Фразеологизмы. Их стилистическое использование. (Фразеологическое кафе). Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе.
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему
Тема: Фразеологизмы. Их стилистическое использование.
Цели:
-углубить понятие учащихся о фразеологизмах и их стилистическом использовании;
-научить правильно и умело пользоваться фразеологическими оборотами в устной речи;
-совершенствовать речевое мастерство учащихся, повышать их речевую культуру;
-пробуждать интерес к фразеологии, воспитывать интерес к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy.docx | 35.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Фразеологизмы.
Их стилистическое использование».
Фразеологическое кафе
Внеклассное мероприятие
по русскому языку
5 класс
Учитель Перцева Н.А.
Тема: Фразеологизмы. Их стилистическое использование.
Цели:
-углубить понятие учащихся о фразеологизмах и их стилистическом использовании;
-научить правильно и умело пользоваться фразеологическими оборотами в устной речи;
-совершенствовать речевое мастерство учащихся, повышать их речевую культуру;
-пробуждать интерес к фразеологии, воспитывать интерес к родному языку.
Форма проведения: фразеологическое кафе.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.
Оформление: газеты «Почему мы так говорим?», «Вкусные» фразеологизмы, рисунки детей.
Записи на доске:
Фразеологизмы – «самородки и самоцветы родного языка»
Профессор А.И.Ефимов.
Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы - это драгоценные нити, сообщающие ткани неповторимую расцветку и блеск. Поэтому знание фразеологии необходимейшее условие глубокого овладения любым языком. Умение правильно пользоваться фразеологическим богатством характеризует степень владения речью.
Ход мероприятия:
Учитель:
Наш земляк, великий русский писатель Л.Н.Толстой, говорил, что русский язык - «настоящий, сильный, где нужно - страстный, где нужно бойкий и живой».
Именно таким «бойким и живым» делает наш язык фразеология. Профессор А.И.Ефимов называл фразеологизмы «самородками и самоцветами родного языка».
(1 слайд)
Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка. Если вы хотите, чтобы окружающие вас с интересом слушали, употребляйте фразеологизмы. В них запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей.
Фразеологизмы обогащают язык, делают нашу речь, яркой, образной, меткой, выразительной.
Знание фразеологии - необходимое условие глубокого овладения родным языком. Умение правильно пользоваться фразеологическим богатством характеризует степень владения речью, уровень культуры человека. Даже обладая большим запасом слов, человек может оказаться в смешном положении, тщетно пытаясь выразить более сложную мысль. Используя фразеологизмы, вы можете быть остроумными и веселыми. Богатство русской фразеологии неисчерпаемо.
(2 слайд)
Фразеология - целый мир интересных знаний!
Наш урок мы посвящаем фразеологизмам и проводим его в необычной форме. Я приглашаю вас посетить «Фразеологическое кафе». (3 слайд)
Наши посетители - это 2 команды, которым предлагается следующее меню:
(4 слайд)
- Салат «Заменяй–ка».
- Закуска «Очень вкусно».
- Окрошка «Заморская».
- Борщ «Исправляй–ка».
- Гарнир «Мудрость».
- Рагу «Вставляй–ка».
- Поджарка «Угадай–ка»
- Соус «Специальный».
- Напиток «Витаминный».
- Пироги «Лесные».
- Коктейль «Именной».
- Сок «Половинка».
- Торт «Греческий».
Чтобы заказать блюдо, надо выполнить определенное задание.
Какая же команда может заказать больше блюд?
Администрация кафе - наше жюри.
(слайды).
1.Салат «Заменяй–ка».
Чтобы его заказать, надо заменить фразеологизмы глаголами- синонимами:
- сложа руки
лодыря корчить
бить баклуши
ловить мух
(бездельничать)
- дать нагоняй
намылить голову
дать по шапке
снять стружку
(наказывать, ругать)
- и след простыл
поминай как звали
как сквозь землю провалился
и был таков
(исчезать)
- взять на буксир
дать зеленую улицу
пойти навстречу
вывести в люди
(помогать)
- ради Бога
обивать пороги
поклониться в ножки
войти в положение
(просить)
Фразеологические обороты, синонимичные определенным словам, как правило, употребляются в разговорном стиле речи.
2.Закуска «Очень вкусно».
Замени фразеологизмы наречиями - синонимами:
- капля в море
всего ничего
кот наплакал
с гулькин нос
(мало)
- хоть пруд пруди
тьма тьмущая
куры не клюют
яблоку негде упасть
(много)
- сломя голову
во весь дух
высунув язык
со всех ног
(быстро)
- сплошь да рядом
то и дело
семь раз на неделе
на каждом шагу
(часто)
- что надо
хоть куда
первый сорт
как сыр в масле катается
(хорошо)
3. Окрошка «Заморская».
