Порядковые числительные
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
ропрТема: Порядковые числительные.
Класс: 6
Учитель: Беля Елена Александровна
Тип урока: усвоение новых знаний.
Форма урока: комбинированный урок
Метод: частично-поисковый, проблемный.
Цель: формирование навыков употребления порядковых числительных в речи.
Задачи:
1) научить различать порядковые числительные от количественных;
2) научить особенностям изменения порядковых числительных;
3) предупредить грамматические ошибки при склонении порядковых числительных.
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
ученики познакомятся с порядковыми числительными, обозначающими порядок предметов при счёте, узнают, что они изменяются по падежам, родам и числам; сформулируют познавательную цель; а также поиск и выделение информации; анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные УУД:
целеполагание, составление плана и последовательности действий, прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик); сравнение результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений; оценка.
Личностные:
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих способностей.
Коммуникативные:
взаимодействие учащихся в группах, парах, развитие уважения друг к другу; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход урока
1.Оргмомент. (1 слайд) Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Александровна, сегодня урок у вас проведу я. Класс поделить на 2-3 группы, каждая стоит у своей зоны.
Первый ученик каждой группы просит ребят рассчитаться по порядку, после расчета, говорит: «Группа к уроку готова!».
Учитель:Прошу занять свои места. Ребята, как вы думаете, почему мы начали урок так необычно? (скоро мы будем отмечать День защитника Отечества( какого числа?) -23 февраля).
Фронтальный опрос.А как мы с вами рассчитывались? ( на первый, второй…). И у каждой группы есть номер (первая, вторая, третья). На что указывают эти числительные? (на порядок по счету).Делаем вывод, какие это числительные?
Учащиеся: Это порядковые числительные.
Значит тема сегодняшнего урока? ( порядковые числительные). ( 2 слайд)Учащиеся записывают тему урока.
Что вы еще знаете об имени числительном? (Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете).
2. Изучение нового материала.
(Создание проблемной ситуации).
( слайд 3)А какие праздники у нас впереди? (8 марта, 1мая, 9 мая). Я вам желаю их провести весело, задорно. Как вы думаете, самый великий из названных праздников это… (65- я годовщина Победы нашего народа в Великой Отечественной войне). Война длилась долгие четыре года, много испытаний, горя, страдания пришлось пережить людям в годы ВОВ.
А какой год был самым тяжелым? (дети отвечают).
( слайд 4)Давайте запишем в тетрадь (1 ученик у доски) предложения:
Первый год войны был самым тяжелым для русского народа.
Произвести синтаксический разбор предложения. ( слайд 5)
(Возникновение проблемной ситуации) Учитель: Ребята, с какой проблемой мы столкнулись? ( слово первый является определением, так как отвечает на вопрос: какой?, а выражено…) Попробуем разобраться.
(побуждение к формулированию проблемы, и выдвижению гипотезы).
Задание№1: Из предложения выпишите словосочетания ( 6 слайд)
Первый год Тяжелый год
Определите главное слово и зависимое и задайте вопрос.
(Слайд 7)
На какой вопрос отвечает и прилагательное, и числительное? (какой?)
При разборе словосочетаний, учащиеся замечают, что и числительное и прилагательное отвечают на вопрос какой?
Гипотеза: докажем, что порядковые числительные изменяются так же, как и прилагательные. Просклоняем словосочетание тяжелый год устно ( слайд 8).(Задания по решению проблемы)
Задание №2
Склонение прилагательного
И. п. тяжелый год
Р. П. тяжелого года
В.п. тяжелый год
Д. п. тяжелому году
Т.п. тяжелым годом
П.п. о тяжелом годе
Самостоятельно просклонять числительное.
Просклоняйте самостоятельно словосочетание первый год и выделите окончания (один пишет на доске).
И. п. первый год
Р. п. первого года
В.п. первый год
Д. п. первому году
Т.п. первым годом
П.п. о первом годе
Сравните окончания прилагательного и числительного, что вы заметили? (они одинаковые и отвечают на один и тот же вопрос) Какой мы можем сделать из этого вывод?
Учащиеся формулируют правило: порядковые числительные обозначают порядок при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какие?, изменяются по падежам, как и прилагательные.
Учитель: давайте посмотрим, изменяются ли числительные по родам и числам?
Задание № 3 (слайд9) Придумайте словосочетание (числительное + существительное) к словам на слайде, чтобы у числительных был другой род и другое число.
(слайд 10)
Первая битва (ед.ч., ж.р.)
Первое сражение (ед.ч.,с.р.)
Первые победы ( мн.ч.)
Вывод: порядковые числительные изменяются по родам и числам так же, как и прилагательные.
Гипотеза подтвердилась.
Физкультминутка.(слайд 11)
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на стульчик тихо сесть.
Задание №4. ( слайд 12) Прочитайте предложение: Фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз в 1941 году. Где здесь порядковое числительное? (1941)
Самостоятельная работа.
Просклоняйте числительное тысяча девятьсот сорок первый. Самостоятельно в тетрадях. 1 ученик у доски. Выделить окончания.
Тысяча девятьсот сорок первый
Тысяча девятьсот сорок первого
Тысяча девятьсот сорок первому
Тысяча девятьсот сорок первый
Тысяча девятьсот сорок первым
О тысяча девятьсот сорок первом
Учитель: Что можно сказать об этом числительном? (оно состоит из нескольких слов, значит оно составное). Какой еще вывод можно сделать?
Ответ учащихся: В составных порядковых числительных склоняется последнее слово.
Задание № 5. (слайд 13)
Откройте учебник «Практика» упражнение 504. Выписать предложения в тетрадь, добавив недостающие числительные.
5. Итог урока. (слайд 14)
Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке, давайте повторим:
-какие числительные сегодня на уроке мы изучали? (порядковые)
-как изменяются порядковые числительные? (как и прилагательные: по родам, числам и падежам).
-от чего зависит род, число, падеж порядкового числительного? (от существительного, к которому оно относится).
Молодцы, ребята! Сегодня вы славно потрудились.
6. Домашнее задание.( слайд 15) Стр. 158., п. 66,упр. 378. Выполнив задание, вы познакомитесь с событиями, в которых русскому народу приходилось защищать нашу землю от захватчиков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образование порядковых числительных
Данная презентация поможет ввести правило образования порядковых числительных 1 - 12. Имеется упражнение для первичного закрепления. Можно использовать с любым УМК....
Урок русского языка, 6 класс "Порядковое числительное"
Урок находится в рамках образовательной программы по русскому языку, поставленных задач урока, темы инновационной деятельности «Использование информационных технологий на уроках русского языка»С...
Урок русского языка в 6 кл. по теме "Порядковые числительные"
Урок комбинированный....
Тема : "Порядковые числительные" Урок посвящён Сталинградской битве( 2 февраля)
Тема : "Порядковые числительные" Урок посвящён Сталинградской битве( 2 февраля) Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо....
Презентация к уроку по французскому языку по теме: Порядковые числительные
Данная презентация может быть использована на уроках французского языка при изучении и повторении порядковых числительных....
Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"
Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...
Урок русского языка "Порядковые числительные, их грамматические признаки, склонение. Морфологический разбор числительных"
Маршрутный лист дистанционного урока...