краеведческий материал к урокам русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку (7, 8 класс)
краеведческий материал к урокам русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 Преподавание русского языка с использованием краеведческого материала, как элемента музейной педагогики
Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране. Д.С.Лихачёв 3
Использование краеведческого материала на уроках русского языка Организация в классе различных выставок,; использование на уроке различных сообщений и сочинений, написанных на местном материале; использование краеведческих текстов на уроках русского языка ; - выполнение, а затем использование результатов самостоятельной, творческой работы краеведческого характера 4
Этимологические этюды Цели: 1) формирование интереса к этимологии слова; 2) формирование интереса к истории родного края Версия названия села Уро Предание гласило о том, что первые русские люди появились в Баргузине 300лет назад, очевидно с отрядом казака-землепроходца Ивана Галкина, основавшего Баргузинский острог. В одной из команд был казак, который никак не уживался с другими. В конце-концов он ушел из отряда и стал в одиночку бродить по тайге. Казаки в поисках беглеца наткнулись на стоянку тунгусов на берегу небольшой речки в глухой горной тайге. Русским понравилось это место, и они решили поселиться там. Глава рода тунгусов сказал, что это место называется Уро, (в переводе с тунгусского «стоянка в горной тайге»). ( Элиасов. Байкальские легенды и предания) 5
Цели: 1) работа над лингвистической темой урока, 2) воспитывает чувство уважения к культурному наследию родной земли Белый месяц…Снега и сердца Переполнены светом небесным. У любви не бывает конца, Как у звездной сияющей бездны. В небесах, словно кролик, луна, Золотая, большая, хоть трогай. Мир очнулся от зимнего сна, Задержавшись слегка на пороге. В этот день, обновляясь душой И служа милосердному Богу, Я, как в детстве, шепчу: «Я большой!», Отправляясь снова в дорогу . Подбор текстов писателей и поэтов Баргузинской долины Константин Альбертович Соболев 6
Цели: 1) работа над лингвистической темой урока, 2) воспитывает чувство уважения к культурному наследию родной земли …Полночное небо нам жемчуг дарило, И сыпала золото в руки луна! В чудесное лето без лишнего слова Я отдал свободу, когда полюбил: На сердце надел добровольно оковы, К ним губы прижал и слезой их омыл. Подбор текстов писателей и поэтов Баргузинской долины Николай Гармаевич Дамдинов 7
Выразительно прочитайте стихотворение, графически обозначьте орфограммы Михаил Шиханов Когда бывает трудно, Когда растерян, смят, Увижу: утром трубы В селе родном дымят. И пахнет дым смолою Да белым калачом, Нечаянной слезою, Уплывшим молоком. И веет дым словами Да смехом матерей, Мальчишескими снами Да Родиной моей. 8 Солбон Ангабаев Слова — цветы в руках девчат, Бросайте в небо голубое! Они в устах дымком горчат, Они в глаза весной кричат, Слова, оброненные мною. Слова — цветы, они везде Растут размашистой весною. Они — соловушки в гнезде, Они, как зерна в борозде, Слова, оброненные мною.
Тексты историко-краеведческой тематики Телятниковская Иоанна – Богословская церковь. Церковь построена в 1900 году. Жертвователь –житель села Уро Михаил Дмитриевич Зубков. «Крестьянин Телятниковского селения Читканской волости Косьма Зарубин за труды по постройке церкви пожалован 6 мая 1913года золотой медалью на Анненской ленте, для ношения на груди». (НАРБ. Ф.170, оп.1, д.3,лл.174,212,224.) После закрытия в 1930 –годах церковь приспособлена под клуб Колхоза им.С.Кирова. ( НАРБ. Ф. 248, оп.1, д.429, л.6) В настоящее время в селе Малое Уро по ул.Школьная в доме (бывшее здание сельского клуба) расположен Свято– Никольский приход. Цели: 1) лингвистическая цель урока 2)формирование любознательности по отношению к истории и развитию нашего края 9
Тексты историко-краеведческой тематики Река Уро и речки ее поймы относятся к бассейну р. Баргузин бассейна оз. Байкал, что накладывает отпечаток на развитие хозяйственной деятельности, так как важное значение имеет экологическая безопасность территории. По рекреационным возможностям, а, следовательно, по направлениям деятельности и по формам организации отдыха, в поселении должна быть использована зона горячих Уринских источников и зоны отдыха района. Из истории села Уро - определить тип предложений -сделать синтаксический разбор предложений -найти вводное слово 10
