Адаптированная рабочая программа основного общего образования по русскому языку для 9 класса для учащихся с ОВЗ
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
При обучении детей с ОВЗ, следует учитывать их особенности:
недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной
ориентировки, быструю утомляемость, что отрицательно влияет на усвоение основных понятий, в связи с этим при рассмотрении предмета «Русский язык »в 9 классе были внесены изменения в требования к уровню подготовки учащихся с ОВЗ, основное содержание и тематическое планирование соответствует рабочей программе, т.к. дети с ОВЗ обучаются в общеобразовательном классе.
Обучающимся с ОВЗ необходимо дать оптимальный объем знаний для получения ими общего лингвистического образования, необходимого для их социальной адаптации и реабилитации.
В связи с этим определена цель обучения – изучение основного перечня тем, которые раскрывают стержневые разделы языкознания, подготовка учащихся к сдаче экзамена по русскому языку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Ярославка
муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан
«Рассмотрено» « Согласовано» « Утверждаю»
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР: Директор школы:
____Севастьянова И. А. _______Малинина Н.В. ______Малинин С.А.
Протокол №____ «___»________2015г. Приказ №113
от «___»_____2015г. от «31»августа 2015 г.
Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
по русскому языку для 9 класса для учащихся с ОВЗ
на 2015-2016 учебный год
Разработала и реализует учебный курс
учитель русского языка Беляева К.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренным решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. №21/12, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089.
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, 2010 г., авторской программы по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского(.Москва, «Просвещение», 2010 год), адаптированной программы по русскому языку, учебного плана МБОУ СОШ
с. Ярославка.
При обучении детей с ОВЗ, следует учитывать их особенности:
недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной
ориентировки, быструю утомляемость, что отрицательно влияет на усвоение основных понятий, в связи с этим при рассмотрении предмета «Русский язык »в 9 классе были внесены изменения в требования к уровню подготовки учащихся с ОВЗ, основное содержание и тематическое планирование соответствует рабочей программе, т.к. дети с ОВЗ обучаются в общеобразовательном классе.
Обучающимся с ОВЗ необходимо дать оптимальный объем знаний для получения ими общего лингвистического образования, необходимого для их социальной адаптации и реабилитации
В связи с этим определена цель обучения – изучение основного перечня
тем, которые раскрывают стержневые разделы языкознания, подготовка
учащихся к сдаче экзамена по русскому языку.
Данная цель обусловливает следующие задачи:
Познавательные задачи:
− изучать базовые основы таких разделов языка, как фонетика,
орфоэпия, графика, орфография, лексикология, фразеология, морфемика,
словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация, стилистика, а также
некоторые сведения о роли языка в жизни общества, его развитии, о месте
русского языка среди языков мира;
− формировать у обучающихся научно-лингвистического
мировоззрения;
− формировать умения опознавать, анализировать,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умения работать с
текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию; уметь пользоваться различными лингвистическими
словарями, в том числе и электронными.
− совершенствовать речемыслительную деятельность,
коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное овладение
русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащать словарный запас и грамматический строй речи
учащихся; формировать потребность к речевому самосовершенствованию и 7
взаимодействию; совершенствовать умения и навыки устной и письменной
речи;
− развивать творческое и логическое мышление;
− воспитывать чувства гражданственности и патриотизма,
сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству
общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Ввиду вышеуказанных психофизических особенностей обучающихся
проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
− совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие
мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие
артикуляционной моторики;
− развитие восприятия, памяти, внимания; формирование обощенных
представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина),
пространственных представлений и ориентаций, представлений о времени;
− развитие различных видов мышления: наглядно-образного,
словесно-логического;
− развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать,
анализировать, выделять сходство и различие понятий, работать по словесной и
письменной инструкциями, алгоритму, планировать деятельность;
− развитие эмоционально-личностной сферы: инициативности,
стремления доводить начатое дело до конца; формирование адекватности
чувств, устойчивой и адекватной самооценки, умений анализировать свою
деятельность, преодолевать трудности; воспитание самостоятельности
принятия решения, правильного отношения к критике;
− развитие речи: фонематического восприятия, связной устной и
письменной речи, лексико-грамматических средств языка;8
− расширение представлений об окружающем мире и обогащение
словаря;
− формирование и развитие учебно-практических действий по
устранению индивидуальных пробелов в знаниях.