Подбери русский фразеологизм, соответствующий иностранному.
Чешский Делать из комара верблюда. | Делать из мухи слона. |
Словацкий Едет по-черному. | Едет зайцем. |
Английский Дождь идет кошками и собаками. | Льет как из ведра. |
Киргизский Когда хвост верблюда коснется земли. | Когда рак на горе свистнет. |
Польский Дело идет как по льду. | Как по маслу. |
4. Борщ «Исправляй–ка».
Исправь ошибки во фразеологии.
- очень трудолюбив - работает спустя рукава (засучив)
- обманывать – лапшу на нос вешать (уши)
- неразборчиво писать - как цыпленок лапой (курица)
- неважно себя чувствовать – не в своей чашке (тарелке)
- произойдет неизвестно когда- когда соловей на горе свистнет (рак)
5. Гарнир «Мудрость».
Какой фразеологизм спрятался в пословицах?
- Сам заварил кашу, сам и расхлебывай (заварить кашу)
- Близок локоток, да не укусишь (локти кусать)
- За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь (за двумя зайцами)
- Если бы да кабы во рту росли грибы, тогда бы был не рот, а целый огород (если бы да кабы)
- Язык без костей: что хочет, то и лопочет (язык без костей)
Информация от работников кафе.
Знаете ли вы? Почему мы так говорим?
1.Заварить кашу.
В наши дни каша - только род пищи. Во времена Александра Невского это слово имело еще один смысл «свадебный пир, свадьба».
О том, какое значение придавалось каше, можно судить по свадьбе Дмитрия Донского. Принято было устраивать кашу у отца невесты. Но Дмитрий Донской считал ниже своего достоинства ехать к нижегородскому Дмитрию Константиновичу, а тот - отказывался ехать в Москву к молодому Дмитрию которому в то время было 16 лет. Поэтому кашу устроили между двумя городами - в Коломне.
Надо думать, что от этих хлопотливых «каш», в которые в той или иной степени втягивался весь город, и родилось выражение» заварить кашу.
2.Как пить дать.
По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение как пить дать в значении «точно, несомненно».
3.Пересолить, уйти несолоно хлебавши.
На Руси в старину соль была дорогим продуктом. Возить ее приходилось издалека, а дороги были плохие и налог на соль высокий.
Сейчас мы, приготовляя пищу, солим ее. Не так делали в старину. Тогда варили и пекли без соли, а солили пищу уже за столом.
Часто хозяин солил своей рукой. Порой он так старался выразить свое почтение какому – нибудь гостю, что пересаливал. А гостю, сидевшему в дальнем конце стола, соли иногда не доставалось вовсе. Значит одному пересаливали , а другой уходил несолоно хлебавши.
Сейчас пересолить означает «перестараться, перейти меру в чем – нибудь», а уйти не солоно хлебавши - остаться неудовлетворенным, разочарованным, не получить того, на что рассчитывал»
4.Птичье молоко.
Человеку, который хочет невозможного, иной раз говорят иронически: «Не подать ли тебе птичьего молока?»
Однако птичье молоко не такая уж диковинка. Посмотрите, чем кормят обычные голуби своих только что вылупившихся птенцов: птичьим молоком! Незадолго до появления птенцов в зобу у голубей – родителей начинает образовываться белое кашеобразное вещество. Его называют зобным или птичьим молоком. У домашних голубей зобное молоко выделяется 18 дней, у диких значительно дольше.
Новорожденные птенцы обходятся без сосок: они вводят клювы в глотку взрослого голубя и получают свою порцию птичьего молока.
5.Чучело гороховое.
Выражение чучело гороховое мы употребляем, когда говорим о человеке, несуразно и безвкусно одетом, вызывающем общие насмешки. Исстари так называли пугала, устанавливаемые на гороховых полях для отпугивания птиц.
6.Рагу «Вставляй- ка».
Вставь слово во фразеологизм.
- исчез - как ветром унесло, сдуло, закрутило
- испугаться- хвост расправить, скомкать, поджать
- сначала - начать с азов, буквы, книги
- начинать действовать решительно- брать за рога быка, корову, оленя
- разглашать семейные споры- выносить сор из избы, погреба, дома
7. Поджарка «Угадай-ка»
Добавь фразеологизмы.
- Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь
О них обычно говорят
(очень дружные)
(Водой не разольешь)
2.Товарищ твой просил украдкой
Списать ответы из тетрадки.
