краеведческий материал к урокам русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку (7, 8 класс)

Грига Ирина Иннокентьевна

краеведческий материал к урокам русского языка и литературы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Грига Ирина Иннокентьевна Учитель русского языка и литературы МБОУ «Уринская сош» 1

Слайд 2

2 Преподавание русского языка с использованием краеведческого материала, как элемента музейной педагогики

Слайд 3

Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране. Д.С.Лихачёв 3

Слайд 4

Использование краеведческого материала на уроках русского языка Организация в классе различных выставок,; использование на уроке различных сообщений и сочинений, написанных на местном материале; использование краеведческих текстов на уроках русского языка ; - выполнение, а затем использование результатов самостоятельной, творческой работы краеведческого характера 4

Слайд 5

Этимологические этюды Цели: 1) формирование интереса к этимологии слова; 2) формирование интереса к истории родного края Версия названия села Уро Предание гласило о том, что первые русские люди появились в Баргузине 300лет назад, очевидно с отрядом казака-землепроходца Ивана Галкина, основавшего Баргузинский острог. В одной из команд был казак, который никак не уживался с другими. В конце-концов он ушел из отряда и стал в одиночку бродить по тайге. Казаки в поисках беглеца наткнулись на стоянку тунгусов на берегу небольшой речки в глухой горной тайге. Русским понравилось это место, и они решили поселиться там. Глава рода тунгусов сказал, что это место называется Уро, (в переводе с тунгусского «стоянка в горной тайге»). ( Элиасов. Байкальские легенды и предания) 5

Слайд 6

Цели: 1) работа над лингвистической темой урока, 2) воспитывает чувство уважения к культурному наследию родной земли Белый месяц…Снега и сердца Переполнены светом небесным. У любви не бывает конца, Как у звездной сияющей бездны. В небесах, словно кролик, луна, Золотая, большая, хоть трогай. Мир очнулся от зимнего сна, Задержавшись слегка на пороге. В этот день, обновляясь душой И служа милосердному Богу, Я, как в детстве, шепчу: «Я большой!», Отправляясь снова в дорогу . Подбор текстов писателей и поэтов Баргузинской долины Константин Альбертович Соболев 6

Слайд 7

Цели: 1) работа над лингвистической темой урока, 2) воспитывает чувство уважения к культурному наследию родной земли …Полночное небо нам жемчуг дарило, И сыпала золото в руки луна! В чудесное лето без лишнего слова Я отдал свободу, когда полюбил: На сердце надел добровольно оковы, К ним губы прижал и слезой их омыл. Подбор текстов писателей и поэтов Баргузинской долины Николай Гармаевич Дамдинов 7

Слайд 8

Выразительно прочитайте стихотворение, графически обозначьте орфограммы Михаил Шиханов Когда бывает трудно, Когда растерян, смят, Увижу: утром трубы В селе родном дымят. И пахнет дым смолою Да белым калачом, Нечаянной слезою, Уплывшим молоком. И веет дым словами Да смехом матерей, Мальчишескими снами Да Родиной моей. 8 Солбон Ангабаев Слова — цветы в руках девчат, Бросайте в небо голубое! Они в устах дымком горчат, Они в глаза весной кричат, Слова, оброненные мною. Слова — цветы, они везде Растут размашистой весною. Они — соловушки в гнезде, Они, как зерна в борозде, Слова, оброненные мною.

Слайд 9

Тексты историко-краеведческой тематики Телятниковская Иоанна – Богословская церковь. Церковь построена в 1900 году. Жертвователь –житель села Уро Михаил Дмитриевич Зубков. «Крестьянин Телятниковского селения Читканской волости Косьма Зарубин за труды по постройке церкви пожалован 6 мая 1913года золотой медалью на Анненской ленте, для ношения на груди». (НАРБ. Ф.170, оп.1, д.3,лл.174,212,224.) После закрытия в 1930 –годах церковь приспособлена под клуб Колхоза им.С.Кирова. ( НАРБ. Ф. 248, оп.1, д.429, л.6) В настоящее время в селе Малое Уро по ул.Школьная в доме (бывшее здание сельского клуба) расположен Свято– Никольский приход. Цели: 1) лингвистическая цель урока 2)формирование любознательности по отношению к истории и развитию нашего края 9

Слайд 10

Тексты историко-краеведческой тематики Река Уро и речки ее поймы относятся к бассейну р. Баргузин бассейна оз. Байкал, что накладывает отпечаток на развитие хозяйственной деятельности, так как важное значение имеет экологическая безопасность территории. По рекреационным возможностям, а, следовательно, по направлениям деятельности и по формам организации отдыха, в поселении должна быть использована зона горячих Уринских источников и зоны отдыха района. Из истории села Уро - определить тип предложений -сделать синтаксический разбор предложений -найти вводное слово 10

