Внеклассное мероприятие "В мире фразеологизмов"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: «В мире фразеологизмов»
Задача: учиться слышать фразеологизмы в речи, учиться разговаривать, используя фразеологизмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_mesyachniku_r.ya_._i_literat._v_mire_frazeologizmov.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» г.п. Залукокоаже
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему:
«В мире фразеологизмов»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Канкулова М.А.
Класс: 7 «Б»
2022 год
Дата: 21.11.2022
Класс: 7 "Б"
Внеклассное занятие по русскому языку "В мире фразеологизмов"
Цели:
1. Предметные:
- продолжить знакомство учащихся с темой “Фразеология”; закреплять знания о том, что фразеологизмы - это устоявшиеся выражения, требующие запоминания, раскрывать образность и богатство русского языка;
-учить узнавать фразеологизмы в устной и письменной речи, толковать значение фразеологизмов, подбирать к ним синонимы; правильно употреблять фразеологизмы в речи.
.2. Метапредметные:
- формирование и развитие способности к целеполаганию;
- овладение УУД в соответствии с целями и задачами учебной ситуации (наблюдение, анализ, обобщение;
- развитие способности к адекватной само- и взаимооценке;
- развитие способности к рефлексии, анализу проделанной работы.
3. Личностные:
- развитие связной устной и письменной речи,
- формирование коммуникативной компетенции в учебном общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем,
- расширение кругозора;
- развитие культурологической компетенции.
Задачи учителя:
Образовательные: привлечь внимание к культуре общения, к необходимости работать над собой и своей речью; ;
Развивающие: развивать речь; формировать потребность говорить правильно, используя в речи фразеологизмы;
Воспитательная: прививать чувство любви к великому русскому языку, к слову;
Задачи обучающихся: учиться слышать фразеологизмы в речи, учиться разговаривать, используя фразеологизмы.
Ход урока
Орг. момент.
Здравствуйте, дорогие друзья! . Я буду рада, если вы примите активное участие в занятии.
2.Создание проблемной ситуации.
В природе есть такая закономерность: что-то изменяется и совершенствуется, а что-то исчезает. Так и в русском языке. Одни единицы прочно обустроились, другие утверждаются, иные на грани исчезновения. Об одном из таких «видов» я предлагаю сегодня поговорить. А о каком, вы должны будете догадаться. Внимание на экран.
(видеозапись)
- «А что это такое?» «Да я их практически не использую».
- «А-а, это которые мы в шестом классе изучали, там картинки были такие прикольные».
- «Когда мы их изучали, я плевал в потолок и бил баклуши, а на контрольной мне хотелось волком выть».
- «Они украшают нашу речь, делают ее более выразительной, образной».
- «Чтобы их употреблять, нужно знать их значение, иначе предложение потеряет смысл».
- «Они равны по значению одному слову и воспроизводятся в речи в готовом виде».
- «Да это же устойчивые выражения».
- «Некоторые возникли в нашем языке, другие пришли из Библии, мифологии, художественных произведений».
- Это слово начинается на «ф», а заканчивается на «м».
-Вы догадались, о какой языковой единице идет речь? (о фразеологизмах)
3.Формулирование темы урока и определение целей и задач.
- Да, тема нашего занятия « В мире фразеологизмов»
- Вы помните, что такое фразеологизм?
Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, имеющие единое лексическое значение. Они не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде.
-Как вы считаете, какова цель нашего занятия?
(Да, мы должны будем вспомнить те фразеологизмы, которые вам известны, познакомиться с новыми, но главная наша цель – определить роль фразеологизмов в нашей речи, способствовать их употреблению, обогащению словарного запаса.)
Основная часть
-А сейчас проверим, помните ли вы их, знаете ли их значение.
1. Разминка( фразеологизмы по картинкам. Работа по группам.)
Зарубить на носу - хорошо запомнить
Кот наплакал-
Брать быка за рога-
Комар носа не подточит-
Тянуть кота за хвост-
Бежать высунув язык-
Наврать с три короба-
Слайд (после работы).
- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Вы помните устойчивые выражения.
- На доске есть таблички с их значением, найдите среди них то, которое соответствует вашему фразеологизму.
-Умницы! Все верно.
2. Знакомство с оценочными листами.
- У каждого оценочный лист. Запишите свою фамилию. Вы должны выставлять баллы после выполнения работы, когда я буду об этом просить. За каждый правильный ответ-1 балл. Итог подведем в конце занятия.
3.Работа с текстом. (Самопроверка)
-С предыдущим заданием вы справились, а теперь проверим, сумеете ли вы найти фразеологизмы в тексте. Возьмите карточку №1.
Прочитайте текст, найдите фразеологизмы и подчеркните их.
- проверяем и оцениваем себя, правильный ответ на экране.
-поднимите руки, кто нашел все фразеологизмы. Молодцы!
-Ребята, а измениться ли текст, если опустить фразеологизмы, заменяя их соответствующим значением?
-Какие слова спрятались за фразеологизмами?
