Понятие об однородных членах предложения.
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)

Беля Елена Александровна

Понятие об однородных членах предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл понятие об однородных членах22.89 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс.                                                                                                

Тема урока «Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения.»

ЦЕЛИ УРОКА:

• повторить и обобщить сведения об однородных членах предложения, изученных ранее; сообщить новую информацию о способах выражения однородных членов.

• закрепить навык определения однородных членов в предложении.

• повторить тему «Союзная и бессоюзная связь однородных членов». Отработать умение правильно использовать пунктуационные знаки при однородных членах.

ТИП УРОКА: комбинированный.

 

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Орфоэпическая разминка (Раздаточный материал у каждого на столе. Расставьте ударения. )

Жалюзи, баржа, щавель, торты, грушевый, закупорить, августовский, звонит, квартал, кухонный, свекла, баловать, столяр, каталог.

(Проверка «цепочкой».)

2.Введение в тему.

Синтаксический разбор предложения у доски (1 ученик, проверка)

О доблестях, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле. (Пов., невоскл., простое, двусостав., распростр., ослож. однор. дополнениями)

- Чем осложнено предложение?

- Как вы думаете какая тема нашего урока?

- Какие задачи мы должны сегодня решить?

Запись в тетради темы урока.

3. Новый материал

Задание. Запишите предложения. Сделайте синтаксический разбор.

     1. В большом лесу во время бури деревья стонут, трещат, ломаются (С. Аксаков).

     2. В свободное от боёв время отряд обучался стрельбе, строю, рытью окопов, искусству маскировки (Б. Полевой).

     3. Жёлтые, синие, фиолетовые листы бумаги лежали на прилавке магазина.

• Определите члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и выражены одинаковыми частями речи; подчеркните их.

 • Вспомните, как называются такие члены предложения (Однородные члены предложения).

• Как мы их обозначаем схематически? (Берём в кружок).

• Сделайте схемы 1 и 2 предложения.

Итак, сегодня мы с вами будем заниматься повторением изученного материала об однородных членах предложения, расширим и углубим эти знания.

4. Работа с материалом учебника.  § 40 , стр.123-126

Чтение правила стр. 125

Вопросы:

Что такое однородные члены предложения?

Какой связью в предложении связываются однородные члены?

Какими членами предложения могут быть однородные члены?

Когда между однородными членами ставиться запятая? Когда нет?

5. Закрепление

Работа в парах

А) Задание: запишите предложения в тетрадь, по очереди объясняя постановку знаков препинания, составить схемы предложений.

Колокольчик звонко плачет и хохочет и визжит. Человек с трудом переносит как мороз так и жару. Вдали не то туман не то дым. Мал золотник да дорог. Виднелись или необозримые песчаные равнины или далекие горы. Ни смех ни говор твой веселый не прогоняли темных дум.

Проверка.   [О, и  О, и О] ; [как О, так и О] ;  [не то О, не то О] ;  [не то О, не то О] ;  [О, а О] [О, да О] [или О, или О] ;[ни О, ни О]

Б) Ребята, давайте вспомним что такое обобщающие слова при однородных членах предложения? (Обобщающее слово - слово, которое содержит в себе все значения однородных последующих членов предложения, а однородные члены его поясняют, конкретизируют, уточняют.)

Задание: 

 Подбери обобщающие слова к однородным членам и наоборот (устно).

1) Русский язык, литература, история- (школьные предметы).

2) Члены предложения: (главные и второстепенные).

3) Разделы языка: (фонетика, грамматика).

4) Существительное, прилагательное, числительное, глагол: (части речи).

  • Какие знаки препинания ставятся если обобщающее слово стоит перед однородными членами? (двоеточие)
  • А если обобщающее слово стоит после однородных членов? ( тире)
  • Как схематически обозначается обобщающее слово? (кружком с точкой в середине).
  • Делают схемы 1- 4 предложений (у доски и в тетрадях).

В) Индивидуальная работа по карточкам

Задание:

Найди обобщающее слово, расставь знаки препинания. Сделайте схемы предложений.

а) Будущее принадлежит двум типам людей человеку мысли и человеку труда.

б) Все жители поселка мужчины и женщины старики и дети вышли встречать

    пароход.

