Фразеологизмы. Их стилистическое использование. (Фразеологическое кафе). Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе.
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Перцева Наталья Алексеевна

 

Тема: Фразеологизмы. Их стилистическое использование.

Цели:

-углубить понятие учащихся о фразеологизмах и их стилистическом использовании;

-научить правильно и умело пользоваться фразеологическими оборотами в устной речи;

-совершенствовать речевое мастерство учащихся, повышать их речевую культуру;

-пробуждать интерес к фразеологии, воспитывать интерес к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmy.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Фразеологизмы.

Их стилистическое использование».

Фразеологическое кафе

Внеклассное мероприятие

по русскому языку

5 класс

Учитель Перцева Н.А.

                               

Тема: Фразеологизмы. Их стилистическое использование.

Цели:

-углубить понятие учащихся о фразеологизмах и их стилистическом использовании;

-научить правильно и умело пользоваться фразеологическими оборотами в устной речи;

-совершенствовать речевое мастерство учащихся, повышать их речевую культуру;

-пробуждать интерес к фразеологии, воспитывать интерес к родному языку.

Форма проведения: фразеологическое кафе.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.

Оформление: газеты «Почему мы так говорим?», «Вкусные» фразеологизмы, рисунки детей.

Записи на доске:

Фразеологизмы – «самородки и самоцветы родного языка»

    Профессор А.И.Ефимов.

Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы - это драгоценные нити, сообщающие ткани неповторимую расцветку и блеск. Поэтому знание фразеологии необходимейшее условие глубокого овладения любым языком. Умение правильно пользоваться фразеологическим богатством характеризует степень владения речью.

Ход мероприятия:

Учитель:

Наш земляк, великий русский писатель  Л.Н.Толстой, говорил, что русский язык - «настоящий, сильный, где нужно - страстный, где нужно бойкий и живой».

Именно таким «бойким и живым» делает наш язык фразеология. Профессор А.И.Ефимов называл фразеологизмы «самородками и самоцветами родного языка».

(1 слайд)

Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка. Если вы хотите, чтобы окружающие вас с интересом слушали, употребляйте фразеологизмы. В них запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей.

Фразеологизмы обогащают язык, делают нашу речь, яркой, образной, меткой, выразительной.

Знание фразеологии - необходимое условие глубокого овладения родным языком. Умение правильно пользоваться фразеологическим богатством характеризует степень владения речью, уровень культуры человека. Даже обладая большим запасом слов, человек может оказаться в смешном положении, тщетно пытаясь выразить более сложную мысль.  Используя фразеологизмы, вы можете быть остроумными и веселыми. Богатство русской фразеологии неисчерпаемо.

(2 слайд)

Фразеология - целый мир интересных знаний!

Наш урок  мы посвящаем фразеологизмам и проводим его в необычной форме. Я приглашаю вас посетить «Фразеологическое кафе». (3 слайд)

Наши посетители - это 2 команды, которым предлагается следующее меню:

(4 слайд)

  1. Салат «Заменяй–ка».
  2. Закуска «Очень вкусно».
  3. Окрошка «Заморская».
  4. Борщ «Исправляй–ка».
  5. Гарнир «Мудрость».
  6. Рагу «Вставляй–ка».
  7. Поджарка «Угадай–ка»
  8. Соус «Специальный».
  9. Напиток «Витаминный».
  10. Пироги «Лесные».
  11. Коктейль  «Именной».
  12. Сок «Половинка».
  13. Торт «Греческий».

Чтобы заказать блюдо, надо выполнить определенное задание.

Какая же команда может заказать больше блюд?

Администрация кафе - наше жюри.

(слайды).

1.Салат «Заменяй–ка».

Чтобы его заказать, надо заменить фразеологизмы глаголами- синонимами:

-  сложа руки

лодыря корчить

бить баклуши

ловить мух

(бездельничать)

- дать нагоняй

намылить голову

дать по шапке

снять стружку

(наказывать, ругать)

- и след простыл

поминай как звали

как сквозь землю провалился

и был таков

(исчезать)

- взять на буксир

дать зеленую улицу

пойти навстречу

вывести в люди

(помогать)

- ради Бога

обивать пороги

поклониться в ножки

войти в положение

(просить)

Фразеологические обороты, синонимичные определенным словам, как правило, употребляются         в разговорном стиле речи.

2.Закуска «Очень вкусно».

