Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Литературе в 5 классе является составной частью основной образовательной программы основного общего образования МАОУ Омутинской СОШ № 1. Рабочая программа составлена в соответствии:
- с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки 31 мая 2021 г. № 287;
- учебным планом основного общего образования МАОУ Омутинской СОШ № 1 на 2022- 2023 учебный год;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya-programma-po-literature-5-klass_6.docx | 125.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Омутинская средняя общеобразовательная школа № 1
Рассмотрено
на заседании МО учителей русского языка и литературы
Протокол № 1 от 24.08.2022 г.
Согласовано
на заседании МС МАОУ ОСОШ № 1
Протокол № 2 от 25.08.2022 г.
Утверждено
приказом директора МАОУ ОСОШ № 1
от 25.08.2022 г. № 301
Рабочая программа учебного предмета
« Литература»
5 класс
Составитель:
Руководитель ШМО
Молодых Л.В.
с. Омутинское, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Литературе в 5 классе является составной частью основной образовательной программы основного общего образования МАОУ Омутинской СОШ № 1. Рабочая программа составлена в соответствии:
- с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки 31 мая 2021 г. № 287;
- учебным планом основного общего образования МАОУ Омутинской СОШ № 1 на 2022- 2023 учебный год;
- рабочей программой воспитания МАОУ Омутинской СОШ № 1;
- концепцией преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р)
А также программа реализует региональный компонент в количестве 7 часов, который в КТП выделен *
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ:
- Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках фактов;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся;
- интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию учащихся, где полученные на уроке знания дают возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников участию в команде и взаимодействию с другими детьми;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает им возможность приобретать навык самостоятельного решения теоретической проблемы, опыт публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение».
В 5 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 5 классе по программе основного общего образования рассчитано на 102 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мифология
Мифы народов России и мира.
Фольклор
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трёх).
Литература первой половины XIX века
И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица».
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Литература второй половины XIX века
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент).
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Литература XIX—ХХ веков
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.
Юмористические рассказы отечественных писателей XIX— XX веков
А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.
М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька»,
«Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др.
Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
Литература XX—XXI веков
Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др.
Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М.С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору).
Литература народов Российской Федерации Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».
Зарубежная литература
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.
Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).
Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы»,«Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др.
Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др.
Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору).
Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
- представление о способах противодействия коррупции;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
- активное участие в школьном самоуправлении;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
- осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;
- уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
- готовность адаптироваться в профессиональной среде;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;
- установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
- потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
- в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
- анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
- оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
- воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
- формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко- литературного процесса);
- устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
- с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
- формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
- владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
- Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
- в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
- Совместная деятельность:
- использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
- в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
- участниками взаимодействия на литературных занятиях;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
- Самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
- Самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
- Эмоциональный интеллект:
- развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
- регулировать способ выражения своих эмоций;
- Принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
- признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
