВСЕ МЕНЬШЕ И МЕНЬШЕ ОСТАЕТСЯ ВОЗЛЕ СЕЛЕНИЙ ГУСТЫХ ЧЕРЕМУХОВЫХ КУСТОВ А НА ИХ МЕСТЕ ТОРЧАТ НЕЛЕПЫЕ ИСКАЛЕЧЕННЫЕ СУЧЬЯ. (Г.СКРЕБИЦКИЙ) 2. КАЖДОЕ ЛЕТО ЗА ВЫСОКИМ КАРНИЗОМ ДОМА В КОТОРОМ ПРОХОДИЛО МОЕ ДЕТСТВО БЕЛОГРУДЫЕ ВЕСЕЛЫЕ ЛАСТОЧКИ ЛЕПИЛИ СВОИ ГНЕЗДА. (И.СОКОЛОВ-МИКИТОВ) 3. МЫ ЖИЛИ В ДЕРЕВНЕ ПОД ОКНОМ У НАС БЫЛ ЛУГ ВЕСЬ ЗОЛОТОЙ ОТ МНОЖЕСТВА ЦВЕТУЩИХ ОДУВАНЧИКОВ. (М.ПРИШВИН) Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите вид предложений.
Сложное предложение. Знаки препинания в ССП. Подготовка к ЕГЭ.
Сложное предложение Бессоюзное сложное Союзное сложное Сложносочинённое Сложноподчинённое
- СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ : И, ДА (=И), НИ-НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ; - ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ : А, НО, ДА (=НО), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ; - РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ : ИЛИ, ЛИБО, ЛИ-ЛИ, ТО-ТО, НЕ ТО-НЕ ТО. Сочинительные союзы:
Мы подводим итоги Сегодня на уроке я закрепил повторил Мне понравилось на уроке … Мне нужно ещё поработать над…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку: "Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
Урок представляет собой модуль - цикл по представленной теме....
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...
Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."
Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."...
конспект урока русского языка"Простое и сложное предложение. Знаки препинания в конце и внутри сложного предложения" 6 класс
Конспект урока русского языка 6 класс...
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Бессоюзное сложное предложение.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении...
Урок . Тема " Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении». 11 класс
Урок повторения . 11 класс...
Разработка урока "Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
Разработка урока пригодится учителям русского языка при ознакомлении обучающихся с бессоюзными сложными предложениями...