Открытые уроки
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Маскыр-оол Акырмаа Байлаковна

Открытый урок по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока23.9 КБ
Файл презентация85.27 КБ
Файл маршрутный лист21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Маскыр-оол Акырмаа Байлаковна.

Класс: 5

Тема: «Имя прилагательное как часть речи»

Цель урока: Закрепить изученное о прилагательном в начальной школе, показать роль прилагательных в речи.

Формирование УУД

Познавательные:

самостоятельно выделять и формулировать тему урока;

находить и выделять необходимую информацию;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

осмысление цели чтения, определение основной и второстепенной информации;

анализировать текст с целью выделения признаков;

устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

постановка учебной задачи;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с данным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

внесение необходимых дополнений и коррективов;

выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

саморегуляция;

Коммуникативные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Личностные

Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

Нравственно-этическая ориентация;

Оборудование:

ПК;

мультимедийный проектор;

мультимедийная презентация к уроку.

Тип урока: изучение нового

Основной метод: частично-поисковый

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя и учеников

Орг. момент (меньше 1 мин)

Здравствуйте, ребята! Все ли готовы к уроку? Проверим, на месте ли учебник, тетрадь, ручка. Я надеюсь что вы на уроке будете активными, творческими, и он пройдет с интересом и с удовольствием. Не бойтесь ошибиться! Помогайте друг другу!

Опрос фронтальный

Повторение ранее изученного материала (2 мин.)

Ребята, вспомним морфологические признаки имени существительного. Какие постоянные признаки мы знаем? (Имена существительные бывают одушевленными, неодушевленными, собственными или нарицательными, имеют три вида склонения и три рода). А теперь давайте вспомним непостоянные признаки имени существительного (число и падеж). Какую роль в предложении выполняет? (роль подлежащего, сказуемого, дополнения, обстоятельства и определения, чаще всего  подлежащего и дополнения).

Изучение нового

Предъявление и восприятие (6 мин.)

Разъяснение и осознание (9 мин.)

Итак, ребята, запишите число и классная работа.

Перед вами на слайде показана загадка. Нам надо отгадать ее и тем самым сможем определить тему нашего урока (слайд 2).

С существительным дружу

И нисколько не тужу.

Моя основная примета:

Обозначаю признак предмета.

Лед какой? Холодный, гладкий.

Чай какой? Горячий, сладкий.

Изменяюсь по родам,

Числам и падежам.

Люблю детей внимательных.

Кто я?..(прилагательное)

Итак, кто отгадал загадку? По каким признакам смог/ла отгадать? Что подсказало?

Запишите тему урока: «Имя прилагательное как часть речи». Ребята, с именем прилагательным встречались ранее? (Да, в начальной школе). Верно, получается, мы уже знаем некоторые признаки прилагательного (слайд 3).

Мы узнали тему урока, теперь нам надо поставить цель. Какую цель мы должны достичь? (закрепить изученное о прилагательном в начальной школе, показать роль прилагательных в речи) (слайд 4)

Теперь я вам раздам маршрутные листы. На листе мы видим важную нам информацию про имя прилагательное. Кто желает громко и выразительно прочесть? (по желанию). Хорошо, ? читает, остальные внимательно следят.

 Итак, наше задание таково: нам надо составить паспорт имени существительного (слайд 5-6). На составление паспорта я дам вам 3-5 минут.

Паспорт имени прилагательного

Что обозначает

Вопрос

Изменяется

Согласуется

Роль в предложении

Признак предмета

Какой? Каков? Чей?

По родам, числам, падежам

С именем существительным

Определение, сказуемое

А теперь попробуем поработать с предложением, показанным на слайде (слайд 7)

Запишем предложение на доске «А кругом трава жемчужная отливала блестки алые, и над озером серебряным камыши, склонясь, шепталися». Найдем в нем имена прилагательное и существительное, к которому оно относиться. Выпишем их: роса жемчужная, над озером серебряным.