- проявлять открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
- понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического;
- владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:
- определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
- понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;
- сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
- сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся);
- выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся);
- пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
- участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);
- создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);
- владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы;
- осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
- планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
- участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);
- владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦОРов
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Виды деятельности | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||||||||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||||||
Раздел 1. Мифология | ||||||||||||
1.1. | Мифы народов России и мира | 3 | 0 | 1 | Выразительно читать мифы и другие эпические произведения; отвечать на вопросы; пересказывать. Анализировать сюжет; жанровые; композиционные и художественные особенности. Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанных мифов. Сопоставлять мифы разных народов; сравнивать их с эпическими произведениями. Характеризовать главных героев; сравнивать их поступки. | https://resh.edu.ru/subject/lesson/732/ | ||||||
1.2. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | Участвовать в разработке учебных проектов. Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги. | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/016ec3e5-0000-fadf-80a3- 80ef82b62bcf/119161/ | ||||||
Итого по разделу | 4 | |||||||||||
Раздел 2. Фольклор | ||||||||||||
2.1. | Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки | 2 | 0 | 0 | Выразительно читать фольклорные произведения малых жанров, отвечать на вопросы; Отличать пословицы от поговорок; Сопоставлять русские пословицы и поговорки с пословицами и поговорками других народов; Уметь сочинять и разгадывать загадки; | https://interneturok.ru/lesson/literatura/5-klass/uroki-a-n- arhangelskogo-dlya-5-klassa/vstrechi-s-folklorom-malye-zhanry-skorogovorka- pogovorka-poslovitsa-zagadka https://urok.1sept.ru/articles/615202 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a-69cc-4218-9c48- 88eb1faee117/116205 https://www.teacherjournal.ru/categories/15/articles/612 https://ui.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf-guest | ||||||
2.2. | Развитие речи | 1 | 0 | 1 | творческая работа | https://rosuchebnik.ru/material/poslovitsy-i-krylatye-vyrazheniya- 21807/ | ||||||
2.3. | Сказки народов России и народов мира | 5 | 0 | 0 | Выразительно читать, пересказывать (кратко, подробно, выборочно) сказки, отвечать на вопросы; Определять виды сказок (волшебные, бытовые, о животных); Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанной сказки; Характеризовать героев сказок, оценивать их поступки; Определять особенности языка и композиции народных сказок разных народов (зачин, концовка, постоянные эпитеты, устойчивые выражения и др.); Сочинять собственные сказки, употребляя сказочные устойчивые выражения; Инсценировать любимую сказку; | resh.edu.ru›Предметы›lesson/729 https://moreskazok.ru/skazki-narodov-rf.html https://videouroki.net/razrabotki/skazki-narodov-mira.html | ||||||
2.4. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 1 | творческая работа | https://biblioteka-school.ru/skazki-narodov-mira/ | ||||||
Итого по разделу | 9 | |||||||||||
Раздел 3. Литература первой половины XIX века | ||||||||||||
3.1. | И. А. Крылов. Басни (три по выбору). «Волк на псарне»,«Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица» | 4 | 0 | 0 | Выразительно читать басню, в том числе по ролям; Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанной басни; Находить значение незнакомого слова в словаре; Инсценировать басню; Определять художественные особенности басенного жанра; Иметь первоначальное представление об аллегории и морали; Читать басню наизусть (по выбору обучающегося); | resh.edu.ru›Предметы›…/7392/conspect/244529 https://www.sinykova.ru/biblioteka/urok_lit_5/3.html | ||||||
3.2. | Развитие речи | 1 | 0 | 1 | творческая работа | https://ui.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf-guest | ||||||
3.3. | А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 6 | 0 | 0 | Выразительно читать стихотворения; Отличать поэтический текст от прозаического, аргументировать свой ответ; Определять тематическое единство подобранных произведений; Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет, метафору, олицетворение, сравнение); Выполнять письменные работы по первоначальному анализу стихотворения; Заучивать стихотворения наизусть; Выразительно читать сказку, отвечать на вопросы по содержанию; Определять идейно-тематическое содержание сказки А. С. Пушкина; Выявлять своеобразие авторской сказки и её отличие от народной; Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; Сопоставлять сказку с другими видами искусства; | resh.edu.ru›Предметы›lesson/4247/conspect https://ui.mob- edu.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/114/topic/2473/lesson/5393 https://foxford.ru/wiki/literatura/stihotvorenie-zimnij-vecher-as-pushkin |
