Секреты средств выразительности, урок развития речи в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Чернюк Анастасия Геннадьевна

Образовательная:

·         повторить и закрепить знания о средствах художественной выразительности и их особенностях;

·         формировать умения и навыки поиска информации, ее отбора и организации, оценки собственной деятельности и

деятельности  других.

Развивающая:

·         развивать у учащихся речевую и мыслительную активность;

·         развить навыки употребления средств художественной выразительности в речи.

·         развивать умение отбирать и анализировать информацию;

·         развивать образное мышление и культуру общения;

·         развивать творческие способности учащихся;

·         развивать мотивацию: из пассивного слушателя превратиться в активного, целеустремлённого члена группы.

Воспитательная:

·         прививать интерес, потребность в изучении и употреблении средств художественной выразительности в устной

и письменной речи как источника богатства русского языка.

воспитывать чувство ответственности за порученное дело, уважение друг к другу во время совместной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_sredstv_vyrazitelnosti_otkrytyy_urok.docx52.53 КБ

Предварительный просмотр:

Секреты средств выразительности

Предмет

Русский язык

Класс

9

Тема урока

Секреты средств выразительности

Количество часов

1 час

Целиурока

Образовательная:

  • повторить и закрепить знания о средствах художественной выразительности и их особенностях;
  • формировать умения и навыки поиска информации, ее отбора и организации, оценки собственной деятельности и

деятельности  других.

Развивающая:

  • развивать у учащихся речевую и мыслительную активность;
  • развить навыки употребления средств художественной выразительности в речи.
  • развивать умение отбирать и анализировать информацию;
  • развивать образное мышление и культуру общения;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать мотивацию: из пассивного слушателя превратиться в активного, целеустремлённого члена группы.

Воспитательная:

  • прививать интерес, потребность в изучении и употреблении средств художественной выразительности в устной

и письменной речи как источника богатства русского языка.

  • воспитывать чувство ответственности за порученное дело, уважение друг к другу во время совместной работы.

Задачи урока

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение 

речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач,

структурирование знаний; определение понятий; работа со средствами выразительности – опознавание основных выразительных

 средств в публицистической и художественной речи и оценивание их;  оценивание собственной и чужой речи с точки

зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

личностные УУД:  установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,

самоопределение; установление  устойчивого познавательного интереса; осмысление  ценности красоты и богатства

русского языка;

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, самостоятельная оценка результатов работы, внесение необходимых

 дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил

речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.             

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Предметные результаты

1)систематизация и обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках

2) обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение нормам языка и их использованию в речи;

3)обучать навыкам культуры речи и речевого общения;

5)обучать лингвистическому и содержательному анализу текста, определять виды художественных средств и их роль в тексте.

1)развитие основных видов речевой деятельности: говорения, письма, слушания и чтения; 2)развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи; 3)эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении музыки, литературы; 4)развивать творческие возможности школьников.

1)повышение познавательного интереса учащихся, проявляемого в желании

активной и самостоятельной работы

на уроке и во внеурочное время;

2) привитие чувства любви к

родному языку, осмысление

 общечеловеческих ценностей.

Решаемые учебные проблемы

Закрепление имеющихся знаний по теории.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Микроцель этапа урока

Ход занятия

Деятельность учащихся

Комментарии

  1.  Организационный этап

Цель: включение в деятельность

Учитель приветствует учащихся

Ученики приветствуют учителя

  1.  Определение темы, выявление цели и задач урока

Цель:

определение темы, постановка целей и задач

Текст звучит под музыку.

Нетленные красоты России, ее полей и лесов, туманных омутов и величественных закатов явились на свет не вчера. Именно Север напитал жизнь поколений и даже эпох так, что диву даешься. Вместе с Великим Новгородом, вместе с белоствольной, статной Русью поднялось величие Пскова и Суздаля, Владимира и Ростова. Каменная громада Георгиевского собора на Ильмень-озере, когда на прибывающей весенней воде он высится, будто в облаках, не просто старина, а памятник величию человека.

Все это — эпоха, когда простой человек почувствовал в себе поэта и ощутил, что земля — это нечто большее, чем просто нива, просто гул нетронутых лесов. Он, загнанный на северные окраины своей земли безжалостными завоевателями, понял, что уходить больше некуда, что родная земля, эти спасительные богатырские дали, — источник бесконечной душевной силы. И каждая травинка, дерево, озеро стали восприниматься им как нерукотворное богатство. 

Ребята, как гордо  говорит  нам автор о  родной земле, Юрий Николаевич Кура́нов — русский писатель второй половины XX века, прозаик, поэт.

О чём данный отрывок?

Тема– писатель говорит о своей родной земле, в которой  простой человек находит свои душевные силы.

Для чего написан текст, его идея? Что хотел передать автор? 

 Передать гордость за свою Родину восхищение её величием и красотой.

Вам понравилось?  Как вы думаете, что помогает писателю выразить данную мысль в тексте, что делает его таким лаконичным, ёмким, выразительным?  (Ответы учеников)

Языковые средства придают тексту особую выразительность, создают общую образность речи.  Давайте попробуем определить  средства выразительности в данном тексте. Легко ли это? Конечно, не всегда легко определить вид художественных средств, для этого нужно знать небольшие секреты, которыми обладают наши любимые писатели и поэты. Значит, темой сегодняшнего урока будут …

Тема. Секреты средств выразительности.

Ребята, вы бы хотели создать свой собственный текст? Целью нашего урока будет …

Научиться создавать свой собственный текст, используя средства выразительности языка.