- Что же потерял текст? (Он потерял свою убедительность, выразительность и образность.)
Прочитайте текст. Найдите фразеологизмы и подчеркните их.
Проснулся я сегодня ни свет ни заря. Перекусил и сломя голову бросился в школу. Спешил я так потому, что сегодня на первом уроке контрольная намечалась, опаздывать нежелательно. А школа у нас за тридевять земель находится.
Я очень устал, вспотел, но к контрольной успел.
4.Фразеологические загадки.
- А вы любите загадки? Сейчас мы немножко отвлечемся, поиграем, но будьте начеку, так как фразеологизмы всюду.
1) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, не бельё, а их развешивают чрезмерно любопытные люди. ( Уши).
2) На наго не советуют бросать деньги и слова; он гуляет в голове у глупого человека, его ищут в поле, он свистит в кармане, когда там пусто. (Ветер).
3) Его суют в чужие дела; его вешают вниз, когда расстраиваются; его держат по ветру, когда хотят быть в курсе всех событий; за него водят, когда пытаются обмануть. ( Нос).
4) Её набирают в рот, когда хотят промолчать, ею не разольёшь крепкую дружбу, её толкут в ступе, носят в решете. ( Вода).
5) Он бывает подвешен, он чешется, он бывает без костей, он иногда заплетается, его проглатывают. ( Язык.)
6) Оно обливается кровью, оно бывает не на месте, оно уходит в пятки, оно иногда радуется. ( Сердце).
- Вам понравилось? А почему вам было легко отгадывать? (знали значение фразеологизмов).
6.Тест. задание.
- Фразеологизмы потихоньку уходят из нашей речи, но не из русского языка. В 9 классе эта тема включена в одно из заданий ОГЭ по русскому языку. Я предлагаю на несколько минут стать выпускниками.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1)Ржавые танковые колеса врезались глубоко в землю.
2)Он думал, что будет что-то необыкновенное, удивительное.
3)Золотое кольцо сверкало у нее на пальце.
4Больше всего ему нравилось втирать очки младшим школьникам.
- проверьте эту работу в парах. Обменяйтесь карточками. Внимание на экран.
- Оцените работу товарища, верните карточку.
Кто справился с заданием? Каково значение фразеологизма?
7.Итоги- баллы
-Наша работа подходит к концу. Сосчитайте итоговые баллы.
(Награждение команд).
- Я рада за вас. Вы отлично поработали.
- У меня единственный вопрос: Какова роль фразеологизмов в нашей речи? (Да, роль фразеологизмов велика. Они придают силу, убедительность, красочность, образность, делают нашу более эмоциональной).
8 Рефлексия
- Вот и подошло наше с вами занятие к концу. Мы должны поставить
Точку в сегодняшней работе. А вы, пожалуйста, поставьте свои точки в одном из этих предложений. Конечно же , в зависимости от того, как вы себя чувствовали на занятии, все ли вам было понятно, по нраву.
Я ставлю свою точку здесь. Мне понравилось с вами работать.
Резервное задание
4.Подбор синонимов ( взаимопроверка) –даю на группу 1 лист
- Ребята, а как называются слова близкие по значению, но различные по написанию?
- Вот и среди фразеологизмов есть синонимы. Выполняя следующее задание, мы в этом убедимся. Это еще раз доказывает многообразие нашего языка.
Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.
1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят
2) кто во что горазд 2) в двух шагах
3) как снег на голову 3) куры не клюют
4) ни рыба ни мясо 4) кто в лес, кто по дрова
5) рукой подать 5)Как гром среди ясного неба
6)Куда ноги несут 6) Ни то ни се
Максимальный балл-6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Фестиваль фразеологизмов"
Конкурсная программа для учащихся 5-7 кл....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Счастливый случай" (по фразеологизмам)
КОГДА СЛОВА СТАНОВЯТСЯ КРЫЛАТЫМИИгра «Счастливый случай» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- формирование познавательного интереса и положительной мотивации к изучению истории и русского языка;- расширение зна...
Внеклассное мероприятие по русскому языку. Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов.
Данная викторина предназначена для учеников 6, 7 класса, занимающихся по УМК М.Т. Баранова и др....
Фразеологизмы. Их стилистическое использование. (Фразеологическое кафе). Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе.
Тема: Фразеологизмы. Их стилистическое использование.Цели:-углубить понятие учащихся о фразеологизмах и их стилистическом использовании;-научить правильно и умело пользоваться фразеологическими ...
Внеклассное мероприятие по русскому языку. Тема: "Путешествие в мир фразеологизмов".
Что такое фразеологизмы? С какой целью мы их употребляем в своей речи? Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению....
Внеклассное мероприятие "Весёлые фразеологизмы", 6 класс. С презентацией.
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 6 класса "Весёлые фразеологизмы" с презентацией...
Внеклассное мероприятие "Веселые фразеологизмы"
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 6 классов. Прекрасный дополнительный материал к урокам, посвященным фразеологизмам, позволит учащимся расширить знания по данной теме....