3.4. | М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» | 2 | 0 | 0 | Выразительно читать стихотворение; Отвечать на вопросы по прочитанному тексту, задавать вопросы с целью понимания содержания стихотворения; Определять его историческую основу, идейно-тематическое содержание; Определять позицию автора; Выявлять жанровые признаки и средства художественной изобразительности в произведении (эпитет, олицетворение, сравнение, метафора); Заучивать стихотворение наизусть; Писать мини-сочинение; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7385/main/ https://ui.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf-guest | ||
3.5. | Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» | 2 | 0 | 0 | Читать выразительно прозаический текст, отвечать на вопросы; Учиться самостоятельно формулировать вопросы; Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) текст повести; Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; Составлять устный отзыв о прочитанном произведении; Определять художественные средства, создающие фантастический настрой повести, а также картины народной жизни; Определять близость повести к народным сказкам и легендам; Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги; | https://ui.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf-guest | ||
3.6. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 1 | творческая работа | Устный опрос; https://videouroki.net/razrabotki/urok-ighra-po-poviesti-nikolaia- vasil-ievicha-gogholia-noch-pieried-rozhdiestvom.html | ||
Итого по разделу | 16 | |||||||
Раздел 4. Литература второй половины XIX века | ||||||||
4.1. | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму» | 5 | 0 | 1 | Определять роль пейзажных описаний; Писать сочинение по содержанию рассказа; | https://ui.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf-guest resh.edu.ru›Предметы›lesson/7381/conspect http://i-s-turgenev.ru/books/item/f00/s00/z0000008/index.shtml | ||
4.2. | Развитие речи | 1 | 0 | 1 | творческая работа | https://ui.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf-guest | ||
4.3. | Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее | 3 | 0 | 1 | Выразительно читать поэтический текст, в том числе по ролям; | https://ui.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf-guest | ||
двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, | Определять тематическое содержание стихотворения; Характеризовать главных героев, лирического героя (автора); | resh.edu.ru›Предметы›lesson/7381/conspect | ||||||
Красный нос» (фрагмент) | Определять отношение автора к детям; | |||||||
Выявлять средства художественной выразительности; | ||||||||
Заучивать стихотворение наизусть | ||||||||
4.4. | Л. Н. Толстой. | 5 | 0 | 0 | Выразительно читать | https://ui.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf-guest |
Рассказ «Кавказский пленник» | текст рассказа, отвечать на вопросы, | resh.edu.ru›Предметы›lesson/7378/conspect | ||||
пересказывать (подробно и сжато); | https://rosuchebnik.ru/material/l-n-tolstoy-kavkazskiy-plennik-analiz- | |||||
Выявлять основную | proizvedeniya/ | |||||
мысль рассказа, | ||||||
определять его | ||||||
композиционные | ||||||
особенности; | ||||||
Выделять ключевые | ||||||
эпизоды в тексте | ||||||
произведения; | ||||||
Составлять план | ||||||
сообщения о главных | ||||||
героях произведения; | ||||||
Составлять | ||||||
сравнительную | ||||||
характеристику Жилина и Костылина; | ||||||
Характеризовать горцев, их обычаи и | ||||||
нравы; | ||||||
Давать собственную | ||||||
интерпретацию и оценку рассказа; | ||||||
Давать развёрнутый ответ на вопрос, | ||||||
связанный со знанием и пониманием | ||||||
литературного | ||||||
произведения; | ||||||
4.5. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | творческая работа | https://urok.1sept.ru/articles/560755 |
Итого по разделу | 15 | |||||
Раздел 5.Литература XIX—ХХ веков | ||||||
5.1. | Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова | 4 | 0 | 1 | Выразительно читать стихотворение, определять его тематическое содержание, средства художественной выразительности (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение); Выявлять музыкальность поэтического текста; Выражать личное читательское отношение к прочитанному; Заучивать одно из стихотворений наизусть; | https://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/kray-ty-moy-rodimyy-kray/stihi-o- rodnoy-prirode-poetov-xix-veka resh.edu.ru›Предметы›lesson/2308/main https://videouroki.net/video/64-russkie-poehty-xx-veka-o-rodine-i-rodnoj-prirode.html https://ui.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf-guest |
5.2. | Развитие речи | 1 | 0 | 1 | развитие речи | https://ui.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf-guest |
5.3. | Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики»,«Хирургия» и др. | 2 | 0 | 1 | Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, задавать вопросы с целью понимания содержания произведений, пересказывать близко к тексту; Определять роль названия в литературном произведении; Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей, с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа, давать собственную интерпретацию и оценку произведениям; Характеризовать героев рассказа; Сопоставлять произведения авторов по заданным основаниям; Выявлять детали, создающие комический эффект; Инсценировать один из рассказов или его фрагмент; Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги; | https://ui.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf-guest | ||
