Урок русского языка в 5 классе на тему "Виды глагола".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Рябова Ольга Васильевна

Это урок изучения нового материала с использованием игровой, проблемной, дифференцированной технологий обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse._vidy_glagola.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: «Виды глаголов»

Цель: дать представление о видах глагола; познакомить с различиями между глаголами совершенного и несовершенного вида.

Задачи:

Образовательные: формировать умения распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать видовую пару.

Развивающие: развивать умения делать выводы и обобщения на основе наблюдений и сравнений.

Воспитательные: воспитывать чувство сплоченности коллектива; интерес к предмету русского языка;

Технологии: игровая, проблемная, дифференцированное обучение.

Планируемые результаты:

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; самоанализ и самоконтроль результата, осознанное построение речевого высказывания.

Предметные: повторение и закрепление знаний о глаголе; уметь определять вид глагола, отличать глаголы разных видов по вопросам, создавать видовую пару.

Метапредметные: умение анализировать, наблюдать.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Солнце просыпается,

Урок наш начинается.

Будем дружно заниматься

И друг другу улыбаться.

II. Актуализация знаний.

 - Какую связь с прошлым уроком вы услышали в моем приветствии?

- Объясните орфограмму.

Проверка домашнего задания.

В это время у доски упр. 634 – инд.

Игра «Да (+) и нет (-)»

1.Глагол – это служебная часть речи.

2.Глагол обозначает действие предмета.

3.Глагол – самостоятельная часть речи.

4.Глагол обозначает предмет.

5.Глагол имеет вид и спряжение.

6.Все глаголы склоняются.

7.У глаголов 3 спряжения.

8.Глаголы изменяются по временам.

9.Не с глаголами пиши всегда слитно.

10.В предложении глагол является сказуемым и согласуется с подлежащим.

Дать определение глагола.

Синтаксический разбор предложения.

- На дворе апрель. Это второй весенний месяц.Давайте мы с вами запишем предложение и сделаем его синтаксический разбор.

В апреле раскрываются почки на деревьях и кустарниках.

- Определить время, лицо, число глаголов.

(проверка инд. заданий)

Ш. Мотивация учебной деятельности.

- Апрель – это не только месяц пробуждения природы, это месяц триумфа науки и всех людей, посвятивших себя космонавтике.

- А как вы думаете - для людей, которые должны были совершить полет в космос, стояли какие-то задачи? (Да, они чувствовали очень большую ответственность, должны были исследовать и изучить незнакомое космическое пространство, планеты, звезды).

- Значит, перед нами при изучении нового тоже должны стоять определенные задачи?

IV. Определение темы урока, постановка цели.

Послушайте диалог:

«Учитель: - Плохо, Иванов, ты ничего не знаешь.

Ученик: (сконфуженно). - Я учил…

Учитель: (назидательно). - А надо было не учить, а выучить.»

-О чем этот диалог?

-Выпишите однокоренные глаголы из диалога. В чем разница между этими глаголами?

-Какой возникает вопрос? Какой будет тема урока?

Проблемная ситуация. Повторение ранее изученного материала.

- Но как нам полететь в космос, не запустив наши ракеты?

Предлагаю вам выполнить небольшое задание, так называемый «Цифровой диктант», который даст вам определенный набор цифр для запуска ракет.

Задание: определите, верно ли каждое утверждение? Если вы считаете, что ДА, то ставьте цифру 1, если НЕТ – 0.

Я утверждаю, что во всех словах не с глаголом пишется раздельно:

1.Не пришел

2. Не пользовался

3.Не участвовал

4. Не годовал

5.Не доумевал

6. Не предлагал

7.Не попал

8. Не навидел

9. Не посетил

Код: 110110101 для полета

Код: 110110101 для полета

-Код получен. Кто помнит, что сказал Юрий Гагарин, отправляясь в полет?

- Итак, вслед за Гагариным: «Поехали!»

V. Изучение нового материала.

Запишем тему: «Виды глагола».

Какие задачи будут стоять перед нами?

- При изучении курса русского языка в 5 классе, мы обратили внимание, что многое нам знакомо из начальной школы, но всегда к нашим знаниям добавлялись новые: мы должны с вами сегодня узнать, что такое виды глагола, причем не вид, а виды, значит, вид не один.

Как вы понимаете значение слова ВИД? Слово многозначное, одно из его значений – внешность, облик, состояние, например, вид человека, предмета, из окна.

Но и у глагола есть свой вид. Попробуем его представить.

Инсценировка.

Идет к нам в гости глагол и напевает песенку «Ах, какое блаженство, знать, что я совершенство!», в его песенке есть подсказка к нашему уроку.

Говорят, и это лестно,

Что я выгляжу чудесно:

Шляпа, галстук и костюм,

А в глазах природный ум,

Нос горбинкой, ясный взгляд,

Все восторженно глядят.

Весь начищенный, степенный,

Вид мой самый ………….(совершенный)

А вот его друг, еще один глагол:

Всем вокруг сегодня ясно,

Что я выгляжу ужасно:

Сам небрит, костюм измят,

Уши в стороны торчат,

Нос крючком, потухший взгляд.

Все сочувственно глядят:

Суетливый, нестепенный,

Ах, мой вид ……………….(несовершенный)

Итак, что мы выяснили благодаря нашим друзьям? (глагол бывает 2 видов: совершенный и несовершенный).

Запись в тетрадь.

Виды глагола.

Совершенный вид           Несовершенный вид.