Слайд 11

Использование на уроках текстов о людях, прославивших наш край, помогает сформировать у учащихся чувство гордости за своих земляков М.Жигжитов Неугомонный, общительный и страждущий новых знаний Михаил Ильич много ездил по Бурятии и работал учителем в разных школах. Приехав однажды на Байкал,он полюбил поразительную красоту древнего моря и простую, полную тягот и лишений жизнь местных жителей, сам стал страстным охотником-таёжником и рыбаком и долгое время жил в Баргузинском районе.Есть в биографии писателя и Великая Отечественная война.Наверное, поэтому его книги так реалистичны и колоритны. Пожалуй, главными и любимыми героями Жигжитова во всех его произведениях выступают могучий, грозный, изумительно прекрасный Байкал и кормилица баргузинская тайга, таящая в себе древние шаманские тайны и не прощающая хищного потребительского отношения к себе. И писатель повествует об отношении человека к природе невероятно образно и поэтично, его герои говорят на просторечном живом языке, седой старик Байкал и богатая, щедрая тайга порой будто бы сопереживают людям, а порой и гневаются. 11

Слайд 12

Материалы о земляках, участниках Великой Отечественной войны, способствуют формированию чувства патриотизма, любви к Родине Толстихин Николай Андреянович до войны работал бухгалтером в Баргузине. С июня 1941 по 1942 год учился в танковом училище в Омске, а затем воевал в составе действующей армии на различных фронтах. В 1943 году в боях за город Запорожье на Днепре был сильно контужен. Войну Николай Андреянович закончил в Берлине – в звании капитана и в должности командира танковой роты. После войны работал пчеловодом в колхозе и, одновременно, закончил институт. В 1969 – 1975 годах работал председателем Уро-Читканского сельского Совета. С 1975 года по 1982 год Николай Андреянович работал начальником Уринского отделения связи. 12

Слайд 13

Сампилов Цыренжап Сампилович Составьте и запишите простые предложения с однородными членами, используя слова и словосочетания: – по степи, бегут, скачут, переливаются. - свеж, и, воздух, прозрачен. – серый, неприглядной, трава, стала, неприветливой. Репродукции картин художников Бурятии воспитывают у учащихся любовь к своей малой Родине: к красоте её природы, самобытности 13

Слайд 14

Сочинение –рассуждение «Зачем нужны памятники» 14

Слайд 15

Уроки развития речи сочинение- описание «Река Уринка» 15

Слайд 16

Уроки развития речи Сочинение-повествование «Моя малая Родина» 16

Слайд 17

Руководствуясь данными ниже вопросами и заданиями, соберите и систематизируйте материал для устного выступления о родном крае Что тебе известно из истории возникновения родного села? Как возникло его название? Менялось ли оно? Какие события из прошлого родного края вызывают у тебя чувство гордости и почему? Какие музеи есть в нашем районе? Когда они были созданы? Чем особенно интересны? Какие памятники старины могут рассказать о прошлом родного края? Когда они появились? Что ты знаешь об их создателях? Как в географических названиях отражена история нашего края? О чём могут рассказать названия улиц родного края? Что та знаешь о событиях и людях, в честь которых они названы? Чем прекрасна природа родного края? Что тебе особенно близко и дорого в ней? Что волнует и беспокоит тебя в современной жизни родного края? Как тебе представляется будущее родного края? Что ты сделаешь для него? Чем ты поможешь ему? 17

Слайд 18

Прочитайте примерные темы сочинений. Проанализируйте их. Выберите одну тему и составьте к ней план. Напишите сочинение по выбранной теме 1 .Героические страницы из истории нашего края. 2. Мои замечательные земляки. 3. Их именами названы улицы нашего города. 4. 0 чём рассказывают географические названия? 5. Завтрашний день моего села, района. 6. Достопримечательности моего края. 7. О чём могут рассказать старые дома? 18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы

В настоящее время региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. в век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный ч...

Использование краеведческого материала на уроках русского языка

На своих уроках я использую краеведческий материал. Считаю, что работа с краеведческим материалом актуальна в наше время.  Активное использование краеведческого материала в процессе школьного обу...

Использование краеведческого материала на уроках русского языка

На своих уроках я использую краеведческий материал. Считаю, что работа с краеведческим материалом актуальна в наше время.  Активное использование краеведческого материала в процессе школьного обу...

Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы

Материал по краеведению очень удобен для анализа и полезен при записи различного рода примеров, заставляет обучающихся осознавать и задумываться над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гра...

Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы

Использование краеведческого материала для повышения речевой культуры школьников...