Разработка урока "Приложение"
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс)

Родькина Ирина Сергеевна

Конспект урока по теме "Приложение" в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_urok.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

 Приложение

Класс: 8.

Цели урока:

Обучающие: углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения, познакомить с приложением как разновидностью определений, правилами употребления знаков препинания при них, научиться находить приложения в тексте.

Развивающие: 1) развивать логическое мышление, память, внимание; 2) развивать лингвистическую интуицию.

Воспитательные: 1) воспитывать аккуратность, точность; 2) воспитывать внимательное отношение к речи; 3) воспитывать интерес к языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: ознакомление с новым материалом.

Технологии: технология проблемного обучения.

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал, словари, презентация.


Добрый день, уважаемые гости! Здравствуйте ребята! Я рада вас всех сегодня видеть. Давайте улыбнемся друг другу. И с хорошим настроением приступим к работе.

Ход урока:

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1 мин).

Проверка д/з:  Карточка «Расскажи об определении по плану»

- Что такое определение?

- Что обозначает?

- На какой вопрос отвечает?

- Согласованные и несогласованные определения, в чем отличие?

- Какими частями речи может быть выражено?

- Как подчеркивается?(Привести примеры).

Образуйте, где это возможно, несогласованные определения от согласованных.

Кофейная чашка, полосатая юбка, громкоголосый оратор,воронье гнездо, очковая змея, компьютерный диск, медвежья услуга.

(чашка для кофе, юбка в полоску, оратор с громким голосом, гнездо вороны,

диск для компьютера. Остальные словосочетания не имеют синонимов очковая змея – название биологического вида; медвежья услуга – фразеологизм.)

 (время на подготовку 3 минут + проверка 3 минуты)                               (6 мин).

II. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ (2 мин).

Мы продолжаем работать над темой «Второстепенные члены предложения»

Запишем число и тему сегодняшнего урока «Приложение»

- Какова цель нашего урока?               (познакомиться с приложением как разновидностью определений, научиться находить приложения в тексте, узнать, как пишутся приложения).

III .АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

- Осмыслим само понятие «приложение».

Проверка  таблицы,заполненной при помощи словарей.

(заранее подготовленный  ученик)(3 мин)

Происхождение слова

Значение слова

Состав слова

Виды орфограмм

IV.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (   мин).

1) Мини-исследование.(запишите предложение в тетрадь)

Белые чайки-рыболовы с криком носились над Доном.

НУЖНО ОТВЕТИТЬ НА 3 ВОПРОСА

1.Какой частью речи выражено выделенное слово? 
2.На какой вопрос отвечает?       (какой? Чей? Который? Каков?)
3. Каким членом предложения является?

Вывод:

Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.

- Как определить (как выяснить), где определяемое слово, а где приложение?

- Определите, с каким словом согласуется сказуемое, - это и будет определяемым словом.

На столах вы видите карточки. Возьмите карточку №1.

РАБОТАЕМ В КАРТОЧАХ

Карточка №1.  Задание: Найдите и подчеркните приложения.(3 минуты)

Бродят ветры – скоморохи, задевают провода. Горячо печет солнце землю – матушку. И пели девочки – подростки на берегу своей реки.  На фестивале выступали студенты – иностранцы.Журнал «Природа» напечатал интересные материалы по экологии.

Журнал «Природа» - «Природа» -  приложение, заключается в кавычки, пишется с большой буквы, т.к. это имя собственное.
Приложения- это определения. Значит как они подчеркиваются?

Вывод:ПРИЛОЖЕНИЕМ МОГУТ БЫТЬ ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ

ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ

3)Виды приложений. Приложения могут быть согласованные и несогласованные.

Что значит согласованное приложение? Термин вам знаком.

Согласованное приложение – приложение находится в том же падеже, что и определяемое слово

Согласованные

На груди
утеса-
великана   Оба сущ.:муж.р.,врод.п., ед.ч.

Несогласованные

Читаю газету                         «Известия»

Сущ .ж.р, в.п, ед.чСущс.р.,     и.п.мн.ч          Посмотрите на слайд и скажите, какое определение является согласованным, а какое несогласованным?

Работаем с карточкой №2.

Карточка №2.Распределить по столбикам: 1-согласованное приложение , 2- несогласованное приложение.

  • Река Москва  
  • Бабушка-старушка
  • Кони-красавцы
  • Завод-гигант  
  • Лагерь «Солнышко»  
  • Поэт Тютчев  
  • Мотоцикл «Юпитер»                             (запишите в тетрадь)

Вы, наверное, устали? Отдохнем.

VI. ФИЗМИНУТКАНА СТОЛЕ ЛЖАТ ОСКОЛКИ СТИХА, НУЖНО  СЛОЖТЬ ИХ  В ЦЕЛОЕ,                                            

                                                                                                                                                        (1 мин).                                                                                                                                        

ОСЕННЕЕ УТРО

Дуб-гигант глядится в озеро,

Просыпаясь на заре.

За ночь землю подморозило,

Весь орешник в серебре.

Какое время года описано в этом стихотворении?    (назовите приложение )

Составьте и запишите предложение об осени, употребив в нем приложение.(1 мин).  

5) Работа с предложениями  «Дефис между главным(определяемым) словом и приложением.                                                                                                              (  мин)

В ходе выполнения заданий вы, наверное, заметили, что в одном случае приложение пишется раздельно с определяемым словом, а в другом – через дефис. От чего это зависит?

Посмотрите на экран. Даны предложения. Запишите их в тетрадь

В скачках участвовали красавцы кони.

В скачках участвовали кони-красавцы.

Река Дон разлилась.    

Дон-река разлилась.                         (запишите в тетрадь предложения и подчеркните приложения)

Наблюдение:  

•          Где может стоять приложение по отношению к определяемому слову?

•        Как пишется приложение с определяемым словом?

•        От чего зависит постановка дефиса?

Сделаем вывод

ПРОЧИТАТЬ правило на стр. 106                                                                 (1мин)

VII.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Выполнить практическое

Задание 4      Найдите ошибки и  исправьте..

Скоро в издательстве Знание вышла моя первая большая повесть, скорее роман Поединок.  2) Крейсер Варяг из первой эскадры один сражался против целой неприятельской эскадры.  3)  Шофер - Ванюшка  изредка посматривал на своего пассажира.  4) И дань души своей влюбленной несут Байкалу с давних лет рыбак, и труженик ученый, и живописец, и поэт. (А. Твардовский.)

Поменяйтесь тетрадями и проверьте у товарища.                                                 (1 мин) 

VIII. РЕФЛЕКСИЯ (КАРТОЧКИ)   (2 мин).

На уроке я научился ________________________________________________________

У меня получилось________________________________________________________

У меня  не получилось______________________________________________________

Осталось непонятным_______________________________________________________

Подведем итоги.  

Что вы узнали о приложении?

  • На какой вопрос отвечает приложение?
  • К чему относится, что поясняет?
  • Способы выражения? Чем может быть выражено?
  • Как пишется по отношению к определяемому слову?

IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (1 мин).

1. § 21. Выучить теоретический материал на стр. 105-106

2. Выполнить упражнение 221 из учебника.

3. Работа со словами, данными в рамке  в § 21

ОЦЕНКИ ЗА УРОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....