Сложные предложения. Знаки препинания в ССП. Подготовка к ЕГЭ. Урок в 11 классе
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Презентация и конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Сложные предложения. Знаки препинания в ССП. Подготовка к ЕГЭ". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Сложные предложения. Расстановка знаков препинания в сложносочинённых предложениях. Применение полученных на уроке практических навыков для подготовки к ЕГЭ.

Урок русского языка в 11 классе.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цель: 

- повторение и обобщение знаний учащихся о видах сложных предложений, о постановке знаков препинания в сложносочинённых предложениях, 

- формирование умения отличать ССП от ПП с однородными членами, СПП от ССП,

- отработка заданий экзаменационной работы по теме «Сложные предложения»,

- применение полученных на уроке практических навыков для подготовки к ЕГЭ.

Задачи урока через планируемые результаты:

1. Предметные: повторить виды СП, формировать умение классифицировать СП по видам, расставлять знаки препинания в СП, закрепить умение отличать сложносочинённые предложения от других видов предложений, правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами.

2. Метапредметные: учить умению анализировать информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе полученной информации, устанавливать логические связи, обобщать способы действия.

Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, слушать, извлекать необходимую информацию, понимать и интегрировать её в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач, учиться анализировать, обобщать, делать выводы и строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно формулировать цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия, осуществлять пошаговый контроль способов решения, корректировать результаты.

Коммуникативные УУД: сохранять и развивать умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в паре и коллективе, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу, формирование сознательного отношения к учебной деятельности.

3. Личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

II. Орфоэпическая разминка.

Слайд 2 1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Определите это слово:

вероисповЕдание

оптОвый

прИнятый

назвАлась (назвалАсь)

рвалА

Слайд 3 2. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Определите это слово:

черпАть (чЕрпать)

досУг

цепОчка

донЕльзя

прожИвший

Слайд 4 3. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. 

        согнУтый (сОгнутый)

        перезвонИт

        кухОнный (кУхонный)

        прозорлИва

        красивЕе (красИвее)

Слайд 5 4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. 

        плодоносИть

        тОрты

        убЫстрить (убыстрИть)

        сорвАла (сорвалА)

        бАловать (баловАть)

III.  Работа с раздаточным материалом:

Слайд 6 

Спишите  предложения, расставляя знаки препинания. Определите вид предложений.

1. Год за годом все меньше и меньше остается возле селений густых черемуховых кустов а на их месте торчат нелепые искалеченные сучья.(Г.Скребицкий)

2. Каждое лето за высоким карнизом дома в котором проходило мое детство белогрудые веселые ласточки лепили свои гнезда. (И.Соколов-Микитов)

3. Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цветущих одуванчиков. (М.Пришвин)

1. Год за годом все меньше и меньше остается возле селений густых черемуховых кустов а на их месте торчат нелепые искалеченные сучья.(Г.Скребицкий)

2. Каждое лето за высоким карнизом дома в котором проходило мое детство белогрудые веселые ласточки лепили свои гнезда. (И.Соколов-Микитов)

3. Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цветущих одуванчиков. (М.Пришвин)

Анализ предложений.

1 предложение – сложносочиненное (ССП);

2 предложение – сложноподчиненное (СПП);

3 предложение – бессоюзное сложное (БСП).

Беседа по вопросам:

- Почему вы решили, что первое предложение является ССП?

(Обе части этого предложения связаны при помощи интонации и сочинительных союзов.)

- Какие предложения являются СПП? Почему?

(Предложение 2 является СПП, так как части неравноправны, они соединены при помощи интонации и союзного слова.)

- Докажите, что предложение 3 является БСП.

(Это БСП, так как части соединены только интонацией.)

IV. Формулировка темы, цели и задач урока. (Записываем тему в рабочие тетради.)

Слайд 7  Тема урока: Сложные предложения. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Применение полученных на уроке практических навыков для подготовки к ЕГЭ.

V. Повторение изученного.

Знания о сложных предложениях вам потребуются при выполнении заданий 8, 16, 19, 20, 21 ЕГЭ.

1. Давайте вспомним все то, что вы знаете о СП.

- Вспомните, что вы знаете о сложном предложении? Дома нужно было повторить этот материал.

(СП – это предложение, в котором две или более грамматических основ.)

 Слайд 8  В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные (ССП и СПП) и бессоюзные).

Вывод:

Сложносочиненное предложение (ССП) – это предложение, состоящее из двух или более равноправных частей, связанных между собой интонацией и сочинительными союзами. Сочинительный союз располагается между частями ССП и не входит ни в одну из них.

Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из главного предложения и одного или нескольких придаточных предложений. Части СПП связаны интонацией, подчинительными союзами или союзными словами.

Бессоюзное сложное предложение (БСП) – это предложение, части которого соединены с помощью интонации.

2. Выполнение упр. 428 учебника. (Трое обучающихся работают у доски)

3. Знаки препинания в ССП.

1) Что вы можете рассказать о знаках препинания в ССП?

- В ССП ставится запятая между простыми предложениями, связанными (Слайд 9) сочинительными союзами:

а) соединительными (и, да, ни-ни, тоже, также);

б) противительными (а, но, да, однако, зато, же);

в) разделительными (или, либо, ли-ли, то-то, не то-не то).

Сложносочинённое предложение следует отличать от простого предложения с однородными  членами, связанными сочинительными союзами.

 4.  Устное выполнение упр. 431.

VI. Вывод по материалам урока. 

- Какие виды сложных предложений вы знаете?

- Какое предложение называется ССП?

- Какие союзы связывают простые предложения в составе ССП?