5.4. | М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например,«Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова»,«Встреча» и др. | 2 | 0 | 1 | Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, задавать вопросы с целью понимания содержания произведений, пересказывать близко к тексту; Определять роль названия в литературном произведении; Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей, с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа, давать собственную интерпретацию и оценку произведениям; Характеризовать героев рассказа; Сопоставлять произведения авторов по заданным основаниям; Выявлять детали, создающие комический эффект; Инсценировать один из рассказов или его фрагмент; Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги; | resh.edu.ru›Предметы›lesson/4378/main | ||
5.5. | Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее трёх). Например, произведения А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского | 4 | 0 | 2 | Выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, владеть разными видами пересказа; Составлять план; Определять сюжет и тематическое своеобразие произведения; Находить и характеризовать образ рассказчика, его роль в повествовании; Определять средства художественной выразительности прозаического текста; Писать отзыв на прочитанное произведение; Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги; | https://urok.1sept.ru/articles/664542 https://shkolnaiapora.ru/literaturnoe-chtenie/rasskazy-o-prirode.html | ||
5.6. | А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например,«Корова», «Никита» и др. | 2 | 0 | 0 | Выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, задавать вопросы с целью понимания содержания произведения, владеть разными видами пересказа; Составлять план; Определять тему рассказа; Определять средства выразительности прозаического текста; Давать развёрнутый ответ на вопрос, связанный со знанием и пониманием литературного произведения; | https://urok.1sept.ru/articles/612228 https://ui.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf/books/114 | ||
5.7. | Развитие речи | 1 | 0 | 1 | творческая работа | https://ui.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf/books/114 | ||
5.8. | В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» | 2 | 0 | 1 | Читать прозаический текст, отвечать на вопросы, пересказывать, участвовать в беседе о произведении; Находить детали, языковые средства художественной выразительности, определять их роль в произведении; Находить значение незнакомого слова в словаре; Определять характер главного героя, его взаимоотношение с природой; Выявлять роль пейзажа в рассказе; Высказывать своё отношение к герою рассказа; Писать сочинение по самостоятельно составленному плану; | resh.edu.ru›Предметы›lesson/7399/conspect https://videouroki.net/video/59-v-p-astafev-slovo-o-pisatele-rasskaz- vasyutkino-ozero.html | ||
5.9. | Развитие речи | 1 | 0 | 0 | https://ui.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf/books/114 | |||
Итого по разделу | 19 | |||||||
Раздел 6. Литература XX—XXI веков | ||||||||
6.1. | Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др. | 3 | 0 | 0 | Воспринимать и выразительно читать литературное произведение; Отвечать на вопросы (с использованием цитирования) и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; Участвовать в коллективном диалоге; Анализировать сюжет, тему произведения, определять его композиционные особенности; Характеризовать и сопоставлять героев произведения, выявлять художественные средства их создания; Выявлять средства художественной изобразительности в произведении; Использовать различные виды пересказа произведения; Письменно отвечать на вопрос; Выражать личное читательское отношение к прочитанному; Работать со словарями, определять значение незнакомых слов; Писать отзыв на одно из произведений; | https://srv19.uralschool.ru/site/pub?id=848 https://azbyka.ru/deti/kak-rasskazat-detyam-o-vojjne-spisok-knig-o-vojjne-dlya- detejj-raznogo-vozrasta | ||
6.2. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 1 | творческая работа | https://azbyka.ru/deti/kak-rasskazat-detyam-o-vojjne-spisok-knig-o-vojjne-dlya- detejj-raznogo-vozrasta |
6.3. | Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян, А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак и др. | 3 | 0 | 2 | Воспринимать и выразительно читать литературное произведение; Отвечать на вопросы, формулировать самостоятельно вопросы к тексту, пересказывать прозаические произведения; Определять тему, идею произведения; Характеризовать главных героев, составлять их словесный портрет; Сопоставлять героев и их поступки с другими персонажами прочитанного произведения и персонажами других произведений; Выявлять авторскую позицию; Высказывать своё отношение к событиям, изображённым в произведении; Писать отзыв на прочитанную книгу; Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7406/main/245238/ https://gym1539sv.mskobr.ru/edu-news/10507 urok.1sept.ru›articles/553715 urok.1sept.ru›articles/683248 https://eior.by/catalog_lecture/7-klass/rus_lit/16.ph https://videouroki.net/razrabotki/tvorchiestvo-iuriia-kovalia.htm https://urok.1sept.ru/articles/684205 |
6.4. | Развитие речи | 1 | 0 | 1 | творческая работа | https://urok.1sept.ru/articles/684205 https://www.kalmnlib.ru/articles/1310-urok-vneklassnogo-chtenija-stihi-udivljalki-i- stihi-razmyshljalki-artura-givargizova.html |
6.5. | Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв«Девочка, с которойничегоне случится», «Миллион приключений» (главы по выбору) и др. | 2 | 0 | 0 | Воспринимать и выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, пересказывать текст, используя авторские средства художественной выразительности; Определять тему, идею произведения; Характеризовать главных героев, основные события; Писать отзыв на прочитанное произведение, аргументировать своё мнение; Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения; | resh.edu.ru›Предметы›lesson/3586/control/1 |
