Карточки по теме "Глагол"
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Материал для закрепления тем, изучаемых в разделе "Глагол"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Карточка 1
Сравни две строфы из стихотворения Ф.И. Тютчева «Море и утес». Слова какой части речи использовал поэт в первом четверостишии, чтобы изобразить бушующее море, движение волн? Подчеркни их как члены предложения. Подчеркни как члены предложения слова, обозначающие действия, во втором четверостишии.
Волн неистовых пр..боем
Беспрерывно вал м..рекой
С ревом, свистом, визгом, воем
Б..ет в утес бер..говой...
И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет, и ревет,
И до звезд допрянуть хочет,
До незыблемых высот...
Карточка 2
Выбери одну-две пословицы и напиши, как ты понимаешь их смысл. Ознакомься с пословицами, которые собрал писатель А.И. Солженицын. Поставь перед глаголом отрицательную частицу.
1. Много спать — дела знать.
2. Верши — спеши (об окончании дела)
3._________ торопись начать — торопись кончить.
4._________ будь тороплив, а будь расторопен.
5.______ узнавай друга в три дня, узнавай в три года.
6. Замахнись, да ударь.
Карточка 3
Прочитай стихотворный текст. Вставь пропущенные буквы и запятые. Подчеркни глаголы в неопределенной форме. Найди два слова разговорного стиля.
ОСЕННИЕ ХЛОПОТЫ
Сколько белкам хл..пот! Посп..вает орех
По кустам заалела к..лина..
Надо белых грибов насбирать
Нанизать их по веткам соснов..м
К..нопатить дупло мохом нов..м
Трав и листьев в гнездо нат..скать.
Оттого-то в лесу суетня
И без ветра в дв..женье в..рхушки.
Оттого вкруг косматого пня
Взрыты мхов разноцветных п..душки.
(О А. Беляевская)
Карточка 4
Прочитай пословицы. Вставь пропущенные буквы и запятые.К глаголам на -ТСЯ и -ТЬСЯ поставь вопрос.
- Виноватый винит..ся а правый ничего не боит..ся.
- Добрый пастух не о себе п..чет..ся а о скотине.
- Не потрудиться так и хлеба не добит..ся.
- Кто п..хать не ленит..ся у того хлебушко родит..ся.
- Надо наклониться чтобы из руч..я напит..ся.
- Кто любит трудит..ся тому без дела не сидит..ся.
- Была бы охота а работа найдет..ся.
Карточка 5
Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы. Объясни написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Обрати внимание на игру слов.
НАДПИСЬ ПРИ ВХОДЕ В ШКОЛУ
Какие-то остр..ки при вход.. в школу повесили пл..кат: «Мало учит..ся, надо уметь учит..ся. Мало уметь учит..ся, надо учит. .ся».
Одни, прочитав, смеют..ся, другие почему-то крепко задумывают..ся.
(В. Келер)
Карточка 6
Прочитай строфы из стихотворения Н.А. Заболоцкого. Вставь пропущенные буквы и отрицательную частицу. Подчеркни грамматические основы.
Не позволяй душе л..нит..ся!
Чтоб воду в ступ.. не толочь
Душа обязана трудит..ся
И день и ночь, и день и ночь!
Не разрешай ей спать в п..стел..
При свет., утренней звезды,
Д..ржи л..нтяйку в ч..рном тел..
И не снимай с нее узды.
Карточка 7
Вставь пропущенные буквы и запятые. Подчеркни глаголы, которые называют последовательность действий. Обозначь их вид.
Дом царевна об..шла
Все порядком убрала
Засветила Богу свечку
Зат..пила жарко печку
На полати взобралась
И тихонько ул..глась.
(А.С. Пушкин)
Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы. Графически объясни их написание.
Вначале огонь собирается с силами, пробирается к сухим веткам и сильнее разгорается. Дым расст..лается над п..ляной. Зам..рают все тревоги, когда смотришь на огонь.
Хочет..ся продлить очарование этого момента.
Карточка 9
Прочитай стихотворные строки. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни слова с чередованием в корне. Графически объясни написание корней. Назови автора и произведение, из которого взяты эти отрывки.
1) На девичник собираясь,
Вот царица, нар..жаясь
Перед зерк..льцем св..им,
Перемолвилася с ним.
2) Кто-то терем приб..рал
И х..зяев подж..дал.
3) А х..зяюшкой она
В терему меж тем одна
Приб..рет и приготовит.
4) Пес б..жит за ней, л..скаясь,
А царевна, подбираясь,
Подн..лася на крыльцо
И вз..лася за кольцо.
Прочитай стихотворный текст. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни глаголы, обозначь их вид и время.
Ян.. люблю цветы с кустов,
Н.. называю их цветами.
Хоть пр..к..саюсь к ним устами,
Но н.. найду к ним нежных слов.
Я только тот люблю цветок,
Который врос корнями в землю.
Его люблю я и приемлю,
Как северный наш вас..лек.
(С.А. Есенин)
Карточка 11
Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни глаголы в прошедшем времени. Обозначь суффикс, с помощью которого образуется форма прошедшего времени.
Мне принесли белую вод..ыую лилию. Я дождался, когда солнечный луч попал ко мне в окно, и поставил стакан с купавой против со..нца. Тогда ж..лтое внутри цветка вспыхнуло, как со..нце, а белые л..пестки стали так ярко белы, что неровности бросили син..е тени, и я пон..л весь цветок как отображение со..нца на небе.
Дома я см..трел на прекрасный цветок и зат..сковал по воде.
(М.М. Пришвин)
Карточка 12
Поставь глаголы в прошедшем времени. Обозначь в них суффикс неопределенной формы. Укажи их вид.
Построить — построил Посеять — | Ненавидеть — Реять — |
Услышать — | Вешать — |
Увидеть — | Заметить — |
Оклеить — | Надеяться — |
Карточка 13
Вставь пропущенные буквы. Подчеркни грамматические основы и укажи, какими частями речи они выражены. У глаголов определи их время и вид.
