Изучение родного русского языка по УМК Александровой О.М.
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Использование учебника "РОдной русский язык" под редакцией О.М.Александровой для формирования и развития лингвистических и культурологических компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация535 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лингво-культурологическая направленность уроков родного русского языка Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» г.Новочебоксарск Шевелевой Ирины Викторовны.

Слайд 2

К.Паустовский « По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, – дикарь. Он вредоносен по самой своей сути потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа».

Слайд 3

Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику. Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей.

Слайд 4

Блоки программы «Язык и культура». Блок «Язык и культура» позволяет раскрыть взаимосвязь языка с историей и культурой народа, выявить общее и специфическое в языках и культурах народов России и мира. «Культура речи» . Блок «Культура речи» ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения. «Речь. Речевая деятельность. Текст». Содержание блока «Речевая деятельность. Текст» направлено на совершенствование видов речевой деятельности .

Слайд 5

Курс имеет лингво-культурологическую направленность . Одна из важнейших задач – приобщение школьников к фактам русской языковой истории, истории русского народа, формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении. Курс «Русский родной язык» опирается на основной курс «Русский язык», сопровождает и поддерживает его, но не дублирует. Данный курс имеет преимущественно практико-ориентированный характер .

Слайд 6

Содержание б локов программы дает возможность не только развивать устную и письменную речь обучающихся, формировать лингво-коммуникативные компетенции, но и целенаправленно готовить обучающихся к мониторинговым исследованиям: ВПР, функциональная грамотность, в конечном итоге к ГИА, т.к. принципы работы с единицами языка и текстом формирует навыки смыслового чтения и анализа текста, умений использовать различные виды чтения для решения учебно-познавательных задач. Большое воспитательное и развивающее значение имеют основные рубрики УМК Александровой: «Из истории языка» (информацию об исторических процессах развития языка), «Диалог культур» (формирует представления о связи языков и культур), «Круг чтения» (изучение материала на основе текстов русских писателей и поэтов), «Моя Россия» (информация о представителях науки, культуры России), «Лингвистические заметки» (дополнительный материал об истории отдельных слов и понятий, явлений русской лингвистики).

Слайд 7

Ресурсы программы по родному русскому языку для формирования и развития ключевых компетентностей: лингвистической, коммуникативной, - и метапредметных и предметных УУД. Курс дополняет материал основного учебника, позволяет расширить знания обучающихся по изучаемой теме. УМК под ред Т.А.ладыженской, М.Т.Баранова Родной русский язык Язык и общение Язык и культура. Наш родной русский язык Разговорная речь. Язык художественной литературы (речевой этикет – упр. 19) Речевой этикет (словесные формулы, формулы приветствия) Прямая речь и диалог Алфавит Из истории русского алфавита. Лингвистические заметки Тире между подлежащим и сказуемым Пословицы. Поговорки Лексикология Диалектизмы. Диалог культур Прямое и переносное значение слова Образность речи. Паронимы Паронимы Слог. Ударение. Орфоэпия Орфоэпические нормы Основная мысль текста Речь. Текст. Строение текста

Слайд 8

Ресурсы программы по родному русскому языку для формирования и развития ключевых компетентностей: лингвистической, коммуникативной, - и метапредметных и предметных УУД. Курс дополняет материал основного учебника, позволяет расширить знания обучающихся по изучаемой теме. УМК под ред Т.А.ладыженской, М.Т.Баранова Родной русский язык Лексика. Диалектизмы Диалекты как часть народной культтуры Исконно русские и заимствованные слова Лексические заимствования Неологизмы. Современные неологизмы Фразеология. Культура речи Отражение во фразеологии истории и культуры народа. Синонимия и точность речи Имя существительное Особенности склонения имен существительных Нормы употребления имен существительных Имя прилагательное Нормы употребления имен прилагательных Текст. Строение текста Тематическое единство текста. Композиция текста Стили речи Научный стиль. Разговорный стиль. Особенности стиля

Слайд 9

Из опыта работы Использование ресурса: при изучении темы «Разговорная речь. Язык художественной литературы» изучение понятия «речевой этикет» осуществляется на материале 2 упражнений. Параллельно проведение урока родного русского языка по данной теме позволит отработать навыки устного словесного общения с соблюдением речевых норм через групповую или парную работу. Учащимся моделируются речевые ситуации («Встреча на улице с учителем», «Встреча с одноклассником», «Случайное столкновение в коридоре», «Неожиданное замечание» и т.д.) и отрабатываются навыки диалога с использованием речевых формул приветствия, завершения речи, использования речевых клише.