6.6. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | Писать отзыв | https://azbyka.ru/fiction/1/bulychjov-kir/ |
Итого по разделу | 11 | |||||
Раздел 7. Литература народов Российской Федерации | ||||||
7.1. | Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела» | 1 | 0 | 0 | Выразительно читать и анализировать поэтический текст; Характеризовать лирического героя; Определять общность темы и её художественное воплощение в стихотворениях русской поэзии и в произведениях поэтов народов России; Выявлять художественные средства выразительности; | https://videouroki.net/razrabotki/v-f-bokov-poklon-n-m-rubtsov-v-osienniem-liesu-r- g-gamzatov-piesnia-solov-ia.html |
7.2. | Развитие речи | 1 | 0 | 1 | отзыв | https://urok.1sept.ru/articles/101567 |
Итого по разделу | 2 | |||||
Раздел 8. Зарубежная литература |
8.1. | Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например,«Снежная королева», «Соловей» | 2 | 0 | 0 | Читать сказку, отвечать на вопросы, пересказывать; Определять сюжет, композиционные и художественные особенности произведения; Формулировать вопросы к отдельным фрагментам сказки; Характеризовать главных героев, сравнивать их поступки; Высказывать своё отношение к событиям и героям сказки; Определять связь сказки Х. К. Андерсена с фольклорными произведениями; Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги; | resh.edu.ru›Предметы›lesson/7413/conspect https://videouroki.net/tests/x-k-andiersien-sniezhnaia-korolieva.html |
8.2. | Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес»(главы); Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно»(главы) и др. | 2 | 0 | 0 | Выразительно читать произведение, задавать вопросы к отдельным фрагментам, формулировать тему и основную идею прочитанных глав; Рассуждать о героях и проблематике произведения, обосновывать свои суждения с опорой на текст; Выявлять своеобразие авторской сказочной прозы и её отличие от народной сказки; Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; Писать отзыв на прочитанное произведение; Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги; | https://ui.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf/books/114 |
8.3. | Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы»,«Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др. | 1 | 0 | 0 | Воспринимать и выразительно читать литературное произведение; Отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы, пересказывать содержание отдельных глав; Определять тему, идею произведения; Характеризовать главных героев, составлять их словесные портреты; Сопоставлять героев и их поступки с другими персонажами прочитанного произведения; Писать отзыв на прочитанную книгу; | https://ui.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf/books/114 |
8.4. | Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ»,«Чёрная стрела» (главы по выбору) и др. | 1 | 0 | 0 | Читать литературное произведение, отвечать на вопросы; Самостоятельно формулировать вопросы к произведению в процессе его анализа; Сопоставлять произведения по жанровым особенностям; Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения; | https://ui.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf/books/114 |
8.5. | Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Например, Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый Клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли»,«Рикки-Тикки-Тави» | 2 | 0 | 0 | Воспринимать и выразительно читать литературное произведение; Отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы, пересказывать содержание произведения или отдельных глав; Сопоставлять произведения по жанровым особенностям; Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения; | https://ui.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf/books/114 |
8.6. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | творческая работа | https://ui.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf/books/114 |
Итого по разделу | 9 | |||||
Раздел 9. Итоговый контроль | ||||||
9.1. | Итоговые контрольные работы | 2 | 1 | 0 | контрольная работа | uchebniksonline.ru›vpr…5-klass/vpr…5-klass…otvety… |
Итого по разделу | 2 | |||||
Резервное время | 15 | |||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 | 1 | 21 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | ||||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
1. | Введение. Книга в жизни человека | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
2. | Фольклор - коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
3. | Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
4. | Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
5. | Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. Поэтика волшебной сказки | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
6. | Входной мониторинг | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа; | |||
7. | Сказки о животных. «Журавль и цапля» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
8. | Бытовые сказки. «Солдатская шинель» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
9. | Вводный урок по проектной деятельности Художники- иллюстраторы сказок | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
10. | Вводный урок по проектной деятельности Художники- иллюстраторы сказок | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
11. | Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы ХVIII века). (Обзор.) | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |||
12. | А.П.Сумароков “Кокушка” | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
13. | И.И.Дмитриев “Муха” | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
14. | И.А.Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности) | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
