Разработка урока "Приложение"
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс)
Конспект урока по теме "Приложение" в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_urok.docx | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
Класс: 8.
Цели урока:
Обучающие: углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения, познакомить с приложением как разновидностью определений, правилами употребления знаков препинания при них, научиться находить приложения в тексте.
Развивающие: 1) развивать логическое мышление, память, внимание; 2) развивать лингвистическую интуицию.
Воспитательные: 1) воспитывать аккуратность, точность; 2) воспитывать внимательное отношение к речи; 3) воспитывать интерес к языку.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: ознакомление с новым материалом.
Технологии: технология проблемного обучения.
Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал, словари, презентация.
Добрый день, уважаемые гости! Здравствуйте ребята! Я рада вас всех сегодня видеть. Давайте улыбнемся друг другу. И с хорошим настроением приступим к работе.
Ход урока:
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1 мин).
Проверка д/з: Карточка «Расскажи об определении по плану»
- Что такое определение?
- Что обозначает?
- На какой вопрос отвечает?
- Согласованные и несогласованные определения, в чем отличие?
- Какими частями речи может быть выражено?
- Как подчеркивается?(Привести примеры).
Образуйте, где это возможно, несогласованные определения от согласованных.
Кофейная чашка, полосатая юбка, громкоголосый оратор,воронье гнездо, очковая змея, компьютерный диск, медвежья услуга.
(чашка для кофе, юбка в полоску, оратор с громким голосом, гнездо вороны,
диск для компьютера. Остальные словосочетания не имеют синонимов очковая змея – название биологического вида; медвежья услуга – фразеологизм.)
(время на подготовку 3 минут + проверка 3 минуты) (6 мин).
II. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ (2 мин).
Мы продолжаем работать над темой «Второстепенные члены предложения»
Запишем число и тему сегодняшнего урока «Приложение»
- Какова цель нашего урока? (познакомиться с приложением как разновидностью определений, научиться находить приложения в тексте, узнать, как пишутся приложения).
III .АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
- Осмыслим само понятие «приложение».
Проверка таблицы,заполненной при помощи словарей.
(заранее подготовленный ученик)(3 мин)
Происхождение слова | Значение слова | Состав слова | Виды орфограмм |
IV.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА ( мин).
1) Мини-исследование.(запишите предложение в тетрадь)
Белые чайки-рыболовы с криком носились над Доном.
НУЖНО ОТВЕТИТЬ НА 3 ВОПРОСА
1.Какой частью речи выражено выделенное слово?
2.На какой вопрос отвечает? (какой? Чей? Который? Каков?)
3. Каким членом предложения является?
Вывод:
Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.
- Как определить (как выяснить), где определяемое слово, а где приложение?
- Определите, с каким словом согласуется сказуемое, - это и будет определяемым словом.
На столах вы видите карточки. Возьмите карточку №1.
РАБОТАЕМ В КАРТОЧАХ
Карточка №1. Задание: Найдите и подчеркните приложения.(3 минуты)
Бродят ветры – скоморохи, задевают провода. Горячо печет солнце землю – матушку. И пели девочки – подростки на берегу своей реки. На фестивале выступали студенты – иностранцы.Журнал «Природа» напечатал интересные материалы по экологии.
Журнал «Природа» - «Природа» - приложение, заключается в кавычки, пишется с большой буквы, т.к. это имя собственное.
Приложения- это определения. Значит как они подчеркиваются?
Вывод:ПРИЛОЖЕНИЕМ МОГУТ БЫТЬ ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ
ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ
3)Виды приложений. Приложения могут быть согласованные и несогласованные.
Что значит согласованное приложение? Термин вам знаком.
Согласованное приложение – приложение находится в том же падеже, что и определяемое слово
Согласованные
На груди
утеса-великана Оба сущ.:муж.р.,врод.п., ед.ч.
Несогласованные
Читаю газету «Известия»
Сущ .ж.р, в.п, ед.чСущс.р., и.п.мн.ч Посмотрите на слайд и скажите, какое определение является согласованным, а какое несогласованным?
Работаем с карточкой №2.
Карточка №2.Распределить по столбикам: 1-согласованное приложение , 2- несогласованное приложение.
- Река Москва
- Бабушка-старушка
- Кони-красавцы
- Завод-гигант
- Лагерь «Солнышко»
- Поэт Тютчев
- Мотоцикл «Юпитер» (запишите в тетрадь)
Вы, наверное, устали? Отдохнем.
VI. ФИЗМИНУТКАНА СТОЛЕ ЛЖАТ ОСКОЛКИ СТИХА, НУЖНО СЛОЖТЬ ИХ В ЦЕЛОЕ,
(1 мин).
ОСЕННЕЕ УТРО
Дуб-гигант глядится в озеро,
Просыпаясь на заре.
За ночь землю подморозило,
Весь орешник в серебре.
Какое время года описано в этом стихотворении? (назовите приложение )
Составьте и запишите предложение об осени, употребив в нем приложение.(1 мин).
5) Работа с предложениями «Дефис между главным(определяемым) словом и приложением. ( мин)
В ходе выполнения заданий вы, наверное, заметили, что в одном случае приложение пишется раздельно с определяемым словом, а в другом – через дефис. От чего это зависит?
Посмотрите на экран. Даны предложения. Запишите их в тетрадь
В скачках участвовали красавцы кони.
В скачках участвовали кони-красавцы.
Река Дон разлилась.
Дон-река разлилась. (запишите в тетрадь предложения и подчеркните приложения)
Наблюдение:
• Где может стоять приложение по отношению к определяемому слову?
• Как пишется приложение с определяемым словом?
• От чего зависит постановка дефиса?
Сделаем вывод
ПРОЧИТАТЬ правило на стр. 106 (1мин)
VII.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Выполнить практическое
Задание 4 Найдите ошибки и исправьте..
Скоро в издательстве Знание вышла моя первая большая повесть, скорее роман Поединок. 2) Крейсер Варяг из первой эскадры один сражался против целой неприятельской эскадры. 3) Шофер - Ванюшка изредка посматривал на своего пассажира. 4) И дань души своей влюбленной несут Байкалу с давних лет рыбак, и труженик ученый, и живописец, и поэт. (А. Твардовский.)
Поменяйтесь тетрадями и проверьте у товарища. (1 мин)
VIII. РЕФЛЕКСИЯ (КАРТОЧКИ) (2 мин).
На уроке я научился ________________________________________________________
У меня получилось________________________________________________________
У меня не получилось______________________________________________________
Осталось непонятным_______________________________________________________
Подведем итоги.
Что вы узнали о приложении?
- На какой вопрос отвечает приложение?
- К чему относится, что поясняет?
- Способы выражения? Чем может быть выражено?
- Как пишется по отношению к определяемому слову?
IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (1 мин).
1. § 21. Выучить теоретический материал на стр. 105-106
2. Выполнить упражнение 221 из учебника.
3. Работа со словами, данными в рамке в § 21
ОЦЕНКИ ЗА УРОК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.
Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....