Урок по культуре речи: " Учимся благодарить"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

                  ЦЕЛЬ: 1. Развивать умение благодарить людей.

2. Пополнять словарный запас школьника «волшебными»                                    словами.

                  3.Закреплять навыки правописания таких слов.

Вступительное слово учителя.

- Мы ежедневно здороваемся, прощаемся, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-либо оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают слова, называемые волшебными - слова речевого этикета.

   Кто знает, сколько раз в день мы произносим слова - здравствуй, прощай, благодарю Вас, спасибо, извините, пожалуйста, каждый раз одаривая улыбкой того,  кому мы их адресуем. Первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается. Об этом напоминает нам в своём стихотворении поэтесса Веселовская:

Слова с рожденья ждёт жестокий выбор-

Не всякий возглас в речи выжить мог.

Но вот звучит во всех веках спасибо-

Спаси, мол, брат, тебя за это бог!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_kulture_rechevogo_obshcheniya.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

                             Урок по культуре речевого общения.

                  ТЕМА: «Учимся благодарить».

                  ЦЕЛЬ: 1. Развивать умение благодарить людей.

2. Пополнять словарный запас школьника «волшебными»                                    словами.

                  3.Закреплять навыки правописания таких слов.

Вступительное слово учителя.

- Мы ежедневно здороваемся, прощаемся, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-либо оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают слова, называемые волшебными - слова речевого этикета.

   Кто знает, сколько раз в день мы произносим слова - здравствуй, прощай, благодарю Вас, спасибо, извините, пожалуйста, каждый раз одаривая улыбкой того,  кому мы их адресуем. Первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается. Об этом напоминает нам в своём стихотворении поэтесса Веселовская:

Слова с рожденья ждёт жестокий выбор-

Не всякий возглас в речи выжить мог.

Но вот звучит во всех веках спасибо-

Спаси, мол, брат, тебя за это бог!

Касаются веков сквозные грани,

И снова в нас преемственность жива,

И из старинных лучших пожеланий

Кроятся наши русские слова.

Вот из такого старинного русского пожелания «спаси бог» и родилось слово спасибо – одно из самых распространённых в русском языке этикетных слов. А в какой жизненной ситуации мы его употребляем? Конечно в ситуации благодарности.

Объявление темы и цели урока.

Итак, тема нашего урока: «Учимся благодарить». А каково лексическое значение этого слова? Благодарность? (Учащиеся высказывают свои мнения.)

- Спасибо.  В какое толкование дано в словаре С.И.Ожегова?

Ученица читает словарную статью:

Благодарность – чувство признательности к кому-либо за оказанное добро, внимание.                                                 (Запись в тетради)

А выразить это чувство помогают нам специальные этикетные слова, которые есть в русском языке.

(Учащиеся вспоминают знакомые им формулы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю Вас, очень признательна ).

-Вы назвали четыре слова. Много это или мало? Как вы считаете, ребята? Я думаю, что это очень мало. Но, может быть, этот список пополнят наши гости, которых я не случайно пригласила к нам на урок в преддверии Нового года? Они вернулись из творческой командировки, где наблюдали, как используют слова благодарности в окружающей нас жизни.

                   (Звучит фантастическая чуть-чуть  пугающая музыка, и появляются Баба Яга, Кощей и Золушка)

Баба Яга:   Я исследовала употребление слов благодарности в общественном транспорте. Выяснила, что люди благодарят в следующих случаях: 1.им компостируют билет; 2.кто-то уступает место; 3.водитель продает им билет. Чаще всего употребляют слово спасибо, иногда благодарю Вас.

К сожалению, нередко за услугу никак не благодарят.

Кощей: Мой объект наблюдения родная ваша школа, а именно: раздевалка, столовая, библиотека. Результаты в общем-то совпали с результатами наблюдений моей коллеги. Чувство благодарности чаще всего выражается в словах спасибо и большое спасибо.

