Урок русского языка в 5 классе на тему "Виды глагола".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Это урок изучения нового материала с использованием игровой, проблемной, дифференцированной технологий обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse._vidy_glagola.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: «Виды глаголов»
Цель: дать представление о видах глагола; познакомить с различиями между глаголами совершенного и несовершенного вида.
Задачи:
Образовательные: формировать умения распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать видовую пару.
Развивающие: развивать умения делать выводы и обобщения на основе наблюдений и сравнений.
Воспитательные: воспитывать чувство сплоченности коллектива; интерес к предмету русского языка;
Технологии: игровая, проблемная, дифференцированное обучение.
Планируемые результаты:
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; самоанализ и самоконтроль результата, осознанное построение речевого высказывания.
Предметные: повторение и закрепление знаний о глаголе; уметь определять вид глагола, отличать глаголы разных видов по вопросам, создавать видовую пару.
Метапредметные: умение анализировать, наблюдать.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Солнце просыпается,
Урок наш начинается.
Будем дружно заниматься
И друг другу улыбаться.
II. Актуализация знаний.
- Какую связь с прошлым уроком вы услышали в моем приветствии?
- Объясните орфограмму.
Проверка домашнего задания.
В это время у доски упр. 634 – инд.
Игра «Да (+) и нет (-)»
1.Глагол – это служебная часть речи.
2.Глагол обозначает действие предмета.
3.Глагол – самостоятельная часть речи.
4.Глагол обозначает предмет.
5.Глагол имеет вид и спряжение.
6.Все глаголы склоняются.
7.У глаголов 3 спряжения.
8.Глаголы изменяются по временам.
9.Не с глаголами пиши всегда слитно.
10.В предложении глагол является сказуемым и согласуется с подлежащим.
Дать определение глагола.
Синтаксический разбор предложения.
- На дворе апрель. Это второй весенний месяц.Давайте мы с вами запишем предложение и сделаем его синтаксический разбор.
В апреле раскрываются почки на деревьях и кустарниках.
- Определить время, лицо, число глаголов.
(проверка инд. заданий)
Ш. Мотивация учебной деятельности.
- Апрель – это не только месяц пробуждения природы, это месяц триумфа науки и всех людей, посвятивших себя космонавтике.
- А как вы думаете - для людей, которые должны были совершить полет в космос, стояли какие-то задачи? (Да, они чувствовали очень большую ответственность, должны были исследовать и изучить незнакомое космическое пространство, планеты, звезды).
- Значит, перед нами при изучении нового тоже должны стоять определенные задачи?
IV. Определение темы урока, постановка цели.
Послушайте диалог:
«Учитель: - Плохо, Иванов, ты ничего не знаешь.
Ученик: (сконфуженно). - Я учил…
Учитель: (назидательно). - А надо было не учить, а выучить.»
-О чем этот диалог?
-Выпишите однокоренные глаголы из диалога. В чем разница между этими глаголами?
-Какой возникает вопрос? Какой будет тема урока?
Проблемная ситуация. Повторение ранее изученного материала.
- Но как нам полететь в космос, не запустив наши ракеты?
Предлагаю вам выполнить небольшое задание, так называемый «Цифровой диктант», который даст вам определенный набор цифр для запуска ракет.
Задание: определите, верно ли каждое утверждение? Если вы считаете, что ДА, то ставьте цифру 1, если НЕТ – 0.
Я утверждаю, что во всех словах не с глаголом пишется раздельно:
1.Не пришел
2. Не пользовался
3.Не участвовал
4. Не годовал
5.Не доумевал
6. Не предлагал
7.Не попал
8. Не навидел
9. Не посетил
Код: 110110101 для полета
Код: 110110101 для полета
-Код получен. Кто помнит, что сказал Юрий Гагарин, отправляясь в полет?
- Итак, вслед за Гагариным: «Поехали!»
V. Изучение нового материала.
Запишем тему: «Виды глагола».
Какие задачи будут стоять перед нами?
- При изучении курса русского языка в 5 классе, мы обратили внимание, что многое нам знакомо из начальной школы, но всегда к нашим знаниям добавлялись новые: мы должны с вами сегодня узнать, что такое виды глагола, причем не вид, а виды, значит, вид не один.
Как вы понимаете значение слова ВИД? Слово многозначное, одно из его значений – внешность, облик, состояние, например, вид человека, предмета, из окна.
Но и у глагола есть свой вид. Попробуем его представить.
Инсценировка.
Идет к нам в гости глагол и напевает песенку «Ах, какое блаженство, знать, что я совершенство!», в его песенке есть подсказка к нашему уроку.
Говорят, и это лестно,
Что я выгляжу чудесно:
Шляпа, галстук и костюм,
А в глазах природный ум,
Нос горбинкой, ясный взгляд,
Все восторженно глядят.
Весь начищенный, степенный,
Вид мой самый ………….(совершенный)
А вот его друг, еще один глагол:
Всем вокруг сегодня ясно,
Что я выгляжу ужасно:
Сам небрит, костюм измят,
Уши в стороны торчат,
Нос крючком, потухший взгляд.
Все сочувственно глядят:
Суетливый, нестепенный,
Ах, мой вид ……………….(несовершенный)
Итак, что мы выяснили благодаря нашим друзьям? (глагол бывает 2 видов: совершенный и несовершенный).
Запись в тетрадь.
Виды глагола.
Совершенный вид Несовершенный вид.