- Может, пора закончить урок? Мы узнали, какие бывают виды глагола…. ( знаний недостаточно, надо знать, как определить вид глагола, узнать особенности)

Часто ли вы пишете своей маме записку или смску? И наши друзья- глаголы решили написать записки своим мамам: (на экране)

1. Мама я решал задачу и учил стихотворение.

2. Мама я решил задачу и выучил стихотворение.

- Проверьте их записи (допустили пунктуационную ошибку (обращение)

Запишите данные предложения, выделите обращение, поставьте вопрос к глаголам. (и не забывайте в записках и смсках выделять запятой обращение.)

- Как вы думаете, чья мама не будет волноваться, автора 1 или 2 записки? Почему?

-Что не так с содержанием 1 записки?

- Кому из наших друзей-глаголов принадлежит каждая из этих записок?

- Почему вы так решили? (1 – несовершенный вид, действие не закончено, показан процесс самого действия; 2 – совершенный вид, показано достижение результата действия)

 Вывод: 

 -  Значит, в 1 записке все глаголы какого вида? Во 2 записке? (подписываем сверху)

4.Однако, ребята, есть еще одна подсказка, по которой вы можете определять вид глагола: посмотрите на записанные вами вопросы, кто может дать эту подсказку? (совершенный вид дружит с приставкой с в вопросе.)

- Прочитаем теорию учебника стр.110.

 Знакомство с отличиями глаголов совершенного и несовершенного вида.

- Чтобы попробовать разобраться в значениях и вопросах глагола к нам на урок пришли 2 вида глагола. И они хотят нам представиться (инсценировка)

Глагол сов. вида:

Я глагола вид совершенный,
И ничуть я, ребята, не вредный.
Вы вопрос “что сделать?” скажите,
Так меня везде отличите.

- Итак, первый вид совершенный. На какой вопрос он отвечает?

Глагол несовершенного вида:

А я, ребята, несовершенный вид,
И звание мне это вовсе не претит.
Вопрос “что делать?” мне задайте,
И голову мне не ломайте.

- Второй вид несовершенный. На какой вопрос он отвечает?

 VI.  Закрепление изученного материала.

Работа над упр. 638

- Прочитайте текст, подумайте, почему он получил такое название.

-Прочитайте задание к упр. Глаголы надо выписать парами, а какими парами догадайтесь сами, работать вы тоже будете в паре, кто озвучит правила работы в паре? (помогать друг другу)

- В учебнике дан образец записи, рассмотрите его. На мой взгляд, он не очень удачен, предложите, как еще можно оформить эту запись, чтобы выполнить задание? В форме таблицы, подумайте, что можно добавить во вторую строчку заголовка? (вопрос, именно он поможет вам определить вид глагола.)

Проверка вслух парами.

Критерии правильного ответа:

правильно задали вопрос,

назвали глагол,

определили вид.

- Для чего мы выполняли это упражнение?

- Больше вы ничего интересного не заметили? (глаголы образуют видовые пары)

Проблемный вопрос: Как же нам не сделать ошибку при определении вида глагола?
1способ: по лексическому значению.
2 способ: – задать вопрос, и вопросы нужно выучить.
3 способ: есть третий способ, но его вы сформулируете сами.
с помощью приставок и суффиксов образуйте глаголы СВ, например:
на доске записаны глаголы:
жить → пожить, дожить, пережить, любить → полюбить,
прыгать → прыгнуть, кричать → крикнуть.
- При помощи какой морфемы вы образовали глаголы сов.вида?
- Правильно, приставки и суффикса - НУ
Вывод: В глаголах сов вида может быть приставка или суффикс - НУ .


VII. Обобщение изученного.

Обобщить наши знания о глаголе поможет лингвистический текст.

Глаголы бывают _______ или _________вида.

Глаголы ___________вида отвечают на вопрос что делать? Что делал? Что буду делать? Что делаю?

Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы __________? __________?________?

А проверит ваши знания – тест

1. Укажите ряд, в котором все слова – глаголы.

А) бежать, веселиться, ходит, летать.

Б) бег, веселье, поход. полет.

В) понимать, исчезнуть, преподавание, вдох.

2. В каком ряду все глаголы совершенного вида?

А) прыгнула, сдала, несу

Б) вырасту, положу, кладу

В) узнали, выучили, поработали

3. В каком ряду все глаголы несовершенного вида?

А) ухожу, даю, приеду

Б) испугался, шел, прибежал

В) ждал, едем, думать

4. Укажите ряд, в котором все глаголы пишутся с НЕ раздельно,

А) (не)навидеть, (не)здоровится, (не)годовать,

Б) (не)был, (не)пошел, (не)хотел.

В) (не)волить, (не)ходить. (не)ждать.

Взаимопроверка.

Игра «Мотогонки».

Каждый ряд получает листок с записанными глаголами. Ваша задача: определить вид глагола и передать следующему ученику. Выигрывает команда, которая справится с заданием первой.

На карточках слова: Приплыть, спасать, пробегать, предложить, дружить, сражаться,  принести, подружиться, сберечь, сберегать, мириться, примириться,

белеть, белить, побелить, побелеть, запевать (песню), запеть.
VII. Рефлексия.

-Ответьте, используя незаконченное предложение.

- Понравился урок?

- Моя оценка атмосферы на уроке…

- Для меня было важным и интересным…

- По этому вопросу я получил разъяснение…

- Мне было трудно (почему)…

- А глагол какого вида вам больше понравился?

- В  жизни важно, чтобы наши действия всегда стремились к совершенству и к результату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...