Статья ''Методика духовно-нравственного воспитания на уроках музыки''
статья по музыке на тему
Методические приёмы и музыкальный материал,используемый на уроках музыки в целях воспитания достойного гражданина нашей страны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья по духовно-нравственному воспитанию на уроках музыки | 33.14 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методика духовно-нравственного воспитания на уроках музыки.
Новые цели школьного образования, которые сформулированы в стандарте,- воспитание, социально-педагогическая поддержка, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России. На мой взгляд, важно, что в основе стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитание личности гражданина России – это один из главных результатов любой системы образования. [1] В понятие «духовная культура» входят эстетическая образованность и высокая нравственность. Поэтому педагоги вех народов во все времена главной своей задачей после развития ума считали воспитание нравственности, ибо безнравственный человек, обладающий умом и знаниями, вместо пользы может принести обществу много вреда. [2] И, конечно, во всех странах главным критерием нравственности всегда считалось отношение человека к своему отечеству, к земле, на которой он вырос.
Чувство Родины… Любуясь первым снегом, радугой, каплей росы на цветке, чистым небом, полетом ласточки ребенок впервые соприкасается с красотами родной земли. Еще не понимая этого чувства, он на всю жизнь проникается нежностью к родной сторонке. Сельский ребенок, живущий среди природы, ежедневно восхищается ее красотой. Городской ребенок реже общается с природой, и вызывать в его душе светлые добрые чувства помогают произведения искусства. Ребята с удовольствием слушают музыку из альбома П. И. Чайковского «Времена года». Затем увлеченно рассказывают об «услышанных в музыке картинах природы», дополняя свой рассказ воспоминаниями о поездках «на природу», за город, восхищаясь впечатлениями от увиденных пейзажей ассоциируя их с музыкальными образами, созданными композитором. Вместе мы делаем вывод: «как красива земля, на которой мы живем!» Вот и упало в детскую душу первое зернышко любви к своей родной земле. После прослушивания любого музыкального произведения я предлагаю детям «прочитать мысли художника», т.е. высказать свое мнение. И мне всегда очень радостно, когда мои ребята с огромным желанием фантазируют, соединяя свое впечатление со своим воображением (вспоминаются, сочиняются стихи, рисуются картины, предлагаются сюжеты и т.д.)
Русская сказка. Кто из детей не любит русскую сказку? В ней - народное начало, в ней – весь русских характер, очарование народной души, мудрость и вера в справедливость, верность в дружбе и преданность в любви, богатырская сила в борьбе с врагами и непреклонность в защите родной земли. Сказки глубоко нравственны. Они положительно влияют на психическое состояние ребенка, ибо торжество справедливости в конце сказки придает слушателю уверенности в своих силах, в осуществлении своей мечты и в завтрашнем дне. Ведь психология утверждает, что успех в учении и работе неразрывно связан с психическим равновесием человека. И, конечно, сказка – самый благодатный материал для постижения юным человеком духовной сущности россиянина, для формирования своего русского взгляда на окружающий мир. Сказочные произведения для оркестра А. Лядова «Баба-Яга» и «Волшебное озеро», «Кикимора» и фортепианные: «Баба-Яга» П. Чайковского, «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского. Все это – легко узнаваемые русские пейзажи, будто сошедшие с картин Шишкина, Васнецова, Репина, Левитана. Из представленных детям репродукций, ребята всегда выбирают соответствующие образам музыки и характеризуют их «как таинственная Русь». Именно через сказки дети пытаются понять неразгаданную русскую душу. [3]
Народная песня. Ее использование в творчестве русских композиторов-классиков является одной из ведущих в воспитании любви к родимой стороне, ведь пропетое слово звучит гораздо выразительнее, чем сказанное. Многие композиторы сравнивали народную музыку с живым родником, питающим их творчество. И где же, как не в народном творчестве, черпать юному россиянину любовь к своему народу, к своей стране? Народное песенное творчество на уроках я сравниваю со шкатулкой, наполненной сверкающими самоцветами. Ведь передаваясь из уст в уста, песни веками шлифовались: в них сохранились лишь самые яркие интонации и мелодические обороты. Современный фольклор сохранил живую связь с народным творчеством, свою безыскусность и великую простоту. Дети с удовольствием вместе с учителем мысленно «открывают» драгоценную шкатулку с песнями, любуясь оставленным им «наследством». На уроках обязательно должны использоваться наглядные пособия в виде фотографий исполнителей, сцен из опер, рисунки, изображающие народные инструменты. Активизируют детское мышление и восприятие вопросы: «В каких народных сказках встречаются гусли?», «Кто из персонажей сказок на гуслях?». Беседы о былинах я обязательно сопровождаю рассказом о «соловье» старого времени, певце-сказителе – Баяне, хранителе народной культуры, свидетеле знаменитых сражений и истории Земли Русской.