Не надо, ведь тем самым другу
Окажешь ты (плохую помощь)
(медвежью услугу)
3.Ежата- детки хоть куда!
И что же тут дивиться,
Ведь мама держит их всегда
(очень строго)
(в ежовых рукавицах).
4.За обедом в разговоре
Лез в бутылку, с нами споря.
А потом сказал друзья, (я плохо себя чувствую)
(не в своей тарелке я)
5.В аппетите мало толку
Нам бы зубы как у волка
Заяц зайцу говорит
«Мне бы (хороший аппетит)
(волчий аппетит)
8. Соус специальный.
Среди представителей каких профессий появились фразеологизмы.
- закидывать удочку - (рыбак)
- сгущать краски - (художник)
- брать на прицел - (военный)
- топорная работа - (столяр)
- стричь под одну гребенку - (парикмахер)
9. Напиток витаминный.
Вставь во фразеологизмы названия растений:
- щелкать как ……
(орехи)
- ….. раздора
(яблоко)
- выжатый …..
(лимон)
- проще пареной ……
(репы)
- хуже горькой …..
(редьки)
10. Пироги «Лесные».
Вставь названия животных:
- голоден как …..
(волк)
- труслив как …..
(заяц)
- хитер как ….
(лиса)
- упрям как …..
(осел)
- колючий как ….
(еж)
Задание от работников кафе.
Угадай, что это?
1.Ее можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в нее концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая, живая и на киселе. Ее можно и в рот набрать.
(вода)
2.Молодожены очень хорошо знают его, потому что он рядом с ними целый месяц. А когда его целая бочка, то можно ее испортить, добавив туда ложку дегтя.
(мед)
3.Им можно не кормить, его отбивать, есть, но говорят, что его есть напрасно. Бывает насущный.
(хлеб)
4.Вместе с хлебом ею можно угостить, пожелать приятного и хорошего аппетита. Если прожить долгое время вместе, от можно съесть ее пуд.
(соль)
5.Идет по нему очень легко, без затруднений; в нем катается сыр, если жить а полном довольстве.
(масло)
11.Коктейль «Именной».
Вставь имена.
- …. неверующий
(Фома)
- по …. и шапка.
(Сеньке)
- куда…. телят не гонял.
(Макар)
- мели, …., твоя неделя.
(Емеля)
12.Сок «Половинка».
Вставь числительные.
- …. пядей во лбу
(семи)
- заблудиться в …. соснах
(трех)
- как…. капли воды
(две)
- как собаке …. нога
(пятая)
- в …. прекрасный день
(один)
13.Торт «Греческий».
О каких крылатых выражениях из мифов Древней Греции идет речь:
1.Это обширные помещения царя Эмиды, которые в продолжение многих лет не убирались. Очищены они были в один день героем Гераклом.
(Авгиевы конюшни)
2.Выражение означающее: путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из затруднительного положения, решить трудный вопрос. Возникло из греческих мифов об афинском герое Тязее.
(Нить Ариадны)
3.Это выражение употребляется в значении: слабое, уязвимое место у кого- либо.
(Ахиллесова пята)
4.Имя коня Александра Македонского, которого он один только сумел укротить. Шуточно так называют старую, плохую лошадь.
(Буцефал)
5.Выражение употребляется в значении неудержимый, громкий хохот. Возникло из описания «смеха Богов» в поэме «Иллиада».
(гомерический хохот)
Фразеологизмы, основанные на использовании отвлеченных образов и понятий, чаще всего употребляются в книжном стиле речи.
- Подведение итогов.
Приятного аппетита!
Используйте фразеологизмы, и ваша речь станет яркой, красочной, меткой, выразительной.
Всем спасибо за работу. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Счастливый случай" (по фразеологизмам)
КОГДА СЛОВА СТАНОВЯТСЯ КРЫЛАТЫМИИгра «Счастливый случай» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- формирование познавательного интереса и положительной мотивации к изучению истории и русского языка;- расширение зна...
Внеклассное мероприятие по русскому языку 6 класс
Русский язык поистине является одним из самых богатых и развитых языков мира. Это язык нашей культуры. Ведущая роль русского языка в РФ определяется его социальными функциями – это язык межнацио...
Внеклассное мероприятие по русскому языку 6 класс
Материалы к конкурсу по русскому языку в рамках предметной недели...
Внеклассное мероприятие по русскому языку 7 класс
Внеклассное мероприятие по русскому языку 7 класс "Путешествие по стране фразеологизмов"(значение, употребление в речи, происхождение)...