Изменения, внесенные в Примерную программу :
В связи с тем, что из школьного компонента выделен дополнительно 1 час в неделю на углубление курса русского языка, увеличено количество уроков по развитию речи, добавлены часы в следующие разделы:
Повторение изученного в 5-8 классах- 4 часа;
Сложноподчиненное предложение--8 часов;
Бессоюзное предложение-5 часов;
Сложные предложения с различными видами связи-5 часов;
Повторение и систематизация изученного в 9 классе-10 часов.
Место предмета Русский язык в учебном плане:
На изучение предмета «Русский язык» в 9 классе отводится 102 часа в год ,из расчета 3 часа в неделю (2 ч+1 час из школьного компонента)
Общая характеристика учебного предмета. Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения
знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, н о и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Учебный предмет «Русский язык» в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность
Учебно-методический комплект
- Русский язык . 9 класс. Учебник под редакцией Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др. Изд. «Просвещение»- М., 2012г.
- Русский язык .Поурочные планы по учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др.9 класс. Изд. «Учитель», Волгоград,-2014г.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов (всего) | В том числе контрольных Работ | В том числе проверочных, самостоятельных работ | В том числе развитие речи |
Международное значение русского языка. Понятие о литературном языке | 2 | - | - | - |
Повторение пройденного в 5-8 классах | 11 | 1 | 1 | 2 |
Понятие о сложном предложении | 2 | - | - | - |
Сложносочиненное предложение | 11 | 1 | 1 | 2 |
Сложноподчиненное предложение | 33 | 2 | - | 6 |
Бессоюзное сложное предложение | 14 | 1 | - | 4 |
Сложное предложение с различными видами связи | 17 | 1 | 1 | 6 |
Повторение и систематизация изученного в 9классе | 12 | 1 | - | - |
ИТОГО | 102 | 7 | 3 | 20 |
Формы организации учебного процесса и формы контроля
Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Формы проведения уроков: урок-семинар,урок- сообщение новых сведений, урок- проверка изученного, консультации и индивидуальные занятия, урок-игра.
Формы контроля
По характеру заданий:
тестирование, тестирование в формате ОГЭ(ГВЭ), контрольный диктант, игра,викторина.
По занятости школьников:
индивидуальный (самостоятельное выполнение заданий учеников у доски или на рабочем месте);
фронтальный (общеклассный, работа класса над выполнением задания самостоятельно или под руководством учителя);
работа в парах;
групповая работа;
уплотненный опрос (сочетание фронтального контроля с индивидуальным).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ с ОВЗ
1. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке,
определения основных изучаемых в IX классе языковых явлений,
речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы,
приводя нужные примеры.
2. К концу IX класса учащиеся должны овладеть следующими умениями
и навыками:
— производить все виды разборов: фонетический, морфемный,
словообразовательный, морфологический, синтаксический;
— составлять сложные предложения разных типов;
— определять стиль и тип текста;
— соблюдать все основные нормы литературного языка.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые 61
необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков
препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V—IX классах
пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки;
производить пунктуационный разбор предложения.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь
обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,
находить и исправлять орфографические ошибки, производить
орфографический разбор слов.
Правильно писать изученные в V—IX классах слова с непроверяемыми
орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных
стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную
тему по одному источнику. Писать заявление, автобиографию.
Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и
исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Грамотно говорить на
заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий
речевой этикет.
Содержание курса
Раздел 1. Международное значение русского языка 2 часа
Раздел 2. Повторение изученного в V – VIII классах 11 часов (9 часов + 2 часа РР)
I. Входной контроль. Повторение орфографии. Комплексное повторение пунктограмм, изученных в 8 классе
(словосочетание; предложение; способы выражения главных членов предложения; тире между подлежащим и сказуемым; тире в неполном предложении; виды предложений по наличию главных членов; виды односоставных предложений; знаки препинания при однородных членах предложения)
II. РР Изложение с продолжением.
Раздел 3. Сложное предложение
I.Сложносочиненное предложение и его особенности(11ч; 9ч+ 2 ч Р/Р). Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III.РР Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Раздел 4. Сложноподчиненные предложения.(33ч; 27ч+3 ч Р/Р)
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по
отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. РР Изложение. Сочинение-рассуждение о природе родного края. Способы сжатия текста, сжатое изложения. Сочинение –рассуждение «Что такое подвиг?»