Построение урока. Грамотное построение уроков рождает в душе ученика уважение к старине, к «делам давно минувших дней, преданьям старины глубокой». Даниил Гранин писал: «Без прошлого нельзя понять настоящего». Поэтому учащиеся с любопытством вслушиваются в текст и мелодии исторических песен «Про татарский полон» (проиллюстрированную картинами Ильи Глазунова), «Ты взойди, солнце красное», «Из-за острова на стрежень» (о Степане Разине), песни о взятии Казани и Астрахани, о Емельяне Пугачеве, песни, посвященные походам русской армии Суворова, об Отечественной войне 1812 года. Сердца детей переполняются гордостью за своих прадедов, проявивших волю и выдержку в тяжелое для отечества время, за героическое прошлое страны. Они становятся для них примером. С нежностью погружаются дети в живой родник лирических песен, очищающих душу от мрака и серости, дающих силу и мудрость. Знакомство с колыбельными, шуточными и плясовыми песнями следует начать с опроса детей. Они с удовольствием напоют всем любимые мамины и бабушкины песни. Бурлацкая песня «Эй, ухнем» в исполнении Ф.И. Шаляпина производит неизгладимое впечатление после рассказа о тяжелом труде бурлаков, декламации стихов А. Н. Некрасова и показа репродукции картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». [3] Следует обратить внимание детей на тот факт, что музыкальное произведение становится более ценным для потомков, если при его создании автор опирается на народные традиции, если авторские мелодии интонационно близки народным. Такие произведения легче воспринимаются слушателями, лучше запоминаются. И немало знаменитых произведений создано на основе подлинных народных мелодий. Для закрепления этих знаний я рекомендую проводить «концерт-загадку», т.е. после «прочтения» названий песен, выписанных на доске, ребятам предлагается прослушать несколько фрагментов из популярных классических произведений в основе которых лежит одна из названных пар песен.
- М. Глинка фантазия для оркестра «Камаринская» (плясовая «Камаринская») или фортепианная пьеса П. Чайковского «Камаринская» (из «Детского альбома»).
- П. Чайковский «финал IVсимфонии» («Во поле береза стояла»)
- П. Чайковский «финал II симфонии» («Журавель»).
Такая форма работы очень нравится детям. С радостью процитируют они вам знаменитую фразу М. Глинки, основоположника русской классической музыки: «Музыку создаем не мы, создает народ, мы только записывает и аранжируем». [4] А сколько радости мы все вместе с ребятами испытываем во время таких «проверочных работ». Используя в беседах биографии композиторов непременно нужно отмечать тот факт, что каждый из них был духовно привязан к своему народу, к своей Родине. М.И. Глинка в своих воспоминаниях писал: «Может быть, песни, слышанные много раз в ребячестве, были первою причиной того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать русскую народную музыку». Рассказывая детям о судьбе Шопена, вынужденного покинуть Родину, завещавшего сердце свое перевезти в Польшу, я наблюдаю за ребятами и вижу, что это проникает в ребячью душу, наполняя ее жалостью и сочувствием к людям. Я сознательно направляю мысли и чувства ребят на то, что люди привыкли к счастью: жить на родной земле и не замечают его, но разлучаясь надолго со своей страной, начинают испытывать щемящее чувство тоски. Тут уместны и даже необходимы собственные детские воспоминания о разлуке с родными местами. (И я всегда выслушиваю все рассказы ребят).
