Тема урока: «Определенно-личные предложения»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_8_klass_0.docx | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Определенно-личные предложения» (слайд 1)
Цели урока: (слайд 2)
Обучающая:
- Обучение умению различать односоставные и двусоставные предложения;
- Дать понятие определенно-личных предложений;
- Формирование умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям;
Развивающая:
- Развитие умение использовать односоставные предложения в разных стилях речи;
Воспитательная:
- Прививать любовь к русскому языку;
Ход урока
Оргмомент
- Разминка
а) повторение по вопросам:
По строению грамматической основы на какие 2 группы делятся предложения?
Какие предложения называются двусоставными/ односоставными?
б) цифровой диктант (1-если предложения односоставные, 2-если предложения
двусоставные.
Я помню чудное мгновенье. Яд каплет сквозь его кору. Зима. И я судьбу
Благословил. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Отчизне
Посвятим души прекрасные порывы! Приветствую тебя, пустынный уголок.
Я гимны прежние пою. Сверьте свои ответы с ответами на слайде 3 (22121112)
2. Исследование текста.
Задание: Прочитайте текст, найдите грамматическую основу в каждом предложении. Выпишите из них глаголы и определите, в какой форме они употреблены. (1 ученик у доски)
Как называются такие предложения? В чем их отличие от двусоставных предложений?
(Слайд 4)
Омлет с сыром. (Слайд 5)
- Разогрейте масло в сковороде, поджарьте лук до золотистого цвета. Добавьте картофель и горошек, готовьте 2-3 минуты, помешивая. Тем временем разогрейте духовку.
- Поместите полученную смесь в емкость для запекания и добавьте яйца. Готовьте 2-3 минуты в духовке. Добавьте ломтики сыра.
- Запекайте омлет при высокой температуре, пока сыр не запечется до золотистого цвета. Приправьте и подавайте с зеленым салатом.
Ответы учащихся:
- В предложении есть только один главный член – сказуемое.
- Все глаголы данного текста употреблены во 2 лице, множественном числе, будущем времени;
- Эти предложения односоставные, в них имеется только один главный член предложения – сказуемое.
Объяснение новой темы
(Слайд 6)
3. Проанализировать информацию на слайде
Знакомство со структурными особенностями определенно-личных предложений, со способами выражения сказуемого в них.
Примеры определенно-личных предложений | Способы выражения сказуемого |
1. Люблю грозу в начале мая… | Глагол, 1 лица, ед.ч., наст. вр. |
2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? | Глагол 2 лица, ед.ч, наст. вр. |
3. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. | Глагол 1 лица, мн.ч, наст. вр. |
4. Выйду, сяду под березой, буду слушать соловья. | Глагол 1 лица, ед. ч., буд.вр. |
5. Напиши мне письмецо! | Глагол 2 лица, ед.ч, буд., вр., повелит. накл. |
Вывод о строении определенно-личных предложений:
- В определенно-личных предложениях на первое место выдвигается действие, в них не называется человек, производящий действие, но форма глагола указывает, что его производит сам говорящий.
- Эти предложения очень близки по смыслу двусоставным предложениям, в них можно подставить личные местоимения: Я выйду (предложение 4), Что ты стоишь (предложение 2) и т.д.
- Данный вид предложений часто встречается в поэтических произведениях, помогая передать состояние души поэта.
- Давайте откроем учебники на с. 90 и прочитаем правило, чтобы еще раз закрепить сказанное.
4. Анализ текста: (Слайд 7)
определение стилевых особенностей текста, в котором использованы определенно-личные предложения.
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
С. Есенин
Ответы учащихся: В первой строке стихотворения использовано определенно-личное предложение, с помощью которого передается душевное состояние поэта; передать волнение, эмоциональность удается за счет того, что глаголы употреблены в 1 лице ед. ч., настоящего времени. Стиль этого текста – художественный.
5. Задание исследовать текст: (слайд 8)
- Выписать из текста определенно-личные предложения;
- Определить стиль текста, объяснить, с какой целью используются в нем определенно-личные предложения;
1. Пугачев осведомился о состоянии крепости, о слухах про неприятельские войска и тому подобном, и вдруг спросил его неожиданно: «Скажи, братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом? Покажи-ка мне ее».
Швабрин побледнел как мертвый. «Государь, - сказал он дрожащим голосом… - Государь. Она не под караулом … она больна… она в светлице лежит».
«Веди ж меня к ней», - сказал самозванец, вставая с места. Отговориться было невозможно. Швабрин повел Пугачева в светлицу Марьи Ивановны. Я за ними последовал.
Назвать произведение, из которого взят этот отрывок.
2. (Слайд 9) А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул… Хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба…. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню … Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…» (Чехов «Ванька»)
- Назвать произведение, из которого взят этот отрывок.
- Назвать имя главного героя.
- Найти в тексте слова, которые употребляются в разговорной речи. (шпандырь – ремень, которым сапожники крепили заготовку к ноге)
- Как они характеризуют главного героя?
Есть ли в этом тексте односоставные предложения? Назовите их. Какие из них определенно-личные?
3. Выполнить упр. 189 на с. 91 учебника. Употребление определенно-личных предложений в пословицах.
6. Подведение итогов урока. (Слайд 10)
- Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?
- Какие предложения называют определенно-личными?
- В каких стилях речи могут использоваться определенно- личные предложения?
( Художественном, разговорном, в том числе в устном народном творчестве)
7. Рефлексия
(Слайд 11)
Дифференцированное домашнее задание:
Написать письмо, поздравление, приглашение (выбрать одно) другу, родственнику, знакомому, используя определенно-личные предложения. Правило п. 32
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.
Данный урок представлен в разделе « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» На данном уроке предполагается изучение и закрепление новой темы....
Подготовка к ЕГЭ. Тест по теме "Пунктуация в сложносочиненных предложениях и предложениях с однородными членами"
Материал предназначен для учащихся и учителей при подготовке к ЕГЭ с довольно сложным материалом. Алгоритм и практический материал, который для удобства копируется в презентации и в документе, поможет...
Тематическая работа по теме "Односоставные и двусоставные предложения. Однородные члены предложения".(8класс, в формате Статград 2015)
В работе представлены аналогичные задания тем, что предлагаются в системе Статград по теме "Односоставные и двусоставные предложения. Неполные предложения. Однородные члены". Такую работу полезно пров...
Разработка урока "Определенно- личные предложения"
Тема :Определенно- личные предложенияТип урока : усвоение новых знаний.Цель урока: Образовательные: изучение структуры, назначения и возможностей определенно-личных предложений; умение определять...
Тесты по теме "Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами"
Тесты предназначены для использования на уроках русского языка в 9 классе и при подготовке обучающихся 11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ....
Тесты по теме "Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения"
Тесты предназначены для использования на уроках русского языка при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ....
Презентация к уроку "Определенно-личные предложения" в 8 классе
Данная презентация может быть использована для подготовки и проведения урока по теме "Определенно-личные предложения" в 8 классе....