Определим синтаксическую роль прилагательного. Запишем небольшой текст «Настоящая весна приходит в середине марта. С крыш свисают длинные сосульки. В лесу весенний воздух свеж и прохладен». Какими членами предложения являются прилагательные?

Вывод: прилагательные являются определением и сказуемым, согласуются с именем существительным и изменяется по родам, числам и падежам (слайд №8).

Закрепление (7 мин)

А теперь применим наши знания на практике.

  1. По данным словам - признакам предмета (прилагательные), отгадайте слова предметы (существительные) (слайд 9).

а) мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый (котенок);

б) круглое, душистое, сочное, краснобокое (яблоко).

  1. (слайд 10) А теперь, наоборот, задание называется «подари предмету признак». Нам надо поделиться в 4 группы. К предложенным существительным запишите, как можно, больше прилагательных.

1 группа – зима;

2 группа – весна;

3 группа – лето;

4 группа – осень.

Физкультминутка (1 мин)

А сейчас мы устроим физкультминутку. Все встали, ребята. Я буду называть слова, если это прилагательное, то мы хлопаем в ладоши, но если это не прилагательное, то мы топаем ногами. Все поняли?

Железный, язык, красивый, ночь мудрый, бежать, цветочный, солнечный, имя, кричать.

Тест и взаимопроверка (5-7 мин)

1. Какая часть речи отвечает на вопросы: какой? чей? каков?

А) Имя существительное;

Б) Имя прилагательное;

В) Глагол.

2. Имя прилагательное обозначает:

А) признак предмета;

Б) признак признака;

В) признак действия.

3. Какое слово называет признак предмета?

Среди тишины послышался тихий говор.

А)первое;

Б) третье;

В)четвертое.

4. Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:

А) смышленый (ребенок);

Б) о книжной (полке);

В) отцовского (участка).

5. Имя прилагательное не изменяется:

А) по падежам;

Б) по спряжению;

В) по числам.

Итак, проверим наш тест. Обменяемся  работами с нашим соседом по парте, если нет соседа, могу предложить свою помощь. Обратите внимание, на слайде показаны ответы к тесту. У кого все ответы верны, ставим отметку пять. У кого одна ошибка, отметка 4, у кого две ошибки, отметка 3.

Подведение итогов (2 минуты).

Итак, наш урок подходит к концу. Смогли ли мы достичь цель, которую поставили? Что мы теперь знаем об имени прилагательном? Что было непонятного? Какую часть урока вы не поняли? Напишите мне на листочке и сдайте мне.

Домашнее задание (2 мин)

Дома

1) учить правило на с. 85,

2) упражнение 574 на с.85.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать седьмое января Учитель русского языка и литературы: Маскыр-оол А.Б.

Слайд 2

Загадка С существительным дружу И нисколько не тужу. Моя основная примета: Обозначаю признак предмета. Лед какой? Холодный, гладкий. Чай какой? Горячий, сладкий. Изменяюсь по родам, Числам и падежам. Люблю детей внимательных. Кто я ?.. ( Имя прилагательное )

Слайд 3

Тема нашего урока: «Имя прилагательное как часть речи»

Слайд 4

Цель урока: закрепить изученное об имени прилагательном в начальной школе, показать роль прилагательных в речи

Слайд 5

Паспорт имени прилагательного Что о бозначает Вопрос Изменяется Согласуется Роль в предложении

Слайд 6

Паспорт имени прилагательного Оценим…. «5» — 5 правильных ответов; «4» — 4 правильных ответа; «3» — 3 правильных ответа Что обозначает Вопрос Изменяется Согласуется Роль в предложении Признак предмета Какой? Каков? Чей? По родам, числам, падежам С именем существительным Определение, сказуемое

Слайд 7

Найти и выписать имена прилагательное и существительное, к которому оно относится «А кругом трава жемчужная отливала блестки алые, и над озером серебряным камыши, склонясь , шепталися ».