Слайд 10

Из опыта работы К данному разделу можно обратиться при изучении темы «Обращение», т.к. при закреплении правил пунктуации по теме этикетные формулы обращений, приветствий позволяют дополнительно сконцентрировать внимание обучающихся на обращении. В этом случае целесообразно провести работу по развитию навыков создания письменных текстов публицистического стиля. Н-р, изучение темы в преддверии Дня матери стало поводом написания писем маме. В итоге были написаны письма-поздравления, которые дети потом красочно оформили и подарили мамам.

Слайд 11

Из опыта работы Ресурсы УМК и программы позволяют проводить целенаправленную работу с единицами языка: словом, пословицей, поговоркой, фразеологизмом, т.к. данные единицы рассматриваются в программе родного русского языка ежегодно. Каждое слово русского языка – сокровищница тайн и вековой мудрости народа. Следовательно, учебник и программа дают возможность через мудрость слова изучать культуру, развивать мыслительную деятельность и воспитывать духовно-нравственные ценности. Античный афоризм гласит: «Живое слово учит». Разве не является источником для размышлений и определения жизненной позиции само по себе слово «жизнь»? А слова «любовь», «красота», «позиция»? О мудрости пословиц, поговорок, фразеологических оборотов упомянуть просто невозможно, т.к. в них – исторический опыт человечества: «спустя рукава», «хоть трава не расти», «от доски до доски»…

Слайд 12

Из опыта работы «Что в слове? Что за словом?» - под такой рубрикой провожу уроки развития речи, цель которых – формировать духовно-нравственные качества личности, метапредметные и предметные УУД. Тексты учебников по родному русскому языку представляют большой материал для смыслового чтения и осмысления слова или другой единицы языка. Это еще и пропедевтический этап подготовки к заданию 9.3 ОГЭ.

Слайд 13

Из опыта работы 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс слово Великодушие Прогресс уважение Красота Добро Воспитание народ совесть Подвиг Вежливость честь Родная земля свобода Любовь Материнская любовь Героизм Забота Верность предательство родина искусство истина долг Настоящее искусство

Слайд 14

Из опыта работы 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Терпение и труд все перетрут Хоть трава не расти Толочь воду ы ступе Науки юношей питают И один в поле воин Совесть не сосед – от нее не уйдешь Брать огонь на себя Душа болит После нас хоть потоп Без прошлого нет будущего Вывести на чистую воду Старый друг лучше новых двух От аза до ижицы Стереть с лица земли Живое слово Бить баклуши Положа руку на сердце Душа обязана трудиться И след простыл Соль земли

Слайд 15

« А жизнь бесконечно глубока! Заметить красоту в природе, в поселке, городе, на улице, не говоря уже о человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни», - писал Д.С.Лихачев. 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Жизнь листа Взгляд из окна Сон природы Голос осени «Удивительное рядом! Рисует узоры мороз на оконном стекле Дождик весны Разбуди эту землю, весна! Поступок, который я совершил… Мир вокруг меня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку для 9 класса по учебному пособию под редакцией О.М. Александровой и др.

Рабочая программа и КТП по родному (русскому) языку для 9 класса по учебному пособию под редакцией О.М. Александровой и др....

Как вовлечь учащихся в процесс изучения родного (русского) языка

Делюсь своими находками и методическими приёмами в преподавании родного (русского) языка...

Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному (русскому) языку, родной литературе на русском языке - 2021-2022 учебный год

   Рабочая  программа по русскому языку для 5-9 класса составлена  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего...

Рабочие программы по родному (русск.)языку под ред.О.М.Александровой 5-9 классы

В данной папке представлены рабочие программы по родному(русскому)языку под ред.О.М.Александровой для 5-9 классов...

9 класс Родной русский язык. Контрольная работа по темам, изученным в 1 четверти ("Ключевые слова русской культуры", "Развитие языка как объективный процесс", "Крылатые слова и выражения в русском языке", "Активизация процесса заимствования слов".

Задания составлены на основе материала учебника О.М. Александровой "Русский родной язык. 9 класс" по темам, изученным в 1 четверти: "Ключевые слова русской культуры", "Развити...