Замени фразеологизмы наречиями - синонимами:

- капля в море

всего ничего

кот наплакал

с гулькин нос

(мало)

- хоть пруд пруди

тьма тьмущая

куры не клюют

яблоку негде упасть

(много)

- сломя голову

во весь дух

высунув язык

со всех ног

(быстро)

- сплошь да рядом

то и дело

семь раз на неделе

на каждом шагу

(часто)

- что надо

хоть куда

первый сорт

как сыр в масле катается

(хорошо)

3. Окрошка «Заморская».

Подбери русский фразеологизм, соответствующий иностранному.

Чешский

Делать из комара верблюда.

Делать из мухи слона.

Словацкий

Едет по-черному.

Едет зайцем.

Английский

Дождь идет кошками и собаками.

Льет как из ведра.

Киргизский

Когда хвост верблюда коснется земли.

Когда рак на горе свистнет.

Польский

Дело идет как по льду.

Как по маслу.

4. Борщ «Исправляй–ка».

Исправь ошибки во фразеологии.

- очень трудолюбив - работает спустя рукава (засучив)

- обманывать – лапшу на нос вешать (уши)

- неразборчиво писать - как цыпленок лапой (курица)

- неважно себя чувствовать – не в своей чашке (тарелке)

- произойдет неизвестно когда- когда соловей на горе свистнет (рак)

5. Гарнир «Мудрость».

Какой фразеологизм спрятался в пословицах?

- Сам заварил кашу, сам и расхлебывай (заварить кашу)

- Близок локоток, да не укусишь (локти кусать)

- За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь (за двумя зайцами)

- Если бы да кабы во рту росли грибы, тогда бы был не рот, а целый огород (если бы да кабы)

- Язык без костей: что хочет, то и лопочет (язык без костей)

 Информация от работников кафе.

Знаете ли вы? Почему мы так говорим?

1.Заварить кашу.

В наши дни каша - только род пищи. Во времена Александра Невского это слово имело еще один смысл «свадебный пир, свадьба».

О том, какое значение придавалось каше, можно судить по свадьбе Дмитрия Донского. Принято было устраивать кашу у отца  невесты. Но Дмитрий Донской считал ниже своего достоинства ехать к нижегородскому Дмитрию Константиновичу, а тот - отказывался  ехать в Москву к молодому Дмитрию которому в то время было 16 лет. Поэтому кашу устроили между двумя городами - в Коломне.

Надо думать, что от этих хлопотливых «каш», в которые в той или иной степени втягивался весь город, и родилось выражение» заварить кашу.

2.Как пить дать.

По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение как пить дать в значении «точно, несомненно».

3.Пересолить, уйти несолоно хлебавши.

На Руси в старину соль была дорогим продуктом. Возить ее приходилось издалека, а дороги были плохие и налог на соль высокий.

Сейчас мы, приготовляя пищу, солим ее. Не так делали в старину. Тогда варили и пекли без соли, а солили пищу уже за столом.

Часто хозяин солил своей рукой. Порой он так старался выразить свое почтение какому – нибудь гостю, что пересаливал. А гостю, сидевшему в дальнем конце стола, соли иногда не доставалось вовсе. Значит одному пересаливали , а другой уходил несолоно хлебавши.

Сейчас  пересолить означает «перестараться, перейти меру в чем – нибудь», а уйти не солоно хлебавши - остаться неудовлетворенным, разочарованным, не получить того, на что рассчитывал»

4.Птичье молоко.

Человеку, который хочет невозможного, иной раз говорят иронически: «Не подать ли тебе птичьего молока?»

Однако птичье молоко  не такая уж диковинка. Посмотрите, чем кормят обычные голуби своих только что вылупившихся птенцов: птичьим молоком! Незадолго до появления птенцов в зобу у голубей – родителей начинает образовываться белое кашеобразное вещество. Его  называют зобным или птичьим молоком. У домашних голубей зобное молоко выделяется 18 дней, у диких значительно дольше.

Новорожденные птенцы обходятся без сосок: они вводят клювы в глотку взрослого голубя и получают свою порцию птичьего молока.

5.Чучело гороховое.

Выражение  чучело гороховое мы употребляем, когда говорим о человеке, несуразно и безвкусно одетом, вызывающем общие насмешки. Исстари так называли пугала, устанавливаемые на гороховых полях для отпугивания птиц.

6.Рагу «Вставляй- ка».

Вставь слово во фразеологизм.

- исчез - как ветром унесло, сдуло, закрутило

- испугаться- хвост расправить, скомкать, поджать

- сначала - начать с азов, буквы, книги

- начинать действовать решительно- брать за рога быка, корову, оленя

-  разглашать семейные споры- выносить сор из избы, погреба, дома

7. Поджарка «Угадай-ка»

Добавь фразеологизмы.