в) Пушкин Лермонтов Некрасов  мои любимые поэты.

г) Было нас четверо два студента гимназист и молодой начинающий художник.

Проверка

а) Будущее принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда.

б) Все жители поселка: мужчины и женщины, старики и дети – вышли встречать

    пароход.

в) Пушкин, Лермонтов, Некрасов - мои любимые поэты.

г) Было нас четверо: два студента, гимназист и молодой начинающий художник.

6.  Дифференцированное задание. (устно)

   Переработайте текст, который вам предлагается, так, чтобы он стал ярким, выразительным, эмоциональным, включив в него однородные члены. Те, кто нуждается в помощи, могут обратиться к словам для справок.

На слайде:

Зимний чудесный денёк. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья, крыши домов украшены инеем. Зимний вечер приносит ощущение тайны.

Слова для справок: наряден, торопит, искрится, провода, кусты, сказка, колдовство.

- Прочитайте переработанный текст.

- У кого иначе? Что изменилось? Благодаря чему?

- Однородные члены, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее экспрессивной. Но надо помнить и о том, что они «источник опасности», так как при неправильном построении предложений с однородными членами могут быть допущены грамматические ошибки. А наша задача – научиться грамотно, красиво, четко выражать свои мысли. Поэтому сейчас мы займемся предупреждением грамматических ошибок.

Предупреждение грамматических ошибок (раздаточный материал)

Перед вами перечень возможных ошибок при употреблении однородных членов в предложении. Изучите типичные ошибки самостоятельно.

Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами

1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный).

2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель).

3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение).

4. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение. (Поэт знакомится и внимательно изучает фольклор).

Заполните таблицу с предложениями: напишите номер ошибки и попытайтесь ее исправить.

Неправильно

Вид ошибки

Исправлено

1. Несколько товарищей пытались решить и задумались над задачей.

2. Гринев был смел, благороден и честный.

3. Я люблю волейбол, футбол и кататься на санках.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

8. Сообщение домашнего задания:

§ 40 (всем).

По выбору

  1. Сочинение-миниатюра «В зимнем саду», используй в нем однородные члены предложения.
  2. Составь предложения с обобщающим словом (5 предл.)

      3. Упр. 232 (расставь и объясни знаки препинания.)

 

 

Приложение 1

Раздаточный материал

  1. Задание.

Расставьте ударения.

Жалюзи, баржа, щавель, торты, грушевый, закупорить, августовский, звонит, квартал, кухонный, свекла, баловать, столяр, каталог.

  1. Задание

Найди обобщающее слово, расставь знаки препинания. Сделайте схемы предложений.

а) Будущее принадлежит двум типам людей человеку мысли и человеку труда.

б) Все жители поселка мужчины и женщины старики и дети вышли встречать

    пароход.

в) Пушкин Лермонтов Некрасов  мои любимые поэты.

г) Было нас четверо два студента гимназист и молодой начинающий художник.

  1. Задание

Перед вами перечень ошибок при употреблении однородных членов в предложении. Изучите типичные ошибки.

Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами

1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный).

2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель).

3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение).

4. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение. (Поэт знакомится и внимательно изучает фольклор).

Заполните таблицу с предложениями: напишите номер ошибки и попытайтесь ее исправить.

Неправильно

Вид ошибки

Исправлено

1.Несколько товарищей пытались решить и задумались над задачей.

2. Гринев был смел, благороден и честный.

3. Я люблю волейбол, футбол и кататься на санках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие об однородных членах предложения.Технологическая карта урока

Тема урока: Понятие об однородных членах предложения Класс: 8А Цели для ученика: иметь представление  об однородных членах предложения,  повторить, закрепить и обобщить знания, полученные ...

"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"

Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

понятие об однородных членах предложения

изучение нового материала...

урок русского языка по теме "Понятие об однородных членах предложения"

урок разработан по учебнику русского языка М.М. Разумовской и является первым в изучении темы "Однородные члены"...

Конспект открытого урока русского языка в 8 классе. Тема: Понятие об однородных членах предложения.

Конспект урока включаетне только обьяснение нового материала, но и практическую часть с отработкой навыка определения однородных членов....