Звезды меркнут и гаснут.
В огне обл..ка.
Белый пар по лугам расстилается.
По з..ркальной воде, по кудрям л..зняка
От з..ри алый свет разливается.
Дремлет ч..ткий к..мыш.. .
Тиш.. — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тр..пинка р..систая.
Куст заденешь плеч..м — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет р..са с..ребристая.
(И.С. Никитин)
Сделай вывод: с каким видом «дружат» глаголы в настоящем времени? А в прошедшем времени?
Карточка 14
Прочитай отрывок из стихотворения А.И. Введенского. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни глаголы в форме будущего времени. Укажи их вид.
Когда я вырасту большой,
Я снар..жу челнок.
Воз..му с собой бутыль с водой
И сухарей мешок.
Потом от пристан.. веслом
Я ловко оттолкнусь.
Плыви, ч..лнок! Прощай, мой дом!
Не скоро я вернусь.
Сначала лес увижу я,
А там, за лесом тем,
Пойдут места, которых я
И не вид..л совсем...
И люди станут мне кричать:
«Счастливый путь, моряк!»
И ночь мне будет осв..щать
М..гающий маяк.
Карточка 15
Обоснуй написание безударных личных окончаний глаголов; для этого поставь их в неопределенную форму и укажи спряжение.
Скаж..ш.. — не ворот..ш.., напиш..ш.. — не сотрет.., отруб..ш.. — не пристав..ш.. .
Правдой мир держ..тся.
Без ветра и трава не колышется.
Мягко стел..т, да жестко спать.
Где стро..т, там и ро..т.
Сердце вид..т раньше глаз.
Доброе дело само себя хвал..т.
За ветром в поле не угон..ш..ся.
Пустая мельница без ветра мел..т.
Карточка 16
Вставь в пословицы пропущенные буквы. Подчеркни грамматические основы. Графически объясни написание Ь в глаголах.
- Правду, как со..нце, рукой ы.. закро..ш.. .
- Без труда н.. вын..ш.. и рыбку из пруда.
- Что написано пером — н.. выруб..ш.. топ..ром.
- Выше головы н.. прыгн..ш.. .
- Кашу маслом н.. испорт..ш.. .
Карточка 17
Озаглавь текст. Вставь пропущенные буквы, графически объясни их написание. Подчеркни грамматические основы. Укажи, какими частями речи они выражены. Поставь недостающие знаки препинания.
Ласково смотрит с син..го неба летн..е со..нце. Легкий ветерок медленно гонит белые обл..ка. Хорошо дыш..т..ся в лесу. Вот на опушк.. серебрит..ся листва молодых б..рез. Первыми зас..ля..т они новые места а под ними пряч..т..ся от солнечных ож..гов маленькие елочки.
Ты огиба..ш.. б..резняк и вдруг вид..ш.. перед собой сосну- воительницу. Она завоевыва..т в лесу все новые пространства взб..ра..т..ся на горы пок..ря..т пески. В чащ., леса ты встрет..ш.. ель, лесную к..рмилицу. В г..лодную зиму ее сем.. нами корм..т..ся и белки и дятлы и клесты.
Наконец выб..ра..ш..ся на опушку леса и слыш..ш.. как разг..варива..т с лесом осинки. Много интересного можно увидеть и услышать во время путешествия по лесу.
Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы. Устно ответь на вопрос: от какого лица ведется повествование в этом тексте?
В жаркий парной день войдеш.. в хвойный лес, под крышу великого дома, и брод..ш.., брод..ш.. глазами внизу. Со стороны посмотрит кто-нибудь и подумает: он что-то ищ..т. Что? Если грибы, то весенние грибы — сморчки — уже прошли. Ландыши? Еще не готовы.
- Не потерял ли ты что-нибудь?
- Да, — отвечаю, — я мысль свою в себе потерял и теперь вот чу..ствую — сейчас найду, вот тут, в заяч..й капуст.. найду.
(По М.М. Пришвину)
Прочитай стихотворение С.А. Есенина, адре сованное детям.Вставь пропущенные буквы. Подчеркни глаголы, вид и время. Напиши ответ на последний вопрос текста.
ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
В этот лес зав..р..женный, По пушинкам серебра, Я с винтовкой зараженной На охоту шел вчера. По дорожк.. чистой, гладкой Я прошел, н.. насл..дил.. . Кто ж катался здесь украдкой? Кто здесь падал и ходил? Подойду, взгл..ну поближе: Хрупкий снег изломан весь. Здесь вот когти, дальше — лыжи... | Кто-то странный бегал здесь. Кабы твердо знал я тайну Заколдованным речам, Я узнал бы хоть случайно, Кто здесь брод..т по ночам. Из-за елк.. бы высокой Подсмотрел я на кругу: Кто глубокий след д..лекий Оставляет на снегу? |
Карточка 20
Прочитай отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Вставь пропущенные буквы и запятые. На полях напиши глаголы в неопределенной форме и укажи спряжение. Подчеркни грамматические основы.
Он вид..т как поле отец уд..бря..т
Как в рыхлую землю бр..са..т зерно
Как поле потом зеленеть нач..на..т
Как колос р..стет нал..ва..т зерно.
Готовую жатву подреж..т с..рпами
В сн..пы перевяж..т на ригу св..зут
Просуш..т к..лот..т-к..лот..т ц..пами
На мельниц.. смел..т и хлеб исп..кут.
Отведа..т свеж..го хлебца ребенок
И в поле охотней бежит за отцом.
Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!»
Ванюша в деревню в..езжа..т царем...
Карточка 21
Прочитай поэтический текст. Поставь, где необходимо, Ь и объясни свой выбор, указав часть речи и форму слова. Проверяй себя по приведенной выше таблице.
Ветер, ветер! Ты могуч..,
Ты гоняеш.. стаи туч..,
Ты волнуеш.. сине море,
Всюду вееш.. на просторе.
Не боиш..ся никого,
Кроме Бога одного.
Аль откажеш.. мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее.
(АС. Пушкин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Визитная карточка
Визитная карточка Ф.И.О. Попсуевич Людмила АлексеевнаДата рождения 15 февраля 1960 годаОбразование, наименование учебного заведения, г...