Раздел 5. Бессоюзные сложные предложения ( 14 часов; 10 часов + 2 часа РР)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
И. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Подробное изложение текста.
Раздел 6. Сложные предложения с различными видами связи ( 17 часов; 15ч+2 ч Р/Р)
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Подробное изложение текста.
Раздел 7. Повторение изученного в 9 классе.(12ч)
Систематизация знаний, полученных в 9 классе.
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Основная учебная литература для учителя
- Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL:
http ://www.mon.gov.ru/work/ obr/ dok/obs/fkgs/08/doc (дата обращения: 06.08.10).
- Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения URL:
http ://www.mon.gov.ru/work/ obr/ dok/obs/prog/02-1-0.doc (дата обращения: 06.08.10).
- Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы: проект –М.: Просвещение, 2010.
- Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы /Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2007.
- Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М.. Русский язык.
9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
- Амбушева Т.Н. Поурочные планы по русскому языку. 9 класс, по учебнику Тростенцовой Л.А., Ладыженской Т.А., Дейкиной А.Д., Александровой О.М. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Волкова А.А. Изучение синтаксиса и пунктуации. Комплексное повторение. 9 класс. – М.: Чистые пруды, 2009. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Русский язык». Вып. 26).
- Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс /Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2011.
- CD-ROM: Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 8-9 классы, 2004.
Основная учебная литература для учащихся
- Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1999.
- Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. – М., 1997.
- Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – 3-е изд., перераб. – М., 1994.
- Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка / Под ред. Ф.П.Филина. – 2-е изд., дораб. – М., 1998.
- Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – 4-е изд. – М., 2000.
- Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В.Иванова. – 4-е изд., дораб. – М., 1999.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
- Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1991.
- Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – 2-е изд. – М., 1998.
- Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – 2-е изд., перераб. – М., 1994.
- Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – 41-е изд. – М., 1990.
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. – М., 1997.
Образовательные электронные ресурсы:
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ ' 1С Репетитор' по русскому языку. Контрольно-диагностические системы серии ' Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http ://www. gramota.ru/ - Всё о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http ://www. gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги – правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http ://www.scoll.edu.ru/ - Российский образовательный портал.
http://www.1 september.ru/ - Газета «Первое сентября»
http ://www.all.edu.ru/ - Всё образование Интернета
clam.ru> 1 news /izlozheniya / izlozheniya …dlya – 5…. Изложения для 5 -11 классов
http://lib.repetitors.eu. Контрольные работы, диктанты 5-11 кл.
Технические средства обучения
- Мультимедийный проектор.
- Компьютер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная рабочая программа основного общего образования по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном...
Рабочая программа основного общего образования (ФГОС) русский язык 5-9 классы
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями освоенияосновной образовательной программы основного общего образования, представленнойв Федеральном государственном образовательном стандар...
"Рабочая программа основного общего образования по русскому языку для 6 класса"
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе примерной программы по предмету русский язык....
Рабочая программа основного общего образования по русскому языку 8 класс
Рабочая программа основного общего образованияпо русскому языку МОУ СОШ с. Вадинск 8 класс...
Рабочая программа основного общего образования по русскому языку 9 класс
Рабочая программа основного общего образованияпо русскому языку МОУ СОШ с. Вадинск 9 класс...
Адаптированная рабочая программа основного общего образования по английскому языку для детей с ОВЗ 5 класс
Адаптированная рабочая программа основного общего образования по английскому языку для детей с ОВЗ 5 класс...
Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Русский язык» 5 класс к учебнику Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и другие. Русский язык (в 2 частях), 5 класс/ ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»
Программа создана на основе конструктора "Единого содержания общего образования" https://edsoo.ru/...