  1. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь

О них обычно говорят

(очень дружные)

(Водой не разольешь)

2.Товарищ твой просил украдкой

Списать ответы из тетрадки.

Не надо, ведь тем самым другу

Окажешь ты (плохую помощь)

(медвежью услугу)

3.Ежата- детки хоть куда!

И что же тут дивиться,

Ведь мама держит их всегда

(очень строго)

(в ежовых рукавицах).

4.За обедом в разговоре

Лез в бутылку, с нами споря.

А потом сказал друзья, (я плохо себя чувствую)

(не в своей тарелке я)

5.В аппетите мало толку

Нам бы зубы как у волка

Заяц зайцу говорит

«Мне бы (хороший аппетит)

(волчий аппетит)

8. Соус специальный.

Среди  представителей каких профессий появились фразеологизмы.

- закидывать удочку - (рыбак)

- сгущать краски - (художник)

- брать на прицел - (военный)

- топорная работа - (столяр)

- стричь под одну гребенку - (парикмахер)

9. Напиток витаминный.

Вставь во фразеологизмы названия растений:

- щелкать как ……

(орехи)

- ….. раздора

(яблоко)

- выжатый …..

(лимон)

- проще пареной ……

(репы)

- хуже горькой …..

(редьки)

10. Пироги «Лесные».

Вставь названия животных:

- голоден как …..

(волк)

- труслив как …..

(заяц)

- хитер как ….

(лиса)

- упрям как …..

(осел)

- колючий как ….

(еж)

Задание от работников кафе.

Угадай, что это?

1.Ее можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в нее концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая, живая и на киселе. Ее можно и в рот набрать.

(вода)

2.Молодожены очень хорошо знают его, потому что он рядом с ними целый месяц. А когда его целая бочка, то можно ее испортить, добавив туда ложку дегтя.

(мед)

3.Им можно не кормить, его отбивать, есть, но говорят, что его есть напрасно. Бывает насущный.

(хлеб)

4.Вместе с хлебом  ею можно угостить, пожелать приятного и хорошего аппетита. Если прожить долгое время вместе, от можно съесть ее пуд.

(соль)

5.Идет по нему очень легко, без затруднений; в нем катается сыр, если жить а полном довольстве.

(масло)

11.Коктейль «Именной».

Вставь имена.

- …. неверующий

(Фома)

- по …. и шапка.

(Сеньке)

 - куда…. телят не гонял.

(Макар)

- мели, …., твоя неделя.

(Емеля)

12.Сок «Половинка».

Вставь числительные.

- …. пядей во лбу

(семи)

- заблудиться в …. соснах

(трех)

- как…. капли воды

(две)

- как собаке …. нога

(пятая)

- в …. прекрасный день

(один)

13.Торт «Греческий».

О каких крылатых выражениях из мифов Древней Греции идет речь:

1.Это обширные помещения царя Эмиды, которые в продолжение многих лет не убирались. Очищены они были в один день героем Гераклом.

(Авгиевы конюшни)

2.Выражение означающее: путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из затруднительного положения, решить трудный вопрос. Возникло из греческих мифов об афинском герое Тязее.

(Нить Ариадны)

3.Это выражение употребляется в значении: слабое, уязвимое место у кого- либо.

(Ахиллесова пята)

4.Имя коня Александра Македонского, которого он один только сумел укротить. Шуточно так называют старую, плохую лошадь.

(Буцефал)

5.Выражение употребляется в значении неудержимый, громкий хохот. Возникло из описания «смеха Богов» в поэме «Иллиада».

(гомерический хохот)

Фразеологизмы, основанные на использовании отвлеченных образов и понятий, чаще всего употребляются в книжном стиле речи.

- Подведение итогов.

 Приятного аппетита!

        Используйте фразеологизмы, и ваша речь станет яркой, красочной, меткой, выразительной.

        Всем спасибо за работу. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Счастливый случай" (по фразеологизмам)

КОГДА СЛОВА СТАНОВЯТСЯ КРЫЛАТЫМИИгра «Счастливый случай» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- формирование познавательного интереса и положительной мотивации к изучению истории и русского языка;- расширение зна...

Внеклассное мероприятие по русскому языку 6 класс

Русский язык поистине является одним из самых богатых и развитых языков мира. Это язык нашей культуры. Ведущая роль русского языка в РФ определяется его социальными функциями – это язык межнацио...

Внеклассное мероприятие по русскому языку 6 класс

Материалы к конкурсу по русскому языку в рамках предметной недели...

Внеклассное мероприятие по русскому языку 7 класс

Внеклассное мероприятие по русскому языку 7 класс "Путешествие по стране фразеологизмов"(значение, употребление в речи, происхождение)...