15. | «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
16. | «Волк на псарне» – отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
17. | Театральный проект «Герои басен И.А. Крылова» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
18. | В.А. Жуковский. Понятие о балладе | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
19. | В.А. Жуковский. Баллада «Спящая царевна» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
20. | В.А. Жуковский. Баллада «Спящая царевна» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
21. | В.А. Жуковский. Баллада «Кубок» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
22. | А.С.Пушкин. Биография писателя. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
23. | А.С.Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
24. | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и другие сказки | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
25. | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и другие сказки | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |||
26. | Сравнительный анализ сказки Жуковского «Спящая царевна» и Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и…» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
27. | Внеклассное чтение. Уроки сказок Пушкина | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
28. | Рифма. Способы рифмовки | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
29. | Ритм. Стихотворная и прозаическая речь | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
30. | Русская литературная сказка. Понятие о литературной сказке. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» . Чтение по ролям | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
31. | Русская литературная сказка. Понятие о литературной сказке. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» . Чтение по ролям | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
32. | Русская литературная сказка. Понятие о литературной сказке. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» . Чтение по ролям | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
33. | М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
34. | М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
35. | Практическая работа по стихотворению Лермонтова «Бородино» | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |||
36. | Н.В. Гоголь. Биография писателя. «Заколдованное место» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
37. | Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
38. | Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
39. | Проект Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
40. | Н.А. Некрасов. «Мороз, красный нос». Изображение судьбы русской женщины | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
41. | Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
42. | Промежуточный мониторинг | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа; | |||
43. | И.С. Тургенев. «Муму». Реальная основа рассказа | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
44. | И.С. Тургенев. «Муму». Развитие представлений о литературном герое, портрете и пейзаже | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
45. | И.С.Тургенев «Муму». Нравственное преображение Герасима. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных Подготовка к устному рас‐ сказу о герое по плану (с использованием цитирования) и его письменная характеристика. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
46. | Р/Р Сочинение-отзыв о прочитанном произведении | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
47. | А.А. Фет. В художественном мире поэта. «Весенний дождь» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
48. | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
49. | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Дина | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
50. | Жилин и Костылин – два характера, две судьбы | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
51. | Сочинение | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |||
52. | А.П.Чехов. Юмористические рассказы. «Хирургия» и другие рассказы. Развитие понятия о юморе. Понятие о речевой характеристике персонажей | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
53. | А.П.Чехов. Юмористические рассказы. «Хирургия» и другие рассказы. Развитие понятия о юморе. Понятие о речевой характеристике персонажей | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
54. | А.П.Чехов. Юмористические рассказы | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
55. | Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…» А.В. Кольцов «В степи». А.Н. Майков «Ласточки». И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок). И.З. Суриков «Зима» (отрывок). А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок). – к.1 ч.учебника | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
56. | Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…» А.В. Кольцов «В степи». А.Н. Майков «Ласточки». И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок). И.З. Суриков «Зима» (отрывок). А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок). – к.1 ч.учебника | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
57. | И.А. Бунин «В деревне» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
58. | И.А. Бунин «Лапти» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
59. | В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Гуманистический пафос произведения | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
60. | В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |||
61. | В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
62. | Р/Р Сочинение - рассуждение | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