Использование на уроках текстов о людях, прославивших наш край, помогает сформировать у учащихся чувство гордости за своих земляков М.Жигжитов Неугомонный, общительный и страждущий новых знаний Михаил Ильич много ездил по Бурятии и работал учителем в разных школах. Приехав однажды на Байкал,он полюбил поразительную красоту древнего моря и простую, полную тягот и лишений жизнь местных жителей, сам стал страстным охотником-таёжником и рыбаком и долгое время жил в Баргузинском районе.Есть в биографии писателя и Великая Отечественная война.Наверное, поэтому его книги так реалистичны и колоритны. Пожалуй, главными и любимыми героями Жигжитова во всех его произведениях выступают могучий, грозный, изумительно прекрасный Байкал и кормилица баргузинская тайга, таящая в себе древние шаманские тайны и не прощающая хищного потребительского отношения к себе. И писатель повествует об отношении человека к природе невероятно образно и поэтично, его герои говорят на просторечном живом языке, седой старик Байкал и богатая, щедрая тайга порой будто бы сопереживают людям, а порой и гневаются. 11
Материалы о земляках, участниках Великой Отечественной войны, способствуют формированию чувства патриотизма, любви к Родине Толстихин Николай Андреянович до войны работал бухгалтером в Баргузине. С июня 1941 по 1942 год учился в танковом училище в Омске, а затем воевал в составе действующей армии на различных фронтах. В 1943 году в боях за город Запорожье на Днепре был сильно контужен. Войну Николай Андреянович закончил в Берлине – в звании капитана и в должности командира танковой роты. После войны работал пчеловодом в колхозе и, одновременно, закончил институт. В 1969 – 1975 годах работал председателем Уро-Читканского сельского Совета. С 1975 года по 1982 год Николай Андреянович работал начальником Уринского отделения связи. 12
Сампилов Цыренжап Сампилович Составьте и запишите простые предложения с однородными членами, используя слова и словосочетания: – по степи, бегут, скачут, переливаются. - свеж, и, воздух, прозрачен. – серый, неприглядной, трава, стала, неприветливой. Репродукции картин художников Бурятии воспитывают у учащихся любовь к своей малой Родине: к красоте её природы, самобытности 13
Сочинение –рассуждение «Зачем нужны памятники» 14
Уроки развития речи сочинение- описание «Река Уринка» 15
Уроки развития речи Сочинение-повествование «Моя малая Родина» 16
Руководствуясь данными ниже вопросами и заданиями, соберите и систематизируйте материал для устного выступления о родном крае Что тебе известно из истории возникновения родного села? Как возникло его название? Менялось ли оно? Какие события из прошлого родного края вызывают у тебя чувство гордости и почему? Какие музеи есть в нашем районе? Когда они были созданы? Чем особенно интересны? Какие памятники старины могут рассказать о прошлом родного края? Когда они появились? Что ты знаешь об их создателях? Как в географических названиях отражена история нашего края? О чём могут рассказать названия улиц родного края? Что та знаешь о событиях и людях, в честь которых они названы? Чем прекрасна природа родного края? Что тебе особенно близко и дорого в ней? Что волнует и беспокоит тебя в современной жизни родного края? Как тебе представляется будущее родного края? Что ты сделаешь для него? Чем ты поможешь ему? 17
Прочитайте примерные темы сочинений. Проанализируйте их. Выберите одну тему и составьте к ней план. Напишите сочинение по выбранной теме 1 .Героические страницы из истории нашего края. 2. Мои замечательные земляки. 3. Их именами названы улицы нашего города. 4. 0 чём рассказывают географические названия? 5. Завтрашний день моего села, района. 6. Достопримечательности моего края. 7. О чём могут рассказать старые дома? 18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
В настоящее время региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. в век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный ч...
Использование краеведческого материала на уроках русского языка
На своих уроках я использую краеведческий материал. Считаю, что работа с краеведческим материалом актуальна в наше время. Активное использование краеведческого материала в процессе школьного обу...
Использование краеведческого материала на уроках русского языка
На своих уроках я использую краеведческий материал. Считаю, что работа с краеведческим материалом актуальна в наше время. Активное использование краеведческого материала в процессе школьного обу...
Введениекраеведческого материала в урок русского языка и литературы
Выступлеие не педагогическом совете...
Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
Материал по краеведению очень удобен для анализа и полезен при записи различного рода примеров, заставляет обучающихся осознавать и задумываться над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гра...
Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
Использование краеведческого материала для повышения речевой культуры школьников...