- Что ещё связывают сочинительные союзы?

VII. Домашнее задание.

П. 94, 95; выполнить задания рубрики «Проверяем себя», упр. 429 (синт. разбор предложений: 1 предл. – Васильева Л., Морозова Н., 2 предл. – Ихонькина К., 3 предл. – Куприяшкина Ан., 4 предл.– Лукьянов К., 5 предл.– Самойлова Ан., 6 предл.– Филиппов Ан.

VIII. Оценивание и рефлексия. Слайд 10

Раздаточный материал:

Спишите  предложения, расставляя знаки препинания. Определите вид предложений.

1. Год за годом все меньше и меньше остается возле селений густых черемуховых кустов а на их месте торчат нелепые искалеченные сучья.(Г.Скребицкий)

2. Каждое лето за высоким карнизом дома в котором проходило мое детство белогрудые веселые ласточки лепили свои гнезда. (И.Соколов-Микитов)

3. Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цветущих одуванчиков. (М.Пришвин)

Спишите  предложения, расставляя знаки препинания. Определите вид предложений.

1. Год за годом все меньше и меньше остается возле селений густых черемуховых кустов а на их месте торчат нелепые искалеченные сучья.(Г.Скребицкий)

2. Каждое лето за высоким карнизом дома в котором проходило мое детство белогрудые веселые ласточки лепили свои гнезда. (И.Соколов-Микитов)

3. Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цветущих одуванчиков. (М.Пришвин)

Спишите  предложения, расставляя знаки препинания. Определите вид предложений.

1. Год за годом все меньше и меньше остается возле селений густых черемуховых кустов а на их месте торчат нелепые искалеченные сучья.(Г.Скребицкий)

2. Каждое лето за высоким карнизом дома в котором проходило мое детство белогрудые веселые ласточки лепили свои гнезда. (И.Соколов-Микитов)

3. Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цветущих одуванчиков. (М.Пришвин)

Спишите  предложения, расставляя знаки препинания. Определите вид предложений.

1. Год за годом все меньше и меньше остается возле селений густых черемуховых кустов а на их месте торчат нелепые искалеченные сучья.(Г.Скребицкий)

2. Каждое лето за высоким карнизом дома в котором проходило мое детство белогрудые веселые ласточки лепили свои гнезда. (И.Соколов-Микитов)

3. Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цветущих одуванчиков. (М.Пришвин)

Спишите  предложения, расставляя знаки препинания. Определите вид предложений.

1. Год за годом все меньше и меньше остается возле селений густых черемуховых кустов а на их месте торчат нелепые искалеченные сучья.(Г.Скребицкий)

2. Каждое лето за высоким карнизом дома в котором проходило мое детство белогрудые веселые ласточки лепили свои гнезда. (И.Соколов-Микитов)

3. Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цветущих одуванчиков. (М.Пришвин)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложное предложение. Знаки препинания в ССП. Подготовка к ЕГЭ. Учитель: Сидушкина Л. В., МБОУ «Микряковская СОШ»

Слайд 2

Орфоэпическая разминка 1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Определите это слово: вероисповЕдание оптОвый прИнятый назвАлась рвалА

Слайд 3

Орфоэпическая разминка 2. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Определите это слово: черпАть досУг цепОчка донЕльзя прожИвший

Слайд 4

Орфоэпическая разминка 3. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. согнУтый перезвонИт кухОнный прозорлИва красивЕе

Слайд 5

Орфоэпическая разминка 4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. плодоносИть тОрты убЫстрить сорвАла бАловать

Слайд 6

1. ГОД ЗА ГОДОМ ВСЕ МЕНЬШЕ И МЕНЬШЕ ОСТАЕТСЯ ВОЗЛЕ СЕЛЕНИЙ ГУСТЫХ ЧЕРЕМУХОВЫХ КУСТОВ А НА ИХ МЕСТЕ ТОРЧАТ НЕЛЕПЫЕ ИСКАЛЕЧЕННЫЕ СУЧЬЯ. (Г.СКРЕБИЦКИЙ) 2. КАЖДОЕ ЛЕТО ЗА ВЫСОКИМ КАРНИЗОМ ДОМА В КОТОРОМ ПРОХОДИЛО МОЕ ДЕТСТВО БЕЛОГРУДЫЕ ВЕСЕЛЫЕ ЛАСТОЧКИ ЛЕПИЛИ СВОИ ГНЕЗДА. (И.СОКОЛОВ-МИКИТОВ) 3. МЫ ЖИЛИ В ДЕРЕВНЕ ПОД ОКНОМ У НАС БЫЛ ЛУГ ВЕСЬ ЗОЛОТОЙ ОТ МНОЖЕСТВА ЦВЕТУЩИХ ОДУВАНЧИКОВ. (М.ПРИШВИН) Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите вид предложений.

Слайд 7

Сложное предложение. Знаки препинания в ССП. Подготовка к ЕГЭ.

Слайд 8

Сложное предложение Бессоюзное сложное Союзное сложное Сложносочинённое Сложноподчинённое

Слайд 9

- СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ : И, ДА (=И), НИ-НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ; - ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ : А, НО, ДА (=НО), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ; - РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ : ИЛИ, ЛИБО, ЛИ-ЛИ, ТО-ТО, НЕ ТО-НЕ ТО. Сочинительные союзы:

Слайд 10

Мы подводим итоги Сегодня на уроке я закрепил повторил Мне понравилось на уроке … Мне нужно ещё поработать над…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...

Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."

Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."...

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзное сложное предложение.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении...

Разработка урока "Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Разработка урока пригодится учителям русского языка при ознакомлении обучающихся с бессоюзными сложными предложениями...