А для этого нам нужно, исходя из темы нашего урока? Раскрыть секреты средств выразительности языка.

А если эти средства скрыты в предложениях, текстах, научиться находить их в предложении, в тексте.

А чтобы создать собственный текст, нужно раскрыть секрет создания   собственного текста, используя средства выразительности языка.

Дети слушают, читают текст, с помощью учителя определяют тему и идею текста – 5  мин.

 

С помощью учителя определяют цель урока и задачи –3 мин

3.  Актуализация знаний

Цель: повторить знания о видах художественных средств

Посмотрим, какое средство первым перед нами раскроет свои секреты. Кто первым отгадает, какому средству выразительности принадлежат данные характеристики?

1.Это чаще всего имя прилагательное или причастие, употреблѐнное в переносном значении.

Интересно, что само слово пришло к нам из греческого языка, где оно имеет значение «приложенное». То есть, это то, что «прикладывается» к слову. Это одиночное определение, которое характеризует предмет, дополняет его в эмоциональном отношении.

Не просто осень, а золотая осень.

Не просто роса, а серебряная роса.

Пример:  И всё же очень, очень интересно наблюдать, как свисают на лоб

белые волосы, шевелятся добрые губы и как прикасаются к шёрстке

тёплые, ласковые пальцы.

Следующее средство выразительности.

2.Это словосочетание (сочетание двух слов) или предложение, которое употребляется в переносном смысле. Это скрытое сравнение.

Для метафоры одного слова маловато. Вот перед нами словосочетание – «книга жизни». Какое средство языковой выразительности употребляет автор? Эпитет или метафору?

Почему? Потому что словосочетание построено по типу сущ.+сущ., причѐм первое существительное употреблено в переносном значении. И скрытое сравнение здесь есть – жизнь сравнивается с книгой.

Метафорам характерны оригинальность, необычность, они помогают

представить какое-нибудь явление.

«Пустых небес прозрачное стекло…» Яркая бунинская метафора

помогает нам представить, что осеннее небо пусто и прозрачно, как

стекло.

3.Наделение неживой материи свойствами и качествами живой, например:

К ней прилегла в опочивальне ее сиделка – тишина  (А.А.Блок)

Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Георгиевич Паустовский)

Итак, значит, первая команда работает с эпитетами, вторая- с метафорами, и третья – с олицетворениями.

Называют определения – 5 мин

  1. Физкультминутка

Цель: активизация учебной деятельности, забота о здоровье учащихся

Ребята, да или нет?

1.Непрерывная цепь воспоминаний возникает и преследует меня – эпитет?

2.Задул по седым ивам теплый ветер – эпитет?

3.Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом – каждую осень встречаешь всѐ тот же огненный куст рябины за прудом –метафора?

4. Глаза, еще блестевшие от слез, засмеялись дерзостно и счастливо – эпитет?  (Тургенев)

5.Горит и горит багровый костѐр заката –метафора?

6.К полудню задует сырой ветер, польются томительные дожди –эпитет?

 7. Отговорила  роща золотая – метафора?

Определяют средства выразительности- 5 мин

  1. Практическая часть.

Цель: закрепление материала.

Именно при помощи выразительных средств языка писатель воздействует на читателя. Попробуем создать свой текст, расскажем о  родной земле, о её красотах и богатствах, как это сделал Юрий Николаевич Куранов в своём тексте. Предлагаю вам побывать в роли журналистов.
- А чем занимается журналист?
- Журналист - человек, который собирает информацию, готовит сообщения и материалы для газеты, журнала, радио или телевидения.
- Как вы думаете, какими знаниями должен обладать журналист?

- Умение красиво писать.
- Знание правил правописания слов.
- Умение правильно и четко выражать свои мысли, составляя предложения и тексты.

Темой нашего текста будет «Моя малая родина». В каждой команде у нас будут редактор – тот, кто «командует» процессом и следит за временем выполнения задания, главный кореспондент  – кто отвечает за текст, корректор – кто корректирует неточности. Все остальные члены команды - кореспонденты, они будут помогать в создании текста. Главное, помните – вы команда, единое целое, и ваша общая задача – выпустить вовремя статью в газете.

Текст небольшой, 4-5 предложений будет достаточно. Время на выполнение 7 минут. А вот вам мои «секретики». Это  средства выразительности, употребить в тексте - это обязательное условие.

Ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось.

Составляют текст в группе, выводят  на экран. Другие ребята находят средства выразительности

7 мин на составление текста.

10 минут на чтение вслух,  выявление средств выразительности

6. Задание на дом.

Цель: нацелить на выполнение домашнего задания

Ребята, домашнее задание будет на выбор.

 1. Поработать с текстом Юрия Николаевича Куранова, найти в нём средства выразительности.

2. Второе задание – дописать работу, которую начали на уроке, и лучшая будет опубликована в газете.

Дети сами выбирают задание, записывают – 2 мин

7. Рефлексия

Цель:

Подведение итогов урока, оценка своей деятельности на уроке.

Итак, вы научились составлять собственный текст? Что вам понравилось, что хотелось бы ещё обсудить по данной теме, что непонятно, напишите мне маленькое смс. Листочки на столах.

Учитель:

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам!

Ребята делают выводы из проделанной на уроке работы -3 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...

Урок развития речи. 7 класс. Публицистический стиль речи.

Конспект урока, на котором дается понятие о публицистическом стиле: его особенностях, жанрах, сферах употребления....