Разноуровневые карточки-задания для проверки знаний учащихся 6-10 класса
Во всех классах вариант 1 - базовый уровень, вариант 2 - сложнее, вариант 3 - самый сложный (для тех, кто увлекается географией)....

"Веселые" карточки для уроков в 5 классе
В раздел помещены фрагменты уроков в 5 классе. Для "веселых" карточек использовались материалы книги Г.Г. Гранника "Секреты орфографии"....

Карточки для изучения иностранного языка
Одним из эффективных способов пополнения своего словарного запаса являются карточки. Это один из эффективных способов запоминания иностранных слов. Испробовала на себе в студенческие годы. Советую сво...
Карточки для работы на уроке английского языка по теме "Почта" в 3 классе
Карточки для работы на уроке английского языка по теме "Почта" в 3 классе на этапе отработки и контроля лексического материала....

Предлагаю вашему вниманию образцы карточек к зачету по геометрии в 8 классе, а также набор задач к зачету. Учитель может по своему усмотрению либо добавить в карточки задачи, либо заменить уже имеющиеся задачи на другие.
ЗачётГлавная задача зачётов – развитие самостоятельной деятельности учащихся в усвоении ими курса математики. Другими задачами зачёта являются:формирование умений учиться;выявление пробелов в зн...

Дидактические карточки по природоведению «Неживая природа», 6 класс (карточки для домашней работы) АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Дидактические карточки по природоведению «Неживая природа», 6 класс (карточки для домашней работы) АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...