- Может, пора закончить урок? Мы узнали, какие бывают виды глагола…. ( знаний недостаточно, надо знать, как определить вид глагола, узнать особенности)
Часто ли вы пишете своей маме записку или смску? И наши друзья- глаголы решили написать записки своим мамам: (на экране)
1. Мама я решал задачу и учил стихотворение.
2. Мама я решил задачу и выучил стихотворение.
- Проверьте их записи (допустили пунктуационную ошибку (обращение)
Запишите данные предложения, выделите обращение, поставьте вопрос к глаголам. (и не забывайте в записках и смсках выделять запятой обращение.)
- Как вы думаете, чья мама не будет волноваться, автора 1 или 2 записки? Почему?
-Что не так с содержанием 1 записки?
- Кому из наших друзей-глаголов принадлежит каждая из этих записок?
- Почему вы так решили? (1 – несовершенный вид, действие не закончено, показан процесс самого действия; 2 – совершенный вид, показано достижение результата действия)
Вывод:
- Значит, в 1 записке все глаголы какого вида? Во 2 записке? (подписываем сверху)
4.Однако, ребята, есть еще одна подсказка, по которой вы можете определять вид глагола: посмотрите на записанные вами вопросы, кто может дать эту подсказку? (совершенный вид дружит с приставкой с в вопросе.)
- Прочитаем теорию учебника стр.110.
Знакомство с отличиями глаголов совершенного и несовершенного вида.
- Чтобы попробовать разобраться в значениях и вопросах глагола к нам на урок пришли 2 вида глагола. И они хотят нам представиться (инсценировка)
Глагол сов. вида:
Я глагола вид совершенный,
И ничуть я, ребята, не вредный.
Вы вопрос “что сделать?” скажите,
Так меня везде отличите.
- Итак, первый вид совершенный. На какой вопрос он отвечает?
Глагол несовершенного вида:
А я, ребята, несовершенный вид,
И звание мне это вовсе не претит.
Вопрос “что делать?” мне задайте,
И голову мне не ломайте.
- Второй вид несовершенный. На какой вопрос он отвечает?
VI. Закрепление изученного материала.
Работа над упр. 638
- Прочитайте текст, подумайте, почему он получил такое название.
-Прочитайте задание к упр. Глаголы надо выписать парами, а какими парами догадайтесь сами, работать вы тоже будете в паре, кто озвучит правила работы в паре? (помогать друг другу)
- В учебнике дан образец записи, рассмотрите его. На мой взгляд, он не очень удачен, предложите, как еще можно оформить эту запись, чтобы выполнить задание? В форме таблицы, подумайте, что можно добавить во вторую строчку заголовка? (вопрос, именно он поможет вам определить вид глагола.)
Проверка вслух парами.
Критерии правильного ответа:
правильно задали вопрос,
назвали глагол,
определили вид.
- Для чего мы выполняли это упражнение?
- Больше вы ничего интересного не заметили? (глаголы образуют видовые пары)
Проблемный вопрос: Как же нам не сделать ошибку при определении вида глагола?
1способ: по лексическому значению.
2 способ: – задать вопрос, и вопросы нужно выучить.
3 способ: есть третий способ, но его вы сформулируете сами.
с помощью приставок и суффиксов образуйте глаголы СВ, например:
на доске записаны глаголы:
жить → пожить, дожить, пережить, любить → полюбить,
прыгать → прыгнуть, кричать → крикнуть.
- При помощи какой морфемы вы образовали глаголы сов.вида?
- Правильно, приставки и суффикса - НУ
Вывод: В глаголах сов вида может быть приставка или суффикс - НУ .
VII. Обобщение изученного.
Обобщить наши знания о глаголе поможет лингвистический текст.
Глаголы бывают _______ или _________вида.
Глаголы ___________вида отвечают на вопрос что делать? Что делал? Что буду делать? Что делаю?
Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы __________? __________?________?
А проверит ваши знания – тест
1. Укажите ряд, в котором все слова – глаголы.
А) бежать, веселиться, ходит, летать.
Б) бег, веселье, поход. полет.
В) понимать, исчезнуть, преподавание, вдох.
2. В каком ряду все глаголы совершенного вида?
А) прыгнула, сдала, несу
Б) вырасту, положу, кладу
В) узнали, выучили, поработали
3. В каком ряду все глаголы несовершенного вида?
А) ухожу, даю, приеду
Б) испугался, шел, прибежал
В) ждал, едем, думать
4. Укажите ряд, в котором все глаголы пишутся с НЕ раздельно,
А) (не)навидеть, (не)здоровится, (не)годовать,
Б) (не)был, (не)пошел, (не)хотел.
В) (не)волить, (не)ходить. (не)ждать.
Взаимопроверка.
Игра «Мотогонки».
Каждый ряд получает листок с записанными глаголами. Ваша задача: определить вид глагола и передать следующему ученику. Выигрывает команда, которая справится с заданием первой.
На карточках слова: Приплыть, спасать, пробегать, предложить, дружить, сражаться, принести, подружиться, сберечь, сберегать, мириться, примириться,
белеть, белить, побелить, побелеть, запевать (песню), запеть.
VII. Рефлексия.
-Ответьте, используя незаконченное предложение.
- Понравился урок?
- Моя оценка атмосферы на уроке…
- Для меня было важным и интересным…
- По этому вопросу я получил разъяснение…
- Мне было трудно (почему)…
- А глагол какого вида вам больше понравился?
- В жизни важно, чтобы наши действия всегда стремились к совершенству и к результату.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...
Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»
Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...
Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"
Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...