63. | П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
64. | П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя сказа «Медной горы Хозяйка». Стремление к совершенному мастерству Инд. проект «Сказы П.Бажова в иллюстрациях художников Палеха» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
65. | К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб». Тема и проблема произведения, герои литературной сказки | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
66. | К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |||
67. | Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский «Заячьи лапы» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
68. | С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Особенности драмы как рода литературы | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
69. | С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы- сказки. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
70. | Добро и зло в сказке-пьесе С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» Сочинение - рассуждение | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
71. | Р/Р Сочинение сказки о волшебных событиях в нашем классе | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
72. | А.П. Платонов «Никита». Единство героя с природой | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
73. | А.П. Платонов «Никита». Быт и фантастика. Особенности мировосприятия главного героя рассказа | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
74. | В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Автобиографичность рассказа | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
75. | В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
76. | «Ради жизни на земле…». А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
77. | «Ради жизни на земле…». К.М.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
78. | И.А. Бунин «Помню – долгий зимний вечер…»; Дон- Аминадо «Города и годы»; Н. Рубцов «Родная деревня» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
79. | И.А. Бунин «Помню – долгий зимний вечер…»; Дон- Аминадо «Города и годы»; Н. Рубцов «Родная деревня» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
80. | Д. Дефо «Робинзон Крузо». Робинзонада | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
81. | Д. Дефо «Робинзон Крузо». Робинзонада | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
82. | Г.Х.Андерсен «Снежная королева». Соотношение реального и фантастического в сказочном мире писателя. Два мира сказки | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
83. | Г.Х.Андерсен «Снежная королева». Соотношение реального и фантастического в сказочном мире писателя. Два мира сказки | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |||
84. | Итоговый мониторинг | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа; | |||
85. | Проект Г.Х. Андерсен - Мастер снов и сказок | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
86. | М.Твен «Приключения Тома Сойера». Дружба Тома и Гека и их внутренний мир | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |||
87. | М.Твен «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
88. | Джек Лондон «Сказание о Кише» – повествование о взрослении подростка. Характер мальчика – смелость, мужество | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
89. | Джек Лондон «Сказание о Кише» – повествование о взрослении подростка. Характер мальчика – смелость, мужество | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
90. | Э.Сетон-Томпсон “Арно”. Произведения о животных | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
91. | Э.Сетон-Томпсон “Арно”. Произведения о животных Проект. Подготовка проспекта книги с содержанием, аннотацией «Ребята о зверятах» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
92. | Ульф Старк “Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?” Отношение между детьми и старшим поколением. Нравственные уроки | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
93. | Ульф Старк “Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?” Отношение между детьми и старшим поколением. Нравственные уроки | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
94. | Ая эН “Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом”. Рассказ в рассказе. Совсем не научная детская фантастика. Реальность и волшебство в произведении | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
95. | Ая эН “Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом”. Рассказ в рассказе. Совсем не научная детская фантастика. Реальность и волшебство в произведении | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Письменный контроль; | |||
96. | Юлий Ким “Рыба-кит”. Юмор в поэзии | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
97. | Юлий Ким “Рыба-кит”. Юмор в поэзии | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
98. | Итоговое повторение | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
99. | Итоговый контроль | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа; | |||
100. | Внеклассное чтение. Моя любимая книга | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
101. | Внеклассное чтение. Моя любимая книга | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
102. | Заключительный урок. Список литературы на лето | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 | 4 | 0 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература (в 2 частях), 5 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., АО «Издательство
«Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
sinykova.ru›biblioteka/urok_lit_5/0.html
В. Я. Коровина, И. С. Збарский ЛИТЕРАТУРА 5 класс Методические советы Под редакцией В. И. Коровина
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....