Слайд 8

Определим синтаксическую роль прилагательного Настоящая весна приходит в середине марта. С крыш свисают длинные сосульки. В лесу весенний воздух свеж и прохладен

Слайд 9

По данным признакам отгадайте предметы (существительное) а) мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый; б) круглое, душистое, сочное, краснобокое.

Слайд 10

Задание «Подари предмету признак» 1 группа – зима; 2 группа – весна; 3 группа – лето; 4 группа – осень.

Слайд 11

Ключ к тесту 1. Б 2. А 3. В 4. А 5. Б Оценим…. «5» — 5 правильных ответов; «4» — 4 правильных ответа; «3» — 3 правильных ответа

Слайд 12

Домашнее задание 1 ) учить правило на с. 85, 2 ) упражнение 574 на с.85.



Предварительный просмотр:

Машрутный лист

 Задание 1. Прочитать  научное определение имени существительного (раздаточный материал) и материал  учебника стр. 113 и заполнить паспорт имени существительного.  

Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет.

Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? Например: утро, молоко, задача.

Имена существительные бывают собственными (Россия, Анфиса) и нарицательными (день, река); одушевленными (кот, ученик) и неодушевленными (дерево, камень).

Все существительные распределяются по трем видам  склонения. К 1 скл. относятся сущ. ж. и м. рода с окончаниями  а(-я).

Например: юноша, школа. Ко 2 склонению относятся сущ. с.р. с  окончаниями –о(-е) и м.р. с нулевым окончанием (конь, стул). К 3 скл. – сущ. ж.р., оканчивающиеся на мягкий знак (ночь, дочь, вещь). Имена существительные относятся к женскому, мужскому и среднему роду. Имена существительные изменяются по падежам и числам.

Имена существительные могут быть любым членом предложения: подлежащим, сказуемым, дополнением, определением и обстоятельством. Но чаще всего бывают подлежащим и дополнением. Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными, то между ними ставится тире. Например: Книгаисточник знаний

Паспорт имени существительного

Грамматическое значение

Вопрос

Морфологические признаки

Роль в предложении

 

постоянные

непостоянные

 

 

 

Оценим….

«5» — 5 правильных ответов; 

«4» — 4 правильных ответа;  

«3» — 3 правильных ответа 

Записи ведем в рабочих тетрадях.

Задание 2.  Распределительный диктант

Запишите  слова в три столбика, распределяя их по склонению.

Книжка, матрешка, братишка, берег, болезнь, остров, зверь, мысль, сынишка, свиристель, восход, дядя, сияние, панамка, бабочка, испуг,  мысль,  свирель, закат, солнце

Задание 3 .  Работа с текстом

Задание: Из текста выписать существительные, указать падеж.

   На рябинах пиршество дроздов. Веселой гурьбой перелетают они с дерева на дерево. Белеет зайчонок с ног, меняет цвет шкурки .

Задание 4 .  Тест

.1. На какие вопросы отвечают имена существительные?
а) кто? что? 
б) что делает? что сделает?
в) какой? какая? какие? 
г) как? каким образом?

2. Найди существительное?

А) Прыгать

Б) Прыжок

В) Подпрыгивающий

3.Как изменяется имя существительное?

А) Спрягается

Б) Склоняется

В) Не изменяется

4.Укажите существительное 3 склонения

А) В степи В) У дерева

Б) На солнце Г) На краю

5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.

А) Подлежащее В) Сказуемое

Б) Дополнение Г) Обстоятельство

Домашнее задание.

1..Карточка

Определи род и склонение имён существительных.

Врач - _______________ осень - ______________________

ночь - _______________ лето - _______________________

окно - _______________ снег - _______________________

ветер - ______________ дождь - _____________________

день - _______________ луна - _______________________

весна - ______________ солнце - _____________________

2.Стр.114 у.15.  указать род. Падеж, склонение сущ-го

3. написать небольшое сочинение «Существительное- знакомый незнакомец», используя все то, что вы знали и чему научились на сегодняшнем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...