Золушка: Удручающее впечатление произвело на меня общение в магазине. Практически не слышала, что бы кто-то благодарил продавца.

- Ну, что же, я благодарю нашу творческую группу. И продолжим урок.

Знакомство с речевыми формулами.

- А вот исследователь русского речевого этикета Н.И. Формановская в одном из своих изданий предлагает 28 слов и выражений, с помощью которых человек может поблагодарить другого. Вот послушайте:

Спасибо.

Благодарю Вас.

Я вам очень признателен.

Я вам многим обязана.

У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас…

Как я вам благодарен!

Моя благодарность не знает границ.

Я хочу поблагодарить вас.

Вы очень любезны.

Я тронута вашим вниманием.

Это очень мило с вашей стороны.

Вы меня так выручили!

Смотрите, какое богатство! Им мы будем постепенно овладевать. Конечно, за один урок нам не запомнить все эти слова и выражения. Мы лишь постараемся обогатить свою речь некоторыми из них, будем учиться употреблять их в речи.

Знакомство со структурой ситуации благодарности:

-Давайте мы с вами представим себе ситуацию благодарности. Например, такую.

Учитель подходи к Оле Т:

-Оля, дай мне на минуточку учебник

-Возьмите, пожалуйста.

-Большое спасибо, Оленька.

-Что Вы, не за что.

Была ситуация благодарности? Из каких компонентов она состоит? Во-первых участники. Их два: Оля- человек, которого благодарят, я - человек, который благодарит.  Но ситуация благодарности не возникает на пустом месте. Ведь благодарят за что-то, за какую-то услугу. В данном случае за учебник. Итак, в ситуацию благодарности входят три составных компонента:

1.человек, которого благодарят.

2.человек, который благодарит.

3.услуга.

Практическое упражнение.

Назовите все три компонента в отрывке из сказки А.С.Пушкина.

…Ей царевна говорит,-

На  ж лови!» и хлеб летит.

Старушонка хлеб поймала;

«Благодарствую, - сказала.-

Бог тебя благослови…»

Решение задач.

Задача 1. Вы едите в автобусе и попросили соседа прокомпостировать талончик. Он выполнил вашу просьбу. Как поблагодарить человека за данную услугу?

Выберите из двух вариантов правильный.

-Благодарю.

-Моя благодарность не знает границ.

(Нужно выбрать первое выражение.)

Задача 2. Вашей маме удачно сделали очень сложную операцию. Как вы поблагодарите врача?

-Спасибо, доктор.

- Доктор, нет слов, чтобы выразить вам мою благодарность!

Итог урока.

Сегодня мы учились благодарить. Мы старались пополнить свой словарный запас формулами благодарности, а на сколько это получилось, покажет время.

Ведь, благодарить человека- это значит дарить ему благо. т.е. капельку солнца, счастья.

   

Урок по культуре речевого общения « Учимся  благодарить» в 7 классе.

            Автор: учитель русского языка и литературы

             Корчагина О.П.

             МОУ СОШ с. Дмитриевка

                  2011-2012 уч.год

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речевого этикета "Учимся благодарить"

Занятие к спецкурсу `Развитие речевого этикета`  конспект, урока "Учимся благодарить". Материал в качестве классного часа победитель Муниципального, призер зонального конкурса `Самый классный кла...

Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".

Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком...

"Культура речи: учить нельзя забыть!" (11 класс)

Урок русского языка в форме дискуссии. Подготовка к написанию части С ЕГЭ....

Проект урока по культуре речи для 6-7 класса «Видна птица по перьям, а человек — по речам»

Данный урок помогает раскрыть понятие "языковая норма",а также обратить внимание учащихся на свою речь и речь своих ровесников....

Технологическая карта урока по культуре речи "Красную речь красно и слушать"

Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.   Г. Гегель...

Презентация Устного журнала по культуре речи "Учимся говорить по-русски"

С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Маленьких детей учат говорить: правильно произносить первые звуки, слова, строить предложения.Становясь в...