Типы уроков. Типы уроков могут быть самыми разными:
Урок-беседа;
- Урок-лекция;
- Урок-импровизация с повторением пройденного и активизацией мыслительной деятельности учащихся (анализ, сравнение, умение обобщать) [5]
Но наиболее эффективны я считаю смешанные типы уроков, где соотношение видов учебной деятельности зависит от поставленных педагогом дидактических задач и учебного материала. «Каждый акт обучения осуществляет сдвиг в формировании личности. Воспитывают не только содержание учебного материала, но и личность учителя, средства и способы обучения…» - писал И. Лернер. [6] Поэтому необходимо смело использовать на занятиях такие виды учебной деятельности, как доклады, презентации учащихся (биографии композиторов, литературные и исторические справки, истории создания произведений), концерты-загадки, составление кроссвордов на заданную тему. Таким образом, мы формируем взгляды и убеждения ребят, учим их быть добрее, уважать традиции своей страны, понимать прошлое, гордиться культурным наследием, любить свою землю. Верится, что вырастут из них высоконравственные люди. По крайней мере, нам всем этого хочется.
А каким должен быть сам учитель, способный воспитать гражданина России? Прежде всего, конечно, он должен быть сам гражданином, примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не «урокодателем», а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Он должен быть активным пользователем информационных технологий. На сегодня это уже аксиома, как умение читать. И тогда мы получим результат - портрет ученика.
Портрет выпускника начальной школы, после 4-го класса (по ФГОС начального общего образования):
- Любознательный, любит свой край, Родину;
- Уважает и принимает ценности семьи;
- Умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию;
- Выполняет правила здорового и безопасного образа жизни;
- Владеет основами умения учиться, способен организовать свою деятельность; [7]
Пробуждая при помощи искусства любовь к родному отечеству, мы пробуждаем в ребенке чувство сопричастности к истории, к настоящему и будущему родной земли, воспитываем достойного гражданина своей страны и осуществляем, таким образом, духовно-нравственное воспитание личности.
Список литературы:
- А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.»
Серия «Стандарты второго поколения.» - М. Просвещение. 2009г.
- Сухомлинский В.А. «О воспитании.» - М., 1985- с.174
- Кабалевский Д.Б. «Прекрасное пробуждает доброе.» - М. 1973. – с. 145
- Глинка М.И. «Литературные произведения и переписка.» - М. 1973. Т.1.-с.229
- Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева «Воспитание музыкой (Из опыта работы)» - М. Просвещение, 1991. – с. 205 – (Б-ка учителя)
- Лернер И.Я. «Дидактические основы методов обучения.» -М.: Педагогика 1981. –с. 186
- «ФГОС начального общего образования» М. Просвещение. 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки"
Педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача учителя музыки - воспитание души.«Человек должен родиться дважды,- писал Гегель,- один раз естественно, а затем духовно...
Духовно-нравственное развитие школьников на уроках музыки
Варианты решения проблемы духновно-нраственного развития школьника на уроках музыки...
Творческие задания по развитию духовно-нравственного потенциала школьников на уроках музыки
В работе рассмотрены приемы и методы, используемые автором на уроках музыки...
Творческие задания по развитию духовно-нравственного потенциала школьников на уроках музыки
Методы и приемы, используемые на уроках музыки...
Духовно-нравственное развитие детей на уроках музыки.
Духовное воспитание как одна из форм развития личности, является одновременно необходимым аспектом других элементов воспитания, формирования мировоззрения личности. Специфика такого воспитания за...
Доклад "Духовно - нравственное развитие обучающихся на уроках музыки"
Доклад "Духовно - нравственное развитие обучающихся на уроках музыки" подготовлен к городскому семинару МО учителей музыки...
Методика духовно-нравственного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Проблема духовно- нравственного воспитания воспитанников центра содействию семейному воспитанию является актуальной, так как речь идет о детях, с ранних лет, видевших падение нравственности - проявлен...